Научная статья на тему 'Цели и содержание профильного обучения в общеобразовательной школе Франции'

Цели и содержание профильного обучения в общеобразовательной школе Франции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шульцева Т. В.

Статья посвящена изучению и анализу целей, содержания и организации профильного обучения в общеобразовательной средней школе Франции в контексте реформирования Французской республиканской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цели и содержание профильного обучения в общеобразовательной школе Франции»

УДК 373 (44)

Т.В. Шульцева

ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ФРАНЦИИ

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ

The article is devoted to the studying and analysis of aims, content and organization of profile education in comprehensive school of France in the context of reformation of French republican school.

Новые социально-экономические условия современного этапа развития России и общие тенденции мирового развития во многом определяют процесс модернизации российского образования, одним из этапов которого является создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы» [1].

Профильное обучение — «средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [2].

Вариативные модели организации профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы становятся предметом углубленного изучения и внедрения в образовательный процесс [3].

Изучение опыта зарубежных стран позволяет сопоставлять педагогические идеи и школьную практику; преодолевать терминологические разночтения; формировать на этой основе теоретические подходы универсального, прогностического характера и преодолевать опасность отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В рамках данной статьи мы обращаемся к теории и практике организации профильного обучения в старшей профильной школе Франции — общеобразовательном и технологическом лицее, в частности к целеполагающему и содержательному компоненту.

Старшая профильная школа во Франции представлена самостоятельным образовательным учреждением — лицеем. Лицей — завершающее звено системы среднего образования и одновременно переходная ступень к высшему образованию. Главных отличий от российской средней школы два. Во-первых, именно на этом этапе начинается специализация, во-вторых, аттестат о среднем образовании (baccalauгeat, или сокращенно BAC) получают далеко не все учащиеся лицеев, а только в среднем 62% [4].

На продолжение обучения в лицее (II цикл обучения в средней школе — необязательный) имеют право все граждане, окончившие коллеж (I цикл). Лицейское образование Франции имеет три основных направления обучения (3 grandes fiШeres): общее, технологическое и профессиональное. Первые два направления оказываются более связанными между

собой, так как реализуются в лицее общей и технологической направленности (lycee d’enseignement general et technologique). Профессиональный лицей (lycee professionnel) является самостоятельным образовательным учреждением. Все три направления готовят к степени бакалавра в своих областях и тем самым дают право на продолжение обучения в системе высшего образования.

Основным законодательным документом, определяющим цели и стратегические направления развития Республиканской школы Франции на 10-15 лет, является Ориентационный закон (Loi d’orientation). Новый Ориентационныий закон 2005 г. основан на инновационных национальных дебатах 2003-2004 гг., 21 тысяче собраний комиссий, которые выработали общий вывод — «Зеркало дебатов», разработке проекта закона и его обсуждении в Национальной Асамблее и Сенате. После принятия и частичного внедрения закона в 2005/06 учебном году полная его реализация предполагается в 2006/07 учебном году. В рамках процесса демократизации школы, начатого во Франции после войны и ускорившегося в 1980 — 1990-е гг., на современном этапе обозначены два стратегических направления: качество и справедливость [5]. Перед общеобразовательной школой на ближайшие 10-15 лет поставлены цели [6]:

— «гарантировать получение в процессе школьного образования всеми учащимися (100%) определенного диплома» (Brevet de college — Свидетельства об окончании колледжа) «или признанного уровня квалификации» (в профессиональном лицее: уровень V — Certificat d’aptitude professionnelles (C.A.P) — сертификат профессиональной подготовки или уровень IV — Brevet d’etudes professionnelles (B.E.P) — свидетельство о профессиональном образовании);

— «довести 80% учащихся одного года рождения до уровня бакалореата» (диплома о среднем образовании) — старшая профильная школа — лицей.

Цель профильного обучения в лицее Франции — многопрофильном учебном заведении с естественнонаучными, филологическими, социально-экономическими и технологическими направлениями дифференциации — «развитие самостоятельности

учащихся и овладение новыми компетенциями» [7].

Обучение в лицее общей и технологической направленности состоит из двух циклов: цикл «определения» (второй класс) и выпускного цикла (класс первый и выпускной).

Первый учебный год (второй класс) посвящен предпрофильной подготовке с единым для всех уча-

щихся учебным планом. Основная задача — подготовка к выбору общеобразовательного или технологического направления обучения, определению серии (направления дифференциации) первого класса.

В начале учебного года во втором классе все ученики проходят тестирование по французскому языку, математике, истории-географии и первому иностранному языку. Выявив с помощью тестов слабые и сильные стороны знаний учеников, их распределяют по «модулям», проводимым по перечисленным четырем предметам. «Модульные часы» имеют целью ликвидацию имеющихся пробелов в знаниях и их углубление. Модульное обучение проводится в небольших ученических группах, по 30 минут на каждый учебный предмет. Разделение учащихся по группам проводится преподавателем. Состав групп может быть изменен в течение года с целью совершенствования развития учащихся.

Кроме общей программы ученики второго класса выбирают три дополнительных предмета (2 enseignements de determination + 1 option facultative) для самоопределения образовательных и профессиональных потребностей и продолжения обучения в выпускном цикле лицея. Роль дополнительных предметов велика: они не только дополняют и расширяют общеобразовательную подготовку, но и закладывают основы специализации. От того, какие предметы выберет учащийся, в значительной степени зависит как профиль бакалаврского диплома, так и направление последующего обучения в вузе. Но следует отметить, что «ни один из двух предметов для самоопределения не является единственным обязательным критерием доступа к направлению дифференциации первого класса или выбора профиля обучения выпускного класса. Для учащихся, не прошедших обучение по некоторым профилирующим предметам второго класса, данные дисциплины будут включены в учебный план выпускного цикла обучения» [8].

Начиная с первого класса (второй год обучения) общеобразовательной направленности предусмотрены три направления специализации (профильной дифференциации): социально-экономическое направление (serie ES); филологическое (литературное) направление (serie L); естественнонаучное направление (serie S). Обучение в первом классе каждого направления включает группу общих обязательных предметов-доминантов, один обязательный предмет на выбор, два или более факультативных предмета.

В выпускном классе каждое направление дифференциации подразделяется на профили в зависимости от выбранной дисциплины в качестве дополнительной подготовки первого класса и как специальной дисциплины выпускного класса.

Социально-экономическое направление (serie ES) — 3 профиля:

1) «Экономика и социальные науки» (выбор дисциплины «Социально-экономические науки»);

2) «Экономика — математика» (выбор дисциплины «Математика»);

3) «Экономика и иностранные языки» («Иностранный язык 1» или «Иностранный язык 2»).

Филологическое (литературное) направление (serie L) — 4 профиля:

1) «Филология — иностранные языки» («Иностранный язык 1» или «Иностранный язык 2» или «Иностранный язык 3»);

2) «Классическая филология» (выбор «Латинского языка» как общеобразовательной дисциплины и/или «Латинского языка»/«Греческого языка» как дополнительного предмета первого класса и специализированного предмета выпускного класса);

3) «Филология — математика» (выбор дисциплины «Математика»);

4) «Филология — искусство» (выбор дисциплины «Искусство»).

Естественно-научное направление (serie S) — 5 профилей:

1) «Инженерные науки» (выбор данной дисциплины как общеобразовательной и общепрофессиональной дисциплины первого класса);

2) «Биология — экология» (выбор данной дисциплины как общеобразовательной и общепрофессиональной дисциплины первого класса);

3) «Математика» (выбор данной дисциплины в качестве специализированной подготовки выпускного класса);

4)/5) «Экспериментальные науки» («Физика — химия» / «Науки о жизни и о Земле» — в качестве специализированной подготовки выпускного класса).

Таким образом, содержание профильного обучения в лицее общеобразовательной направленности представляет собой обязательное обучение (общеобразовательные и общепрофессиональные дисциплины) первого и выпускного класса; дополнительное обучение (дополнительный предмет и факультативные дисциплины) первого класса; специализированное обучение (специальная дисциплина и факультативы) выпускного класса.

Содержание технологической направленности обучения в лицее (два года и более) определяется 8 профилями, ведущими к категориям бакалореата: S.T.L. — науки и лабораторные технологии; S.T.I. — науки и промышленные технологии; S.M.S. — медико-социальные науки; S.T.G. — науки и технологии управления; S.T.P.A. — науки и технологии пищевой промышленности; S.T.A.E. — науки и технологии агрономии и окружающего мира; T.M.D. — техники музыки и танца; Hotellerie — гостиничное дело.

Анализ основных законодательных документов (Ориентационного закона 2005 г., постановлений, рапортов) по реформированию общеобразовательной школы Франции, в частности всего, что касается содержания профильного обучения, позволяет выделить следующие инновации:

— изменение учебных планов с целью четкого определения каждого направления дифференциации и предоставления большего количества времени для самостоятельной работы учащимся;

— новые образовательные программы, ориентированные на фундаментальные понятия каждой дисциплины и актуализацию знаний в различных образовательных областях;

— введение дисциплины «Индивидуальные проекты» (Travaux personnels encadres) в первом и выпускном классах;

— введение дисциплины «Гражданское, юридическое и социальное образование» во втором, первом и выпускном классах (совершенствование умения вести беседу и приобщение к определению своей гражданской позиции посредством ведения аргументированных дебатов);

— модернизация изучения иностранных языков (развитие коммуникативной компетенции и использование коммуникативного подхода в обучении: деление класса на группы и работа ассистента (носителя языка) с целым классом в трех возможных секциях: интернациональные языки, европейские языки и восточные языки);

— введение курса «Индивидуализированная помощь» во втором классе для учеников, испытывающих наибольшие затруднения в обучении (помощь преподавателей в определении учебных затруднений и поиск способов их решения).

Таким образом, реформирование содержания, организации профильного обучения в общеобразо-

вательной школе Франции направлено на повышение качества образования, совершенствование системы многоуровневого образования путем идентификации направлений дифференциации и профилей обучения, а также на формирование у учащихся умения строить образовательную и профессиональную траекторию.

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ № 1756 от 29 декабря 2001 г. // Бюл. Минобразования. 2002. № 2. С.5.

2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. 2002. № 4. С.6.

3. Профильное обучение: модели на выбор // Сетевое объединение методистов: История & Обществознание. 2005. Вып.118. С.1.

4. Ecole primaire, college, lycee: en route vers le bac...// Label France Avril/ Juin 2004. P. 11.

5. La nouvelle loi d’orientation // www.loi.ecole.gouv.fr.

6. Historique de la loi // http://eduscol.education

7. La reforme de la voie generale // http://eduscol.education

8. Arrete du 18 mars 1999 // Bulletin official de l’education nationale № 14 du 8 avril 1999. (article 3).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.