СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 373+37.0
Джуринский Александр Наумович
Доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, Московский педагогический государственный университет, [email protected], Москва
ПРАКТИКИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЗА РУБЕЖОМ
Аннотация. Представлены цель, задачи, содержание, взаимосвязь практик гражданского воспитания в общеобразовательной школе Западной Европы, США и Японии. Охарактеризованы ассимиляционный и адаптационный подходы, коммуникативные методики, федеральный учебный план, неформальные программы, результаты гражданского воспитания в школах США. Рассмотрены деятельность Европейского Союза и Совета Европы, школ Великобритании, Германии и Франции по проблемам гражданского воспитания. Анализируется антиимперское гражданское воспитание в Японии.
Ключевые слова: содержание, методы, реалии гражданского воспитания за рубежом.
В зарубежной школе происходит аранжировка действующих программ гражданского воспитания. Кроме традиционных предметов вводятся новые дисциплины общественно-политического содержания. Среди методов гражданского воспитания особое место отводится диалогу. Так, израильский ученый М. Бубер подчеркивает, что «Я» приобретает всю полноту индивидуальности лишь в отношении «Ты» [1, с. 121]. Диалог может быть сопереживанием социальных ценностей, информационным и ролевым общением и т. д. С диалогом связаны интерактивные технологии, сущность которых состоит в том, что взаимодействие субъектов воспитания организуется как непрестанный диалог, в процессе которого субъекты осмысливают намерения друг друга, в результате чего приобретается личный опыт, возникают «разделяемые ценности» (Т. Парсонс). В школах разных стран гражданское воспитание реализуется с учетом национальных особенностей. Американская исследовательница С. Л. Ханн замечает в этой связи: «Как нет одной формы демократии, так нет и одного способа воспитания для демократии» [7].
США. В гражданском воспитании американских школьников сосуществуют два основных подхода: патернализма и строгости, когда ученик воспитывается в условиях требовательности (ассимиляционный подход), и свободы, когда поощряется его самостоятельность, инициативность (адап-
тационный подход). До 1980-х гг. в воспитании предпочтение было отдано первому из подходов. Сегодня на щит поднят адаптационный подход [Подроб. см.: 3], в рамках которого разрабатываются соответствующие программы и методики так называемого поведенческого (коммуникативного) воспитания (С. Ваймер и др.). Коммуникативное воспитание предусматривает свободную игровую обстановку, партнерство воспитанников и наставников. В программы многих школ входит курс общения, в рекомендациях к которому обращается внимание на необходимость учиться слушать собеседника, употреблять слова и интонацию сообразно ситуации, адекватно передавать иную точку зрения и пр. Примером коммуникативного воспитания оказались учебные заведения под названием «справедливые сообщества». В «справедливых сообществах» Бостона и Ридинга удалось мирно решать конфликтные ситуации, воспитывать с помощью самоуправления (школьные и классные ассамблеи), в процессе социально полезной деятельности, учитывая собственные традиции школьной жизни [5]. Среди проектов, оппозиционных педагогическому авторитаризму, выделяются «свободные школы», в которых поощряется самостоятельное познание мира в обстановке игры, раскованных бесед, досуга. Учителям, ученикам и родителям предоставляется свобода выбора и использования собственного опыта.
ЗЛепап Pedagogical .Тоита! ♦ № 2 / 2017
71
Авторитаризм учителя отвергается для воспроизведения модели воспитания, основанного на сотрудничестве и человеческом общежитии. Так, в опыте колледжа «Иной путь» - «свободной школы» в городе Беркли (штат Калифорния) - для школьников была создана благожелательная эмоционально-экспрессивная обстановка, в которой ученики вели свободную, хаотическую, но увлекательную жизнь, учителя и школьники устраивали совместные завтраки, где на равных непринужденно обсуждали текущие дела и проблемы.
Политический истеблишмент и педагоги США (Б. Блум, Р. Гарнье, Б. Скиннер, Ч. Мерриам, С. Ханн) рассматривают гражданское воспитание как формирование социально ответственного, политически лояльного члена общества, который верен «американскому образу жизни». В президентском акте «Америка-2000» (1994) в подтверждение такой установки среди основных национальных ориентиров модернизации образования выделено «воспитание ответственного гражданина» [6]. Гражданское воспитание расценивается в качестве мировоззренческого конструкта - как связующий мост и посредник между личностью и государством, частными и публичными интересами. Особую значимость для гражданского воспитания имеют церковь, семья, общины, добровольные объединения.
Основополагающими в концепциях гражданского воспитания являются тезисы о школе как «лаборатории демократии», нераздельности демократии и гражданского воспитания. В основе теоретических установок в значительной мере лежит парадигма конструктивизма, идеологи которого полагают, что учащаяся молодежь должна быть активным творцом собственных гражданских ценностей. Гражданское воспитание предназначается особенно для того, чтобы приобщить к общественным ценностям, вооружить умениями политического диалога. Речь ведется о воспитании в духе социальной ответственности за свою страну, благосостояние нации, обеспечение стабильности политического режима. Гражданское воспитание трактуется как учебно-воспитательный процесс, основанный на социальном опыте учащихся и направленный на воспитание персональной гражданской от-
ветственности. Акцент делается на формировании социально-политических знаний, что отчетливо видно в смене педагогической терминологии. Так термин «гражданское воспитание» (civic education) часто заменяют термином «политическая социализация» (political socialization).
Цель, задачи, содержание гражданского воспитания сформулированы в федеральном учебном плане (Formal Instruction in Civics and Government) и национальных стандартах по граждановедению (1994) [3]. В стандартах определены несколько основных тем: государственное устройство, основы конституционализма, связи с внешним миром, роль граждан в демократическом обществе. Федеральные учебный план и стандарты устанавливают во всех классах, начиная с 1-го, специальные и дополнительные (в рамках других предметов) часы на темы гражданского воспитания (напр., в 1-м и 2-м классах 30 часов специальных занятий и 30 часов дополнительно; в 8-м классе планируются семестровые курсы (около 60 часов); в 9-10-х классах предлагается преподавание по шести двухнедельным блокам (около 40 часов в учебном году); в 11-м классе - 60 часов в учебном году как составная часть специального курса обществоведения, а в 12-м классе - годичные курсы по граждановедению в объеме 120 часов). Стандарты предусматривают приобретение определенных компетенций гражданственности. Юные американцы должны знать основы государственного устройства, Билль о правах. Им надлежит приобрести навыки критического политического мышления: идентифицировать государственные символы, оценивать общественные события, анализировать деятельность ветвей власти и т. д. Программами предложена модель ответственного гражданского поведения. В элементарной школе ученики приобретают начальные представления о таких сообществах, как семья, школьный класс, штат, государство, мировое сообщество. В младшей средней школе изучают место США во всеобщей истории. В старшей средней школе - деятельность властей штатов и федерального правительства. В отдельных штатах, помимо стандартных, реализуются иные курсы гражданского воспитания: «Гражданин и Конституция», «Проект Граж-
данин», «Твоя роль как гражданина, получающего заработную плату», «Гражданские права и ответственность» и др.
При изучении граждановедения используются многочисленные дидактические материалы, отражающие общественную и политическую жизнь США: «Закон и американское общество» (для 9-11-х классов), «Выдающиеся процессы Верховного суда» (для 7-8-х классов), «Важнейшие статьи Конституции» (для 11-го класса), «Основы демократии» (12-й класс, «Если вы голосуете впервые...», учебники по гражданове-дению (Civics) и др. Основными методами обучения на занятиях по граждановедению являются лекции, дискуссии, мастер-классы экспертов, презентации, экскурсии в государственные учреждения и общественные организации, просмотр видеофильмов и т. д. Задачам гражданского воспитания служат различные ролевые игры и дискуссии, которые организуются регулярно и повсеместно.
Одним из эффективных путей воспитания достойных граждан считается ученическое самоуправление, которое позволяет активизировать гражданскую деятельность старшеклассников через систему выборных органов и лиц. Особая роль в практиках гражданского воспитания отведена неформальным программам (informai instructions): «Обучение служением» (Service Learning), скаутское движение, начальная военная подготовка (Junior Reserve Officers Training Course) и др. В гражданском воспитании участвуют общественные организации: «Детское голосование в США» (Kids Voting USA), «Ассоциация молодых христиан», родительские комитеты (Parent-teacher Association) и т. д.
В результатах гражданского воспитания школьников США отражены демократические устремления и целесообразная педагогическая практика, с одной стороны, и затушевывание социальных антагонизмов, пропаганда идеи об исключительности и превосходстве Америки - с другой. Часть школьников приобретает предусмотренные стандартами компетенции гражданской направленности. Более основательные гражданские знания по сравнению с мальчиками демонстрируют девочки. Занимавшиеся по специальным программам учащиеся обладают более высоким уровнем знаний о гражданском обществе, чем их сверстники, ко-
торые не получали такой подготовки. Так, мониторинги [3] свидетельствуют о невысоком уровне гражданского воспитания «среднего» американского школьника. Хуже остальных респондентов справляются с тестами на гражданские знания учащиеся из малоимущих семей, а также подростки аф-роамериканского или латиноамериканского происхождения - все те, чьи родители имеют низкий уровень культуры и образования [7].
Западная Европа. В обсуждении и решении проблем гражданского воспитания активное участие принимают Европейский союз и Совет Европы. Их инициативы предусматривают формирование гражданина Европы на основе диалога и сотрудничества. Подчеркнута двойная функция воспитания европейской гражданственности: поощрение национальной самобытности и преодоление национальных антагонизмов. При воспитании гражданина Европы предлагается учитывать историческую и культурную общность Запада. Рекомендуется опираться на дидактические материалы, отражающие такую общность. В рамках европейской программы СОКРАТ подготовлен сборник «Идентичность детей и европейская гражданственность» (Children's Identity and Citizenship in Europe), где содержится описание проектов гражданского воспитания в различных европейских странах. Совет Европы инициировал проект создания учебных программ «Воспитание демократической гражданственности» (1996) («Education for Democratic Citizenship»). Заключительный, третий этап проекта нацелен на поощрение воспитания в идеалах демократии, сплочения общества, социальной интеграции и уважения прав человека.
В соответствии с рекомендациями Евросоюза в отдельных странах Западной Европы предпринимается ряд акций в направлении гражданского воспитания. Так, парламент Великобритании в 2002 г. принял решение об обязательном воспитании гражданственности в средних школах. В программах английских школ появился большой выбор тем гражданского воспитания: вопросы обществоведения, изучение окружающего социума, собственно уроки граждановедения. В Германии и во Франции в учебных программах сокращен объем изучения тем, посвященных европейским войнам и религиоз-
ным противостояниям; одновременно более обстоятельно излагаются экономические, культурные связи народов Европы. Воспитание «европейского сознания» ставится в зависимость в большой мере от содержания программ гражданского воспитания: «руководящий курс» - в английских школах, «политика» - в немецких гимназиях, «граж-дановедение» - во французских лицеях и т. д., а также общеобразовательных гуманитарных учебных курсов, в первую очередь по истории.
В Западной Европе большое значение для гражданского воспитания придается самоуправлению учащихся. Традиционный вид ученического самоуправления - ученические советы, которые нередко копируют государственные структуры: парламент, президент, вице-президент, председатели комитетов и пр. Идет поиск иных форм самоуправления учеников как способа гражданского воспитания: школьные советы в составе учеников, преподавателей, администрации, родителей, представителей общественности. Преимущественные направления их деятельности -вовлечение учащихся в текущую жизнь школы, развитие в учениках самостоятельности, умения отстаивать собственные взгляды и требования, воспитание культуры общения.
В Великобритании решения школьного совета обязательны для учебного заведения. В Германии школьные советы, именуемые конференциями, вправе высказываться о планировании учебных занятий, содержании и организации внеклассной общественной работы (вечера отдыха, экскурсии, издание газеты, кружки и клубы, благотворительность, дискуссии). Во Франции школьные советы (команды) формируются на нескольких уровнях. Ученики и преподаватели каждого класса объединяются в совет, который работает по собственному плану, встречается с администрацией для обсуждения насущных дел. Команды классов проводят школьные ассамблеи, на одной из которых избирается совет школы. В совет кроме учеников входят глава учебного заведения, пять преподавателей, представители от родителей. Совет утверждает бюджет и внутренний распорядок, вырабатывает рекомендации по педагогическим вопросам и управлению школой, может выступать как дисциплинарный орган, будучи вправе применять
к учащимся, отступившим от общепринятых правил, определенные санкции.
В Западной Европе сложилась разветвленная сеть детских и юношеских объединений, занятых в первую очередь гражданским воспитанием. Наиболее массовыми и влиятельными являются организации скаутов. Так, во Франции действует массовая Федерация скаутов, в которую входят несколько ассоциаций. В основе педагогической программы скаутов лежат задачи научить руководить и подчиняться, воспитывать для деятельности во имя общественного блага. Скаутское движение накопило немалый опыт воспитания активных граждан. У скаутов есть «законы», традиции, символическая культура. Роль скаутизма в гражданском воспитании трудно переоценить. О весомости такой роли можно судить, например, по тому, что до 90 % парламентариев Франции прошли в свое время школу гражданского воспитания в отрядах скаутов.
Помимо скаутов, гражданским воспитанием занимаются другие внешкольные организации. К их числу относятся, например, школьные кооперативы во Франции. Школьные кооперативы есть на всех ступенях общего образования, охватывают почти пятую часть учеников. Юных кооператоров знакомят с процедурой демократических выборов. Они участвуют в различных дискуссиях, отстаивая свое мнение и приучаясь уважать мнение других. В школьных кооперативах приобретаются наглядные представления об обществе и государстве, воспитываются активные и инициативные члены общества.
Педагоги Западной Европы используют в гражданском воспитании арсенал средств массовой информации. Так, в 1970-1990-е гг. в коллежах и лицеях Франции инициирована соответствующая педагогическая деятельность в виде «прессы в школе». Лицеистов учили систематически следить за политическими событиями, действовали клубы «Пресса в школе», велось активное пацифистское, антифашистское воспитание, организовывали национальные «дни прессы в школе», в которых в прямом телеэфире в 1991 г. участвовало около 2,5 тыс. школ.
Результаты гражданского воспитания в школах Европы неоднозначны и далеки от систематического осуществления [2]. Международные мониторинги показывают
довольно высокий уровень граждановедче-ских знаний школьников Западной Европы. Школьники шести государств Западной Европы оказались при этом в первой десятке двадцати восьми обследованных стран. Международные мониторинги также свидетельствуют о довольно активном участии учеников в Западной Европе в школьных советах. Большая часть школьников шести европейских стран - от 68 % в Бельгии до 87 % в Испании - проявляют достаточно высокую социальную активность, будучи участниками голосований в школьном совете, что, безусловно, содействует воспитанию гражданской позиции. В то же время средний уровень участия школьников европейских стран в управлении школ сравнительно низок (в среднем 37 %). Мониторинги фиксируют неудовлетворительную степень сформиро-ванности гражданской позиции европейских школьников. Они находятся на сравнительно низком уровне участия в политических дискуссиях - деятельности, которая эффективно содействует формированию гражданина. Лишь финские школьники преодолели 50%-й порог такого участия. У школьников остальных стран этот показатель составил в среднем менее 40 %. Не оправдали надежд на резкое улучшение результатов гражданского воспитания школьные советы. Ученическое самоуправление оказалось под прессингом школьной администрации, напоминая «игру в песочнице», поскольку полностью подконтрольно взрослым. Французская газета «Le Monde de l'Education» констатирует, что преподаватели ведут себя в школьном совете подобно коту, который резвится, выпустив ненадолго из когтей мышь.
Япония. Инструкции Министерства образования Японии декларируют в качестве одной из главных целей воспитание личности с активной гражданской позицией. В разделе «Соблюдение норм общественного поведения в повседневной жизни» официального документа «Обучение основным правилам поведения» выделена особая задача формирования гражданских качеств.
В старшей средней школе, кроме учебы, еженедельно один час отводится на так называемую особую деятельность по формированию навыков цивилизованного поведения. Составной частью гражданского воспитания власти рассматривают патриотическое
воспитание учащихся. Стержневыми понятиями в патриотическом воспитании являются «Одзиги Он» (Долг признательности) и «Одзиги Гири» (Долг чести). В новой редакции «Основного закона об образовании» (2006) появился параграф о необходимости воспитания в школах всех ступеней любви к своей стране и малой родине. В официальном «Описании идеального японца» в числе гражданских качеств, которые надлежит воспитывать, названы патриотизм, почитание государственной символики. Принято решение об использовании в учебных заведениях на церемониях государственной символики - гимна и флага. Специальное внимание воспитанию уважения к национальному флагу и гимну уделено в курсах граждановедения. Акцентированное внимание властей патриотическому воспитанию вызвало в педагогическом сообществе взрыв недовольства. В обществе увидели в этом попытки реставрации имперской идеологии.
Японцы высказывают различные мнения о перспективах патриотического воспитания. Опрос, проведенный в 2006 г., показал, что многие респонденты (58 %) выступают против такого воспитания. Главными аргументами были опасения возврата к довоенной националистической идеологии и воспитанию единообразного мышления. Из числа опрошенных 10 % поддержали правительство, утверждая, что патриотическое воспитание позволит избавиться от комплекса вины за развязывание Второй мировой войны. Остальные участники опроса заявили, что считают патриотизм посылом души и сердца, что важно заботиться прежде всего о воспитании чувства любви к месту, где родился и вырос человек (айкоку) и что этим должна заниматься семья, а не школа [1]. Не все в Японии безоговорочно соглашаются с практиками социального и гражданского воспитания. Как считает японский педагог Мигисима, деление на группы вносит негативный дух соперничества, когда сильные унижают слабых, утверждаются антигуманные правила поведения. Преподаватель Акио Сайдзе, перечисляя негативные последствия практик общинного воспитания, говорит, что внутри детских сообществ появляются вожаки, которые провоцируют конфликты и насилие. Результаты социального воспитания в японской школе во мно-
гом неэффективны. Среди школьников распространено неверие в светлые жизненные перспективы [3].
Таким образом, результат анализа основных практик гражданского воспитания в общеобразовательной школе Западной Европы, США и Японии в контексте ассимиляционного и адаптационного подходов
позволил сделать заключение об актуальности проблем гражданской социализации подрастающих поколений в современной социокультурной ситуации. Обращение к опыту зарубежной педагогики продуктивно для теоретического осмысления современной ситуации в России и прогностических выводов.
Библиографический список
1. Бубер М. Я и ты // Два образа веры. - М.: Республика, 1995. - С. 16-92.
2. Галич Ю. Н. Изменения в основном законе об образовании Японии и морально-патриотическое воспитание в высшей школе // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 11. - С. 16-21.
3. Джуринский А. Н. Сравнительное образование. Вызовы XXI века. - М.: Прометей, 2014. - 326 с.
4. Джуринский А. Н. Чему и как учат школьников в Японии. - М.: Российское педагогическое
агентство, 1997. - 84 с.
5. Цырлина Т. В. Встречное движение. - М.: Знание, 1991. - 80 с.
6. Goals 2000: Educate America Act [Электронный ресурс]. - URL: http://www2.ed.gov/ legislation/GOALS2000/TheAct/index.html (дата обращения: 12.02.2017).
7. Hann C. L. Comparative civic education research: What we know and what we need to know // Citizenship Teaching and Learning. - 2010. - Vol. 6, № 1. - P. 5-23.
Поступила в редакцию 13.02.2017
Dzhurinskiy Alexandr Naumovich
Dr. Sci. (Pedag.), Prof. of the Department of pedagogical Sciences, Professor, Academician of the Russian Academy of Education, Moscow State Pedagogical University. [email protected]. Moscow
THE PRACTICE OF CITIZENSHIP EDUCATION IN A SECONDARY SCHOOL ABROAD
Abstract. Presented the purpose, objectives, content, relationship of the practices of citizenship education in a secondary school in Western Europe, USA and Japan. The assimilation and adaptation approaches, communication techniques, experience of free schools, Formal Instruction in Civics and Government, informal instructions of social and civic education in US schools are characterized. The activities of the European Union and the Council of Europe, the UK schools of Germany and France on social and civic education are considered. The anti-imperial civic education in Japan is analyzed.
Keywords: content, methods, realities of civic education in abroad.
References
1. Buber M., 1995. Ya i ty [I and thou]. Dva obraza very [The Two ways of faith]. Moscow: Res-publika Publ., pp. 16-92 (in Russ.).
2. Galich Yu. N., 2007. Izmeneniya v osnovnom zakone ob obrazovanii Yaponii i moral'no-patriotich-eskoe vospitanie v vysshej shkole [Changes in the basic education law of Japan and moral-Patriotic education in higher school]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today], 11, pp. 16-21. (in Russ.).
3. Dzhurinskij, A. N., 2014. Sravnitel'noe obrazovanie. Vyzovy XXI veka [Comparative education. Challenges of the XXI century]. Moscow: Prometej Publ., p. 326 (in Russ.).
4. Dzhurinskij, A. N., 1997. Chemu i kak uchat shkol'nikov v Yaponii [What and how to teach students in Japan]. Moscow: Rossijskoe pedagogich-eskoe agentstvo Publ., p. 84 (in Russ.).
5. Cyrlina, T. V, 1991. Vstrechnoe dvizhenie [Oncoming traffic]. Moscow: Znanie Publ., p. 80 (in Russ.).
6. Goals 2000: Educate America Act. Available at: http://www2.ed.gov/legislation/G0ALS2000/ TheAct/index.html (accessed 12.02.2017).
7. Hann C. L., 2010. Comparative civic education research: What we know and what we need to know. Citizenship Teaching and Learning, Vol. 6, 1, pp. 5-23.
Submitted 13.02.2017