Научная статья на тему 'Гражданское воспитание в современной школе Франции'

Гражданское воспитание в современной школе Франции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
605
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Елена Сергеевна

Дан анализ основного содержания гражданского воспитания во французских школах, коллежах и лицеях. Рассмотрены основные проблемы гражданского воспитания во Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданское воспитание в современной школе Франции»

Концепция непрерывного педагогического образования педагога новой формации Республики Казахстан // Вопр. педагогики. 2006. №1 - 2.

Е.С. АНТОНОВА (Волгоград)

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ФРАНЦИИ

Дан анализ основного содержания гражданского воспитания во французских школах, коллежах

и лицеях. Рассмотрены основные проблемы гражданского воспитания во Франции.

Одним из основных путей обновления современного французского образования передовая педагогическая общественность видит в развитии гражданского воспитания. Его основная цель состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Во Франции - стране богатых культурных традиций - процесс гражданского воспитания учащихся прослеживается наиболее наглядно. Французские педагоги осознают, что сохранение и развитие демократического строя в стране невозможны без социальной активности ее граждан. Каждый гражданин должен иметь достаточно четкое представление о целях, которые ставят перед собой многообразные уровни власти, что, в свою очередь, допускает наличие определенных знаний о социальных институтах, их функционировании и значении. Воспитание во Франции предусматривает формирование ряда личностных качеств и черт характера, которые должны присутствовать у настоящего гражданина.

В рекомендациях Министерства национального образования Франции по предмету «Гражданское воспитание» упор делается на то, чтобы «развивать у учеников

способность рассуждать, анализировать многообразные ситуации, которые способствуют развитию мышления и позволяют им понять содержание социальных институтов, которые отражают эти ценности в реалиях бытия» (Education ... 1998: 13).

Прежде чем рассматривать содержание гражданского воспитания в средних учебных заведениях Франции, мы считаем необходимым кратко охарактеризовать ее систему среднего образования в целом.

После окончания обучения в начальной школе, которое длится пять лет, дети получают среднее образование в коллеже, а затем в лицее. Учеба в коллеже рассчитана на четыре года: шестой, пятый, четвертый и третий классы (нумерация классов идет в обратном порядке). После его окончания ученики поступают в лицей и продолжают учиться во втором и первом классах.

Рассмотрим кратко, как осуществляется гражданское воспитание учеников французских коллежей и лицеев.

Во французском общеобразовательном коллеже гражданское воспитание в настоящее время испытывает некоторые изменения в плане содержания, организации, форм и методов. В 6-м классе коллежа нет отдельного учебного предмета «Гражданское воспитание». Проблемы, связанные с гражданственностью, правами и обязанностями человека, принципами равенства и справедливости, рассматриваются учениками 6-го класса на уроках географии и истории. В 5, 4 и 3-м классах на предмет «Гражданское воспитание» выделяется один час в неделю. Ведут его обычно преподаватели истории и географии, но при желании предмет может читать преподаватель любой дисциплины.

Программа 5-го класса в рамках учебной дисциплины «Гражданское воспитание» рассматривает темы «Равенство», «Солидарность» и «Безопасность(Education ... 1998: 14).

Раскрывая первую тему, преподаватель рассказывает ученикам о принципе равенства как историческом завоевании, что гарантируется Конституцией Пятой Республики. При изучении вопроса дискриминации внимание учеников концентрируется на том, что никакие разногласия

© Антонова Е.С., 2008

между людьми не должны быть дискриминирующим фактором.

Тема «Солидарность» рассматривается в общечеловеческом измерении: указывается на принадлежность каждого человека к сообществу, подчеркивается необходимость формирования личной и коллективной ответственности. Понятие «солидарность» рассматривается как в узких рамках повседневной жизни учеников в школе, так и в глобальном масштабе. В международном плане сотрудничество и солидарность конкретизируются определенными проектами и достижениями. Особо подчеркивается необходимость предоставления гуманитарной помощи в различных ситуациях.

При изучении темы «Безопасность» объясняются роль и функции полиции, жандармерии, пожарной службы. Безопасность дорожного движения рассматривается как пример ответственности человека перед обществом.

Программа 4-го класса коллежа предполагает изучение таких тем, как «Свобода и права», «Судебная система Франции», «Права человека и Европа». Здесь рассказывается о существовании многообразных прав человека, разъясняется их содержание относительно фундаментальных свобод. Изучение понятия «справедливость» приводит учеников к рассуждению о месте права в общественной жизни. В правовом государстве юстиция основывается на принципах уважения прав человека, о чем постоянно ведутся дискуссии. Изучение защиты прав человека в Европе позволяет рассмотреть проблему европейской гражданственности, которая позже будет предметом изучения в лицее в курсах истории и географии.

Предметом особого внимания являются главные статьи Декларации прав человека и гражданина 1789 г., Всемирной Декларации прав человека 1948г. и Конституции Франции 1958 г.

В процессе изучения темы «Свободы и права» обсуждаются проблемы осуществления фундаментальных прав и свобод граждан: свободы совести, свободы слова, права на уважение к частной жизни, свободы передвижения и др. Преподаватель при этом подчеркивает, что большинство прав и свобод являются завоеванием Великой Французской революции и именно они позволяют развиваться демократии, а

их осуществление регламентируется законом.

Программа 4-го класса включает тему «Судебная система во Франции», где внимание учеников должно быть направлено на изучение принципов этой системы, ее функций, средств правовой защиты. Делается акцент на том, что государство признает права не только взрослого человека, но и ребенка. Именно судебная система обеспечивает защиту его фундаментальных прав и свобод. В случае ограничения своих прав человек имеет возможность обжаловать судебное решение в национальных и международных инстанциях. Использование этой возможности иллюстрирует ученикам принцип равенства всех граждан перед законом.

Тема «Права человека и Европа» продолжает гражданское воспитание учеников в общечеловеческом измерении, начатое в 5-м классе при изучении темы «Солидарность», и содержит такие базовые вопросы: 1) общечеловеческие ценности; 2) национальная самобытность; 3) европейская гражданственность. Изучение Европейской конвенции по правам человека иллюстрирует ученикам демократические ценности, защиту прав и фундаментальных свобод гражданина. В ходе изучения этих вопросов ученики знакомятся с основами европейской гражданственности, которые должны способствовать духовному сближению народов Европы.

Программа 3-го класса опирается на уже полученные знания, расширяет раньше анализировавшиеся ключевые понятия. В процессе ознакомления с политическими институтами у учеников формируется собственное отношение к ним. Вопросы, изучаемые по этой теме, способствуют конкретному восприятию ценностей и принципов демократии.

Пять тем программы 3-го класса объединяются в один блок под названием «Что значит быть гражданином?». Тема программы «Гражданин, Республика, Демократия» разъясняет основы политической жизни Франции. Тема «Организация органов власти в Республике» дает сведения о политических институтах и администрации страны. Тема «Политическая и социальная гражданственность» акцентирует внимание на коллективной жизни, средствах участия в политической и социальной жизни. Тема

«Дискуссии о демократии» включает несколько актуальных вопросов, например, «Общественное мнение и средства массовой информации». Тема «Сохранение мира» определяет меру ответственности Франции за рост напряженности в Европе и в мире, указывает на необходимость национальной обороны государства (Монтойе 1994: 20).

Остановимся более подробно на содержании темы.

• «Гражданин, Республика, Демократия» - рассматриваются вопросы о роли гражданина в обществе, о демократических ценностях и принципах, а также о национальных символах Франции.

• «Организация органов власти в Республике» - рассматриваются управление государством и административно-территориальными единицами, европейские институты, значимость демократических выборов. На примере закона о выборах указывается на роль многообразных органов власти и их взаимосвязь. Ученики изучают структуру и виды деятельности Европейского Союза, знакомятся с этапами европейского строительства.

• «Политическая и социальная гражданственность» - рассматриваются субъекты политической и социальной жизни, подчеркивается плюрализм, свойственный демократическому обществу.

• «Дискуссии о демократии» - подводит учеников к дискуссии о демократии, средствах массовой информации, научнотехническом прогрессе и его негативных последствиях, о принципе равенства между мужчинами и женщинами.

• «Сохранение мира» - преподаватель излагает цели национальной обороны в европейском и мировом контекстах, подчеркивает ответственность каждого государства за свои действия, объясняет необходимость коллективной безопасности, что определяется Уставом Организации Объединенных Наций. Таким образом, национальная оборона, коллективная безопасность и мир, солидарность и международное сотрудничество являются предметом рассуждения учащихся, завершая курс гражданского воспитания в 3-м классе французского коллежа.

В результате изучения курса «Гражданское воспитание» в 3-м классе ученики должны усвоить основные понятия гражданственности, знать главные политические институты, понимать содержание основных статей Конституции, уметь

анализировать документы и аргументировать свою точку зрения. Экзамен на получение свидетельства об окончании коллежа обязательно содержит один или два вопроса по гражданскому воспитанию.

При переходе из коллежа в лицей у учащихся имеется достаточный запас знаний по граждановедению.

Программа предмета «Гражданское, юридическое и социальное воспитание» для учеников лицеев предлагает к рассмотрению такие вопросы на выбор:

1) гражданственность и этические нормы;

2) гражданственность и интеграция; 3) гражданственность и труд; 4) гражданственность и изменения в семейных отношениях.

Изучение гражданственности в этом классе должно начинаться с изучения основ социальной жизни, чтобы подойти к политическим началам гражданственности и пониманию особенностей ее становления.

Цель изучения предмета «Гражданское, юридическое и социальное воспитание» -рассмотрение политических проблем. Но речь здесь идет не о том, чтобы изучить политическую науку, а о том, чтобы вызвать у учеников интерес к особенностям политической жизни современного общества. Преподаватель должен разъяснить функции политических институтов в демократическом государстве; рассказать о формах участия граждан в политической жизни, поскольку права гражданина не ограничиваются владением фундаментальными или избирательными правами; разъяснить принцип представительства как основу законности в любом современном обществе.

В 1-м классе лицея предлагаются четыре темы для рассмотрения на выбор преподавателя и учеников: 1) соблюдение гражданских прав, представительский характер и законность политической власти; 2) гражданские права и формы политического участия в коллективной деятельности; 3) Французская Республика и ее особенности; 4) обязанности гражданина.

В ходе занятий ученики должны усвоить сущность таких понятий, как «власть», «представительство», «законность», «правовое государство», «республика», «демократия», «защита».

Следовательно, проблематика, изучаемая в курсе «Гражданское, юридическое и социальное воспитание», отвечает требо-

ваниям современного общества. Преподавание этого курса не ограничивается объяснением понятий или иллюстрацией их с помощью конкретных примеров. Речь идет о том, чтобы подготовить учеников школы, коллежа, лицея «к жизни в демократическом государстве, научить их с уважением относиться к другим мнениям и умело аргументировать собственную позицию». Содержание курса не противопоставляется знаниям по другим предметам, напротив, речь идет о взаимодополняющих аспектах воспитательной деятельности (Мо^шойе 1994: 20).

Несмотря на то, что общая теоретическая концепция программы по предмету «Гражданское воспитание» разработана, реальное воспитание учеников во Франции, как и в других западноевропейских странах, связано с большими трудностями и серьезными проблемами. Некоторые из этих проблем тесно переплетаются и решение их возможно лишь путем длительной, кропотливой, целеустремленной работы.

Анализируя практику изучения курса «Гражданское воспитание» во Франции, французские исследователи указывают на то, что необходима действенная поддержка гражданского воспитания учеников не только и не столько на международном, сколько на национальном и региональном уровнях.

Еще одна проблема в деле воспитания активных граждан заключается в недостаточном количестве необходимых методических материалов, что становится для многих педагогов временами непреодолимым препятствием (Вие^епШа1 1982). Однако при наличии этих материалов возникает другое затруднение: необходимо адаптировать юридический язык документов, чтобы он стал понятен ученикам разных возрастных групп. И чаще всего эти материалы нуждаются в глубокой переработке.

Одной из самых трудных на сегодняшний день проблем, которые касаются гражданского воспитания, является подготовка преподавателей. С этой целью в странах Европы применяют учебные тренинги для преподавателей и долгосрочную поддержку их деятельности, что гарантирует в дальнейшем успешное введение курса в школьные программы и правиль-

ное использование многообразных материалов.

Литература

Best, F. Human Rights Education / F. Best. Strasburg, 1992. 75 p.

Buergenthal, T. International Human Rights and International Education. US National Commission for UNESCO / T. Buergenthal, J. Torney. Washington, 1982.

Education civique. Programmes // BO. 1997. №1 - 13. P.49 - 53.

Education civique. Programmes // BO. 1998. №10. P.13 -15.

Mougniotte, A. Eduquer a la d^mocratie / A. Mougniotte // Cerf., 1994. P. 19 - 20.

А.П. ШПАК (Псков)

К.Д. УШИНСКИЙ И В.И. НЕСМЕЛОВ: НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ДИАЛОГ

Сопоставляются антропологические концепции К.Д. Ушинского и В.И. Несмелова, осуществляется сравнительный анализ предложенных ими принципов рассмотрения антрополого-педагогической проблематики.

Традиционно в отечественной историко-педагогической литературе в качестве родоначальника педагогической антропологии рассматривается К.Д. Ушинский, провозгласивший необходимость всестороннего изучения человека. Поэтому долгое время его творчеству уделялось приоритетное внимание, что привело к искажению и упрощению истории развития отечественной педагогической антропологии. В настоящее время ситуация радикальным образом изменилась: «... началось освоение русской интеллектуальной истории без прежних идеологических шор, обнаружились антропологические традиции, развивавшиеся в рамках иных философских и педагогических воззрений» (Петру-нина www). В связи с обращением к наследию целого ряда ранее невостребованных философов и педагогов становится очевидным, что отечественная антропологическая традиция не сводится к творчеству нескольких мыслителей, а ее разви-

© Шпак А.П., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.