Научная статья на тему 'Целевые ориентиры долгосрочного развития рыбохозяйственного комплекса России. Часть II'

Целевые ориентиры долгосрочного развития рыбохозяйственного комплекса России. Часть II Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
рыбохозяйственный комплекс / экономика страны / агропромышленный комплекс / меры государственной поддержки / fishery complex / country's economy / agro-industrial complex / measures of state support

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колончин Кирилл Викторович

Рыбохозяйственный комплекс является системообразующей сферой экономики страны, формирующей рынок рыбной продукции, продовольственную и экономическую безопасность России. Есть глубокое понимание государством природы развития всех элементов системы с учетом их сложности, неопределенности и неустойчивости мировых трендов добычи водных биоресурсов в условиях изменения климата и роста народонаселения Земли. Основными акваториями, которые обеспечивают большую часть добываемых биоресурсов, сосредоточены на Дальнем Востоке и в Северном рыбном бассейне, Западный и остальные бассейны занимают незначительный сегмент добычи водных биоресурсов. Недостаточный уровень потребления рыбы в России связан с низкими доходами значительной части населения, но эта проблема касается не только России, она захватывает и индустриально развитые страны. К числу основных институциональных ограничений предпринимательской активности в рыбохозяйственном комплексе следует отнести следующие факторы: административные барьеры при оформлении деятельности по развитию собственного бизнеса и заключении контрактов, связанные с длительностью и стоимостью необходимых процедур; налоговое бремя и других средств господдержки; реализуемая государственная политика и принципы распределения квот на добычу водных биологических ресурсов, доступность необходимых природных ресурсов для ведения бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Target guidelines for the long-term development of the fishery complex in Russia. Part II

The fishery complex is a system-forming sphere of the country's economy, which forms the fish market, food and economic security of Russia. Deep understanding by the state of the nature of the development of all elements of the system, taking into account their complexity, uncertainty and instability of global trends in the extraction of aquatic biological resources in the face of climate change and the growth of the Earth's population. The main water areas that provide most of the extracted biological resources are concentrated in the Far East and the Northern fish basin, the Western and other basins occupy an insignificant segment of the extraction of aquatic biological resources. The insufficient level of fish consumption in Russia is associated with low incomes of a significant part of the population, but this problem concerns not only Russia, it also affects industrially developed countries. The following factors should be attributed to the main institutional restrictions on entrepreneurial activity in the fishery sector: administrative barriers in the registration of activities for the development of their own business and the conclusion of contracts associated with the duration and cost of the necessary procedures; the tax burden and the availability of soft loans and other means of state support; the implemented state policy and principles of allocation of quotas for the extraction of aquatic biological resources, the availability of the necessary natural resources for doing business.

Текст научной работы на тему «Целевые ориентиры долгосрочного развития рыбохозяйственного комплекса России. Часть II»

УДК 639.2.06 DOI 10.24411/0235-2486-2020-10143

Целевые ориентиры долгосрочного развития рыбохозяйственного комплекса россии

Часть II

К.В. Колончин, канд. экон. наук внии рыбного хозяйства и океанографии, москва

Дата поступления в редакцию 10.07.2020 * kolonchin@vniro.ru

Дата принятия в печать 30.11.2020 © Колончин К.В., 2020

Реферат

Рыбохозяйственный комплекс является системообразующей сферой экономики страны, формирующей рынок рыбной продукции, продовольственную и экономическую безопасность России. Есть глубокое понимание государством природы развития всех элементов системы с учетом их сложности, неопределенности и неустойчивости мировых трендов добычи водных биоресурсов в условиях изменения климата и роста народонаселения Земли. Основными акваториями, которые обеспечивают большую часть добываемых биоресурсов, сосредоточены на Дальнем Востоке и в Северном рыбном бассейне, Западный и остальные бассейны занимают незначительный сегмент добычи водных биоресурсов. Недостаточный уровень потребления рыбы в России связан с низкими доходами значительной части населения, но эта проблема касается не только России, она захватывает и индустриально развитые страны. К числу основных институциональных ограничений предпринимательской активности в рыбохозяйственном комплексе следует отнести следующие факторы: административные барьеры при оформлении деятельности по развитию собственного бизнеса и заключении контрактов, связанные с длительностью и стоимостью необходимых процедур; налоговое бремя и других средств господдержки; реализуемая государственная политика и принципы распределения квот на добычу водных биологических ресурсов, доступность необходимых природных ресурсов для ведения бизнеса.

Ключевые слова

рыбохозяйственный комплекс, экономика страны, агропромышленный комплекс, меры государственной поддержки Для цитирования

Колончин К.В. (2020) Целевые ориентиры долгосрочного развития рыбохозяйственного комплекса России. Часть II // Пищевая промышленность. 2020. № 12. С. 48-54.

Target guidelines for the long-term development of the fishery complex in Russia

Part II

K.V. Kolonchin, Candidate of Economic Sciences All-Russian Research Institute of Fisheries and Oceanography, Moscow

Received: July 10, 2020 * kolonchin@vniro.ru

Accepted: November 30, 2020 © Kolonchin K.V., 2020

Abstract

The fishery complex is a system-forming sphere of the country's economy, which forms the fish market, food and economic security of Russia. Deep understanding by the state of the nature of the development of all elements of the system, taking into account their complexity, uncertainty and instability of global trends in the extraction of aquatic biological resources in the face of climate change and the growth of the Earth's population. The main water areas that provide most of the extracted biological resources are concentrated in the Far East and the Northern fish basin, the Western and other basins occupy an insignificant segment of the extraction of aquatic biological resources. The insufficient level of fish consumption in Russia is associated with low incomes of a significant part of the population, but this problem concerns not only Russia, it also affects industrially developed countries. The following factors should be attributed to the main institutional restrictions on entrepreneurial activity in the fishery sector: administrative barriers in the registration of activities for the development of their own business and the conclusion of contracts associated with the duration and cost of the necessary procedures; the tax burden and the availability of soft loans and other means of state support; the implemented state policy and principles of allocation of quotas for the extraction of aquatic biological resources, the availability of the necessary natural resources for doing business.

Key words

fishery complex, country's economy, agro-industrial complex, measures of state support For citation

Kolonchin K.V. (2020) Target guidelines for the long-term development of the fishery complex of. Part II / Food processing industry = Pischevaya promyshlennost'. No. 12. P. 48-54.

48 12/2020 пищевая промышленность issn 0235-2486

Введение. Для развития предпринимательства важно учитывать структуру экономики региона, где предполагается и уже ведется предпринимательская деятельность, проводить анализ наличия необходимой сырьевой базы, развитости инфраструктуры, экологического состояния территории (акватории), уровень кадрового потенциала, доступность на рынки, возможность заниматься экспортом продукции, уровень благосостояния населения, который формирует платежеспособный спрос. Поэтому география расположения объекта предпринимательской деятельности должна быть ориентирована в первую очередь на близость и доступность сырьевой базы, близость к рынкам сбыта готовой продукции и платежеспособному населению, что будет гарантировать хозяйствующим субъектам получение доходов, необходимых для ведения расширенного воспроизводства [1-4].

Если мы посмотрим с этих позиций на работу рыбохозяйственного комплекса на основе анализа занятых в нем работающих и действующих структурных организаций, ведущих свою деятельность как в сфере рыболовства и рыбоводства, так и в сфере промышленной переработки рыбной продукции, то увидим определенные диспропорции, оказывающие существенное влияние на экономику этих организаций.

В 2018 г. численность работников, занятых в рыбохозяйственном комплексе, составила 106 тыс. человек, в том числе 56 тыс. были заняты в сфере рыболовства и рыбоводства, 50 тыс. осуществляли промышленную переработку рыбной продукции.

Интересен опыт стран Юго-Восточной Азии и Северной Европы в построении организационно-экономической модели ведения бизнеса, занятого добычей водных биоресурсов и их переработкой. Так, в Китае и Южной Корее на территории крупных морских портов Далянь, Циндао, Пусан создаются кластеры по промышленной переработке и торговле переработанной рыбной продукцией.

В портах Южной Кореи - Пусан, Сокчхо и Йосу - в ближайшей перспективе планируется создание еще шести кластеров. Особое внимание уделяется развитию порта Пусан, которому в рамках государственных преференций в виде создания особой морской экономической зоны предоставляется возможность реализации проекта глобального транспортно-логистического хаба, в который войдут центр по морскому оборудованию, логистический терминал, научно-исследовательский центр, предприятия по промышленной переработке рыбной продукции и туристический центр[5, 6].

Аналогичным образом развивается рыбная отрасль и в Японии, где на побережье расположены около 3000 рыбных портов, здесь также реализуется государственная программа по развитию всех направлений ведения предпринимательской деятельности в рыбохозяйственной сфере на принципах частно-государственного партнерства.

Системный подход к решению широкого круга вопросов, от которых зависит

эффективность работы всех структурных организаций, и повышение их конкурентоспособности с использованием современных моделей экономического развития обеспечивают этим странам доминирующее положение на глобальных продовольственных рынках рыбной продукции.

Ключевым фактором проведения структурных преобразований в работе всех звеньев рыбохозяйственного комплекса, которые обеспечат достижение целевых установок в рамках разработанной Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса на период до 2030 г., следует считать прорыв в инвестиционной деятельности как рыбодобывающих, так и перерабатывающих компаний.

Здесь будет уместно отметить, что структурное реформирование, как средство для повышения экономического роста, вошло в экономическую политику промышленно развитых стран еще в начале 1980-х гг. В тот период крупные финансовые организации, такие как Всемирный банк, выделяли займы различным странам, а позднее и республикам бывшего Советского Союза для проведения либерализации экономики и открытия своих рынков. Но на вопрос, многие ли страны добились от этих процессов экономического процветания, ответ, скорее всего, будет отрицательным. Поэтому, проводя структурные реформы в отраслях рыбохозяйственного комплекса, следует учитывать прошлый опыт и защищать свои рынки в соответствии с национальными интересами и международными обязательствами России в данной сфере деятельности. Однако отказываться от проведения структурного реформирования не следует, только при этом нужно проводить расчеты по возможным рискам и на основе прогнозов определять горизонты получения экономических выгод от проведения этих реформ.

Проведение любых реформ требует определенной финансовой поддержки со стороны как частного бизнеса, так и государства, -все зависит от масштаба и важности для государства конкретного народнохозяйственного комплекса. В нашем случае речь идет об обеспечении продовольственной безопасности как национальной цели, поэтому роль государства должна быть значительно выше, чем в настоящее время. В этой связи необходимо увеличить объем средств государственной поддержки на строительство рыбопромыслового флота, создание современной инфраструктуры и логистики

доставки продукции до потребителей, разработку современных энергосберегающих и экологически чистых технологий, подготовку квалифицированных кадров.

Что показывает проведенный анализ по мерам государственной поддержки организаций рыбохозяйственного комплекса? Механизмы господдержки действуют с 2015 г. путем предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Субсидии предусмотрены на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на приобретение кормов и рыбопоса-дочного материала для развития товарной аквакультуры, на реализацию инвестиционных проектов в сфере переработки рыбного сырья и развития инфраструктуры, а также на приобретение техники, специализированных судов, транспортных средств и оборудования для разведения, содержания и выращивания объектов товарной аквакуль-туры и товарного осетроводства.

Государство, предоставляя средства государственной поддержки, требует от ее получателей эффективности в виде прироста объемов производства и ввода новых мощностей. Сводные данные по предоставленным субсидиям за период 2012-2019 гг. представлены в таблице.

Анализ представленных данных показывает, что уровень освоения субъектами бюджетных средств постоянно сокращается: с 91,2 % в 2015 г. до 36,5 % в 2019 г. Основными причинами низкого освоения средств господдержки является досрочное погашение собственниками предприятий кредитных линий, что, по всей видимости, говорит о том, что рыбопромысловые компании располагают необходимыми финансовыми средствами как для погашения кредитов, так и для реализации инвестиционных проектов различного назначения.

В целом же следует отметить низкую эффективность данной меры поддержки и отсутствие заинтересованности в ее получении, так как за указанный период этой мерой воспользовались от 6 до 12 субъектов Российской Федерации, а субсидии получили не более 13 предприятий.

Поэтому учитывая определенный опыт, следовало бы субсидии в виде краткосрочных кредитов предоставлять на закупку кормов и рыбопосадочного материала. Что касается субсидирования долгосрочных кредитов, то в этом случае необходимо предоставлять залог ликвидного имущества, которым большинство компаний не

Сводные показатели предоставленных субсидий за период 2012-2019 гг [9].

Год Предусмотрено в федеральном бюджете, тыс. руб. Заключены соглашения, тыс. руб. Освоено субъектами РФ, тыс. руб. % освоения Прирост объема производства продукции товарной аквакультуры, т Объем введенных мощностей, т

2015 250 019,6 222 916,3 203 342,0 91,2 12 972,8 20,0

2016 396 094,0 396 094,0 266 059,1 67,2 4 693,1 6 123,1

2017 372 529,1 327 592,9 184 349,8 56,3 1 580,5 9 319,7

2018 353 549,6 311 726,0 113 764,0 36,5 9 974,8 12 946,7

2019 352 922,3 268 983,2 179 815,1 66,9 14 000,3 13 615,8

Источник: составлено автором на основании статистики Росрыболовства

располагает, а крупные компании, имеющие финансовые средства, реализуют инвестиционные проекты за счет собственных средств. В качестве примера можно привести Русскую рыбопромышленную компанию, Норебо, РК им. В.И. Ленина (г. Петропавловск-Камчатский). Эти компании строят за счет собственных средств современные 108-метровые траулеры-процессоры и 50-метровые траулеры-сейнеры.

Привлечение инвестиций из всех источников финансирования создаст необходимые условия для ведения расширенного воспроизводства в работе всех хозяйствующих организаций рыбохозяйственного комплекса.

Сложная организационная структура рыбохозяйственного комплекса под воздействием внутренних и внешних факторов, различной динамики развития ключевых подкомплексов (рыбопромысловый флот и орудия лова, добыча водных биоресурсов, аквакультура, марикультура), расширения числа участников хозяйственной деятельности должна иметь оптимальную степень государственного регулирующего воздействия, с тем чтобы все элементы системы развивались в нужном направлении с учетом национальных интересов России.

При этом следует отметить, что в дореформенный период ни сегмента аква-культуры, ни марикультуры практически не существовало, эти направления только получают свое развитие, и они также требуют институциональной и государственной поддержки для вывода их на мировой уровень.

В дореформенный период степень хозяйственной самостоятельности всех структур рыбохозяйственного комплекса строго подчинялась директивному планированию, которым задавались объем и номенклатура поставляемой в торговую сеть продукции и ее ценовой диапазон. Государственные капитальные вложения, направляемые на развитие рыбопромыслового флота и производственную сферу переработки рыбной продукции, проведение промысловой разведки в различных акваториях внутренних рыбохозяйственных бассейнов и открытых частях Мирового океана, обеспечивали устойчивость функционирования всех звеньев рыбохозяйственного комплекса. Жесткая структура управления позволяла получать высокие производственные, экономические и финансовые результаты и по объемам улова водных биологических ресурсов, и по их промышленной переработке.

Переход на рельсы рыночной экономики и проведение приватизации во всех сферах рыбохозяйственного комплекса, в том числе и в портовой инфраструктуре, привели к разрушению ранее созданных интеграционных и кооперационных связей между узловыми структурами и организациями, обслуживающими работу комплекса, старению материально-технической базы.

Характерными чертами современного этапа развития рыбохозяйственного ком-

плекса стали высокий уровень криминализации и значительная доля теневой экономики, что приводит к снижению его значения как в плане регионального социально-экономического развития, снижения налоговых сборов, так и в плане его низкого вклада в ВВП страны. Недостаток финансовых средств федерального бюджета, направляемых на развитие рыбной отрасли, не позволяет научно-исследовательским организациям проводить своевременный мониторинг состояния традиционных запасов водных биологических ресурсов, не говоря уже о проведении исследований в глубоководном поясе морей Дальнего Востока и Северо-Западного региона России, в Арктической зоне России. Вследствие этого организации, отвечающие за определение объемов ОДУ на основе получения асимметричной информации, дают искаженную информацию по запасам водных биологических ресурсов, что впоследствии может негативно влиять на экономические показатели работы всей отрасли.

По этой же причине не проводится мониторинг качества водных биоресурсов, продуктов промышленного рыболовства и рыбоводства.

Установленные институциональные рамки управления основными звеньями рыбо-хозяйственного комплекса привели к тому, что они не обязывают компании продавать уловы российским перерабатывающим предприятиям, цены на них государство не устанавливает и природную ренту не взимает. Свобода, предоставленная рыбо-добывающим компаниям, позволяет им реализовывать свою продукцию потребителям в Китае, Японии, Южной Корее и других странах.

Работавшая в советский период система вертикальной интеграции между основными звеньями рыбной отрасли при переходе к рыночным отношениям была разрушена, а рыбопромысловые компании в основной своей части сегодня зачастую не участвуют в создании добавленной стоимости по всей цепочке продвижения добытых водных биоресурсов и переработанной продукции вторичных ресурсов. Это проявление низкого качества государственного регулирования взаимодействия между отдельными звеньями рыбной отрасли.

Следствием проведения такой политики является неизменная на протяжении многих лет структура производства рыбной продукции: примерно 90 % рыбных ресурсов приходится на производство мороженой и неразделанной рыбы, а выход готовой продукции остается на уровне не выше 65 %. Доля продукции промышленного назначения, получаемой из вторичных ресурсов - рыбьего жира, рыбной муки, -остается незначительной. Продукция, получаемая из вторичных ресурсов, является важнейшем компонентом для производства комбикормов для различных отраслей АПК и рыбохозяйственного комплекса. Сложившаяся структура производства готовой продукции отражается и на экспорте продукции: как правило, в экспортных по-

ставках высока доля неразделанной рыбы, а ценовую политику здесь формируют страны-импортеры. и на этом этапе Россия несет большие упущенные экономические, финансовые и имиджевые потери.

Все вышеперечисленные производственные факторы работы участвуют в формировании технологических цепочек: от добычи водных биологических ресурсов до их промышленной переработки и реализации готовой продукции, создавая тем самым продукты с добавленной стоимостью. Именно в работе всех элементов технологической цепочки кроется мотивация по повышению эффективности работы промышленности и конкурентоспособности отечественной рыбной продукции на глобальных рынках продовольствия.

Отсутствие действенных механизмов контроля добычи и незаконного лова на континентальном шельфе России приводит к снижению запасов ценных видов водных биологических ресурсов.

При этом следует отметить следующее -разрабатываемые программные документы по развитию рыбной отрасли и закладываемые управленческие решения в этих документах по устранению дисбалансов между отдельными структурами системы рыбохозяйственного комплекса для повышения эффективности работы системы в целом не доводятся до логического завершения, что приводит к сбоям в работе отдельных структур всей системы. Да и перечень инструментов управления рыбохозяйственным комплексом в условиях рыночной экономики у государства ограничен, за исключением выделения субсидий по ряду направлений и соблюдения экологических стандартов. Для такой сложной структуры, которой является рыбохозяйственный комплекс, необходимо более тесное и предметное взаимодействие государства, бизнеса, региональных органов власти и науки на принципах государственно-частного партнерства.

Уровень государственного управления в этой сфере и проработка инвестиционных проектов должны быть, несомненно, выше. В. Мау по этому поводу пишет: «Однако здесь проявляются и недостатки системы управления, не обеспечившей качественную проработку проектов» [2]. Только при соблюдении интересов всех сторон можно решать поставленные задачи и добиваться поставленных целей.

Одной из ключевых проблем, сдерживающих дальнейшее развитие рыбохозяй-ственного комплекса, остается устаревшая материально- техническая база рыбопромыслового флота, которая за последние десятилетия практически не обновлялась. Об этом говорит анализ возрастного состояния рыбопромыслового флота: так, из 2200 судов, используемых для добычи водных биологических ресурсов, 1930 имеют срок службы свыше 20 лет, что составляет 88%. До пяти лет службы имеют только 25 судов. К примеру, на начало проведения рыночных преобразований в экономике рыбопромысловый флот состоял из 3292 су-

дов различного назначения (добывающие, обрабатывающие, транспортные, используемые в научных целях), эксплуатируемых судов сверх нормативного срока службы было 39,8%.

Основная часть рыбопромыслового флота находится в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне - 71 %, в Северном - 16 %, в Западном - 8 %, в Азово-Черноморском - 3 %, в Волжско-Каспийском - 2 %.

Учитывая, что в структуре стоимости основных производственных фондов рыбопромысловый флот занимает 70 %, обеспечивая более 90 % общего вылова, понятно, что сложившаяся ситуация требует кардинального изменения. Идти по пути некоторых стран, где проводят модернизацию устаревших судов, возможно, но в дальнейшей перспективе это приведет к потере конкурентоспособности российского рыбопромыслового флота и снижению объемов вылова водных биологических ресурсов.

Обновление российского рыбопромыслового флота возложено на государственную программу «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 гг.», утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 304. Однако, как показывает практика, мероприятия данной программы выполняются очень медленно в силу разных причин, и этот важнейший вопрос остается до настоящего времени нерешенным.

Источники роста производительности труда промышленно развитые страны видят в «четвертой промышленной революции» за счет внедрения цифровых технологий, взаимной интеграции в производственной сфере и сфере услуг, что в совокупности обеспечивает сокращение цикла создания новых видов промышленной продукции, удешевление ее выпуска и постановку ее на серийное производство. Традиционные принципы организации производства, применяемые ранее, уже неспособны обеспечивать выпуск конкурентоспособной продукции, поэтому страны-лидеры на основе разработанных программ перешли на новый технологический уклад ведения промышленного производства.

В современном мире на первый план выдвигаются проблемы сохранения экологии, активно начинают внедряться «зеленые производства», требующие специальных видов технических средств для снижения загрязнения окружающей среды и акваторий морей и океанов. При этом государствами выстраивается ряд требований к выпуску современных видов оборудования в форме специальных сборов, необходимых для утилизации отслужившего свой срок оборудования.

Сегодня многочисленные дискуссии возникают между экспертным сообществом и государством по проблеме финансирования новых разработок технических средств в связи с тем, что выделяемых средств

федерального бюджета на эти цели недостаточно. Приоритеты государственного подхода в данном вопросе сосредоточены в основном на финансировании фундаментальной науки; разработка прикладных технологий, по всей видимости, возлагается на инвестиции со стороны частного бизнеса. В то же время представители бизнеса стараются приобретать новые виды оборудования по импорту, не вкладывая значительных средств в НИОКР. К примеру, если в промышленно развитых странах степень участия бизнеса в финансировании новых разработок достигает 80 %, то российская практика демонстрирует иные тенденции -вклад бизнеса не превышает 8-10 %.

Государство в настоящее время активизировало работу по решению данной проблемы, но масштабы принимаемых мер и сроки их выполнения не соответствуют мировым трендам развития подобных отраслей в передовых странах Юго-Восточной Азии, в Исландии, Норвегии.

Современное экономическое состояние рыбной отрасли, усиление воздействия на ее работу процессов, происходящих на мировых рынках рыбной продукции, вступление России во Всемирную торговую организацию и развитие интеграционных процессов на пространстве ЕАЭС требуют существенной корректировки системы управления всеми звеньями рыбохозяй-ственного комплекса для достижения поставленных стратегических ориентиров государством.

Здесь следует особо остановиться на внешних факторах, которые в обозримой перспективе будут играть главную роль в программах внутреннего развития и в проведении экспортной политики [2, 10, 11].

Наступивший XXI век обострил проблемы развития мировой торговли, усилилась борьба за все виды ресурсов, в том числе и рыбных. Рост численности населения и доходов в развивающихся странах обостряет проблемы продовольственного обеспечения всех социальных слоев этих государств. Происходящие сдвиги в экономическом развитии государств влияют на демографическую политику, неравномерность распределения доходов и соответственно изменяют тенденции спроса на продовольствие.

Обеспечение устойчивого экономического роста на долгосрочную перспективу стоит в повестке правительства, бизнеса, отраслевых союзов, различных общественно-политических организаций. Дискуссии по этому вопросу вызывают много споров и разногласий о применении экономических инструментов и моделей роста для достижения поставленных целей.

Современная теория роста, разработанная еще в 60-х годах прошлого века, продолжает использоваться экономистами для описания роста экономик промышленно развитых стран уже в постиндустриальном мире. Но сегодня теория экономического роста стала применяться для прикладных исследований по проведению денежной, кредитно-финансовой, фискальной политики, проблем социального развития

государств. Насколько справедливым будет использовать положения современной теории роста для описания экономического развития различных звеньев рыбохозяй-ственного комплекса как составной части народного хозяйства, покажет анализ событий с корректировкой отдельных факторов, оказывающих определяющее влияние на динамику экономического развития.

Несмотря на разные точки зрения среди экономистов, есть общее понимание ключевых факторов, которые необходимо учитывать при разработке стратегий и программ развития отраслей народного хозяйства, в том числе и рыбной отрасли.

Разработанные за последнее время программные документы по данной тематике с участием разных экономических школ и государственных организаций показывают как сближение позиций, так и расхождения о применении тех или иных инструментов и моделей экономического роста, которые обеспечат решение поставленных задач в более короткой перспективе.

Никем не отрицается, что в условиях низких темпов роста инновационно-инвестиционная модель является базовой для стимулирования экономики при современном состоянии макроэкономических показателей и проводимой бюджетной политике.

При проведении исследований проблем экономического развития любой отрасли народного хозяйства разрабатываются различные модели, которые позволяют получать необходимые знания и приближать итоги исследований к релевантному образу. По этому поводу Д. Родрик говорит следующее: «Разнообразие моделей в экономике необходимо в условиях изменчивого социального мира. В разных обстоятельствах нужны разные модели. Экономисты едва ли когда-либо создадут универсальные модели, пригодные для любых обстоятельств» [4]. В нашем случае также необходимо будет разработать экономическую модель с учетом экзогенных и эндогенных факторов, достигнув определенной релевантности нашей исследовательской работы.

Одним из слабо задействованных факторов для активизации роста на современном этапе развития российской экономики признается низкий уровень предпринимательской инициативы среди всех социально-демографических групп общества, а также неразвитая конкурентная среда ведения бизнеса.

К основным факторам риска реализации данной модели следует отнести проблемы демографии, падающий спрос на рыбную продукцию со стороны части населения, низкую социальную мобильность экономически активного населения, ограничения, связанные с развитием человеческого капитала и снижением качества государственного управления.

Новейшие экономические теории дают описания различных ситуаций экономического роста или его торможения в развитых и развивающихся странах. Экономическая наука, проводя анализ массивной базы

данных статистики, применяемых моделей в индустриально развитых странах, дает определенное представление о природе роста и спадов экономического роста прошедшего времени, но пока она не в состоянии дать точные прогнозы развития будущего даже в обозримой перспективе (Родрик Стиглиц) [3, 4].

Механизм трансформации сбережений в инвестиции хорошо известен в качестве рычага для экономического роста. А. Маршалл в своей классической работе «Принципы экономической науки» полностью подтвердил данный тезис, указав на основную роль сбережений и инвестиций в процессе расширения промышленного производства [7].

С учетом современных экономических знаний и теорий, разработанных моделей инновационного развития можно выделить ряд ключевых направлений, которые позволят обеспечивать экономический рост рыбохозяйственного комплекса в обозримой перспективе.

Первое направление касается повышения благосостояния всех социально демографических групп населения России, что, несомненно, приведет к повышению платежеспособного спроса и росту торговли рыбной продукцией различных ценовых сегментов и к повышению потребления рыбной продукции на душу населения во всех регионах страны. Насыщение внутреннего рынка рыбной продукцией и обеспечение экономической и физической доступности - непререкаемый императив современной государственной политики.

В связи с тем, что потенциал рыбной отрасли по объемам добычи водных биоресурсов и развитие продукции аквакуль-туры значительно превышают внутренние потребности страны, расширение экспорта продукции глубокой переработки водных биологических ресурсов и продукции аквакультуры может стать эффективным средством для роста экономики рыбохозяй-ственного комплекса и повышения доходов промышленно-производственного персонала, занятого в отрасли.

Об этом, в частности, говорится в Указе Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». В новой версии доктрины ставится задача по превышению экспорта продуктов питания и сельскохозяйственного сырья из РФ над импортом [11].

Президентом России в мае 2018 г. подписан указ о национальных целях, в котором ставится задача обеспечить увеличение экспорта сельхозпродукции и продовольствия до 45 млрд долл. в год. Однако такие высокие темпы поставок могут привести к определенным рискам с удовлетворением внутренних потребностей в стране, и их необходимо учитывать в разрабатываемых программных документах.

Вообще экономическая политика по расширению экспорта продукции на целевые зарубежные рынки применяется во многих странах, у которых есть конкурентные преимущества по наличию сырьевых ресурсов

и готовой продукции, высокий уровень развития науки и технологий, значительный потенциал образования для подготовки современных кадров.

Экспорт продукции следует рассматривать как объективный и необходимый процесс участия страны в международной торговле, который создает мощный стимул экономического развития отрасли, поставляющей продукцию на внешние рынки. Подобные мысли по данной проблеме мы можем найти у Р. Лукаса, который приводит следующее высказывание: «Наиболее впечатляющие истории успеха в послевоенном мире связаны с ростом внешней торговли. Это эмпирическое наблюдение поражает каждого, кто пытался объяснить экономический рост в последние пятьдесят лет» [6].

Как правило, экспорт требует внедрения инноваций в производство для повышения глубины переработки исходного сырья и повышения качества производимой продукции, для получения более высокой экспортной выручки и занятия определенных ниш на зарубежных рынках. С другой стороны, экспортные операции стимулируют технологический обмен между отраслями экономики, расширяя тем самым границы разделения труда для роста доходов.

Концепция импортозамещения базируется на создании внутри страны современных мощностей для производства продукции, которая покрывает дефицит внутренних ресурсов за счет собственного производства. Для реализации данной концепции необходимо применять меры таможенно-тарифного регулирования, санитарного и фитосанитарного регулирования, лицензирования, оказание государственной поддержки предприятиям, занятым в производстве социально значимой продукции. Импортозамещение формирует запрос на разработку новых технологий и внедрение их на предприятиях по переработке рыбного сырья, подготовку высококвалифицированных кадров. Поставки на внутренний рынок разнообразной рыбной продукции российскими компаниями обеспечат рост потребления со стороны различных социальных групп населения, вытеснят с рынка иностранных поставщиков аналогичной продукции.

Направление развития, связанное со стимулированием внутреннего спроса, потребует расширения внутренних конкурентных рынков для увеличения предложений продукции, что в конечном счете будет создавать запрос на рост производства и расширение номенклатуры выпускаемой продукции предприятиями рыбохозяйственного комплекса. Роль государства в реализации данного направления, безусловно, высока, оно должно обеспечивать повышение благосостояния всех социальных слоев общества и снижать масштабы бедности.

Относительно роли государства в экономике написано много научных трудов, и взгляды различных экономических школ, как правило, не имеют общей позиции, а разрабатываемая и реализуемая экономическая политика формируется исходя

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

из интересов определенных политических кругов данной страны. Любопытный тезис по данному вопросу высказал нобелевский лауреат по экономике (1982) Д. Стиглер: «Необходимость государственного вмешательства - либо необходимость отказа от государственного вмешательства - является постоянной и основополагающей темой экономической науки на протяжении всего ее существования» [8].

Если мы рассматриваем ключевую роль агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса в обеспечении национальной и продовольственной безопасности России, то мы полностью разделяем данную точку зрения.

Разработка инновационных технологий, современных видов технологического оборудования, наукоемкий уровень производств по добыче водных биоресурсов и их переработке - все это сложные процессы, в разработке которых участвуют многие организации федерального и регионального уровня, поэтому участие государства здесь как никогда важно. Основным инструментом для решения этих задач служат инвестиции.

Инвестиционная стратегия базируется на платформе ускоренного привлечения финансовых ресурсов для развития промышленного потенциала и роста производства всех звеньев рыбохозяйственного комплекса [2]. Инвестиции для финансирования модернизации производственных объектов и инфраструктуры могут привлекаться из разных каналов финансирования: в первую очередь это средства российских кредитных организаций, средства самих рыбопромысловых компаний и государственного бюджета. Иностранные инвестиции также следует рассматривать как источник финансирования инвестиций, но при этом организациям, принимающим решение об объемах привлекаемых средств, необходимо проводить анализ последствий и рисков этих заимствований для дальнейшего развития организаций рыбной отрасли. Дело в том, что привлечение иностранных инвестиций зачастую связано с определенными обременениями для тех, кто хочет получить иностранные инвестиции, они могут носить не только экономический, но политический аспект. Не говоря уже о том, что страны, которые предоставляют кредитные ресурсы, вменяют кредитополучателям разработку технической и проектной документации и использование рабочей силы для реализации инвестиционных программ. Иностранные инвестиции, как правило, увеличивают капитал компаний, необходимый для модернизации промышленного производства, способствуют активизации технологического обмена с зарубежными партнерами. Импорт современных видов ресурсосберегающего оборудования и технологий обеспечивает более глубокую степень переработки сырья, экологич-ность производства и повышение конкурентоспособности вырабатываемой продукции на продовольственных рынках.

Одним из важнейших направлений по обеспечению экономического роста следует считать факторы, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса и инновации. В рамках данного направления важна роль государства, как основного партнера во взаимодействии научных организаций и бизнеса по разработке современных технологий и оборудования для внедрения их в промышленность. Реализация этого направления невозможна без проведения определенных институциональных преобразований, роль которых состоит в том, чтобы создать необходимые предпосылки для роста инвестиций со стороны национального бизнеса в научно-технологическое развитие рыбохозяйственного комплекса, как это делается в странах Юго-Восточной Азии.

К числу внутренних факторов, которые тормозят приток инвестиций в необходимых масштабах для инновационного сценария развития, относится проводимая денежно-кредитная политика государства, в основе которой ставится цель - снижение инфляции, а последствия проведения такой политики - высокая ключевая ставка Центробанка по привлекаемым кредитам. Высокая стоимость кредитных ресурсов в условиях введенных санкций, ограничивших доступ к иностранным источникам финансирования, становится преградой не только для представителей малого и среднего предпринимательства, но и для крупного бизнеса, что в конечном счете отражается на масштабах инвестиционной деятельности российских компаний.

Нужно признать, что расширение доступности кредитных ресурсов сдерживается неразвитостью финансовой системы государства, которая характеризуется низким уровнем развития организованного рынка инвестиционных облигационных займов и других финансовых инструментов. Привлечение финансовых средств по этому каналу позволило бы привлечь сбережения населения, предпринимательского сообщества для удовлетворения инвестиционного спроса с целью проведения модернизации объектов рыбохозяйственного комплекса. Подобная практика широко используется во многих зарубежных странах.

С другой стороны, для прорывных решений по данному направлению потребуется поднять на новый уровень подготовку специалистов с высшим и средним образованием и повысить общий уровень культуры населения - эти факторы необходимы для создания необходимого запаса человеческого капитала. Д. Родрик отмечает: «Новые технологии требуют квалифицированных работников, так что спрос на работников с дипломом колледжа и выше растет намного быстрее спроса на менее квалифицированных рабочих. Экономисты назвали этот процесс «технические изменения, меняющие требования к квалификации работников» [4]. С этими выводами нельзя не согласиться, так как современные технические средства для

добычи и переработки рыбной продукции имеют не только наукоемкую составляющую, организация современного производства также требует высоких навыков и высококвалифицированных специалистов для работы в этой сфере. Замедление этих процессов будет сказываться на темпах проведения НИОКР и их внедрения в промышленность, снижении производительности труда и в целом выступает инструментом торможения развития рыбохозяйственного комплекса.

Следует отметить, что большинство развитых стран, которые добились в последние десятилетия высоких темпов экономического роста, использовали принципы индикативного планирования, а разработкой индикативных планов, мониторингом их исполнения занимались специально созданные государственные организации, напрямую подчиняющиеся главе правительства. Созданные государственные структуры проводили работу по координации и согласованию интересов различных ведомств с целью выработки единых подходов по вопросам распределения ресурсов, проведению внешнеторговых операций, мер по защите внутреннего рынка.

Для разработки итоговых документов, снятия разногласий и устранения конфликтов интересов между различными участниками экономической деятельности для обсуждения приглашались представители экспертного сообщества, бизнеса, общественных организаций, профсоюзов, что обеспечивало высокий уровень взаимного доверия для принятия необходимых решений.

Выбор направлений развития рыбо-хозяйственного комплекса зависит от многих факторов, и рассмотренные выше ключевые направления, со всей очевидностью, будут переплетаться, и их взаимодействие, с учетом социально-экономических, финансовых, научно-технических и других факторов, будет обеспечивать достижение поставленных целей. Важно, чтобы прямые и обратные связи между всеми структурами рыбо-хозяйственного комплекса, которые обеспечивают прорывной рост, были релевантны и увязаны между собой по достижении конечных целей, имели единую логику и последовательность их применения на практике. Скорость и полнота достижения целевых установок будут во многом определяться проведением конкретных мероприятий, устранением накопившихся дисбалансов производственного и институционального характера, мониторингом исполнения принимаемых решений.

В современных условиях решать столь масштабные задачи можно на принципах проектно-стратегического подхода, суть которого состоит в координации целевых установок макроэкономического, отраслевого и регионального уровней в увязке с государственными программами развития других отраслей народного хозяйства.

Рассматриваемые варианты направления развития предполагают преодоление опре-

деленной инерции и действующих ограничений, имеющиеся ресурсы следует концентрировать на приоритетных проектах. Решая последовательно поставленные конкретные задачи, можно быть уверенным, что они будут создавать позитивное поведенческое настроение у всех участников технологического развития рыбохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе.

Нужно отметить, что все представленные выше направления не противоречат проводимой государством политике в этой сфере и поддерживаются экономистами, бизнесом и общественными организациями, в совокупности это позволит ускорить динамику экономического роста, повысить его качество и в конечном счете эффективность и конкурентоспособность рыбохозяйственного комплекса.

Кроме того, имеющийся потенциал увеличения объемов добычи водных биологических ресурсов позволит решать за счет роста получаемых доходов задачи модернизации производственной базы, создания современной инфраструктуры и новых высокооплачиваемых рабочих мест.

С учетом этого можно сформулировать ключевые приоритеты перспективного развития:

• восстановление и сохранение ресурсно-сырьевой базы рыболовства, развитие аквакультуры и марикультуры;

• участие в освоении добычи водных биоресурсов Арктической зоны российской юрисдикции;

• проведение коренной модернизации рыбодобывающей отрасли и создание современной инфраструктуры доставки продукции до потребителей;

• освоение установленных объемов добычи водных биологических ресурсов во внутренних водах и акваториях Мирового океана;

• наращивание экспорта продукции глубокой переработки рыбной продукции и увеличение доходности российских рыбодобывающих компаний;

• создание современной системы ведения промысловой разведки;

• развитие науки, технологий, инноваций и внедрение их в промышленность;

• подготовка современных высококвалифицированных кадров;

• формирование внутреннего рынка рыбной продукции;

• создание условий для решения проблем экологического характера, сохранения биоразнообразия в прибрежном шельфе страны;

• создание современных институтов развития;

• повышение качества государственного управления;

• международное сотрудничество и укрепление позиций рыбохозяйственного комплекса на глобальных рынках рыбной продукции.

Выводы. Реализация мероприятий стратегии долгосрочного развития на период до 2030 г. потребует привлече-

ния значительных финансовых ресурсов с определением их источников поступления, а также повышения уровня администрирования выполнения комплекса работ по каждому проекту. Нужно будет провести всесторонний анализ причин, сдерживающих развитие: состояние сырьевой и производственной базы, инфраструктуры, использование производственных мощностей, экспортный потенциал, кадровый состав организаций и их численность, барьеры институционального характера.

Ответственность и эффективность управления на всех стадиях реализации инвестиционных проектов потребуют привлечения для этих целей квалифицированных специалистов, наделенных необходимыми полномочиями, для своевременного реагирования на возникающие риски и угрозы внутреннего и внешнего характера.

Успешная реализация выбранных моделей экономического роста потребует перенастройки и повышения качества государственного управления рыбохозяй-ственным комплексом, в настоящее время решение ряда важных задач, связанных с обновлением рыболовного флота, орудий лова, производством автоматизированных линий для переработки рыбной продукции, систем инфраструктуры, использующих искусственный холод, находятся в различных министерствах и ведомствах. Координирующего органа по выработке необходимых решений межотраслевого характера в интересах развития рыбохозяйственного комплекса до настоящего времени не создано. Поэтому принятые государственные программные документы по развитию рыбохозяйствен-ного комплекса реализуются медленно, а рыбодобывающим и перерабатывающим компаниям приходится закупать технические средства за границей.

Дополнительные доходы рыбохозяй-ственного комплекса будут создаваться в процессе освоения допустимых уловов морских биологических ресурсов и развития аквакультуры, расширения экспорта продуктов глубокой переработки рыбной продукции на основе внедрения инноваций, вовлечения в хозяйственный оборот вторичных ресурсов, углубления кооперации в работе структурных подразделений и смежных отраслей промышленности, перестройки методов и механизмов ведения бизнеса, цифровизации всех видов деятельности в работе рыбохозяйственно-го комплекса.

Внедрение цифровых технологий обуславливает иные скорости взаимодействия государства, бизнеса, общественных организаций и отраслевых союзов, чем прежде. Эти условия необходимо учитывать при принятии решений по дальнейшему

развитию всех организаций рыбохозяйственного комплекса, управляемость этими процессами в национальных интересах во многом будет зависеть от способности государства создавать необходимые стимулы для развития науки и внедрения их в промышленность российским бизнесом, занятым в рыбохозяйственном комплексе. Государство в новых условиях должно разрабатывать и реализовывать политику с опорой на интеллектуальный капитал, создавать инновационную среду для динамичного развития рыбного промысла, современных производств переработки рыбной продукции, современной инфраструктуры. Только с учетом тесного взаимодействия всех названных факторов можно рассчитывать на расширение поставок продукции глубокой переработки на внутренний и внешний рынки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баринова, В.А. Предпринимательство и институты: есть ли связь на региональном уровне в России?/ В.А. Баринова, С.П. Зем-цов, Ю.В. Царева // Вопросы экономики. -2018. - № 6.

2. Мау, В.А. Экономика и политика в 20192020 гг.: глобальные вызовы и национальные ответы // Вопросы экономики. - 2020. - № 3.

3. Стиглиц, Д. Великое разделение. Неравенство в обществе, или Что делать оставшимся 99% населения? - М.: Эксмо, 2016. - 480 с.

4. Родрик, Д. Экономика решает: сила и слабость «мрачной науки» // Экономическая социология. - 2015. - Т. 16. - № 4. - С. 39-54.

5. Родрик, Д. Откровенный разговор о торговле. Идеи для разумной мировой экономики. - М.: Издательство института Гайдара, 2019. - 384 с.

6. Лукас, Р. Лекции по экономическому росту. - М.: Издательство Института Гайдара, 2013. - 281 с.

7. Маршалл, А. Принципы экономической науки. - М.: Прогресс, 1993. - 414 с.

8. Сиглер,Д. Гражданин и государство. Эссе о регулировании. - М.: Издательство института Гайдара, 2017. - 336 с.

9. Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 г. Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2019 г. № 2798-р.

10. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 314 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» (с изменениями и дополнениями).

11. Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».

REFERENCES

1. Barinova VA, Zemcov SP, Careva Yu V. Predprinimatel'stvo i instituty: est' li svjaz' na

regionaL'nom urovne v Rossii? [Intrepreneurship and Institutions: Is There a Connection at the Regional Level in Russia?]. 2018. No. 6.

2. Mau VA. Ekonomika i poLitika v 20192020 gg.: gLobaL'nye vyzovy i nacionaL'nye otvety [Economy and politics in 2019-2020: global challenges and national responses]. Voprosy ekonomiki [Problems of Economics]. 2020. No. 3.

3. StigLic D. VeLikoe razdeLenie. Neravenstvo v obshhestve, iLi Chto deLat' ostavshimsja 99% naseLenija? [The Great Division. Inequality in society, or What should the remaining 99% of the population do?]. Moscow: Eksmo, 2016. 480 p.

4. Rodrik D. Ekonomika reshaet: siLa i sLabost' «mrachnoj nauki» [Economy decides: the strength and weakness of «gloomy science»]. Ekonomicheskaja sociologija [Economic sociology]. 2015. Vol. 16. No. 4. P. 39-54.

5. Rodrik D. Otkrovennyj razgovor o torgovLe. Idei dLja razumnoj mirovoj jekonomiki [Straight Talk about Trade. Ideas for a Sane World Economy]. Moscow: IzdateL'stvo Instituta Gajdara [Gaidar Institute Publishing House], 2019. 384 p.

6. Lukas R. Lekcii po jekonomicheskomu rostu [Lectures on economic growth]. M.: IzdateL'stvo Instituta Gajdara [Gaidar Institute Publishing House], 2013. 281 p.

7. Marshall A. Principy ekonomicheskoj nauki [Principles of Economic Science]. Moscow: Progress, 1993. 414 p.

8. SigLer D. Grazhdanin i gosudarstvo. Esse o reguLirovanii [Citizen and the State. Essay on Regulation]. Moscow: IzdateL'stvo Instituta Gajdara [Gaidar Institute Publishing House], 2017. 336 p.

9. Strategija razvitija rybohozjajstvennogo kompLeksa Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda. Rasporjazhenie PraviteL'stva RF ot 26 nojabrja 2019 g. No. 2798-r [Strategy for the development of the fishery complex of the Russian Federation for the period up to 2030. Order of the Government of the Russian Federation of November 26, 2019. No. 2798-r.].

10. PostanovLenie PraviteL'stva RF ot 15 apre-Lja 2014 g. N 314 «Ob utverzhdenii gosu-darstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie rybohozjajstvennogo kompLeksa» (s izmenenijami i dopoLnenijami) [Strategy for the deveLopment of the fishery compLex of the Russian Federation for the period up to 2030. Order of the Government of the Russian Federation of November 26, 2019. No. 2798-r.].

11. Ukaz Prezidenta RF ot 21 janvarja 2020 g. N 20 «Ob utverzhdenii Doktriny prodovoL'stvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» [Strategy for the development of the fishery complex of the Russian Federation for the period up to 2030. Order of the Government of the Russian Federation of November 26, 2019. No. 2798-r.]

Автор

Колончин Кирилл Викторович, канд. экон. наук

ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии, 107140, Москва,

ул. Верхняя Красносельская, д. 17, ko1onchin@vniro.ru

Author

Kirill V. Kolonchin, Candidate of Economic Sciences

All-Russian Research Institute of Fisheries and Oceanography, 17, Verkhnyaya Krasnoselskaya str., Moscow, 107140, ko1onchin@vniro.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.