Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2017. №4
современная французская система образования: содержание и инновации в области гражданского образования
А. А. Коростелева
(Центр социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»; e-mail: talins219@mail.ru)
Давая обзор структуры современного образования во Франции, автор уделяет внимание истории развития гражданского образования, его содержательных аспектов и особенностей развития в современный период. В статье затрагиваются вопросы не только урочной, но и внеурочной деятельности в системе гражданского образования, особенности её организации и основные формы работы.
Ключевые слова: бакалавриат, гражданское воспитание, гражданское образование, дискуссия, колледж, креативность, лицей, патриотизм.
Первые школы стали возникать на территории Галлии еще в IY в.н.э. благодаря римскому завоеванию и представляли собой грамматические и риторические школы, созданные, соответственно, по римскому образцу. В эпоху Средневековья школы на территории Франции в основном создавались при монастырях, что в частности подтверждает история создания Парижского университета (Сорбонна) в начале XIII в., когда разрозненные церковные школы Парижа были объединены по распоряжению робера де Сорбонна, духовника короля людовика IX. По сути, многие французские университеты создавались по такой же схеме в эпоху Средневековья: в Тулузе (1229 г.), Монреале (1289 г.), Орлеане (1306 г.), Гренобле (1339 г.) и др.
Французская революция оказала громадное влияние на систему образования в целом, так как именно она провозгласила бесплатное светское образование и равное право всех граждан на его получение. реальным это стало лишь в 80-х гг. XIX в., когда по «законам Ферри» образование для детей в возрасте с 6 до 12 лет стало обязательным. В 1938 г. обязательный срок образования учащихся был продлен до 14 лет, а в 1967 г. введено обязательное обучение детей в возрасте до 16 лет. В современной Франции школьное образование является бесплатным и обязательным для всех граждан в возрасте от 6 до 16 лет. Его светский характер подтвержден в рекомендациях Министерства образования для учителей: «Политические и религиозные споры должны прекратиться на пороге школы» [3: 150].
Образовательная система в современной Франции включает следующие образовательные учреждения:
- детские сады (материнская школа - l'ecole maternelle), в которых дети находятся в возрасте от 2 до 6 лет. Если с 2 до 4 лет дети «познают мир на ощупь» в процессе игр по системе Селестина Френе, то в последующие два года они учатся считать, читать и писать, активно готовясь к школе. В современной Франции большинство детей в возрасте от 3 до 5 лет посещают детские сады;
- начальное образование (l'ecole elementaire), получаемое в школе в возрасте от 6 до 11 лет. Первый класс в системе начального образования называется подготовительным, дети учатся 27 часов в неделю, суббота также считается днём обучения. В системе начального обучения изучается французский язык, арифметика, преподается в общем блоке история и география, посвященные в основном истории Франции, и делается это часто на краеведческом материале. Как правило, во французской школе уроки истории и географии ведёт один и тот же учитель, самостоятельно выбирая из образовательной программы в каком порядке и какой урок будет проводиться. То же касается и таких предметов, как физика и химия, преподаваемых в колледже. Также дети обучаются ручному труду, который преподается в комплексе с рисованием и черчением. После окончания начальной школы дети идут учиться в образовательные колледжи;
- среднее образование (с 11 до 18 лет), получаемое в колледже или лицее, является бесплатным и обязательным, срок обучения 7 лет.
Колледж (college) во Франции (4 года) является первой ступенью среднего образования и дает реальное образование, определённым образом профориентируя учащихся. По сути, колледж во Франции -это неполная средняя школа, после окончания которой учащиеся получают сертификат («Свидетельство об окончании колледжа») и могут работать по специальности в сфере услуг, на промышленных предприятиях или продолжить образование в профессиональном лицее (licee professionnel), а также в лицеях иного профиля. Во Французской системе образования активно поощряется перевод успешных учащихся «через класс» для поддержания у них интереса к обучению, также к второгодничеству относятся с пониманием и используют его как инструмент «подтягивания» в учебе неуспевающих учащихся;
Лицей (lycee) является второй (старшей) ступенью среднего образования и позволяет получить диплом бакалавра. Для этого требуется сдать экзамен, при неудаче его можно пересдать. Если и переэкзаменовка прошла неудачно (ниже 8/10 баллов по 20-бальной системе оценки), то даётся свидетельство об окончании средней школы. Обучение в лицее начинается в возрасте 15 лет и длится 3 года. По сути, обучение в лицее готовит учащихся к сдаче бакалавриата (БАК), являющегося неким аналогом нашего ЕГЭ и открывает возможность для поступления в университет (иные учебные заведения). Институт БАКа
существует во Франции уже два столетия (с 1808 г.), основные формы экзаменов - письменные. Как и в России, во Франции преподавателям запрещено принимать экзамены у своих же учеников. У каждого предмета есть свой коэффициент (например, у философии и математики - 7, иностранные языки - 4, естествознание - 2 и пр.). Они умножаются на отметку, полученную по 20-бальной системе, и в результате выводится средний балл по тому или иному экзамену (см.: [5: 83]. Экзамены сдаются по предметам образовательной программы, предметам специализации и иногда факультативным, чтобы восполнить недостающие баллы по основным предметам. При этом следует отметить, что во французской системе образования много письменных контрольных работ и тестов. Типичные дисциплины для первого года лицейского класса (10-й год обучения): французский язык, история / география в общем блоке, первый иностранный язык (бакский, корсиканский, бретонский и др.), математика, а также физика / химия и биология / геология в общем блоке. К этому следует добавить 3 часа еженедельных и обязательных для всех лицеистов занятий в рамках «модулей», ориентируемых на базовые дисциплины (математика, иностранный язык, французский язык, истории / география и пр. (см.: [5: 80]. Лицеист также должен выбрать два дополнительных предмета, по сути про-фориентирующих его в дальнейшем (например, латынь или греческий, социально-экономические науки, информатика в управлении и коммуникации, искусство, физкультура / спорт и др.). Уже с 12 лет учащихся учат проводить исследования, а именно умению писать резюме (краткое изложение сути исследования), проводить анализ текста (характерно в большей степени для гуманитарных и социально-гуманитарных дисциплин), а также проведению диссертационного (классического) исследования с вычленением его доминант (объект, предмет исследования, методы и гипотеза и пр.). Активное привлечение к исследовательской работе не только приобщает учащихся к методам её правильной организации, но и учит умению отбирать информацию, сравнивать и анализировать её, на что особенно обращает внимание Программа гражданского образования во Франции. Именно в лицее идёт специализация учащихся по следующим направлениям: 1. «экономика и социальные науки» (ES); 2. «литература и язык» «естественные науки» Экзамен на получение степени бакалавра является достаточно сложным мероприятием, и его удается сдать по статистике лишь около 80% учащихся. Так, например, процент неудач при сдаче бакалавриата в 1960 г. составлял 38%, а в 2003 г. лишь 20% [5: 83]. Диплом с оценкой «очень хорошо» (аналог «отлично» в нашей системе) в 2000 г. получили лишь 1,9% учащихся).
В современный период экзамен на бакалавриат в достаточной степени подвергается критике за излишнюю жесткость и избыточную
трудность, предлагается его облегчить и ввести повышенный уровень экзаменов при приеме в университет. В процессе обучения за успехами учащихся наблюдает целый штат работников лицея: советники по ориентации, педагоги, медик, социальный работник, советник по воспитательной работе, члены школьной администрации. Цель - помочь учащемуся выработать индивидуальный план учебной и профессиональной ориентации, понять и осознать свои возможности и определить профессиональное предназначение. К записям данных специалистов можно прибегнуть и для выставления окончательного балла, но только всегда в сторону его повышения, а не понижения [5: 83].
- высшее образование, которое включает образование «короткого цикла» (2-3 года), его можно получить на отделении высшего технического образования в лицеях, специализированных школах (например, социальные службы, а в области здравоохранения - специальности акушерки и медсестры) или созданных при университетах технологических институтах. Образование «длинного цикла» включает 1-й цикл для бакалавров (2-3 года, что позволяет, например, устроиться менеджером по специальности). Далее высшее образование по профессии (2-й цикл, 2-3 года, аналог законченного высшего образования в нашей системе), например, по профессии юриста, инженера и др., и 3-й цикл для магистров, дающий степень доктора наук и готовящий практически к научной деятельности в избранной области. Отсев в системе высшего образования очень высок, особенно на первом цикле обучения (до 60%).
Во Франции наряду с государственной системой образования существует и частная система, в которой обучается до 20% всех учащихся. В одних частных учреждениях работают по контракту с Министерством образования и согласовывают с ним все школьные образовательные программы. В других частных образовательных заведениях разрабатывают собственные образовательные программы, ориентируясь как правило на стандарты образования в Великобритании и США, преподавание здесь часто ведется на английском языке. Следует отметить, что в обычном государственном колледже, например, преподается, как правило, только один иностранный язык. Многие престижные вузы во Франции тоже являются частными учреждениями.
Для современной французской системы образования характерен интерес к системе гражданского воспитания, приобретающей особое значение в условиях межкультурной интеграции и взаимодействия, характерных для современной Европы. «В современных условиях, - отмечает исследователь Е. С. Антонова, - когда Франция все более интегрируется в Европейское сообщество, возникает необходимость адаптировать содержание гражданского образования в соответствии с европейскими требованиями, сохранив в то же время его
национальную самобытность» [1: 4]. Система гражданского образования во Франции отличается интеграционным характером и пронизывает буквально все предметы социально-гуманитарного цикла. Идеи введения гражданского воспитания в систему образования активно разрабатывались в годы французской революции (проекты Талейра-на и Кондорсе). Так, например, 22 марта 1882 г. был на государственном уровне утверждён проект о введении гражданского воспитания в школе, осуществляемого в рамках таких школьных предметов, как история и география, но в 1923 г. в новых образовательных программах гражданское воспитание вывели из этих дисциплин и сделали самостоятельным образовательным предметом. На первых этапах своего становления в начале XX в. эта дисциплина называлась «Гражданская учеба» и преподавалась только в начальной школе, традиционно в ней много внимания отводилось вопросам морали. Дисциплина «Гражданское воспитание» вводится в расписание колледжей и лицеев после второй мировой войны (Программа обучения 1945-1948 гг.), много внимания в ней уделяется вопросам развития демократии, необходимости понимания учащимися окружающей политической и социальной реальности. С 1960-х гг. программа гражданского воспитания выводится из школьного образования и возвращается в него лишь в 1985 г., при этом термин «воспитание» (education) заменяется во всех документах понятием «образование» (instruction). Приоритеты гражданского образования теперь связываются напрямую с общечеловеческими ценностями, необходимостью развития гражданского общества и его демократических свобод. Конечной целью современного гражданского образования во Франции является развитие патриотических качеств у учащихся (любовь к родине, знание её истории и географии); развитие их интеллектуальных качеств, среди которых способность к критическому анализу, формирование собственной точки зрения приобретают особую ценность, а также формирование практических навыков жизнедеятельности, среди которых развитие норм социального и гражданского поведения, знание гражданином своих прав и обязанностей, принятие на себя ответственности за развитие своей страны имеют особое значение. В Разделе «Цели и задачи» Программы гражданского образования в школах Франции, утвержденной Министерством национального образования и технологий Франции, подчеркивается, что «гражданское образование покоится одновременно на знаниях и традициях, которые, в свою очередь, являются объектом размышлений» [6: 50].
Аналогом курса обществознания в современной Франции является образовательный предмет «Гражданское образование», которое осуществляется в рамках уроков географии и истории в начальной школе, а также в 6, 5, 4 и 3 классах колледжа (нумерация классов во Франции
уменьшается). Программа гражданского образования в начальной школе касается вопросов, связанных с местом Франции в современном мире, затрагивает вопросы личной и общественной жизни человека. Задача учителя в этот период - формирование смелости и честности в учениках, любви к своей Родине, стремление к отказу от всех видов дискриминации в своем поведении и мироощущении. Современные исследователи, например Ф. Одижье, подчеркивают, что главная задача современной системы гражданского образования в школе - научить учащихся разрешать конфликтные ситуации, создавать и поддерживать стабильные отношения между людьми [8: 25]. На изучение этого предмета в колледже отводится 1 час в неделю, и ведет его, соответственно, учитель географии и истории. В 6-м классе колледжа изучение предмета «Гражданское образование» не предусмотрено, поэтому все вопросы, связанные с правами и обязанностями человека, рассматриваются на уроках географии и истории в рамках интегрированной модели преподавания (например, понятия «права» и «обязанности»). «Преподавание истории давно тесно связано с содержанием гражданского образования. Совпадения в программах по обоим предметам весьма многочисленны», - отмечается в программе по истории для 6 класса в школах Франции [7: 70]. При этом межпредметные связи традиционно широки в школе Франции, например, в курс истории входят и «Одиссея» Гомера и Ветхий и Новый Завет, подчеркивается в Программе по истории, что «рассказать миф об Осирисе гораздо важнее, чем перечислить всех богов Египта» [7: 70]. Вообще, с нашей точки зрения, предмет «гражданское образование» является лучшим предметом для интегративного взаимодействия и сотрудничества педагогов.
Изучим тематику некоторых занятий в 5 классе: «Равенство», «Солидарность», «Безопасность», а также вопросы, связанные с достоинством человеческой личности, при этом «понятия солидарности и безопасности раскрываются на конкретных примерах, как в глобальных рамках общества в целом, так и в узких рамках ближнего круга» [6: 54]. 4 класс: «Свобода и права», «Судебная система во Франции», «Права человека и Европа», в ходе данных занятий особо изучается «Декларация прав человека и гражданина» (1789 г.); «Всемирная Декларация прав человека» (1948 г.) и Конституция Франции 1958 г. В педагогической практике в этот период особое внимание уделяется развитию критического мышления учащихся и их способности к самостоятельному анализу событий и явлений. В 3 классе в результате изучения курса «Гражданское образование» учащиеся должны освоить основные понятия гражданственности, знать главные политические институты, понимать и толковать содержание основных статей Французской Конституции, уметь анализировать политические и законодательные документы
и аргументировать свою гражданскую позицию и точку зрения по тем или иным социальным вопросам.
Именно в этот период обучения учителя стараются сформировать у учащихся собственное отношение к политическим институтам. Общая тема в этот период обучения может быть сформулирована следующим образом: «Что значит быть гражданином?» В рамках предмета «гражданское образование» во Франции изучаются не только документы о правах человека, но и обсуждаются вопросы безработицы, расовой и иных видов дискриминации, продолжительность рабочего дня, проблемы клонирования, сохранения окружающей среды и пр.
Следует отметить, что при переходе учащихся из колледжа в лицей, у них должен иметься достаточный запас знаний по граждановедению, так как именно в лицее реализуется с 1999 г. программа «Гражданское, юридическое и социальное воспитание», целью которого является стремление вызвать у учащихся интерес к современной политической жизни общества. По сути, введение этого предмета стало инновацией в развитии национального образования во Франции на рубеже ХХ-ХХ1 вв. (см.: [1:60]. Данная программа едина для всех типов лицеев, по рекомендациям Министерства предмету уделяется 2 часа в месяц во всех классах лицея. Программа предназначена юным избирателям или тем, кто вот-вот ими станет, особенно много внимания политическим вопросам уделяется в 1 классе лицея (выпускной класс). В ходе изучения этого предмета в старшей ступени школы гражданственность рассматривается в координатах этики, труда, интеграции и семейных отношений. Основным понятийным рядом, который учащиеся должны освоить в ходе изучения данного предмета, являются: «власть», «гражданин», «человеческая личность», «демократия», «правовое государство», «республика», «законность», «защита», активно затрагиваются и вопросы военной обязанности. Ещё учась в колледже, ученики знакомятся с этими понятиями, но на уровне лицея они осмысливают эти фундаментальные понятия и ценности, вновь и вновь обращаясь к ним. В современный период много внимания уделяется и подготовке преподавателей к преподаванию данного предмета, особое предпочтение при этом отдаётся университетской подготовке, позволяющей, в частности, подготовить преподавателей к умению анализировать сложные юридические и государственные документы и разъяснять их учащимся на доступном уровне.
В Программе гражданского образования в школах Франции подчеркивается, что за гражданское образование «отвечают преподаватели истории и географии (по полчаса в неделю), но определенная доля ответственности лежит на всём педагогическом коллективе ... Каждая школьная дисциплина вносит свой вклад в гражданское образование, интегрируя его в программы и воспитание» [6: 50]. Далее поясняется,
что в курсе истории права и обязанности личности разъясняются в ходе изучения тем, посвященных Древней Греции и Древнему Риму, а в курсе наук о Земле и человеке ответственность учащихся подчеркнута в темах, посвящённых окружающей среде и её защите; предмет математика позволяет осознать важность рассуждения и логики в жизни человека, физкультура и спорт позволяют осознать необходимость правил, без соблюдения которых невозможно социальное развитие и пр. При этом на учителей географии и истории возлагается контроль за гражданское образование в школе, а директор колледжа в начале года обязан организовать конференцию по координационным связям в данной сфере учебной деятельности.
В ходе осуществления гражданского образования французским учителям рекомендуется использование текстов законов, деклараций, конференций, при этом часто настаивается на необходимости их досконального знания, что связано с интеллектуальной задачей реализации данного образовательного предмета, а также просмотр фильмов и экскурсии в места, напрямую связанные с историей Франции. «Согласно законам, принятым Министерством национального образования в 1997-1998 гг., - отмечает исследователь Е. С. Антонова, - преподаватель обязан:
1) приобщать учащихся к светским идеалам, исключающим любую дискриминацию пола, культуры, религии;
2) прививать учащимся доверительное отношение к ценностям, лежащим в основе образования, тем самым подготавливая их к осуществлению гражданственности» [1: 50].
Следует отметить, что во Франции много внимания в процессе преподавания гражданского образования уделяется дискуссиям как форме организации уроков. Например, тема «Дискуссии о демократии» (3 класс колледжа), в ходе которой не только обсуждаются вопросы организации политической жизни в стране, но и исследуется многоуровневое влияние СМИ на политическую жизнь общества, принципы равенства мужчин и женщин, а также позитивные и негативные факторы влияния научно-технического прогресса.
Во Франции традиционно много внимания уделяется и «экологии воспитания», которая рассматривается как система установления этических взаимоотношений человека со средой в целом (система человек-человек, человек-социум, человек-природа). Все эти вопросы также активно включаются в рамки социально-гуманитарных дисциплин, гражданского образования, в частности. «Гражданское образование в современный период, - отмечает исследователь Е. С. Антонова, - это вовсе не школьный предмет; это окружающая среда, атмосфера школы, совместные со взрослыми проекты, реальное участие в жизни своего города» [1: 60]. Поэтому достаточное внимание уделяется и во внеурочное
время системе гражданского образования, и делается это с опорой на полученные знания на уроках, а также определённую систему внеурочной деятельности, являющейся логическим продолжением учебной (учитывается принцип последовательности и преемственности). Внеурочные события должны быть окрашены содержательностью, эмоциональностью и позволять учащимся проявить креативность, творческую инициативу и самостоятельность. Именно с этой целью во Франции создаются школьные историко-краеведческие и этнографические музеи, на которые и возлагается данная работа со старшеклассниками. Дискуссии, беседы, рассказы, посвященные историческим и современным событиям во Франции, обсуждение прессы, активная поисковая деятельность (от краеведческой, экологической до фольклорной) становятся наиболее часто используемыми формами работы во внеурочной деятельности. Соревнования, конкурсы, олимпиады, как правило знаменуют вершину подобной внеурочной деятельности, являясь инструментом формирования будущей интеллектуальной элиты Франции, а также поощрением креативности, эвристичности мышления, самобытности учащихся. Активная внутришкольная жизнь (совет класса, совет школы, совет библиотеки, совет школьной столовой и пр.) также позволяют учащимся наращивать опыт гражданского взаимодействия внутри образовательной системы.
Итак, в завершении можно сделать вывод о том, что французская система школьного гражданского образования призвана способствовать не только формированию уважительного отношения учащихся к государственной власти, но и признанию прав и свобод гражданина, проявлению патриотических чувств в сочетании с этикой и культурой межнациональных отношений.
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-2019 годы («Обновление содержания общего образования и методов обучения в условиях современной информационной среды»-проект № 27. 6122.2017/БЧ).
Список литературы
1. Антонова Е. С. Гражданское воспитание в современной школе Франции: монография. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2008. 115 с.
2. Аманова Л. М. Особенности гражданского воспитания в политической культуре Франции и России // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3(40). С. 175-177.
3. Инновационные процессы в образовании. I. Образование за рубежом: Сборник статей. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. 204 с.
4. Коростелева А. А. Возможности реализации идей устойчивого развития в модуле «Духовная культура» курса «Обществознание» // Проблемы современного образования. 2015. № 3. С. 88-96.
5. Лысова Е. Б. Независимая система оценки результатов общего образования во Франции // Педагогика. 2009. № 8. С. 79-86.
6. Программы гражданского образования в школах Франции // Обще-ствознание в школе. 2000. № 2. С. 50-57.
7. Программы по истории в школах Франции // Преподавание истории и обществознания в школе. 2000. № 1. С. 69-77.
8. Audigier F. Une discipline pas comme autres / F. Audigier // Cahiers pédagogiques. 2006. № 340. С. 21-27.
Contemporary System of Education in France: the Contents and Innovation in Civil Education
A. A. Korosteleva
Describing the structure of the contents of contemporary education in France the author pays attention to history of civil education, its contents and peculiarities of education in nowadays. The article deals not only with lesson activity but also with out of lesson activity in the system of civil education, specific features of its organization and the main forms of work. Key words: baccalaureate, discussion, college, creativity, patriotism.
Сведения об авторе
Коростелева Алина Альбертовна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Тел. +7 (495) 621-33-74. E-mail: talins219@mail.ru