Всё для бухгалтера
КОНТРОЛЬ ЗА ЦЕЛЕВЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
т. с. млсловл,
кандидат экономических наук, доцент Нижегородский государственный университет
им. Н. И. Лобачевского
Бюджетным кодексом РФ (БК РФ) утверждены принципы формирования бюджетной системы РФ, одним из которых является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 28,38 БК РФ).
Нецелевым использованием средств федерального бюджета является направление и использование средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год, бюджетной росписью федерального бюджета, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (ст. 289 БК РФ).
При проверке целевого использования средств в первую очередь надо руководствоваться БК РФ (Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ), Инструкцией по бюджетному учету (приказ Минфина России от 30.12.2008 № 148н в редакции приказов Минфина России от 03.07.2009 № 69н и от 30.12.2009 № 152н), Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ (приказ Минфина России от 30.12.2009 № 150н, письмо Минфина России от 05.02.2010 № 02-0510/383), разъясняющими порядок применения классификации операций сектора государственного управления (далее — КОСГУ) и рядом других документов.
Нецелевое использование средств федерального бюджета выражается в виде использования:
• средств на цели, не предусмотренные бюджетной росписью федерального бюджета и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;
• средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;
• на цели, не предусмотренные договором (соглашением) на получение бюджетных кредитов или бюджетных ссуд;
• средств, полученных в виде субсидий или субвенций на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;
• иных видов нецелевого использования средств федерального бюджета, установленных бюджетным законодательством.
В ходе проверок целевого использования
средств федерального бюджета в обязательном
порядке проверяются:
• устав учреждения;
• учетная политика;
• бюджетная смета;
• денежные кассовые и банковские документы: — кассовая книга, приходные кассовые ордера, квитанции на прием в кассу наличных денежных средств, расходные кассовые ордера, выписки о движении денежных средств по соответствующим счетам с приложенными к ним документами (книжки денежных и рас-
четных чеков, копии платежных поручении, требований, инкассовых поручений и др.);
— ведомости на выдачу из кассы денежных средств подотчетным лицам и др.; регистры бюджетного учета: —журналы операций по счету «Касса», банковскому счету, расчетов с подотчетными лицами;
— журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
— журналы операций расчетов с дебиторами по доходам, расчетов по заработной плате, денежномудовольствию и стипендиям;
— журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
— журнал по прочим операциям и главная книга;
штатные расписания, приказы, распоряжения;
табели учета использования рабочего времени и расчета заработной платы; расчетно-платежная (платежная) ведомость; записка-расчет при исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, при увольнении и в других случаях; акт о списании бланков строгой отчетности; трудовые соглашения; договоры на капитальный ремонт; сметы на выполнение работ по капитальному ремонту;
требование-накладная;
акты о списании объекта основных средств, групп объектов основных средств, о списании автотранспортных средств; путевые листы;
баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета; справка о заключениии счетов бюджетного учета отчетного финансового года; пояснительная записка, другие первичные документы и формы отчетности. В ходе контроля проверяющие устанавливают общую сумму финансирования, фактически поступившую учреждению из федерального бюджета за проверяемый период, а также по статьям бюджетной классификации РФ. Остановимся на отдельных направлениях контроля за целевым использованием средств федерального бюджета получателями.
При проверке составления и исполнения сметы проверяются:
• наличие утвержденной в установленном порядке бюджетной сметы и расчетов к ней1;
Юб Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений: приказ Минфина России от 20.11.2007 № 112н.
• правильность внесенных изменении в смету (какой документ, когда и кем утвержден). Наличие подписей руководителя учреждения, главного бухгалтера и утверждающей резолюции вышестоящей организации;
• суммасметныхназначений;
• исполнение сметы расходов по статьям бюджетной классификации;
• наличие разрешения на право расходования денежных средств не по коду бюджетной классификации, по которому произведено финансирование, а в пределах групп расходов бюджетов РФ в соответствии с разрешением главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
В ходе проверки расходов по подстатье 211
«Заработная плата» проверяются:
• правильность начисления и выплат по должностным окладам согласно новой системе оплаты труда, почасовой оплате, воинским и специальным званиям и штатному расписанию учреждения, соответствие фактической численности работников количеству, принятому по смете;
• правильность начисления и выплат различных надбавок за особые условия государственной и иной службы; выслугу лет; работу и стаж работы в пустынных, безводных местностях, в высокогорных районах и др.; специальный режим работы; допуск к государственной тайне; должности доцента и профессора; ученые степени; ученое звание; другие надбавки;
• правильность начисления и выплат сумм премий; материальной помощи; вознаграждений по итогам работы за год; других вознаграждений и выплат поощрительного характера;
• оплата ежегодных отпусков, учебных отпусков, компенсации за неиспользованный отпуск, исчисление среднего заработка;
• суммы, направленные на выплату заработной платы работникам, состоящим в списках, а также по трудовым договорам и фактическое расходование средств на заработную плату, начисленную по расчетно-платежным ведомостям, атакже кассовые расходы;
• наличие случаев установления незаконных (неправомерных) доплат к заработной плате;
• правильность выплат за совместительство, за замещение отсутствующих работников и вакантных ставок, выплаты сторонним лицам — за работы, подлежащие выполнению штатными работниками, за работы, которые не выполнялись;
• внутренне документы, регулирующие расходование средств на оплату труда, отсутствие в них
противоречий действующим законодательным и нормативным правовым актам;
• соблюдение установленных законодательством норм рабочего времени;
• правильность составления и оформления расчет-но-платежных ведомостей на выплату заработной платы, перечисление налогов и других сумм. Наличие на ведомости разрешительной надписи руководителя и главного бухгалтера о выплате, а также правильность итогов по каждой странице ведомости. Наличие надписи кассира в конце ведомости о фактически выплаченной сумме и сумме неполученной заработной платы. Сверить эти суммы с общим итогом по платежной или расчетно-платежной ведомости, скрепить и поставить свою подпись тоже должен кассир. Если деньги выдавались не кассиром, а другим лицом, то на ведомости дополнительно делается надпись «Деньги по ведомости выдал — должность, подпись исполнителя и расшифровка его подписи». После тщательной проверки отметок, сделанных кассиром в документе, и подсчета выданных и депонированных сумм на расчетно-платежной ведомости заполняются реквизиты расходного кассового ордера на выданную сумму заработной платы из кассы. Установление завышенных окладов оплаты
труда по должностям работников бюджетных учреждений приводит к излишним выплатам заработной платы, что является нецелевым использованием бюджетных средств.
То же относится к доплатам и надбавкам. Начисленная заработная плата не должна превышать суммы, установленной по штатному расписанию. Превышение начисленной заработной платы над оплатой по штатному расписанию является также нецелевым использованием бюджетных средств.
При проверке иодстатьи 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» необоснованные переплаты страховых взносов в соответствующие фонды2, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний можно рассматривать как нецелевое использование бюджетных средств с последующим начислением штрафных санкций.
Расходы бюджетов по уплате страховых взносов по договорам гражданско-правового характера,
2 О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
заключаемым с физическими лицами, подлежат отражению по тем статьям КОСГУ, где отражаются расходы за оплату работ, услуг по данному договору.
При проверке расходов на командировки и служебные разъезды проверяется ряд подстатей бюджетной классификации, а именно:
• подстатья 222 «Транспортные услуги»;
• подстатья 212 «Прочие выплаты»;
• подстатья 226 «Прочие работы, услуги».
По подстатье 222 «Транспортные услуги» проверяют обоснованную оплату проезда по служебным командировкам. При этом оплата расходов за пользование на транспорте постельными принадлежностями, сборов при приобретении проездных документов (комиссионных, страховых платежей по обязательному страхованию пассажиров на транспорте и т.д.) также производится по этой статье.
Сюда же относятся:
• оплата проезда к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы транспортом общего пользования к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта соответственно, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы;
• расходы на обеспечение должностных лиц проездными документами в служебных целях на все виды общественного транспорта, а также возмещение указанных расходов в случае, если должностные лица не были обеспечены в установленном порядке проездными документами в соответствии с законодательством РФ. При ревизии расходования средств на служебные разъезды следует выяснить, не производилась ли оплата месячных проездных билетов для проезда на городском транспорте сотрудникам, работа которых не связана с постоянными служебными разъездами. При отдельных (разовых) выплатах за проезд по служебным делам должны быть оправдательные справки о дне, маршруте, цели поездки и ее стоимости.
На служебные командировки денежные средства выдаются в соответствии с приказом по учреждению, на основании письменного заявления получателя с указанием назначения аванса и срока, на который он выдается.
При ревизии бухгалтерских записей о выданных суммах на командировочные расходы и утвержденных авансовых отчетов необходимо установить:
• случаи выдачи авансов сверх установленных размеров или выдачи новых авансов при от-
сутствии отчета по ранее полученным денежным суммам, незаконных выдач авансов;
• нарушения сроков сдачи авансовых отчетов;
• использование подотчетных сумм не по назначению.
При проверке представленных в бухгалтерию учреждения авансовых отчетов необходимо убедиться в правильности их оформления.
В обязательном порядке к авансовому отчету должны быть приложены все документы, подтверждающие произведенные расходы. Ревизор проверяет соответствие сумм в представленных оправдательных документах суммам, отраженным в авансовых отчетах.
При проверке своевременности представления в бухгалтерию авансового отчета об израсходованных подотчетных суммах на командировочные расходы надо помнить, что сроки сдачи установлены, и они составляют три рабочих дня с момента возвращения подотчетного лица из командировки3.
По подстатье 212 «Прочие выплаты» проверяют суточные при служебных командировках, которые законодательно утверждены в размере 100 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке4.
В рамках внебюджетной деятельности суточные установлены в размере не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2 500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке — п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ (НК РФ).
По подстатье 226 «Прочие работы, услуги» проверяется обоснованность расходов по найму жилых помещений при командировках (постановление Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета»), А также5 расходы по найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку работнику предоставляется бесплатное
3 Об особенностях направления работников в служебные командировки: постановление Правительства РФ от 13.10.2008 № 749.
4 О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета: постановление Правительства РФ от 02.10.2002 № 729.
5 Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при
служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета: приказ Минфина России от 02.08.2004 № 64н.
помещение) — в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 руб. в сутки. При отсутствии документов, подтверждающих эти расходы, — 12 руб. в сутки.
Нецелевым использованием средств бюджета, выделенных для возмещения командировочных расходов, являются:
• расходование средств при отсутствии оправдательных документов;
• неоформление или неправильное оформление первичных документов;
• расходование средств сверх установленных норм без разрешения руководителя учреждения;
• перераспределение бюджетных средств получателем, у которого отсутствует право самостоятельно определять направление их расходования, по кодам бюджетной классификации расходов бюджетов РФ внутри сметы доходов и расходов.
Также по подстатье 222 «Транспортные услуги» проверяется правильность расхода на горючесмазочные материалы в соответствии с нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте6.
Нормы расхода топлив могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса.
Расход топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм (в таблицы) не включен и устанавливается отдельно.
Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:
1) базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (далее — АТС) в снаряженном состоянии;
2) транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:
• автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;
6 О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»: распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № AM-23-p.
• самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5) др.
Базовая норма расхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах «Правил дорожного движения».
Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.
Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном документе.
Завышение установленных норм расхода горючего на 100 км пробега различных марок автомобилей классифицируется как нецелевое использование средств федерального бюджета.
По подстатье 212 «Прочие выплаты» проверяется также обоснованность расходов учреждений по оплате дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных условиями трудового договора, статусом военнослужащих и приравненных к ним лиц, атакже статусом прокуроров, судей, депутатов, иных должностных лиц в соответствии с законодательством РФ.
Автор обращает внимание читателей на проверку выплаты компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок, которая также отражается по подстатье 212.
Выплата компенсации за использование автомобиля, являющегося имуществом работника, регулируется нормами трудового законодательства. При использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику согласно ст. 188 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) выплачивается:
• компенсация за использование, износ (амортизацию) личного транспорта, оборудования и других принадлежащих ему технических средств;
• расходы, связанные с использованием личного имущества.
В рамках внебюджетной деятельности учреждения могут руководствоваться постановлением Пра-
вительства РФ от 08.02.2002 № 92. «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов». Данным документом утверждены следующие нормы: для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2 000 смз — 1200 руб. в месяц, свыше 2 000 см^ — 1 500 руб. в месяц, для мотоциклов — 600 руб.
Минфин России письмом от 20.10.2003 № 1404-12/5 сообщает, что размеры компенсации работникам в учреждениях и организациях, финансируемых из средств бюджетов всех уровней, за использование ими личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок определены приказом Минфин России от 04.02.2000 № 16н «Об изменении предельных норм компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок». Данный документсодержитследующиенормы (табл. 1).
И хотя данному документу уже десять лет, выплачивать за счет бюджетных средств компенсации в размерах, превышающих указанные нормы, автор не советует (в ходе проверки факт превышения размера компенсаций проверяющие, скорее всего, расценят как нецелевое использование бюджетных средств).
Проверка расходов средств федерального бюджета по подстатьям 221» Услуги связи», 223 «Коммунальные услуги».
В ходе проверки правильности расходования средств на услуги связи (подстатья 221) изучаются договоры и (или) государственные (муниципальные) контракты на оказание данных услуг.
Проверяющие обращают внимание на правильность заключения договоров и (или) контрактов в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и при условии соблюдения требований Федерального закона21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Проверка состояния расчетов по подстатье 223 «Коммунальные услуги» также начинается с изучения договоров поставки услуги, которые служат основанием для осуществления расчетов между учреждением и поставщиком коммунальных услуг. Порядок заключения и требования в отношении договоров регулируются вышеназванными законодательными актами.
Кроме договоров на поставку коммунальных услуг в учреждении должны быть все необходимые первичные и прочие документы, подтверждающие фактические расходы (счета-фактуры, платежные поручения, акты сверки расчетов и др.).
Таблица 1
Компенсации работникам учреждений, финансируемых из средств бюджетов всех уровней, за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок
Марка автомобиля Предельные нормы компенсации в месяц, руб.
ЗАЗ 116
ВАЗ (кроме ВАЗ-2121) 148
АЗЛК, ИЖ 173
ГАЗ, УАЗ, ВАЗ-2121 221
Мотоциклы (для работников органов местного самоуправления сельской местности) 91
Далее следует заметить, что подстатья 223 «Коммунальные услуги» является так называемой защищенной статьей, и договоры за коммунальные услуги подлежат учету в органах казначейства. Бюджетные учреждения пользуются коммунальными услугами по специальному тарифу.
В ходе проверки ревизор обращает внимание на правильность применения тарифов. Потребление коммунальных услуг производится в пределах лимитов бюджетных обязательств по бюджетному тарифу, а все, что сверх этого, оплачивается за счет внебюджетных источников по коммерческому тарифу. Если нет внебюджетных средств, то коммунальные услуги оплачиваются после внесения изменений в бюджетную смету учреждения.
В ходе проверки бюджета по ст. 290 «Прочие расходы» проверяются расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением услуг учреждениями для собственных нужд, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств и др. Надо проверить:
• уплату налогов (включаемых в состав расходов), государственных пошлин и сборов, разного рода платежей в бюджеты всех уровней;
• выплату стипендий;
• выплату государственных премий, денежных компенсаций, надбавок, иных выплат;
• возмещение убытков и вреда;
• приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи;
• представительские расходы на прием и обслуживание делегаций;
• иные расходы.
Например, для контроля за правильным расходованием денежных средств на представительские расходы рекомендуется установить предельные размеры (нормативы) отдельных видов представительских расходов. Такие нормативы утверждаются приказом руководителя.
После каждого приема делегации работник, ответственный за оформление представительских расходов, должен составить отчет. В отчете
указывают дату и место проведения приема, его программу, участников встречи и величину представительских расходов.
Представительские расходы у бюджетных учреждений предусмотрены только для обслуживания иностранных делегаций.
Затраты на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц производятся в тех случаях, когда это предусмотрено решениями Президента РФ или Правительства РФ, либо определено межгосударственными или межправительственными договорами РФ.
Сметы расходов на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц утверждаются:
• руководителями федеральных органов исполнительной власти, которым выделены ассигнования на указанные цели, — в пределах этих ассигнований;
• руководителями других федеральных органов исполнительной власти — в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание центрального аппарата этих органов власти;
• руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ, а также финансируемых за счет бюджетных средств организаций и учреждений — в пределах, имеющихся в их распоряжении средств.
Представительские расходы у бюджетных учреждений другого уровня чаще всего могут иметь место лишь в рамках внебюджетной деятельности.
Таким образом, необходимо убедиться в наличии заявления о выдаче сумм под отчет на представительские расходы, соблюдении норм данных расходов согласно утвержденным сметам и наличии отчетов о произведенных расходах.
Проверка расходов средств федерального бюджета по ст. 310 «Увеличение стоимости основных средств».
На данную статью относятся расходы по оплате:
• договоров (государственных, муниципальных контрактов) на выполнение подрядных работ
по строительству, реконструкции объектов капитального строительства; • договоров на приобретение (изготовление) в государственную, муниципальную собственность объектов, относящихся к основным средствам, и модернизацию основных средств, закрепленных на праве оперативного управления, находящихся в государственной казне РФ, субъекта РФ, казне муниципального образования, полученных в аренду или безвозмездное пользование. Целевое использование бюджетных средств по данному направлению основывается на проверке проектно-сметной документации, договора подряда, актов приемки/сдачи выполненных работ (услуг), справки на оплату стоимости выполненных строительно-монтажных работ за месяц и с начала года в текущих ценах, договора на поставку оборудования в соответствии со спецификацией проектно-сметной документации, счета на приобретение строительных материалов по заявкам подрядчиков и др.
К реконструкции относится изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
К модернизации — совокупность работ по усовершенствованию объекта основных средств путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными, приводящими к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта.
Дооборудование — дополнение основных средств новыми частями, деталями и другими механизмами, которые будут составлять единое целое с этим оборудованием, придадут ему новые дополнительные функции или изменят показатели работы, и раздельное их применение будет невозможно.
Все расходы, произведенные самим учреждением, на реконструкцию, дооборудование и модернизацию основных средств, а также произведенные сторонними организациями, собираются и учитываются в дебете счета 10601310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства». Реконструкция, дооборудование и модернизация приводят к увеличению стоимости объектов основных средств.
При заключении государственного (муниципального) контракта, предметом которого является модернизация единых функционирующих систем (охранно-пожарная сигнализация, локальная вычислительная сеть, телекоммуникационный узел связи и т. п.), не являющихся одним инвентарным объектом основных средств, расходы должны отражаться следующим образом:
• в части оплаты поставки основных средств, необходимых для проведения модернизации, отражается по ст. 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
• в части услуг по разработке документации, а также работ по проведению монтажа, инсталляции оборудования, его сопряжения, — по ст. 226 «Прочие работы, услуги». Проверка расходов средств федерального бюджета по ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».
На данную статью относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление), в том числе из материалов подрядчика, в государственную, муниципальную собственность объектов материальных запасов в форме сырья, материалов и готовой продукции, предназначенных для использования в процессе деятельности учреждения, а также для продажи.
На данную статью относится приобретение материальных запасов:
1) медикаментов и перевязочных средств, в том числе:
• наркотических препаратов, витаминов, аптечек (медицинские укладки, индивидуальные пакеты);
• пломб, материалов для зубопротезирования;
• медицинской техники, вживляемой в организм пациента;
2) продуктов питания, в том числе спецпитания для работающих во вредных условиях труда;
3) горюче-смазочных материалов, в том числе специального топлива, дизельного топлива (в том числе предназначенного для использования в котельных), автола;
4) строительных материалов, в том числе:
• ванн, умывальников, смесителей;
• прочихстроительныхматериалов;
5) мягкого инвентаря, в том числе имущества, функционально ориентированного на охрану труда и технику безопасности, гражданскую оборону, в том числе спецодежды, в состав которой входят: специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления (комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы, другие виды специальной одежды);
6) прочих материальных запасов, в том числе:
• фасадных вывесок и табличек для рабочих и хозяйственных помещений;
• бутилированной воды, за исключение случаев отсутствия централизованного питьевого водоснабжения учреждения либо представления получателем бюджетных средств заключения,
выданного органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, аккредитованной в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды, подтверждающего эпидемиологическое и т. п. неблагополучие системы питьевого водоснабжения, расходы на приобретение питьевой воды, когда данные расходы подлежат отражению по подстатье 223 «Коммунальные услуги»; 7)запасных частей:
• длямашин, оборудования, оргтехники, системте-лекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем; средств связи ит. д.;
• для вычислительной техники (мониторы, системные блоки, клавиатуры, манипуляторы типа «мышь», соединительные кабели ит. п.);
• для ремонта автотранспорта, оборудования (двигатели, аккумуляторные батареи и т. п.);
• кухонного инвентаря;
• сценическо-постановочных средств со сроком полезного использования менее 12 мес. независимо от стоимости;
• кормов, средств ухода, дрессировки, экипировки служебных собак.
При проверке по данной статье надо обратить
внимание на:
• правильность планирования ассигнований на приобретение и расходование материальных запасов;
• соответствие произведенных расходов выделенным ассигнованиям, полноту оприходования, правильность списания материальных запасов с бюджетного учета и обеспечение их сохранности.
Проверяющие органы могут классифицировать как нецелевое использование денежных средств в случаях:
• перечисления средств без получения материальных ценностей;
• авансов, выданных подрядной организации, но не отработанных в срок, указанный в договоре подряда;
• приобретения оборудования, не предусмотренного сметной документацией;
• выполнения объемов работ, не предусмотренных сметой;
• размещения бюджетных средств на депозитные счета в коммерческих банках;
• предоставления бюджетных средств в качестве кредитов и ссуд;
• покупки иностранной валюты, векселей, другие операции краткосрочного характера и др. К нарушителям бюджетного законодательства
могут быть применены следующие меры (ст. 282 БК РФ):
• предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
• блокировка расходов;
• изъятиебюджетныхсредств;
• приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
• наложение штрафа;
• начисление пени;
• иные меры в соответствии с БК РФ и федеральными законами.
Основания для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства закреплены в ст. 283 Бюджетного кодекса РФ, одним из которых является нецелевое использование бюджетных средств. Права контролирующих органов в отношении нарушителей бюджетного законодательства систематизированы в табл. 2.
Таблица 2
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения Бюджетного кодекса РФ
Наименование органов исполнительной власти Полномочия (права) органов исполнительной власти
Руководители федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов Списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, выданных ими на возвратной основе, срок возврата которых истек. Списывать в бесспорном порядке суммы процентов (плату) за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил. Взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Списывать в бесспорном порядке суммы предоставленных ими субсидий, межбюджетных субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями
Окончание табл. 2
Наименование органов исполнительной власти Полномочия (права) органов исполнительной власти
Руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов при наличии оснований, установленных ст. 283 БК РФ Принимают решения о списании (взыскании) в бесспорном порядке сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями. Выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств. Привлекают к административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях
Руководители Федерального казначейства, его территориальных органов (в соответствии с их полномочиями) Могут приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством РФ случаях в порядке, установленном Правительством РФ, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях
Автор надеется, что эта статья поможет учреждениям избежать ошибок в бюджетном бухгалтерском учете и не допускать нецелевого использования бюджетных средств.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Об утверждении Инструкции по бюджетному учету: приказ Минфина России от 30.12.2008 № 148н.
3. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 30.12.2009 №150н.
4.0 направлении Методических рекомендаций по применению классификации операций сектора
государственного управления: письмо Минфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/383.
5. Об особенностях направления работников в служебные командировки: постановление Правительства РФ от 13.10.2008 № 749.
6.0 размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета: постановление Правительства РФ от 02.10.2002 № 729.
7. Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета: приказ Минфина России от 02.08.2004 № 64н.