Научная статья на тему 'Формирование гражданственности подрастающего поколения в современной Франции на традициях французской школы'

Формирование гражданственности подрастающего поколения в современной Франции на традициях французской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ / ГРАЖДАНСКОЕ СОЗНАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА / ТРАДИЦИИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / УРОКИ МОРАЛИ / СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / CIVIL CONSCIOUSNESS FORMATION / CIVIC AWARENESS / CITIZENSHIP / FRENCH SCHOOL / TRADITIONS / MORALITY / MODERN EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Надежда Евгеньевна

Статья посвящена проблеме формирования гражданственности подрастающего поколения в современной Франции. На основе анализа французской системы школьного образования раскрываются особенности практического применения методов и форм работы с учениками старшего звена для формирования гражданственности на примере использования опыта и традиций французской школы. Показано воспитательное значение традиций в педагогическом процессе, а также описаны возможности привлечения школьников к активному проявлению гражданственности и стремление сделать их полноправными участниками школьной жизни. Предложено рассматривать проблему формирования гражданственности как основу ответственности личности перед обществом и самим собой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civic consciousness formation of the rising generation in modern france based on the french school principals

The present article is devoted to the problem of civil consciousness formation of the rising generation in France. The peculiarities of practical application of methods and co-work forms with senior pupils are revealed in the article. The analysis of French school system is given. Pedagogical importance of traditions in the process of education are shown in the article. The possible ways of pupils’ attraction to the civil consciousness exertion are also described in the article. The author suggest considering the problem of civil consciousness formation as the basis of responsibility before the society and himself.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданственности подрастающего поколения в современной Франции на традициях французской школы»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 37(44):37.017.4

Н. Е. Борисова

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦИИ НА ТРАДИЦИЯХ ФРАНЦУЗСКОЙ ШКОЛЫ

Статья посвящена проблеме формирования гражданственности подрастающего поколения в современной Франции. На основе анализа французской системы школьного образования раскрываются особенности практического применения методов и форм работы с учениками старшего звена для формирования гражданственности на примере использования опыта и традиций французской школы. Показано воспитательное значение традиций в педагогическом процессе, а также описаны возможности привлечения школьников к активному проявлению гражданственности и стремление сделать их полноправными участниками школьной жизни. Предложено рассматривать проблему формирования гражданственности как основу ответственности личности перед обществом и самим собой.

The present article is devoted to the problem of civil consciousness formation of the rising generation in France. The peculiarities of practical application of methods and co-work forms with senior pupils are revealed in the article. The analysis of French school system is given. Pedagogical importance of traditions in the process of education are shown in the article. The possible ways of pupils' attraction to the civil consciousness exertion are also described in the article. The author suggest considering the problem of civil consciousness formation as the basis of responsibility before the society and himself.

Ключевые слова: формирование гражданственности, гражданское сознание, гражданская позиция, французская школа, традиции, нравственность, уроки морали, современная система образования.

Key words: civil consciousness formation, civic awareness, citizenship, French school, traditions, morality, modern education system.

В XXI веке перед французским государством и обществом встала нелегкая задача адаптировать школу к новым веяниям, развить способности к размышлению и к адаптации в стремительно меняющемся мире, уважение к людям других национальностей, оставаясь верным принципам воспитания гражданина своего Отечества. Французская революция 1789 года, признав народ единственным

© Борисова H. Е., 2012 106

легитимным источником государственной суверенности, сделала необходимым установление системы государственного образования для подготовки молодого поколения Франции к проявлению гражданственности. Вся современная образовательная система во Франции (младшая школа, начальная школа, коллеж, лицей) строится на заложенных революцией основополагающих принципах: публичное, бесплатное, светское и обязательное образование. Школа на протяжении своего существования тесно связана с государством и постоянно находится в центре внимания государства.

Воспитание гражданина является одной из основных задач деятельности французской школы. Решая эту проблему, современная французская школа сосредоточивает (направляет) свои усилия на формировании ценностного отношения подрастающего поколения к явлениям общественной жизни, к активному проявлению гражданственности, а также к введению системы гражданского образования. В кодексе законов об образовании, содержащем сто девятнадцать законодательных документов и состоящем из девяти книг, опубликованном в «Журналь оффисьель» (Journal officiel) от 22 июня 2000 года в пункте 1 статьи 111 записано: «Воспитание является первым государственным приоритетом. ...Право на образование гарантировано каждому для того, чтобы позволить ему развить свою личность, поднять свой начальный и дальнейший уровень, найти свое место в социальной и профессиональной жизни, осуществить свою гражданственность» [1].

По словам профессора Сорбонны Клода Николе, автора трех докладов о преподавании основ республики в школе, «система гражданского образования стала необходима в момент свержения короля и установления понятия нация» [2]. Народ становится законодателем и должен повиноваться закону. Как основа суверенитета, он должен проявлять свою гражданственность в полном понимании предмета. Специалист в области основ республики Клод Николе считает, что изучение политических наук в наше время отведено исключительно элите, а должно быть доступно каждому. Конечно, в зависимости от возраста эти науки должны преподаваться по-разному. Основы гражданственности, подчеркивает он, должны быть политическим образованием и приобщением к функционированию политической жизни, к основным юридическим и политическим понятиям. В 1995 году

основы права и политических наук вошли в программу лицея.

Современная французская школа становится центром жизни ребенка. Это главное и самое замечательное завоевание. В школе создается такая благоприятная атмосфера и среда, где подросток учится вести себя как человек и гражданин. Школьники чувствуют себя в ней подлинными хозяевами жизни. Они ведут здесь нормальную человеческую жизнь, обсуждают серьезные «взрослые» вопросы, обмениваются информацией, спорят. Так подростки входят в мир современной цивилизации.

Школа играет также роль элемента, объединяющего нацию, разъясняет гражданское поведение и учит ему. В возрасте 18 лет школьники становятся юридически ответственными перед законом. Молодой человек овладевает полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. В школьные годы на основе формирующихся нравственных и гражданских чувств, которые становятся более осознанными, воспитываются собственное достоинство, справедливость, уважение к людям, ответственность за порученное дело. Особое значение приобретает воспитание любви к родному краю, государству, уважение к людям других национальностей.

Основная цель гражданского воспитания - формирование гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу, любовь к родине, стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуру межнационального общения. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности. Для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа. При этом утвердившиеся идеалы общества принимаются личностью как свои собственные. Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.

Практика воспитания и образования подрастающих поколений в духе гражданственности, педагогические теории, традиции, созданные во французской школе, широко применяются в современной системе образования. Живой интерес и обращение к многовековым традициям доказывает их значимость, так как они являются важным действенным источником формирования гражданственности подрастающего поколения.

Как показывает анализ источников, педагогические теории Франции опирались на многовековую практику обучения и воспитания, формировались под влиянием географических условий, исто-

рии, исповедуемой религии, а также философии жизни (взглядов людей на окружающий мир и свое место в нем), нравственности, системы принятых ценностей. Проблема ценностей, сохраненных в традициях, свидетельствует о его важном нравственном значении в системе образования для формирования гражданственности.

Воспитание гражданственности имеет свою историю. Заложенные революцией основополагающие принципы образовательной системы (обязательное и бесплатное), введенные в 1882 году законом Жюлем Ферри (Jules Ferry), первым основателем доктрины и практики образовательной системы, стали применяться впервые в начальной школе, нашли свое продолжение во время Второй мировой войны, приращивали, обогащали свой опыт к концу прошлого века, закреплялись и становились традициями.

Традиции всегда играли значительную роль в воспитании подрастающего поколения, потому что по своей природе они гуманистичны и обращены к человеку. Сегодня в период обновления содержания образования вопрос о роли традиции в школьной системе является актуальным, так как французская школа стремится поддержать ценности республиканской школы, готовит к активному проявлению гражданственности новое поколение.

Нравственность на уроках считается основной дисциплиной. Она воспитывает чувство долга, ответственности, достоинства, хорошего и добропорядочного гражданина. Начиная с конца XIX века в начальных школах урокам морали отводилось достойное место среди других преподаваемых дисциплин. Уроки морали (les cours de morale) прививали школьникам уважение к ценностям, выражающим отношение любви к Родине и Республике, которая считается приоритетной ценностью. Французская школа начиная с времен Третьей Республики стремилась стать настоящим воспитателем, формирующим подрастающее поколение в духе гражданственности. В Законе от 28 марта 1882 года записано: «На учителя возложена обязанность нравственного (гражданского) воспитания <...> общество напрямую заинтересовано в том, чтобы все члены были введены в общество с ранних лет, и неизгладимыми уроками воспитывать чувства их достоинства, а также чувство долга и личной ответственности» [3].

Каждое утро учитель начинал свой день с изучения одного нравственного изречения (une maxime), написанного в тетради, давая множество примеров из повседневной жизни. Он выписывал его посередине черной доски белым мелом красивым каллиграфическим подчерком. Эта была первая фраза, которая немного неожиданно бросалась в глаза школьникам. Они должны были искать свои ориентиры, приводить примеры. Данные изречения формировали будущих граждан, свобод-

ных от всех тех пороков, которые могли бы нанести вред единству нации (например, нравственность, относящаяся к лени: «Тот, кто делает всегда то, что хочет, делает редко то, что он должен делать», «Праздность (лень) - мать всех пороков», к точности, ответственности: «Дал слово - держи»). Максима восхваляла честность, порядочность («Кто ворует яйцо, тот сворует быка»), братство («Товарищеский долг - взаимное уважение, доверие, готовность прийти на помощь, откровенность»), учила уважать родных и близких («Почитай своих родителей, особенно в старости»), слушаться родителей и учителей. Изречения также, начиная с начала прошлого века, не забывали и важность соблюдения правил гигиены тела, обязательного соблюдения чистоты, учили мыть руки и лицо, тщательно причесываться, чистить ботинки. В деревенских школах урок обязательно начинался с полного осмотра рук и ногтей. Учитель тщательно инспектировал уши, и горе ребенку, уличенному в небрежности. Он получал сразу же несколько ударов линейкой по пальцам.

Даже во время Второй мировой войны французская школа не забывала воспитывать своих граждан в духе гражданственности. Так, например, в школах города Виши (Vichy) в день национального траура 7 марта 1942 года в память о жертвах бомбардировок парижского региона проходила церемония приветствия и приспущения флага, проводилась минута молчания, исполнения гимнов «Марсельеза» и «Маршал, вот и мы», где славили маршала Петена (Philippe Рё1ат). Но наставления и заповеди традиционной морали и гражданственности берут корни, начиная с самых первых времен республиканской эпохи.

После Второй мировой войны был смещён акцент на знание институтов Республики: мэрия, парламент, Конституция, Генеральный Совет. В школьной программе средней школы в 1945 году христианскую мораль заменили светской и основами гражданственности, которые официально вошли в образовательную систему [4].

В 70-80-х годах стремление привлечь молодежь к активному проявлению гражданственности привело национальное образование рассматривать гражданское воспитание как обсуждение вопросов современного мира. Это похвальное намерение отклонило от основного пути. Таким образом, в конце 70-х годов, например, в коллежах гражданское воспитание оказалось размытым, расплывчатым в программах по изучению истории и географии, названных ранее гуманитарными науками. В середине 80-х годов гражданское воспитание возвращается в программу начальной школы, а также в коллежи. Создание нового варианта программы воспитания школьников в духе гражданственности обусловлено требованиями времени и социальной ситуацией. Её основаниями являются:

- понимание правил социальной и политической жизни;

- обращение к знаниям, относящимся к инструкциям, законам, к принципам и ценностям, которые являются основой, образуют фундамент и организуют демократию и Республику;

- разъяснение прав человека, смысла, индивидуальной и коллективной ответственности, прав и обязанностей гражданина;

- усвоение правил жизни, развитие критического мышления, своего суждения и мнения, проведение в жизнь умения аргументировать.

Все тексты новых программ коллежей, все дисциплины способствуют формированию гражданской позиции и вносят определенный вклад в воспитание гражданственности, «это совокупность воспитательных объединений, ответственных за воспитание гражданственности» [5].

Каждое десятилетие обогащало, приращивало практический опыт, вводило и развивало новые методы воспитания, трансформировало и создавало свой тип воспитания, где проявляются специфические сущностные черты, характерные для жизни общества.

Современная французская школа учит школьников осознавать понятие «гражданственность» и применять его на практике в определенных условиях жизни (в мире труда или в общественном мире). Приобщению и приучению к самостоятельному выбору жизненного пути, образа жизни и ответственности за свой свободный выбор служит такой способ воспитания, как формирование учеников-делегатов от класса. Проведение конференций делегатов-учеников от класса, учреждение дома лицеистов, изучение декретов о правах и обязанностях учеников лицея, свобода выражения в прессе, участие в ассоциациях, собраниях - вот небольшой перечень того, где ученики могут иметь настоящую практику проявления гражданственности.

Подлинное гражданское воспитание, как считает Жан-Луи Одюк (Jean-Louis Auduc), автор книги «Школа во Франции», должно иметь три измерения: 1) воспитание соблюдения норм, 2) воспитание социальной жизни, 3) политическое воспитание, которое вводит понятия «политическая жизнь», «институты и их деятельность», «функционирование» [6]. «Гражданское воспитание, являясь по своей сути местом напряжения и противоречий, должно избежать два рифа, два подводных камня: думать, что знания институтов могут заменить гражданское воспитание, и полагать, что правила поведения без ясной конечной цели смогли бы заменить образованием» [7], - подчеркивает он. Цель образования - заставить понять, что уличение реальности не делает недействительными ценности Декларации прав человека, но, напротив,

требует, чтобы их рассматривали всегда как идеал, для которого необходимо действовать, а не удаляться от них.

Современная французская школа, без сомнения, является единственным местом, где формируется гражданин. Она не формирует сама по себе гражданское сообщество, здесь каждый должен открыть сам смысл, цель своей гражданской жизненной позиции и сделать осознанный выбор того, за что он будет ответственен. На достижение поставленной цели, воспитание достойного человека направлены современные образовательные программы.

Новые программы коллежей (см. таблицу) начали уже действовать в данном направлении. Они предлагают двойное продвижение вперед (с 6-го по 3-й класс, нумерация классов во французских школах идет в обратном порядке) от личности к гражданину и к Республике или от более конкретного к более абстрактному.

Экзамены на получение аттестата об окончании коллежа начиная с 1999 года включают один или два вопроса, касающихся гражданственности и обязательных для всех учеников.

В начале 1999 учебного года было введено гражданское, юридическое и социальное воспитание в лицеях Франции. Четыре темы являются привилегированными:

- гражданство и соблюдение норм;

- гражданство и интеграция;

- гражданство и работа;

- гражданство и семейные связи.

Все годы учебы в лицее школьники вновь для себя открывают, анализируют и изучают понятие «гражданственность» по отношению к реальности современного изменяющегося мира.

Ученики получают фундаментальную подготовку в определенных областях знаний, где наряду с глубокими знаниями у них формируется мировоззре-

ние, гражданская позиция, они проявляют себя как граждане, которым не безразлична судьба школы и страны.

Эффективным условием реализации гражданского воспитания являются организованные в школах, коллежах, лицеях недели «гражданских инициатив, чтобы научить жить вместе» [8]. Они пробуждают интерес школьников к гражданской морали и способствуют профилактике неучтивости, невежества и насилия.

Французская школа всегда имела призвание позволить молодежи приобретать знания и строить свою самостоятельность. Одна из миссий (понимание ответственности), выпавшая на долю школе век назад, не изменилась и в наше время, она, как никогда, востребована в наши дни. Школа стремится сделать учеников полноправными участниками школы, коллежа, лицея. Во время всего периода обучения, который является частью жизненного цикла, вся работа направлена на достижение поставленной цели.

Воспитание гражданственности - это, прежде всего, длительный труд, требующий терпения. Активная деятельность самого подростка поможет ему стать решительным и самостоятельным человеком. Французская школа исходит из того, что знания, деятельность и труд являются естественной потребностью подростка и здесь надо следовать тем жизненным и эффективным методом, который представляется единственно верным. Способ общения, как и активное участие в областях проявления гражданственности, становится отдельной ценностью.

Деятельность делегатов учеников заключается в понимании, осознании ответственности молодого поколения. Они являются официальными представителями мнения учеников класса. В начале учебного года каждый класс выбирает двух учеников-делегатов (чаще всего это мальчик и девочка), кото-

Программа коллежа

Цикл адаптации Основной цикл Цикл ориентации

6-й класс Права и обязанности личности 5-й класс Равенство, солидарность, безопасность 4-й класс Свободы, права, правосудие 3-й класс Гражданство, демократия

Назначение школы. Ученик - это личность, которая имеет права и обязанности. Ответственность по отношению к жизни, к окружающей среде и к наследию Равенство перед законом, отказ от дискриминации, гражданство личности. Осознание учрежденной солидарности. Безопасность в коллеже и в повседневной жизни Свободы и права: - индивидуальные и коллективные права, - другие права, - смысл информации. Правосудие во Франции. Права человека и Европа Гражданин Французской Республики: - гражданство, национальность, - институты V Республики, национальная оборона, французский гражданин и мир. Понятие демократического общества

рые входят в административный и дисциплинарный совет, обсуждают вместе с преподавателями и директором все школьные проблемы, участвуют на конференциях делегатов учеников. (В коллеже только ученики 4-х и 3-х классов могут быть избранными.) В лицеях начиная с 2000 учебного года совещания с делегатами от учеников каждого класса проходят по инициативе директора учебного заведения три раза в год. На них присутствуют помощник директора, заведующий учебной частью и заведующий по воспитательной части. На подобном совещании делегаты-ученики выражают свое мнение и формулируют предложения, касающиеся вопросов школьной жизни и учебы.

В лицее под председательством директора существует совет делегатов, состоящий из 10 лицеистов (3 ученика избираются на год делегатами от каждого класса и 7 учеников - сроком на 2 года прямым голосованием всеми школьниками). Присутствуют также 5 представителей учебного или воспитательного персонала, 3 представителя социальных служб, 2 представителя родителей от учеников. Совет формулирует предложения о формировании представителей учеников и использовании фондов лицея. Обязательно обсуждаются вопросы организации учебы, распределения школьного времени, составляется план работы учебного заведения и внутреннего распорядка, вносятся изменения в организацию учебной деятельности, предлагается помощь ученикам, рассматривается информация, связанная с ориентацией. В поле зрения находятся также вопросы здоровья учеников, гигиены, безопасности, приведения в порядок помещений, предназначенных для жизни в школе, и организации спортивной, культурной, внеклассной работы. Мнения, предложения и дополнения доводятся до сведения административного совета. Административный совет под председательством ректора состоит из сорока членов, половина из которых ученики лицеев, избранные на два года членами советов делегатов, обсуждает жизнь в лицее. Действует также национальный совет под председательством министра. Он обязан информировать об изменении образовательной политики в лицеях. В него входят штатный представитель и заместитель административного совета, а также 3 лицеиста, избранных Высшим образовательным Советом.

Вся деятельность современной французской школы направлена на выработку гражданской позиции. Она четко разъясняет обязанности (уважение принципа светского характера образования, прилежание, усердие, постоянное присутствие на уроках, принятие внутреннего распорядка, устава школьного заведения, распоряжений) и права учеников (индивидуальные или коллективные), которые не задевают чувства собственного достоинства, не нарушают свободу и права других членов

воспитательного сообщества и не подрывают здоровье и безопасность. Всеми учениками признаются права, регламентированные уставом школы: свобода ассоциаций, собраний, прессы. Проведение собраний осуществляется вне учебного расписания. Внутренний распорядок (в лицеях) устанавливает осуществление этого права после консультаций с советом делегатов-учеников. Также разрешена свобода прессы без предварительного согласования и контроля администрации школы, но соблюдение данного права должно учитывать и уважать мнение большинства школьников (публикации, объявления, сообщения, составленные лицеистами, могут свободно распространяться в учебном заведении).

Французская современная школа, воспитывая способных, творческих и мыслящих людей, готовых к созидательной деятельности, старается стать настоящим воспитателем, формирующим подрастающее поколение в духе гражданственности. Она оказывает положительное влияние на формирование мировоззренческих взглядов посредством привлечения учеников к активному участию в областях проявления гражданственности, не забывая при этом о традициях в школьной системе образования, которые имеют многовековой опыт с ярко выраженной национальной спецификой, зародившейся во времена Французской революции.

Осознавая значение воспитания своих будущих граждан, французская школа осуществляла и продолжает осуществлять на всех трех ступенях (начальная школа, коллеж, лицей) определенную деятельность по развитию и укреплению гражданского самосознания учащихся с учетом особенностей их возраста и уровня общеобразовательной подготовки.

Гражданское воспитание требует мужества, смелости, решительности - всех тех добродетелей, которые вырабатываются не покорностью и пассивностью, а только активной деятельностью.

Современная система отечественного образования находится на сложной и ответственной стадии своего развития, отражающей кардинальные перемены в социально-экономической и духовной жизни российского общества. Педагогические приемы французской школы могут оказаться весьма созвучными проблемам практики школьного образования и воспитания в России. Отобрав лучшее, их можно использовать в реальном учебно-воспитательном процессе, так как в эпоху открытой демократии школа не может оставаться безучастной к нравственному и гражданскому воспитанию подростков, без которого невозможно формирование полноценной личности.

Примечания

1. Auduc J. L. L'école en France. France : Nathan, 2002. P. 18.

2. Raynal F. Quelle école pour demain ? // Label France. 2004. № 54. P. 7.

3. Bélorgey D. A l'école d'autrefois. Paris : De Borée, 2007. P. 108.

4. Raynal F . Указ. соч. С. 25.

5. Auduc J. L. Указ. соч. С. 34.

6. Там же. С. 35.

7. Там же. С. 35.

8. Там же. С. 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.