Научная статья на тему 'Гражданское образование в школах Израиля'

Гражданское образование в школах Израиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОВМЕСТНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНОВЕДЕНИЕ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИЗРАИЛЕ / КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ / CIVIC EDUCATION / CIVIL SOCIETY / JOINT CIVIL IDENTITY / CIVICS / ISRAELI SCHOOLING / STUDENTS' COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таха Файсал

Рассматриваются особенности гражданского образования в школах Израиля. Дается краткая характеристика основным этапам становления гражданского образования в Израиле. Выделяются причины, затрудняющие создание совместной гражданской идентичности путем гражданского образования в Израиле. Акцентируется внимание на статусе предмета «Граждановедение» в учебном плане израильских школ. В статье представлен опыт муниципальной арабской школы Галилеи, в которой была разработана и действует уникальная для Израиля образовательная программа под названием «Гражданская инициатива», направленная на расширение компетенций учащихся в области гражданской культуры и гражданской активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIC EDUCATION IN ISRAELI SCHOOLS

The author dwells on separate status of “Civics” subject in the curriculum of Israeli schools. The article describes the experience of the Arab municipal school of Galilee, which has developed and implemented a unique educational program for Israel, entitled “Civil Initiative”, aimed at increasing students' competencies in the field of civic culture and civic activity.

Текст научной работы на тему «Гражданское образование в школах Израиля»

УДК 37.035.6

ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛАХ ИЗРАИЛЯ Таха Файсал CIVIC EDUCATION IN ISRAELI SCHOOLS Takha Faysal

Муниципальная школа Галилеи (Израиль), Институт непрерывного педагогического образования НовГУ,

Mikhail. Pevzner@novsu. ru

Рассматриваются особенности гражданского образования в школах Израиля. Дается краткая характеристика основным этапам становления гражданского образования в Израиле. Выделяются причины, затрудняющие создание совместной гражданской идентичности путем гражданского образования в Израиле. Акцентируется внимание на статусе предмета «Граждановедение» в учебном плане израильских школ. В статье представлен опыт муниципальной арабской школы Галилеи, в которой была разработана и действует уникальная для Израиля образовательная программа под названием «Гражданская инициатива», направленная на расширение компетенций учащихся в области гражданской культуры и гражданской активности. Ключевые слова: гражданское образование, гражданское общество, совместная гражданская идентичность, граждановедение, школьное образование в Израиле, компетенции учащихся

The author dwells on separate status of "Civics" subject in the curriculum of Israeli schools. The article describes the experience of the Arab municipal school of Galilee, which has developed and implemented a unique educational program for Israel, entitled "Civil Initiative", aimed at increasing students' competencies in the field of civic culture and civic activity. Keywords: civic education, civil society, joint civil identity, Civics, Israeli schooling, students' competencies

Гражданское образование можно рассматривать как атрибут гражданского общества, которое представляет собой культурную форму социальной системы, высшее из известных проявлений политиче -ской, правовой и экономической культуры общества [1]. Гражданское образование существует в любом государстве — демократическом и тоталитарном, но имеет в них разные цели. Если для демократии нужны думающие, обладающие определенной информацией, критическим мышлением граждане, то в тоталитарном государстве формируются законопослушные, заучивающие существующие идеологические догмы «винтики» государственной системы.

Гражданское образование представляет собой общественно-государственную, социально-

ориентированную систему непрерывного обучения и воспитания, направленную на формирование гражданской компетентности, демократической культуры, удовлетворение потребностей в социализации в инте-ресах личности, гражданского общества и правового государства [2].

Типология элементов гражданского образования включает в себя гражданские знания, умения, навыки участия в общественной жизни и гражданские качества. Формирование гражданских качеств проис-ходит на основе новых знаний, умений и ценностей, которые помогают личности разрешать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социаль-

но -экономическим и политическим условиям, а также представлять и защищать свои права и интересы, уважая интересы и права других людей. Как утвер-ждает Н.М.Воскресенская [3], термин «гражданские качества» претерпел некоторую эволюцию за послед -ние 15—20 лет. Согласно автору, вначале мировое демократическое сообщество говорило о развитии «ценностей» (values) демократии, затем использовался термин демократические « отношения» (attitudes). Сейчас педагоги разных стран все больше говорят о «предрасположенностях» (dispositions или predispositions), способствующих развитию желания поддерживать и развивать демократию. Этот термин подробно раскрыли в своем исследовании канадские педагоги А.Сиарс и Э.Хьюз, указав на очевидную связь гражданского образования с нравственным воспитанием [4].

Н.М.Воскресенская выделяет несколько подходов к содержанию гражданского образования: ситуативно-воспитательный, правовой политологический, обществоведческий, культурологический, ком-петентностный [3]. Для обеспечения успешности гражданского образования оптимальным является сочетание различных подходов, когда в школе создается демократическая обстановка, преподается курс граждановедения. реализуются социальные проекты, направленные на изучение проблем местного сооб-щества и поиск их решений.

Рассмотрим особенности гражданского образования в Израиле. Будучи гетерогенным обществом в культурном и социальном плане, Израиль является интересным объектом исследования для изучения становления и развития гражданского образования. В стране, где наличествуют глубокие различия между религиозными и светскими евреями, между израильскими евреями и арабами, между представителями разных политических взглядов, между богатыми и бедными, существуют контрастные восприятия Израиля как еврейского и демократического государства, его политической культуры. В этом контексте создание совместной гражданской идентичности путем гражданского образования является сложной задачей.

Создание государства Израиль в 1948 году было поворотным моментом в деле гражданского образования. Стало очевидным, что принципы гражданского образования догосударственного периода должны быть адаптированы к новой реальности, что школы должны взять на себя бремя воспитания граждан, при этом не могли полагаться на семью и местные сообщества [5].

Начиная с 1948 года, под эгидой суверенного государства происходил процесс, превративший население, состоявшее в большинстве своем из новых репатриантов, не просто в нацию, но в «нацию в военной форме». «Поскольку все зависит от народа, мы обязаны задать себе вопрос: народ ли мы?.. Я отвечаю: у нас еще нет народа... Евреи приезжают из разных стран, и у них нет общего языка», — говорил Давид Бен-Гурион спустя год после провозглашения государственной независимости страны. С точки зрения первого премьер-министра, именно армия должна была стать той «школой социализации», которая превратит в народ первое поколение жителей воссозданного суверенного Израиля — евреев из разных регионов мира, строивших новое общество на своей древней земле. Государство прилагало усилия, которые должны были гарантировать успешный ход этого процесса, обеспечив взаимосвязь армии и общества во имя создания идентичности «нового еврея»: сильного, не боящегося трудностей, умеющего защитить себя, свой народ и свою страну [6].

Члены организации «Учителя для Еврейского национального фонда» на своей конференции в 1950 г. высказали предположение, что Израильские Силы Обороны могут стать символом новой национальной миссии и примером для воспитания подрастающего поколения в духе гражданственности. Новой важной образовательной целью стало воспитание добросовестных солдат. Было высказано мнение о том, что ученики должны посещать армейские лагеря, солдаты должны посещать школы, что школьные клубы будут прививать ученикам навыки, необходимые для службы в авиации и военно-морском флоте. В последующие годы ученикам старших классов школы была предложена программа предварительной военной подготовки (вЛОМЛ). В целом, школы должны были играть ключевую роль в воспитании понимания, что военная служба является неотъемлемым и центральным компонентом израильского гражданства [5, с. 34].

В 1953 г. в Израиле был принят государственный Закон об образовании. В нем были четко сформулированы приоритетные цели образования: воспитание в духе национальной идеи и этических принципов первых поселенцев, стремление передать молодому поколению желание создать общество, основанное на принципах свободы, равенства, терпимости, взаимной помощи и любви к людям. В Израиле были законодательно закреплены пять типов школ: государственные светские, государственные религиозные, ультраортодоксальные, общинные школы в поселениях (кибуцах) и арабские школы. Система образования стала централизованной и административно была отделена от различных политических партий. Депо-литизация школьной системы сопровождалась строгими инструкциями, что политика и идеологические разногласия не должны входить в школы, даже молодежные движения были отстранены от школы. В новых условиях гражданское образование стало строиться в основном на концепциях, имевших отношение к социальным наукам, сосредоточилось на структурных и правовых аспектах государственных институтов. Центральным аспектом гражданского образования в этот период стали обязанности граждан, а не их права. Эти тенденции оставались доминирующими до 1980-х гг.

К концу 1980-х — началу 1990-х гг. взаимоотношения между еврейским и арабским населением Израиля стали достаточно болезненными и противоречивыми. Несмотря на тот факт, что жизнь арабского населения Израиля подвергается интенсивному процессу модернизации на протяжении многих лет, уровень бедности среди арабов почти вдвое превышает уровень бедности среди еврейских семей. Есть и другие видимые расхождения между евреями и арабами, например, в уровне образования, возможностях трудоустройства и карьерного роста и т.д.

Начиная с 1967 года, в результате процесса радикализации шло становление палестинской национальной идентичности и сопутствующее ослабление израильской гражданской идентичности. Восстание палестинцев в 1987 г. в значительной степени способствовало укреплению палестинской идентичности израильских арабов. Арабы Израиля сочувствовали палестинским боевикам, отправляли еду и наркотики на территории, проводили акции протеста, вносили деньги в фонды помощи и сдавали донорскую кровь. Исламский фундаментализм в качестве формы коллективной идентичности также получил серьезную поддержку среди некоторых слоев арабского населения Израиля.

Коллективные нарративы израильтян и палестинцев в большой степени являются взаимоисключающими, зачастую они основываются на значительно отличающейся интерпретации одних и тех же исторических событий. Таким образом, не удивительно, что национальные символы государства Израиль, которые иллюстрируют и поддерживают еврейские темы, не являются приемлемой формой израильской идентичности для палестинских арабов. Они не участвуют в праздновании национальных праздников и памятных дней, и День независимости Израиля отме-

чается ими как день «Накбы», т.е. их национальной катастрофы. Отсутствие общей израильской идентичности затрудняет создание общей идеологии между арабскими и еврейскими гражданами Израиля. В свою очередь и гражданское образование в еврейско-демократическом государстве стало весьма проблематичным, особенно в арабских школах.

Арабские педагоги и ученые утверждают, что Израиль использует образовательную систему как средство контроля над арабскими гражданами. Государственная учебная программа, по их мнению, характеризуется «отсутствием какой-либо ссылки на палестинскую идентичность в истории, литературе и социальных исследованиях. Вместо этого учебная программа предлагает подробное сионистское изложение истории» [5, с. 45].

Проведенные комиссией Кремницера по заказу Министерства образования Израиля исследования показали, что в еврейских школах больше времени посвящено изучению истории, чем в арабских школах, в то время как общественные науки преподаются более интенсивно в арабских школах. Арабские школы предпочитают изучать более «нейтральные» социальные науки, избегая, по возможности, спорные исторические нарративы евреев и арабов. Аналогичная стратегия использовалась в Германии после Второй мировой войны, когда изучение истории было заменено изучением социальных наук, которые считались более нейтральными и не затрагивали болезненную тему нацистского прошлого. Арабские государственные школы являются более консервативными, чем нерелигиозные еврейские государственные школы в том, что касается школьного климата и практики обучения. Отношения «ученик-учитель» имеют тенденцию быть иерархическими и авторитарными. Таким образом, школьный климат в арабских школах не способствует образованию в области демократии.

До 1994 г. в Израиле не было общего базового учебного плана по предмету «Граждановедение» (Civics) для арабских и еврейских государственных школ. Министерство образования приняло решение сформулировать общий учебный план для всех типов школ: «Высшая цель единой учебной программы — внедрить единую израильскую гражданскую идентичность вместе с развитием четкой национальной идентичности, привить студентам ценности плюрализма и толерантности, развивать в студентах готовность принять разнообразие, которое существует в израильском обществе, уважать тех, кто отличается от них, помочь студентам стать сознательными гражданами, способными к критическому мышлению, анализу, оценке и формированию независимого мнения, действовать по правилам демократии, вырабатывать иммунитет к демагогическим воздействиям» [5, с. 40].

Однако, несмотря на рекомендации комиссии Кремницера, предмет «Граждановедение» и по сей день имеет маргинальный статус в израильском учебном плане. На уровне начальной школы (классы от 1 до 6) «Граждановедение» не является обязательным предметом. Лишь некоторые аспекты тематики гражданского образования включены в учебные планы 2—

4 классов в виде предмета «Родина и общество». Для 7—9 классов учебная программа по граждановеде-нию разработана, но этот предмет не является обязательным, и его включение в программу зависит от решения директоров школ. Граждановедение преподается лишь в одной трети средних школ, в седьмом или восьмом классах, один час в неделю. Следовательно, многие ученики заканчивают среднее звено школы без его изучения.

«Граждановедение» становится обязательным школьным предметом только в старших классах, экзамен по этой дисциплине на аттестат зрелости является обязательным для всех учеников одиннадцатого или двенадцатого класса. На изучение предмета отводится три часа в неделю, но это в большей степени характерно для еврейских государственных школ, чем для арабских и религиозных государственных школ. Пренебрежение «Граждановедением» как учебным предметом проявляется и в результатах экзаменов на аттестат зрелости. Оценки, полученные по этой дисциплине, были в последние годы самыми низкими из всех других школьных предметов из области гуманитарных и социальных наук. В целом, учащиеся еврейских государственных школ сдают экзамены на знания основ демократии лучше, чем ученики религиозных и арабских школ.

Следует отметить, однако, что в Израиле обучение основам гражданственности в рамках формального школьного образования является не единственным видом деятельности, связанным с гражданским образованием. Существует большое количество мероприятий, программ и учебных материалов, организуемых и разрабатываемых Отделом по делам молодежи и общества и Отделом по демократии Министерства образования Израиля. Кроме того, некоммерческие организации, такие как Институт Адама, Израильское общество гражданских прав, Институт Ван Леера, Еврейско-сионистский институт и Центр за мир имени Рабина и другие, разрабатывают учебные материалы и организуют программы в школах, направленные на развитие общения между еврейской и арабской молодежью, а также между религиозными и нерелигиозными еврейскими учащимися.

Ученикам десятых классов предлагают программу под названием «Личные обязательства — работа на благо общества», за участие в которой выставляется оценка в аттестат об окончании средней школы. Существуют также экспериментальные программы в отдельных муниципальных средних школах, руководство которых создает особые условия для формирования гражданской активности учащихся. Например, в муниципальной арабской школе Галилеи, директором которой является автор этой статьи, была разработана и действует уникальная для Израиля образовательная программа под названием «Гражданская инициатива». Она основана на проектной методике, направлена на поощрение предприимчивости и активной гражданской позиции. Ее девизом стала фраза «Ты сам хозяин своей судьбы».

Разработка и реализация экспериментальной программы «Гражданская инициатива» осуществляется под эгидой Отдела экспериментов и инноваций

Педагогического Секретариата Министерства образования Израиля. Данному эксперименту уделяется большое внимание, так как в дальнейшем планируется распространение этой образовательной программы в системе среднего образования Израиля. Новая программа направлена на расширение компетенций в области гражданской культуры и гражданской активности. Проводимый нами эксперимент сосредоточен на разработке методов повышения личной ответственности ученика, преподавателей и родителей за то, что происходит в обществе. Вышеупомянутый девиз «Ты сам хозяин своей судьбы» находит своё отражение в изменившихся методах преподавания («другое учительство»), создании единой команды родителей, преподавателей и учеников («другое участие родителей»), в большей самостоятельности и ответственности учащихся («другое поведение учеников»).

Воспитание гражданской культуры осуществляется на учебных занятиях по дисциплине «Гражда-новедение», а также на междисциплинарной основе: тематика и проблематика гражданского образования включена в содержание обучения по социальным наукам, экологии, истории, коммуникации, английскому языку. В образовательный процесс включены групповые исследовательские работы, которые осуществляются методом творческого диалога. Цель, к которой всегда стремилась школа в Израиле, — это воспитание заботливой, влияющей и преобразующей личности. В школе Галилеи особое внимание уделяется диалогу с «миром взрослых», т.е. с учителями, руководителями школы, родителями и представителями различных муниципальных учреждений, с которыми ученики входят в контакт, работая над социально значимыми проектами — «проектами гражданской вовлеченности».

«Проект гражданской вовлеченности» открывает перед учеником сложность и многогранность близкого к нему мира — школы, где он учится, города и области, где он живёт. Добровольное вовлечение в реализацию гражданских инициатив на основе собственной внутренней мотивации придает подросткам уверенность в себе. В процессе проектной деятельности учащиеся слышат разные мнения, разные жизненные истории, сталкиваются с людьми разного возраста, разного образа жизни, с разными возможностями здоровья. Представленный нами целостный процесс гражданского образования способствует формированию у учащихся гражданских качеств и приобщает их к миру разнообразия и демократии.

1. Каган М.С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 6. С. 47-61.

2. Сунгуров А.Ю. Гражданское образование и правовое просвещение: модели регионального развития [Электр. ресурс]. URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Sungurov_gr_obrazovanie. pdf (дата обращения: 18.05.2016).

3. Воскресенская Н.М. Основные подходы к гражданскому образованию в России и за рубежом // Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. М.: Сивитас, 2005. 184 с. [Электр. ресурс] URL: oash.info/download/documents/civitas_grazhdobr.doc (дата обращения: 20.05.2016).

4. Sears A., Hughes A. Citizenship Education and Current Educational Reform // Canadian Journal of Education. 1996. Vol. 21. № 2. P. 123-142.

5. Ichilov O., Salmon G., Inbar D. Citizenship Education in Israel — A Jewish — Democratic State // Israel Institutions at the Crossroads. London and New York: Routledge, 2005. P. 29-50.

6. Бен-Элиэзер У. Военизированное и гражданское общество в Израиле в начале XXI века [Электр. ресурс]. URL: http://online-books.openu.ac.il/russian/democracy-and-national-security/volume2/article15.html (дата обращения: 20.05.2016).

References

1. Kagan M.S. Grazhdanskoe obshchestvo kak kul'turnaya forma sotsial'noy sistemy [Civil Society as the Cultural Form of Social System]. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya, 2000, no. 6, S. 47-61.

2. Sungurov A.Yu. Grazhdanskoe obrazovanie i pravovoe prosveshchenie: modeli regional'nogo razvitiya [Civk Education and Law Education: Models of Regional Development] Available at: http://www.civisbook.ru/files/File/Sungurov_gr_obrazovanie. pdf (accessed 18.05.2016).

3. Voskresenskaya N.M. Osnovnye podkhody k grazhdanskomu obrazovaniyu v Rossii i za rubezhom [Basic Approaches to Civic Education in Russia and Abroad] // Grazhdanskoe obrazovanie: soderzhanie i aktivnye metody obucheniya [Civic Education: Contents and Active Methods of Education]. Moscow, 2005. 184 p. Available at http: oash.info/download/documents/civitas_grazhdobr.doc (accessed 20.05.2016).

4. Sears A., Hughes A. Citizenship Education and Current Educational Reform. Canadian Journal of Education, 1996, vol. 21, no. 2, pp. 123-142.

5. Ichilov O., Salmon G., Inbar D. Citizenship Education in Israel — A Jewish — Democratic State. Israel Institutions at the Crossroads. London and New York, Routledge Publ., 2005, pp. 29-50.

6. Ben-Eliezer U. Voenizirovannoe i grazhdanskoe obshchestvo v Izraile v nachale XXI veka [Militarized and Civil Society in Izrael at the Beginning of XXI century]. Available at: http://online-books.openu.ac.il/russian/democracy-and-national-security/volume2/article15.html (accessed 20.05.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.