Научная статья на тему 'Финансирование расходов бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования'

Финансирование расходов бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
479
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киринюк А. А.

Статья посвящена разъяснению нового порядка финансирования расходов на содержание бюджетных образовательных учреждений начального профессионального образования в условиях реформирования механизма финансирования образовательной сферы, а также перехода к нормативно-подушевому финансированию и новой системе оплаты труда работников образования. Даны комментарии относительно реквизитов сметы и ее 191 содержательной части, рассмотрены основные подстатьи экономической классификации расходов, представлены рекомендации по расчету потребности в бюджетных средствах и порядку отражения расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCING OF EXPENSES OF BUDGETARY EDUCATIONAL ESTABLISHMENT OF ELEMENTARY PROFESSIONAL TRAINING

The article is devoted to the explanation of the new order of financing of budgetary educational establishments of elementary professional training under reforming of the mechanism of financing in educational sphere. It also analyzes transition to normative-capitation financing and new salary system for employees in the sphere of education. There is a commentary on requisites of the estimate and its content. The basic sub-clauses of economic classification of expenses are considered, recommendations for calculation of necessity for budgetary funds and the order of reflection of expenses are presented.

Текст научной работы на тему «Финансирование расходов бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования»

производства, предприятие будет вынуждено прекратить функционирование. Исключением здесь может являться маркетинговая тактика захвата или удержания позиций на рынке.

В связи с этим возникает потребность поиска новых форм целевого финансирования инновационных проектов, а также поддержания имеющегося оборудования на работоспособном уровне. Как свидетельствует опыт работы многих зарубежных компаний, это вполне достижимо на основе объединения промышленного и финансового капитала. В таких случаях финансовые структуры (банки, инвестиционные компании, холдинговые компании, фонды) имеют полное представление

о производственно-сбытовой деятельности предприятия и, имея долю в уставном капитале, те. являясь собственником, способствуют развитию данного конкретного предприятия.

Таким образом, правильный подход к решению инвестиционных проблем дает возможность обеспечить высокую эффективность капитальных вложений в инновационное развитие действующих предприятий.

1. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 1998.

2. Тренев Н.Н. Экономические механизмы управления // Консультант директора. 1999. №16.

УДК 336:377

ОЕ І А І МЕВ І АА І ЕА ВАІЧО І А I А А РАЯ АО І I А ТАоАдТААОАЁО МАТ ОхОАяААГЕб ГАхАЁОГ ТбТОАшЕТ ГАЁиГТАТ ТАйАдТААГЕб

І А I

Порядок финансирования расходов на содержание бюджетных образовательных учреждений строго регламентирован Бюджетным кодексом Российской Федерации и отраслевыми нормативно-правовыми актами, издаваемыми Министерством образования РФ. Следовательно, при сметном финансировании учреждение не вправе распределять и использовать бюджетные средства по своему усмотрению из-за постатейной направленности расходов.

Основным финансовым документом, необходимым для функционирования бюджетного учреждения, является смета бюджетного учреждения. До введения поправок в Бюджетный кодекс РФ, связанных с зачислением средств, полученных бюджетным учреждением от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в неналоговые доходы бюджета, формировалась и утверждалась смета расходов, а с вступлением в действие поправок учреждения будут формировать смету доходов и расходов.

Выделим основные организационно-правовые недостатки в области составления, утверждения и ведения бюджетных смет до 2008 г [1]:

- отсутствие четких требований в бюджетном законодательстве к составу смет;

- отсутствие порядка утверждения и составления смет подведомственных бюджетных учреждений (требований к форме смет и их составу);

- нечеткость в оформлении смет в части внебюджетных средств.

Однако отметим и положительные моменты в порядке составления,

утверждения и ведения бюджетных смет в 2008 г:

- составление, ведение и утверждение бюджетных смет осуществляются в порядке, установленном главным распорядителем, в соответствии с общими требованиями;

- общие требования утверждаются Минфином России;

- установлены обязательные реквизиты, которые должна содержать смета;

- бюджетная смета утверждается для финансирования выполнения функций бюджетных учреждений.

Статьей 70 БК РФ [3. С. 45 - 47] установлено, что обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает:

- оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание, осуществляемые в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;

- оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

АА ЕёдёГрё,

ПТёпёаоаёи ёаоаади оё(а(пТа, ЫАЫУО

ААЙОГЕЁ. 2008. № 5(24)

- уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

- возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.

Приказом Минфина России от 20.11.2007 №112н (далее - приказ №112 н) были утверждены Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений [2. С.14 - 17]. Каждый главный распорядитель средств федерального бюджета устанавливает свой порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных бюджетных учреждений, находящихся в его ведении. Но при этом главный распорядитель должен учитывать Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений, утвержденные приказом №112 н.

Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации с детализацией по кодам статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления. Форма сметы разрабатывается и утверждается главным распорядителем средств бюджета. Главный распорядитель средств бюджета, учреждение вправе установить дополнительные реквизиты к форме сметы. Приказом №112н утверждены следующие обязательные реквизиты сметы:

- гриф утверждения, содержащий подпись (и ее расшифровку) соответствующего руководителя, уполномоченного утверждать смету учреждения (свода смет учреждений), и дату утверждения;

- наименование формы документа;

- финансовый год, на который представлены содержащиеся в документе сведения;

- наименование учреждения, составившего документ, и его код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) / наименование главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета, составившего документ (свод смет учреждений);

- код по Сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета по главному распорядителю средств федерального бюджета (код по СРРПБС) (для федеральных учреждений);

- наименование единиц измерения показателей, включаемых в смету, и их код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ);

- содержательная и оформляющая части.

Содержательная часть формы сметы должна представляться в виде таблицы, содержащей коды строк, наименования направлений расходования средств бюджета и соответствующих им кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, а также суммы по каждому направлению.

Приказом №112 н установлено, что смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных (согласованных) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на соответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения, и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств.

Рассмотрим основные подстатьи экономической классификации расходов.

Подстатья 211 «Заработная плата». В ней планируются расходы по оплате труда на основе договоров (контрактов) в соответствии с законодательством РФ о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством.

Рассчитывая необходимый объем денежных средств по этой статье, как правило, используют:

1) штатное расписание, утвержденное вышестоящей организацией, в котором указан полный перечень должностей, размеры окладов, количество ставок по каждой должности;

2) нормативный акт, регламентирующий размер окладов, надбавок, премий, материальной помощи.

В настоящий момент Правительством РФ сформулированы направления реформирования механизма финансирования образовательной сферы, ориентирующие на переход к нормативно-подушевому финансированию и новой системе оплаты труда работников образования. Система общего среднего образования уже переведена на новые механизмы финансирования, что позволяет сделать определенные выводы, которые можно учесть при изменении механизма финансирования учреждений начального профессионального образования.

Необходимость проведения реформы системы оплаты труда в учреждениях начального профессионального образования вызвана следующими причинами:

- низким уровнем заработной платы каждого конкретного работника на фоне достаточно большого ФОТ в целом по отрасли;

- маленькими окладами преподавателей, которые стимулируют руководителей к «раздуванию штатов», чтобы за счет внутреннего совместительства довести заработную плату до достойного уровня;

- перегруженностью штатного расписания образовательного учреждения административно-обслуживающим и вспомогательным персоналом;

- отсутствием заинтересованности руководства учреждения в полной укомплектованности групп, обучающихся на бюджетной основе (размер оплаты труда зависит не от количества учащихся, а от утвержденного оклада и сметы);

- отсутствием стимулирующих надбавок, что снижает материальную заинтересованность преподавателей в улучшении качества образовательных услуг;

- недостатками системы почасовой оплаты труда преподавателей, что выражается в игнорировании внеурочной воспитательной работы и работы преподавателя с учащимися. Необходимо помнить о том, что система начального профессионального образования должна не только формировать профессиональные навыки , но и осуществлять воспитательную работу, что не менее важно для гармоничного развития личности.

При переходе к новому механизму финансирования образовательное учреждение будет самостоятельно распределять получаемые в виде субсидий денежные средства и формировать и распределять фонд оплаты труда, что позволит учесть нюансы каждого конкретного учреждения.

Подстатья 212 «Прочие выплаты». По этой под -статье планируются расходы учреждения на дополнительные выплаты и компенсации, согласно законодательству РФ и условиям трудового договора. В сфере

образования на данную подстатью относят компенсации на приобретение книжно-издательской продукции, а также оплату суточных в командировках. При расчете используют:

1) штатное расписание, утвержденное вышестоящей организацией, необходимое для установления количества лиц, которым выплачиваются дополнительные выплаты и компенсации;

2) нормативный акт, регламентирующий размер и порядок выплаты компенсаций;

3) план повышения квалификации, данные о среднегодовом количестве командировок и их продолжительности (в части расчета суточных при командировках). Выплата суточных государственным гражданским служащим производится в соответствии с Указом Президента РФ от 18.06.2005 №813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих»;

4) данные о лицах, находящихся в отпуске по уходу за ребенком по достижении им трехлетнего возраста. Если последние выплаты производятся за счет средств фонда социального страхования, то первые три осуществляются за счет средств учреждения. Необходимо, чтобы при расчете командировочных выплат, с одной стороны, учитывались реальные расходы на проживание в другом городе, а с другой - оценивалась необходимость командировки для учебного процесса.

Подстатья 213 «Начисления на оплату труда». В этой подстатье указываются расходы по уплате единого социального налога в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Образовательные учреждения могут минимизиро -вать расходы по данной статье в случае исключения из штатного расписания некоторых должностей путем заключения с данными лицами договоров гражданско-правового характера. Подобные выплаты не облагаются ЕСН в части Фонда социального страхования. Кроме того, возможно применение льгот в соответствии с гл. 24 НК РФ, например с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III группы.

Подстатья 221 «Услуги связи» включает расходы на оплату услуг связи в целях обеспечения собственных нужд учреждения. Размер расходов определяется исходя из заключенных договоров. При этом учитываются:

1) размер абонентской платы за один телефон и пользование Интернетом, стоимость радиоточки, одного почтового отправления, конвертов и знаков почтовой оплаты;

2) количество телефонных точек, радиоточек, среднегодовое количество почтовых отправлений;

3) сведения о сложившихся расходах по услугам междугородней телефонной связи, почтовых услугах;

4) количество аппаратов мобильной связи, оплачиваемых учреждением, размер платы за мобильные переговоры.

Подстатья 222 «Транспортные услуги» содержит расходы на оплату транспортных услуг Основным направлением расходов, как правило, является оплата проезда при служебных командировках и на курсы по-

вышения квалификации. При определении расходов по этой подстатье используют:

1) план повышения квалификации, данные о среднегодовом количестве командировок (в части стоимости проезда от места работы до места командировки);

2) стоимость проезда до пункта командирования и обратно;

3) данные о среднегодовых расходах по найму транспорта;

4) стоимость услуг по найму автотранспорта.

Подстатья 223 «Коммунальные услуги». По этой

статье показываются расходы учреждения по оплате договоров на приобретение коммунальных услуг в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, в том числе по оплате отопления и технологических нужд, а также горячего водоснабжения; потребления газа (включая его транспортировку по газораспределительным сетям и плату за снабженческо-сбытовые услуги); потребления электроэнергии для хозяйственных, производственных, технических, лечебных, научных, учебных и других целей; водоснабжения, водоотведения, ассенизации.

Расчет потребности в бюджетных средствах по оплате договоров на оказание коммунальных услуг производится исходя из сведений:

- о среднемесячной потребности в энергетических ресурсах (электро-, теплоэнергии, газе) и воде в натуральном выражении;

- о тарифах на коммунальные услуги, в том числе об оплате транспортировки газа по газораспределительным сетям и снабженческо-сбытовых услуг

Подстатья 224 «Арендная плата за пользование имуществом». На данную подстатью относятся расходы по оплате арендной платы в соответствии с заключенными договорами аренды (субаренды) имущества в целях оказания государственных (муниципальных) услуг:

- помещений, сооружений (в том числе общежитий, мест проведения занятий по физической подготовке, спортивных соревнований и учебно -тренировочных сборов);

- земли, транспортных средств и другого имущества (включая гаражи, линейно-кабельные сооружения).

При расчете объема средств по данной подстатье следует принять во внимание:

1) количество арендуемых зданий и сооружений;

2) площади арендуемых помещений;

3) ставки арендной платы, утвержденные территориальным управлением Федерального агентства по управ -лению федеральным имуществом (если арендуется федеральная собственность) или местным органом власти (если арендуется муниципальная собственность).

В случае проведения совещаний, торжественных мероприятий и прочего необходимо также учесть арендную плату за используемые для этих целей помещения.

Подстатья 225 «Услуги по содержанию имущества». По этой подстатье планируются расходы учреждения по оплате договоров на оказание услуг, связанных с содержанием нефинансовых активов, находящихся как в оперативном управлении, так и в аренде. При определении необходимого объема финансовых ресурсов по этой статье используют:

1) план капитального, текущего ремонта зданий и сооружений (составляется на основании актов тех-

нического состояния зданий и сооружений, дефектных ведомостей, сметных расчетов), в котором учтены нормативные сроки проведения разных видов ремонтов;

2) план ремонта коммунальных систем;

3) количество легковых автомобилей и их эксплуатационные характеристики;

4) среднегодовую стоимость работ по текущему ремонту автомобиля;

5) среднегодовой расход денежных средств на профилактику и заправку оргтехники;

6) расчет стоимости услуг по техническому обслуживанию, наладке, эксплуатации охранной и пожарной сигнализации, локальных вычислительных сетей.

Подстатья 226 «Прочие услуги». На данную под-статью планируются все остальные услуги. При определении объема расходов по этой подстатье ЭКР применяются:

1) расчет оплаты проживания командированных сотрудников (расчет производится путем использования плана повышения квалификации и данных о среднегодовом количестве командировок);

2) расчет платежей по автогражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с действующим законодательством (для расчета берутся данные о количестве автомобилей и мощности их двигателей);

3) расчет расходов по монтажу локальных вычислительных сетей, информационному обслуживанию учреждений;

4) расчет среднегодовой стоимости услуг по вневедомственной, пожарной охране.

Подстатья 290 «Прочие расходы». Основным направлением планирования расходов по этой подстатье является расчет расходов на уплату налогов, пошлин, лицензий, разного рода платежей и сборов в бюджеты всех уровней, включаемые в состав расходов учреждения. Так, при составлении проекта сметы доходов и расходов в расчет принимается сумма налогов, уплаченная за предыдущий налоговый период, а также учитываются все изменения, произошедшие в налоговом законодательстве.

По этой статье отражаются расходы по уплате налога на имущество, земельного налога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья 310 «Увеличение стоимости основных средств». Здесь отражают расходы учреждения по оплате договоров на приобретение, а также договоров подряда на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам, независимо от стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев в целях оказания государственных (муниципальных) услуг

Статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». На данную статью относятся расходы по оплате договоров на приобретение в целях оказания государственных (муниципальных) услуг сырья и материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превы -шающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам (медикаменты, мягкий инвентарь, посуда, продукты питания (оплата продовольствия), в том числе продовольственные пайки военнослужащим и приравненным к ним лицам; горючесмазочные материалы , строительные материалы, хозяйственные материалы, канцелярские принадлежности и пр.).

При переходе бюджетных учреждений начального профессионального образования на нормативно-подушевое финансирование акцент в осуществлении финансирования будет смещаться с момента обоснования сметы на момент формирования цены образовательной услуги. Изменение механизма финансирования неизбежно отразится на процессе санкционирования расходов органами Федерального казначейства, но сметный порядок контроля за расходами тем не менее сохранится.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ//Информационная система «Гарант».

2. Комментарий к Приказу Минфина России от 20.11.2007 №112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений» // Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2008. №1.

3. Король Е.А. Изменения ведения лицевых счетов бюджетных учреждений // Бухгалтерский учет. 2008. №4.

УДК 338.45:69

1ТААВ0АГ1ОАТААГЁА 0 1ВААЁА1ЁВ ЁАхАЮАТ 1 ТоТоАшТА N1 £

АМ ЕТдГёаГёТ,

апУёдаГо ёаоаади уёТТТ!ёёё ё(аапоё-оёе ё ! аТааю! а Гоа, МАйУй

ААЙОГЁЁ. 2008. № 5(24)

Процессный подход, начиная с международных стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г., является принципом, которому отдается приоритетное внимание во всех стандартах, описывающих системы менеджмента качества (СМК). Однако как в реальном бизнесе, так и в экономической литературе в настоящее время возникают трудности с пониманием термина «процессный подход». Это связано с несколькими причинами: во-первых, после появления необходимости перехода на стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 г. многие организации предпочли формально переделать существующие СМК. Это привело к тому что в документации появляется упоминание о процессном подходе, однако на практике он не реализуется. Во-вторых, недостаточная осведомленность топ-менед-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.