Научная статья на тему 'Целевое использование бюджетным учреждением средств субсидии на осуществление капитального ремонта здания'

Целевое использование бюджетным учреждением средств субсидии на осуществление капитального ремонта здания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3171
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ / НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенюк А. Л.

В статье рассмотрено, можно ли рассматривать расходы бюджетного учреждения на капитальный ремонт здания в качестве нецелевого использования средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Целевое использование бюджетным учреждением средств субсидии на осуществление капитального ремонта здания»

Учет и отчетность бюджетных

учреждений

ЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ СРЕДСТВ СУБСИДИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ЗДАНИЯ

А. Л. СЕМЕНЮК, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации (далее — Инструкция № 35н), утвержденной приказом Минфина России от 26.04.2001 № 35н «Об утверждении Инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации», нецелевое использование средств федерального бюджета — это направление и использование средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год, бюджетной росписью федерального бюджета, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

В пункте 2 Инструкции № 35н указано, что нецелевое использование средств федерального бюджета выражается в виде:

а) использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные бюджетной росписью федерального бюджета и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;

б) использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные в утвержденных

сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;

в) использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные договором (соглашением) на получение бюджетных кредитов или бюджетных ссуд;

г) использования средств федерального бюджета, полученных в виде субсидий или субвенций на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;

д) иных видов нецелевого использования средств федерального бюджета, установленных бюджетным законодательством.

Согласно ст. 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов» Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Пример. Бюджетным учреждением в рамках использования целевой субсидии осуществлен капитальный ремонт здания, в ходе которого осуществлен капитальный ремонт проточно-вытяжной вентиляции. Стоимость работ полностью отнесена на подстатью 225 КОСГУ. При этом была осуществлена установка вентиляции в отдельных помещениях, в которых она ранее отсутствовала. Можно ли считать эти расходы нецелевым использованием бюджетных средств?

Отнесение бюджетным учреждением расходов по оплате договора на капитальный ремонт здания, при выполнении которого в отдельных помещениях была установлена проточно-вытяжная вентиляция, полностью на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ не может рассматриваться в качестве нецелевого использования бюджетных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ. Поскольку бюджетное учреждение не является получателем бюджетных средств и участником бюджетного процесса, то в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) оно не может являться субъектом такого правонарушения, как нецелевое использование бюджетных средств (ст. 289 БК РФ, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 26.09.2012 № 02-13-07/3919, 427.4-05/5.1-545).

При этом, осуществляя расходы в рамках субсидии на иные цели, учреждение должно обеспечить целевое использование средств в рамках заключенного соглашения о предоставлении субсидии на иные цели. В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Обратите внимание, что в рассматриваемом примере существенным моментом является целевое использование учреждением средств субсидии на осуществление именно капитального ремонта здания (помещений) в соответствии с договором, сметным расчетом и так далее, а не отнесение отдельных расходов на статьи (подстатьи) КОСГУ. Иными словами, вести речь о нецелевом использовании было бы уместно в случае осуществления учреждением вместо капитального ремонта, на который выделялась субсидия (например медицинских палат, кабинетов), капитального ремонта имущества, осуществление которого соглашением о выделении субсидии не предусматривалось (например забора вокруг территории учреждения).

В отношении же КОСГУ максимум, о чем можно говорить, — так это о неправильном отнесении расходов на статьи (подстатьи). В рассматриваемой ситуации учреждение ошибку при отнесении расходов на статьи (подстатьи) КОСГУ не допустило.

Капитальный ремонт объектов капитального строительства предусматривает (п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ):

— замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства

или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций;

— замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов;

— замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта:

— улучшение планировки;

— увеличение количества и качества услуг;

— оснащение недостающими видами инженерного оборудования;

— благоустройство окружающей территории (см. п. 5.1 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р), утвержденных приказом Госкомархитек-туры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»).

Одновременно с проведением капитального ремонта допускается улучшение вентиляции, которое может производиться как путем восстановления существующей, так и устройством новой (см. п. 3.28 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного постановлением Госстроя СССР № 279 от 29.12.1973).

Говоря об оснащении недостающими видами инженерного оборудования, отметим, что проведение капитального ремонта призвано не только восстановить функциональные, пользовательские характеристики здания (помещения) до уровня, существовавшего, например, на момент ввода здания в эксплуатацию, но и обеспечить современные требования, тем самым сделав возможным его нормальную эксплуатацию.

Так, например, системы вентиляции и кондиционирования воздуха должны обеспечить нормируемые параметры микроклимата и воздушной среды помещений, в которых осуществляется медицинская деятельность (см., в частности, п. 6.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58).

Поэтому установка в ходе капитального ремонта вентиляционных систем, необходимых для обеспечения нормальных условий использования здания (помещений), по мнению автора, в рассматриваемом случае не может рассматриваться ни в качестве обособленных вложений в создание нового объекта нефинансовых активов, ни в качестве вложений, увеличивающих балансовую стоимость здания (помещения) (см. также постановления ФАС Поволжского округа от 18.01.2010 по делу № А57-5633/2009, Московского округа от 28.09.2006 № КА-А40/7292-06).

Учитывая вышеизложенное, отнесение бюджетным учреждением расходов по оплате договора на капитальный ремонт здания, при выполнении которого в отдельных помещениях была установлена проточно-вытяжная вентиляция, полностью на под-статью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ не может рассматриваться в качестве нецелевого использования бюджетных средств.

В заключение отметим, что выполненные работы не привели к изменению:

— параметров объектов капитального строительства, их частей;

— качества инженерно-технического обеспечения;

— назначения объекта (определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 03.03.2011 № ВАС-173/11).

В противном случае возникает риск переквалификации произведенных работ в работы по реконструкции, а соответственно, и применения ст. 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ (см. определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.04.2012 № ВАС-4818/12).

При этом осуществление подобной переквалификации должностными лицами контрольных органов должно осуществляться на основании заключений профильных (технических) специалистов, а не на основании исключительно профессионального суждения этих должностных лиц.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Градостроительный кодекс РФ: Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

4. Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»: приказ Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312.

5. Об утверждении Инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации: приказ Минфина России от 26.04.2001 № 35н.

6. Об утверждении Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к

организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: постановление главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58.

7. Об утверждении Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений: постановление Госстроя СССР № 279 от 29.12.1973.

8. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 03.03.2011 № ВАС-173/11.

9. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.04.2012 № ВАС-4818/12.

10. Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 26.09.2012 № 02-13-07/3919, 427.4-05/5.1-545.

11. Постановление ФАС Московского округа от 28.09.2006 № КА-А40/7292-06.

12. Постановление ФАС Поволжского округа от 18.01.2010 по делу № А57-5633/2009.

Вниманию руководителей и бухгалтеров бюджетных и некоммерческих организаций, работников финансовых органов, преподавателей, аспирантов и студентов вузов

Журнал

«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях»

ISSN 2079-6714

Выпускается с 1998 года Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)

Формат A4, объем 64-72 с. Периодичность - 2 раза в месяц

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34116 47699 29614

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.