Научная статья на тему 'Профильное обучение в зарубежных странах'

Профильное обучение в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3815
750
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профильное обучение в зарубежных странах»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Д 2005 Том 3 № 1

144 ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Л.О. ФИЛАТОВА

Московский государственный университет технологий и управления

Сегодня уже не надо никого убеждать в том, что анализ общемировых тенденций в развитии образования - дело необходимое и полезное. Как и учет и оценка собственной истории, опыта, ошибок и достижений.

В последние годы многие ведущие страны мира приступили к осуществлению преобразований своих систем образования. В ряде случаев эти преобразования носят характер достаточно многоплановых реформ. Однако опыт убедительно показывает, что гораздо легче разрабатывать реформы, чем их осуществлять. Практически во всех странах реализация реформ осложняется недостатком ресурсов и отсутствием механизмов, способных запустить реформы в действие. Отметим, что речь идет о недостатке ресурсов для проведения реформ, а не о недостатке ресурсов на текущие нужды образования. И в этом смысле нам в наших преобразованиях нужно быть особенно осторожными: ведь они проходят при общем остром дефиците средств в отрасли.

Понятно, что модели профильного обучения, которые могли быть разработаны с опорой на международный опыт, должны были учитывать реальное состояние дел в российском образовании, и прежде всего его ресурсного обеспечения.

В результате анализа зарубежного опыта профильного обучения мы получили довольно пеструю и разнообразную картину. Индивидуален, интересен, по-своему эффективен опыт каждой страны, а нами был проанализирован опыт не менее 40 стран, в основном Европы и Америки. Среди них Германия, Дания, Швеция, США, Канада, Франция, Италия, Англия, Шотландия, а также Китай, Япония и другие страны. Для представления в качестве весьма типичных подходов по организации профильного обучения мы решили остановиться на таких странах, как Англия, США, Шотландия, Германия, Франция. Считаем необходимым еще раз повторить, что это не лучшие с точки зрения организации профильного обучения страны (такими данными мы не располагаем), но наиболее интересные с точки зрения экспертов.

В ряде случаев обзор организации профильного обучения будет предварять краткая справка о структуре школы, необходимая для лучшего понимания профильного обучения.

Но прежде один важнейший общий вывод: старшие (полные) средние школы во всех развитых странах мира являются профильными, т.е. осуществ-

© Филатова Л.О., 2005

ляют профильное обучение старшеклассников. Поэтому развитие системы профильного обучения в нашей стране вполне вписывается в контекст развития мирового образования и не противоречит ему.

Англия

Структура школы (начальная школа + основная, неполная средняя школа + полная средняя школа): 6 + 5 + 2. Срок обязательного обучения составляет 11 лет, начало обучения с 5 лет. Первые два года обучения напоминают детский сад, занятия проходят в основном в форме игры. После трех лет обучения в неполной средней школе учащиеся разделяются на тех, кто будет заниматься по программам, направленным на экзамены и поступление в полную среднею школу (около 40%), и тех, кто не собирается продолжать образование после окончания обязательной школы. Таким образом, уже в последних двух классах неполной средней школы как бы формируется два профиля. Назовем их «академический» и «неакадемический».

Учащиеся, которые учатся в «академическом» профиле, занимаются по более продвинутым программам, определяемым экзаменационными требованиями, и в конце 11-го года обучения сдают экзамены за среднюю школу. Часть выпускников обязательной школы идет работать или учится в профессиональных школах, аналогах наших ПТУ.

Полные средние школы (2 года обучения) являются по сути подготовительными в вузы. Обучение в них носит специализированный характер. Учащиеся занимаются по индивидуальным учебным планам. Во многих полных средних школах Англии на первом году обучения имеется один обязательный для всех предмет: общегуманитарный курс, включающий элементы обще-ствознания, истории религии, экономики, социологии. Как правило, школьники изучают три предмета по профилю будущего вуза. Это могут быть: математика, физика, химия; физика, биология, экология; история Великобритании, история религии, социология и т.д. Возможны весьма разнообразные наборы предметов из тех, которые может предложить школа. Такая узкая специализация подвергается критике педагогической общественностью за недостаточную широту образования. В связи с этим в настоящие время поощряется изучение учащимися четвертого и иногда пятого предмета не по профилю. Например, учащиеся, интересующиеся физикой, могут выбрать курс истории и/или искусства; будущие гуманитарии - курс математики или экологии.

Набор предметов в академическом профиле включает основные дисциплины и зависит от размера и возможностей школы. Чем больше школа, тем больше курсов она может предложить. Основные дисциплины (английский язык и литература, история, география, математика, физика, химия, биология, искусство, иностранные языки) представлены в виде отдельных курсов. Например, физика Земли, алгебра, геометрия, стереометрия, теория вероятности, статистика, истории Великобритании XIX в. (и другие периоды), всемирная история, история Европы, литература (разные периоды) и др. Каждый учащийся составляет свой набор курсов с помощью тьютора.

Таким образом, в полной средней школе Англии ведется только академическое обучение, направленное на поступление в вуз. При этом нет естественно-научного или гуманитарного и иных профилей; для каждого учащегося составляется индивидуальный учебный план - в отличие от ряда других

Экономический вестник Ростовского государственного университета Д 2005 Том 3 № 1

Экономический вестник Ростовского государственного университета Д 2005 Том 3 № 1

стран, например Франции, о которой мы поговорим ниже. Доля тех, кто достиг шестнадцатилетнего возраста и продолжает образование, в последние годы резко возросла и составляет теперь 73% учащихся.

США

Структура школы: 6 + 3 + 3 или 8 + 4 (в зависимости от того, в каком штате находится школа). Обязательное обучение - с 6 до 16 лет.

Профильное обучение существует на последних двух или трех годах обучения в старшей (полной) средней школе (high school). Американские средние школы являются всеохватывающими (comprehensive), т.е. в них учатся дети разных способностей и успеваемости. Учащиеся разделяются перед последними двумя или тремя годами обучения на три потока (профиля): академический, общий и профессиональный, на котором дается предпрофессио-нальная подготовка. До недавнего времени их соотношение было 40, 30 и 25%. В последние десятилетия многие школы отказываются от профессионального профиля, отдавая эту функцию профессиональным школам и колледжам. В большинстве школ остается два профиля: академический и общий.

Академический ведет к поступлению в вузы; общий дает неакадемическое образование, при этом учащиеся, занимавшиеся на общем потоке, могут поступить на работу или продолжить обучение в двухгодичных (общинных) колледжах. Соотношение учащихся на академическом и общем профилях может составлять 40 и 60% или по 50 %.

В старшей средней школе несколько обязательных предметов: английский язык (включая литературу); обществоведение и граждановедение (государственное устройство США) или всемирная история; математика (1 год), общее естествознание (1 год), а также физкультура. Имеется большое количество дисциплин, сгруппированных в блоки, из которых учащиеся должны выбрать один или два курса. Изучение каждого курса в течение одного семестра (пять уроков в неделю) засчитывается как одна зачетная единица (credit). Для получения полного среднего образования необходимо набрать от 16 до 25 зачетных единиц (зависит от штата).

Набор курсов представлен в таблице.

Курсы Количество уроков в неделю Зачетные единицы

Иностранный язык

1. Иностранный язык I, II или III 5 1

2. Французский I, II или III 5 1

3. Немецкий I, II или III 5 1

4. Китайский или русский 5 1

Математика

1 . Общая математика 5 1

2. Алгебра 5 1

3. Алгебра II 5 1

4. Геометрия 5 1

5. Статистика 5 1

6. Прикладная математика 5 1

Курсы Количество уроков в неделю Зачетные единицы

Информатика

1. Информатика I 5 1

2. Информатика II 5 1

Естественные науки

1. Биология 5 1

2. Планета Ремля 5 1

3. Общая физика 5 1

4. Физика твердого тела 5 1

5. Химия 5 1

Эстетическое образование

1. Изобразительное искусство 5 1

2. Музыка 5 1

3. Театр/Драма 5 1

Могут быть так же предложены блоки, объединяющие экономику, право, социологию и другие общественные науки.

Учащийся может выбрать в первом семестре 10-го класса общую математику, затем алгебру I, затем алгебру II или геометрию, затем статистику и т.д. Большой интерес проявляется в последние годы к информатике, информационным и коммуникационным технологиям. Учащиеся часто выбирают разнообразные курсы, предполагаемые различными школами в этой области. С каждым учащимся составляется учебный план, затем учащиеся распределяются по группам, которые условно можно отнести к различным профилям: филологическому, обществоведческому, математическому, естественно-научному, информационному.

Учащиеся неакадемического профиля изучают обязательные предметы, а также более практические курсы - работа на компьютере (ввод текста), стенография, один иностранный язык, домоводство, кулинария и др.

Помимо предметов, обязательных для выбора, имеется ряд факультативов, необязательных для изучения. Фактически это кружки или дополнительные занятия, которые могут включать музыку, кулинарию, вождение (выбирается практически всеми учащимися), работу по дереву или металлу и др.

Франция

Школьное образование во Франции реализуется по схеме 6 + 4 +3, в трех последовательно сменяющих друг друга типах образовательных учреждений: начальная школа, колледж, лицей. Нумерация классов обратная общепринятой - от 6-го класса колледжа до терминального в лицее.

Старшая, профильная школа во Франции представлена специальным типом образовательного учреждения - лицеем. Право на продолжение обучения в лицее имеют все граждане, окончившие колледж (в нашей стране -основное общее образование). Лицейское образование во Франции делится на три больших вида лицейской подготовки:

1. Лицейское образование общей направленности.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Д 2005 Том 3 № 1

Экономический вестник Ростовского государственного университета Д 2005 Том 3 № 1

2. Лицейское образование технологической направленности.

3. Лицейское образование профессиональной направленности.

Первые две группы лицейского образования оказываются более связанными между собой, чем с третьей группой. На практике это выражается в том, что лицей профессиональный всегда является самостоятельным образовательным учреждением, в то время как два других вида лицейской подготовки часто реализуются в лицее общей и технологической направленности.

Все три типа лицейской подготовки дают право на продолжение образования в системе высшего образования.

Обучение в лицее общего и технологического образования продолжается в течение 3 лет и разделено на два этапа.

I этап (1-й год обучения) - называется «определяющим циклом» (сус1е de determination), когда учащиеся завершают свое самоопределение в различных направлениях профильного обучения в рамках лицейского образования.

II этап (2-й и 3-й годы обучения) - носит название «завершающий цикл обучения» (сус1е terminal), которое завершается «бакалореатом» - экзаменом, дающим право поступления в вузы (за исключением высшего медицинского и высшего фармакологического образования, куда прием осуществляется на конкурсной основе). Бакалореат может рассматриваться как аналог ЕГЭ, особенно если учитывать более чем столетнюю традицию его проведения во Франции.

Следует отметить, что лицейскому образованию предшествует пятилетняя начальная школа (ecole elementaire) и четырехлетняя средняя школа (college). Последний класс колледжа характеризуется как «ориентационный цикл».

Продолжительность обязательного образования составляет от 6 до 16 лет.

Профессиональный лицей наряду с центрами профессиональной подготовки (centre de formation dapprentissage) дает и начальное профессиональное образование. Получение лицейского образования фиксируется дипломом профессионального бакалореата, который равен диплому бакалореата общего и технологического.

Для целей разработки концепции профильной школы непосредственный интерес представляют лицеи общего и технологического образования, где и реализуются идеи профильной школы. Таких лицеев во Франции, по данным 2000 г., 2086. В них обучается 462 тыс. учащихся. Внутри этой большой массы лицеев обычно выделяют пять групп, различающихся между собой общей направленностью обучения. Достаточно условно их можно рассматривать как некоторое приближение к группировке по профилям. Для целей статистики обычно выделяют лицеи:

- собственно общего типа;

- политехнические с ориентацией на третичный сектор экономики;

- политехнические с ориентацией на промышленный сектор;

- технологические с ориентацией на третичный сектор экономики;

- технологические с ориентацией на промышленный сектор экономики.

Лицеи разносят по данным группам в зависимости от того, какие направления специализации (профильной ориентации) в нем доминируют. Направлений специализаций довольно много. Но все они ведут к возможности сдачи экзаменов (бакалореата), спектр которых не так уж и широк. Бакалореат проводится по следующим восьми направлениям:

«Бак» экономический и социальный.

«Бак» литературный (филологический).

«Бак» естественно-научный.

«Бак» в области медико-социальных наук.

«Бак» в области технологии агрономии и охраны окружающей среды.

«Бак» в области индустриальных технологий.

«Бак» в области лабораторных технологий.

«Бак» в области технологий третичного сектора экономики.

Первые три направления бакалореата присутствуют практически во всех

лицеях Франции.

В каждом конкретном лицее осуществляется подготовка по нескольким направлениям бакалореата. Соответственно, различают и наборы профилирующих учебных дисциплин. Например, лицей им. Жюля Верна в г. Лимуре под Парижем готовит по следующим направлениям бакалореата:

1. Литературное, включающее изучение искусства, классической литературы, трех иностранных языков, латинского языка.

2. Экономико-социальное, включающее изучение одного иностранного языка, математики, экономики, социальных наук.

3. Общенаучное, включающее изучение математики, физики и химии, наук о Земле.

4. Технологии третичного сектора, включающее изучение мировой торговли и торговых отношений, информатики и управления.

При этом напомним, что в первый год из трех лет обучения в лицее (так называемый цикл самоопределения) эти предметы не изучаются. Изучаются: три иностранных языка, курс информатики и электроники в физических науках, курс экономических и социальных наук.

Кроме основных занятий, обязательно присутствует цикл факультативных занятий. В этом лицее в их число входят еще один иностранный язык, латинский, физкультура и занятия спортом, пластические искусства.

Таким образом, обучающиеся имеют возможность выбирать интересующие их профили обучения и часто образовательное учреждение, поскольку почти всегда число профилей в нем больше трех.

Фиксированной структуры в каждом направлении бакалореата не существует. Однако можно перечислить почти все основные образовательные области, которые включаются образовательными учреждениями в подготовку в два последних года обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Бак» экономический и социальный: иностранный язык, математика, экономика, социальные науки.

«Бак» литературный (филологический): классическая литература, иностранный язык, искусства, современная литература.

«Бак» общенаучный: математика, физика, химия, наука о Земле, науки о жизни.

«Бак» агрономии и охраны природы: охрана и улучшение окружающей среды, растениеводство.

«Бак» индустриальных технологий: электроника, математика, механические производства, электротехника, микротехника, материаловедение, гражданское строительство, оптическое производство, прикладные искусства.

«Бак» лабораторных технологий: биохимия, биотехнологии, лабораторная физика, оптические и физико-химические методы, индустриальные технологии.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Д 2005 Том 3 № 1

Экономический вестник Ростовского государственного университета Д 2005 Том 3 № 1

«Бак» технологий третичного сектора: торговые отношения, торговля, бухучет и управление, информатика и управление, администрирование.

По итогам обучения в лицее учащийся может получить два вида документов. Для тех, кто успешно сдал экзамен бакалореата - диплом. Для тех, кто не сдал, - свидетельство об окончании среднего образования. При необходимости каждый, имеющий подобное свидетельство, имеет право на сдачу бакалореата в последующие годы.

О порядке приема в лицей

В середине последнего года обучения в колледже учащиеся делают свой предварительный выбор, сообщая в совет класса о своем желании продолжения образования. В июне совет класса рассматривает информацию учащихся об их выборе и делает так называемое «окончательное предложение», где указано, что рекомендует совет: лицей общий и технологический, профессиональную подготовку, повторение последнего класса колледжа. Часто рекомендации носят более подробный характер. В случае несогласия с предложением совета класса в семье, решение принимает единолично директор колледжа, который проводит широкие консультации, прежде чем принять решение. Решение мотивируется и оформляется соответствующим документом. В случае недостижения согласия заполняется еще один документ - «лист разногласий».

Если согласия достичь не удалось, учащийся и его семья имеют 3 дня для обращения в «комиссию о помощи».

Досье учащегося представляет комиссии один из преподавателей или психолог-консультант. При этом возможность достижения согласия остается постоянной.

Комиссия определяет, в каком направлении должен продолжать обучение учащийся - общем, технологическом или профессиональном. Большая детализация не производиться. Пока не получено решение комиссии, возможность повторения последнего года в колледже остается реальной.

После решения комиссии

Процедура принятия в лицей проходит в сентябре, в начале нового учебного года. Зачисление осуществляет специальная комиссия, руководит которой главный региональный инспектор или его представитель. Зачисление проходит с учетом желаний учащихся и возможности образовательных учреждений по их приему. Прием по месту жительства несет в себе меньше проблем, чем поиск лицея другого регионального подчинения, зачисление в который возможно только при условии наличия свободных мест.

Учебные планы французского лицея1

Учебный план 2-го класса (первого года обучения) во французском лицее общей и технологической направленности

Занятия, обязательные для всех учащихся:

Французский язык 4 ч. 30 мин. (из них 0,5 ч. занятия в режиме модулей)

История - география 3 ч. 30 мин. (из них 0,5 ч. занятия в режиме модулей)

Первый иностранный язык 3 ч. (из них 1 ч. занятия в режиме модулей)

Математика 4 ч. (из них 1 ч. занятия в режиме модулей)

1 Утверждены Министерством национального образования Франции в 2001 г.

Физика - химия 3 ч. 30 мин (из них 1 ч. 30 мин. с делением на группы)

Науки о жизни и о Земле 2 ч. (из них 1 ч. 30 мин. с делением на группы)

Физкультура и спорт 2 ч.

Гражданское, юридическое и социальное образование 30 мин. в классе с делением на группы

Индивидуальные занятия 2 ч.

Классные часы 10 ч.

Занятия для самоопределения, два на выбор среди:

Второй иностранный язык 2 ч. 30 мин. (из них 30 мин. с делением на группы)

Третий иностранный язык 2 ч. 30 мин. (из них 30 мин. с делением на группы)

Латынь 3 ч.

Греческий 3 ч.

Искусство 3 ч.

Экономические и социальные науки 2 ч. 30 мин. (из них 30 мин. с делением на группы)

Информационные технологии 3 ч. (из них 2 часа с делением на группы)

Физика и информатика 3 ч. в классе с делением на группы

Введение в инженерные науки 3 ч. в классе с делением на группы

Информатика в промышленном производстве 3 ч. в классе с делением на группы

Лабораторная физика и химия 3 ч. в классе с делением на группы

Лабораторная и медицинская биология 3 ч. в классе с делением на группы

Медико-социальные науки 3 ч. в классе с делением на группы

Физкультура и спорт 5 ч. (из них 1 ч. с делением на группы)

Экология - агрономия - гражданское воспитание 4 ч. 30 мин. (из них 3 ч. 30 мин с делением на группы)

Рисунок 5 ч. в классе с делением на группы

Изобразительная культура 3 ч. в классе с делением на группы

Компьютерная подготовка 18 ч. в год

Художественные практики 72 ч. в год

Социальная и культурная деятельность 72 ч. в год

Факультативные занятия, одно на выбор из:

Второй иностранный язык 2 ч. 30 мин. (из них 30 мин. с делением на группы)

Третий иностранный язык 2 ч. 30 мин. (из них 30 мин. с делением на группы)

Латынь 3 ч.

Греческий 3 ч.

Физкультура и спорт 3 ч.

Искусства 3 ч.

Практика 3 ч.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Д 2005 Том 3 № 1

Экономический вестник Ростовского государственного университета Д 2005 Том 3 № 1

Учебный план французского лицея двух последних лет обучения (классы первый и терминальный)

Профиль: экономический и социальный

Обязательные занятия:

Предмет Первый класс Терминальный класс

Экономические и социальные науки 5 ч. (из них 1 ч. с делением на группы) 6 ч. (из них 1 ч. с делением на группы)

История и география 4 ч. 4 ч.

Французский язык 4 ч. -

Философия - 4 ч.

Математика 3 ч. (из них 0,5 ч. с делением на группы) 4 ч.

Первый иностранный язык 2 ч. 30 мин. (из них 1 ч. с делением на группы)

Второй иностранный язык 2 ч. (из них 1 ч. с делением на группы)

Естественные науки 1 ч. 30 мин. (из них 0,5 ч. с делением на группы)

Физкультура и спорт 2 ч. 2 ч.

Гражданское, юридическое и социально образование 30 мин. в классе с делением на группы 30 мин. в классе с делением на группы

Индивидуальные занятия 2 ч. 2 ч.

Классные часы 10 ч. в год 10 ч. в год

Один на выбор среди:

Предмет Первый класс. Обязательные занятия Терминальный класс Специализированная подготовка

Математика - 2 ч.

Физика - химия - 2 ч. практических работ

Науки о жизни и о Земле - 2 ч. практических работ

Агрономия - гражданское образование - своя местность 3 ч. 30 мин. (из них 2 ч. 30 мин. практических работ)

Практикум по искусству 72 часа в год 72 ч. в год

Социальные и культурные практикумы 72 часа в год 72 ч. в год

Факультативные занятия (2 или более):

Предмет Первый класс Терминальный класс

Латынь 3 ч. 3 ч.

Греческий 3 ч. 3 ч.

Третий иностранный язык 3 ч. 3 ч.

Физкультура и спорт 3 ч. 3 ч.

Искусство 3 ч. 3 ч.

Верховая езда 3 ч. 3 ч.

Учебный план французского лицея двух последних лет обучения (классы первый и терминальный)

Профиль: словесность (филологический)

Обязательные занятия:

Предмет Первый класс Терминальный класс

Французский язык и французская литература 6 ч. (из них 1 ч. с делением на группы) -

Философия - 7 ч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всемирная литература - 4 ч.

История и география 4 ч. 4 ч.

Первый иностранный язык 3 ч. 30 мин. (из них 1 ч. с делением на группы) 3 ч. (из них 1 ч. с делением на группы)

Второй иностранный язык 2 ч. (из них 1 ч. с делением группы) 2 ч. (из них 1 ч. с делением группы)

или

Латынь 3 ч. 3 ч.

Математика - информатика 2 ч. (из них 1 ч. с делением на группы) -

Естественные науки 1 ч. 30 мин. в классе с делением на группы -

Физкультура и спорт 2 ч. 2 ч.

Гражданское, юридическое и социальное образование 30 мин. в классе с делением на группы 30 мин. в классе с делением на группы

Индивидуальные занятия 2 ч. 2 ч.

Классные часы 10 ч. в год 10 ч. в год

Факультативные занятия (2 или более):

Предмет Первый класс Терминальный класс

Греческий 3 ч. 3 ч.

Третий иностранный язык 3 ч. 3 ч.

Физкультура и спорт 3 ч. 3 ч.

Искусства 3 ч. 3 ч.

Математика 3 ч. 3 ч.

Учебный план французского лицея двух последних лет обучения (классы первый и терминальный)

Профиль: естественнонаучный

Обязательные занятия:

Предмет Первый класс Терминальный класс

Математика 5 ч. (из них 1 ч. с делением на группы) 5 ч. (из них 1 ч. с делением на группы)

Физика - химия 4 ч. 30 мин. (из них 2 ч. практических работ) 5 ч. (из них 2 ч. практических работ)

Науки о жизни и о Земле 4 ч. (из них 2 ч. практических работ) 3 ч. 30 мин. (из них 1 ч. 30 мин. практических работ)

Экономический вестник Ростовского государственного университета Д 2005 Том 3 № 1

Экономический вестник Ростовского государственного университета Д 2005 Том 3 № 1

Предмет Первый класс Терминальный класс

или

Инженерные науки 8 ч. (из них 6 ч. практических работ или занятий в мастерских) 8 ч. (из них 6 ч. практических работ или занятий в мастерских)

или

Биология - экология 5 ч. (из них 3 ч. практических работ) 5 ч. (из них 3 ч. практических работ)

Французский язык 4 часа -

Философия - 3 ч. (из них 1 ч. с делением на группы)

История и география 2 ч. 30 мин. 2 ч. 30 м. (из них 0,5 ч. с делением на группы)

1-й иностранный язык 2 ч. (из них 1 ч. с делением на группы) 2 ч. (из них 1 ч. с делением на группы)

2-й иностранный язык 2 ч. (из них 1 ч. с делением на группы) 2 ч. (из них 1 ч. с делением на группы)

Агрономия - своя местность - гражданское воспитание 3 ч. 30 мин. (из них 2 ч. 30 мин. практических работ)

Физкультура и спорт 2 ч. 2 часа

Социальное, юридическое и гражданское образование 30 мин. в классе с делением на группы 30 мин. в классе с делением на группы

Индивидуальные занятия 2 ч. 2 ч.

Классные часы 10 ч. в год 10 ч. в год

Один на выбор среди:

Предмет Первый класс Терминальный класс

Математика 2 ч. 2 ч.

Экономические и социальные науки 2 ч. 2 ч.

1 -и иностранный язык 2 ч. 2 ч.

2-й иностранный язык 3 ч. 3 ч.

Художественные мастерские 72 ч. в год 72 ч. в год

Факультативные занятия (2 или более):

Предмет Первый класс Терминальный класс

Латынь 3 ч. 3 ч.

Греческий 3 ч. 3 ч.

Третий иностранный язык 3 ч. 3 ч.

Физкультура и спорт 3 ч. 3 ч.

Искусства 3 ч. 3 ч.

Таким образом, анализ мировых тенденций развития образования и его важнейшей составляющей - профильного обучения свидетельствует, что основной поиск науки и практики ориентирован на развивающие возможности

человека, успешность его социализации и адаптации. В изменяющемся мире (экономика, культура, профессиональный труд и другие сферы жизни) предусматривается включение учащихся в широкий спектр различных видов деятельности. Но в то же время наблюдается и направленность на некоторую заданную предопределенность, ограничивающую личностное развитие человека в процессе образования.

Анализ зарубежного опыта позволяет выделить следующие общие для всех изученных стран черты организации обучения в старшем звене средней школы.

1. Старшие (полные) средние школы во всех развитых странах являются профильными, т.е. осуществляют профильное обучение.

2. Как правило, профильное обучение охватывает три, реже два последних года обучения в школе. В связи с этим обстоятельством необходимо еще раз вернуться к дискуссии об общей структуре будущей 12-летней школы, которая проходила как в процессе подготовки, так и в ходе Всероссийского совещания работников образования в январе 2000 г. Тогда большинство склонялось к формуле 4 + 6 + 2, т.е. к двухгодичной школе с профильным обучением. Сейчас становится ясно, что дух лет с учетом необходимости предпро-фильной подготовки может не хватить. Не случайно, например, во Франции первый учебный год из трех в лицее посвящен предпрофильной подготовке с единым для всех учащихся учебным планом.

3. Перед профильной школой всегда ставятся две взаимосвязанные задачи: способствовать развитию интересов и склонностей учащихся в более узкой, чем в основной школе, сфере знаний и подготовке к успешному продолжению образования в высшей школе.

4. Доля продолжающих обучение в профильной школе неуклонно возрастает во всех странах и составляет в настоящее время не менее 70%. При этом необходимо сделать одно замечание. Возрастание числа продолжающих обучение в старшей школе - объективная общемировая тенденция. Она полностью находится в контексте устремлений всех стран мира на рост образовательного уровня населения и удлинение сроков обязательного и общедоступного образования. Поэтому следует решительно возразить тем, кто ставит вопрос о кон-курсности приема учащихся в старшую профильную школу. Здесь требуется предельно прозрачная, объективная, если угодно - добрая по отношению к ребенку и его семье процедура ориентирования, совета, консультации педагогов, психологов, администрации образовательного учреждения относительно возможностей того или иного ребенка к продолжению образования в том или ином профиле. Все это еще предстоит разработать и опробовать в практике.

Здесь, также как и в медицине, основное требование «не навреди» должно определять все наши действия. Но ситуация конкурса вполне может иметь место. Но только тогда, когда возможности того или иного образовательного учреждения не позволяют принять всех желающих. Ситуацию конкурсности непременно требуется предусмотреть и разработать ясные и понятные всем правила ее разрешения.

5. Количество направлений дифференциации, которые можно считать аналогами профилей, невелико. От двух (академический и неакадемический (общий)) в англоязычных странах до трех (естественные науки, филология, социально-экономическое) во Франции, язык - литература - искусство, социальные науки, математика - точные науки - технология в Германии.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Д 2005 Том 3 № 1

Экономический вестник Ростовского государственного университета Д 2005 Том 3 № 1

6. Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального учебного плана обучающегося: от достаточно жестко фиксированного перечня обязательных учебных курсов (Франция, Германия) до возможности набора из множества курсов, предлагаемых за весь период обучения. Как правило, не менее 15 и не более 25 учебных курсов, продолжительностью до одного семестра (Англия, Шотландия, США и др.). Аналогами таких курсов в России можно считать учебные модули, из которых возможно строить множество несистематических курсов.

7. Количество обязательных учебных предметов (курсов) по сравнению с основной школой существенно меньше. Среди них присутствуют в обязательном порядке: естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура. На данное обстоятельство мы обратили самое серьезное внимание. Позже стало ясно, что вне решения вопроса о существенном сокращении числа предметов в инвариантной части говорить о создании эффективной и поддерживаемой обществом системе профильного обучения не имеет смысла. При сохранении действующей структуры учебных предметов и их количества в учебном плане почти все собственно профильное содержание превращается в весьма увесистый дополнительный объем учебной нагрузки, которая в этом случае начинает превышать все допустимые значения. Нагрузка в 35-39 недельных часов вполне типична практически во всем мире. Хотя нам и неизвестно, существуют ли в отдельных странах нормы нагрузки, утвержденные государством, но ясно, что какие-то общие принципы везде соблюдаются. Результаты анализа практики профильного обучения, которая развивается сейчас в нашей стране, еще больше убеждают в том, что мы стоим перед выбором: или сокращать и переструктуриро-вать инвариантную часть содержания, или поставить под сомнение саму возможность реализации профильного обучения в старших классах средней школы в том объеме учебной нагрузки, который принят в обществе сегодня.

Параллельно необходимо отметить еще одно обстоятельство. Сколько бы ни говорили о пересмотре действующих СанПиНов, о том, что они несовременны, не имеют должного научного обоснования и пр., можно быть абсолютно уверенным в том, что если в конце концов увеличение норм предельно допустимой учебной нагрузки все же произойдет, то оно никогда не будет столь значимым, чтобы позволить вместить в себя без потерь современный инвариант содержания, профильные курсы, элективные курсы, учебные практики и т.д. - т.е. все то, что требуется для полноценной организации профильного обучения.

8. Как правило, старшая профильная школа выделяется как самостоятельный вид образовательного учреждения: лицей - во Франции, гимназия -в Германии, «высшая» школа - в США.

9. Дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профильной школы) дают чаще всего право прямого зачисления в высшие учебные заведения. Хотя имеются и некоторые исключения. Например, во Франции поступление в медицинские и военные вузы проходит на основе экзаменов.

10. Еще одной важной общей особенностью старшей профильной школы за рубежом является то, что ее современная структура и структура отдельных профилей сформировались в процессе многодесятилетней генерализации и унификации структуры и содержания образования. Весь послевоенный период количество профилей и учебных курсов постоянно сокращалось, одновре-

менно росло число обязательных предметов и курсов. Характерен пример весьма централизованной Франции. В этой стране количество профилей в пределах двух главных направлений (общее и технологическое) сократилось более чем в три раза. Одновременно все более отчетливо проявлялось влияние и возрастающая ответственность центральной власти за организацию и результаты образования. Это выражается в растущей централизации на всех этапах проведения экзаменов, в разработке национальных образовательных стандартов, уменьшении разнообразия учебников и др.

11. Не столь очевидно, но все же весьма заметно проявляется общность в пропорциях между обязательными, элективными и факультативными курсами. Соотношение составляет в среднем 25-30 часов обязательных курсов против 5-8 необязательных курсов. Общая аудиторная учебная нагрузка колеблется в пределах 35-39 часов.

Отечественный опыт профильного обучения

Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Первая попытка осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Соответствующий Указ предусматривал организацию семиклассных гимназий двух типов: классическая (цель - подготовка в университет) и реальная (цель - подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения).

Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки в 1915-1916 гг. реформы образования, осуществлявшейся под руководством министра просвещения П.Н. Игнатьева. По предложенной структуре 4-7-е классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную.

В 1918 г. состоялся первый Всероссийский съезд работников просвещения и было разработано Положение о единой трудовой школе, предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.

В 1934 г. ЦК ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР принимают постановление «О структуре начальной и средней школы в СССР», предусматривающее единый учебный план и единые учебные программы. Однако введение на всей территории СССР единой школы со временем высветило серьезную проблему: отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями, что заставило ученых-педагогов в который раз обратиться к проблеме профильной дифференциации на старших ступенях обучения.

Академия педагогических наук в 1957 г. выступила инициатором проведения эксперимента, в котором предполагалось провести дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и техническому; биологоагрономическому; социально-экономическому и гуманитарному. С целью дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы в 1966 г. были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10-х классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов, которые, постоянно развиваясь, сохранились вплоть до настоящего времени.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Д 2005 Том 3 № 1

Экономический вестник Ростовского государственного университета Д 2005 Том 3 № 1

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивались специализированные (в известной мере, профильные) художественные, спортивные, музыкальные и другие школы. Этому процессу способствовал Закон Российской Федерации 1992 г. «Об образовании», закрепивший вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ.

Таким образом, направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования.

Вместе с тем сеть общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов (гимназии, лицеи и др.) пока развита недостаточно. Для большинства школьников они малодоступны. Это ведет к таким негативным явлениям, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы при вузах и т.п. Профилизация обучения в старших классах школы должна внести позитивный вклад в разрешение подобных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.