Научная статья на тему 'Целевая государственная поддержка творческой и социальной активности учащейся молодежи - основа молодежной политики государства'

Целевая государственная поддержка творческой и социальной активности учащейся молодежи - основа молодежной политики государства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
557
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быков Дмитрий Васильевич, Майборода Валерий Прохорович, Митрофанов Сергей Александрович, Андреев Георгий Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Целевая государственная поддержка творческой и социальной активности учащейся молодежи - основа молодежной политики государства»

ИННОВАЦИИ № 2 (79), 2005

Целевая государственная поддержка творческой и социальной активности учащейся молодежи — основа молодежной политики государства

Д. В. Быков,

профессор, д. т. н., ректор Московского государственного института электроники и математики (технический университет)

С. А. Митрофанов,

профессор, д. т. н., проректор Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства

В. П. Майборода,

профессор, д. т. н., заведующий кафедрой Московского государственного института электроники и математики

Г. Г. Андреев,

к. т. н., генеральный директор Фонда содействия развитию инновационной деятельности высшей школы, лауреат Государственной премии СССР

Руководством страны взят курс перевода экономики с сырьевого пути развития на инновационный. Необходимость этого продиктована рядом геоэкономических, геополитических и социальных факторов. Роль высшей школы и науки в этом процессе является ключевой. С точки зрения формирования инновационно-восприимчивой среды, она может и должна стать «государством в государстве». Формирование такой среды призвано решить ряд стратегических задач, стоящих перед страной. В частности, она должна стать одним из главных источников инновационной культуры общества и совершенствования системы образования в целом. Более того, решение экономических проблем в российских реалиях связано, прежде всего, не с экономическими механизмами, а с людьми, профессионалами, используемыми бизнес-стратегиями и созданием инновационно-образовательной среды, устойчивой, самоподдер-живающейся и восприимчивой к нововведениям и их коммерциализации. Все это требует подготовки молодых специалистов нового типа, владеющих практическими навыками научно-технического предпринимательства и инновационной деятельности. Необходимо решать проблему создания механизма воспроизводства кадров для научно-технической и предпринимательской деятельности в инновационной сфере, что обеспечит кадровую основу создания в стране национальной инновационной системы. Статистика последних лет показывает, что с каждым годом количество малых предприятий, работающих в научно-технической сфере, падает, что свидетельствует об исчерпании кадрового потенциала для инновационной деятельности. Парадоксально, но все государственные фонды поддерживают научно-технические и инновационные проекты на конечных этапах разработки, когда риски провала проекта мини-

мальны, совершенно не заботясь о создании резерва этих проектов и о воспитании и подготовке людей, способных предложить и выполнить эти проекты. Рассчитывать на необходимую естественную подпитку инновационной деятельности творческой молодежью не приходится, т. к. слишком слабо материальное стимулирование этой деятельности на ранних этапах. Вот и приходится фондам финансировать по-лузаконченные НИР советской эпохи, не предвещающих никакого выпуска инновационной продукции. Одно время существовало мнение, что концентрация государственных средств на выполнение отдельных инновационных проектов, так называемых мегапроектах, существенно подтолкнет инновационное движение в стране и, как локомотив, потянет нашу промышленность в инновационное будущее. Но как показала жизнь, мегапроекты живут до тех пор, пока есть госбюджетное финансирование. Как только это финансирование сокращается или прекращается вовсе, мегапроекты тихо умирают, не дав никаких существенных результатов. Даже революционная и несомненно положительная попытка Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере сместить направление государственной поддержки инновационных проектов в сторону более ранних этапов выполнения (программа «Старт») не привела к инновационному взрыву в стране, хотя было подано более 2500 и профинансировано более 450 заявок. Наверное, существуют какие-то объективные причины, по которым существующая технология государственной поддержки инновационной деятельности, несмотря на любые ее объемы и абсолютную независимость и объективность (достигаемые многоэтапной экспертизой и объявлением конкурса), не способны решить задачу увеличения инновационной активности в стране.

На наш взгляд, эти причины:

• непрерывный рост доходов государства за счет сырьевых ресурсов страны — отсюда следует отсутствие настоящей заинтересованности государства в быстрейшем переходе на инновационный путь развития;

• отсутствие однозначно понятного, достижимого количественного критерия цели инновационной деятельности в стране — отсюда следует полный разнобой в целях, задачах и действиях государственных фондов и программ по поддержке инновационной деятельности;

• неготовность отечественной инновационной продукции (кроме военной и сырьевой) к конкурентной борьбе на мировом рынке — отсюда следует серьезная финансовая и законодательная поддержка государством только этих отраслей промышленности;

• отсутствие оберегающего, поддерживающего и развивающего инновационную деятельность законодательства — отсюда следует постоянное и тормозящее сдерживание инновационной активности в стране;

• отсутствие гибкой схемы государственного финансирования всех этапов жизненного цикла инновационной деятельности — отсюда следуют провалы в государственной поддержке инновационного цикла и, следовательно, провалы всего проекта в целом;

• отсутствие механизма воспроизводства кадрового обеспечения для инновационной деятельности — отсюда следует неотвратимая стагнация всей инновационной деятельности в стране.

Мы не будем останавливаться на описании и обосновании выделенных причин, но отметим лишь то, что эти причины объективны и в ближайшее время вряд ли будут устранены. Более подробно остановимся на последней, так как на поиск путей устранения именно этой причины и направлена данная статья.

К сожалению, за эти годы так и не удалось повысить восприимчивость российской экономики к инновациям, в том числе и в системе «образование ^ исследования ^ инновации ^ экономический рост ^ образование». Причиной неудач ряда социальных и инновационных проектов последнего десятилетия, помимо перечисленных, стали пассивность или активное отторжение предлагавшихся инноваций значительной частью населения и, что наиболее критично, — элитой, учащейся молодежью, молодыми специалистами и предпринимателями. Надо отметить, что интеграция молодежи в социально-экономическую жизнь общества — это серьезная проблема для любого государства, а для нашего многонационального государства, находящегося в переходном периоде, эта проблема приобретает особое значение. И поэтому решение наряду с общенациональной молодежной проблемой одной из задач перспективного экономического развития страны обеспечивает высокий государственный приоритет этой задачи. Кроме того, существующая технология государственной поддержки только лишь инновационных проектов, поданных на добровольной основе, как видно из предыдущего опыта, достаточно неэффективна.

Предлагается наряду с существующим подходом вкладывать значительные государственные средства в поиск, воспитание, обучение, создание своего дела и его развитие как отдельных талантливых личностей, так и целых научно-технических коллективов творческой учащейся молодежи. Во-первых, весь предыдущий опыт страны свидетельствует, что это очень перспективные и эффективные для будущего вложения. Во-вторых, решается общенациональная проблема занятия молодежи каким-либо делом, а также достойного трудоустройства на родине наиболее талантливой части молодежи. В-третьих, в условиях действия перечисленных выше объективных причин, снижающих эффективность государственных вложений в инновационные проекты, предлагаемые вложения, имея такую же текущую низкую эффективность для инновационного сектора экономики, обеспечат, по крайней мере, будущий кадровой фундамент для инновационного пути развития страны, созданием которого все равно когда-нибудь придется заниматься. В-четвертых, за рубежом, в активно развивающихся странах, переживающих так же, как и мы, переходной период, давно поняли эффективность предлагаемых вложений. Например, в Китае существует 973 программы, направленные на вовлечение в бизнес молодых ученых и специалистов различного профиля. Программы, такие как «Проект миллион талантов», «Проект таланты сотого калибра» и др., направлены на помощь и поддержку совсем юных и начинающих ученых. В результате 76% персонала, работающего в наукоемком бизнесе, имеют, как минимум, степень бакалавра. Средний возраст персонала достаточно невысок: 50,5% еще не достигли 35 лет, а 86,7% — 50 лет. До проведения реформ образования и реструктуризации научно-технологического бизнеса около 580 000 студентов Китая предпочитали учиться, а в дальнейшем работать за границей. Сейчас число студентов, вернувшихся для работы и учебы в Китай, возрастает на 13% в год [1]. Поэтому мы считаем, что уже давно наступило время создания и реализации федеральной программы по государственной поддержке творческой учащейся молодежи.

Профессионально и социально ориентированная молодежная образовательная политика предполагает, прежде всего, разработку принципиально новых методологических подходов, создание инновационных образовательных проектов, необходимой инновационной инфраструктуры в вузе, механизмов и эффективных методик генерации специалистов нового типа с рыночной шкалой ценностей. Поддержка этой работы со стороны государства и со стороны бизнеса совершенно необходима, и эти неотложные проблемы можно решить только в рамках федеральной молодежной программы. Ситуация сегодня является парадоксальной: реализовать все это мелкому бизнесу не под силу, а крупного высокотехнологичного бизнеса у нас практически нет. В треугольнике «бизнес — инновации — власть» роль государства и образования должна быть решающей. И, в первую очередь, это касается молодежной образовательной политики, всех социальных институтов, связанных с наукой и образова-

ИННОВАЦИИ № 2 (79), 2005

ИННОВАЦИИ № 2 (79), 2005

нием. Необходимо возродить единство воспитания и образования.

Вполне вероятно, что в период радикальных изменений в социальной, экономической, политической сферах консервативная политика в системе образования была наиболее разумной. Когда не выявлены приоритеты и не сформирована стратегия на уровне государства, вполне понятно желание ведомства сохранить все, так как неясно, что в дальнейшем будет востребовано. Однако политика «откладывания проблем на завтра» имеет сегодня серьезные издержки. В частности, по индексу человеческого развития (интегрированный показатель, включающий в себя уровень образования, науки и технологий, заболеваемости и долголетия, ВВП на душу населения и др.) Россия в 1992 г. с 52-го перешла на 119-е место в мире. После дефолта в 1998 г. ситуация еще более ухудшилась. По некоторым оценкам, только за первые пять лет реформ страна утратила более 1/3 своего интеллектуального потенциала.

Базовой институциональной структурой для решения поставленной проблемы воспитания инновационно активной молодежи должна стать предлагаемая профессионально и социально ориентированная молодежная образовательная политика и система государственной поддержки талантливой молодежи и специалистов-профессионалов, способных воспринимать рыночную логику процессов, эффективно реализующих воспроизводство кадров образования и науки, инновационного комплекса в целом, владеющих практическими навыками научно-технического предпринимательства, в перспективе имеющих свое ДЕЛО. Выявлять такие «точки роста», поддерживать и развивать эти процессы — задача такой молодежной программы. В противном случае представляются наивными надежды на то, что в России в обозримой перспективе сам собой сформируется обладающий заметным весом средний класс. Та немногочисленная часть общества, которая воспринимается ныне как российский средний класс, таковым не является, поскольку в ряде случаев заняла свое место случайно, в неразберихе реформ. Ее представители не имеют ни естественного места в социуме, ни ясных перспектив. Вместе с тем, возникновение среднего класса абсолютно необходимо как для социальной стабильности в стране, так и для ее экономического развития. Следует отметить, что даже при ограниченном (но не скудном) финансировании и системной организации последовательности «образование ^ исследования ^ инновации ^ экономический рост ^ образование» и в нашей стране можно подготовить специалистов, преодолеть существующие проблемы и уйти вперед. Учащаяся молодежь должна чувствовать себя востребованной — это основа молодежной политики.

Есть еще одна, не менее важная сторона этой деятельности. Когда ребенок начинает сознательно познавать окружающий мир, ему приходится преодолевать множество трудностей. Если в этот период ребенок привыкает сам искать выходы из положения (конечно, с помощью старших, родителей, воспитателей), то маленькое существо привыкает разрешать различные

(большие или маленькие) затруднения, учится сам находить, чаще всего, правильный ответ. Постоянное ощущение радости свершения, радости создания вызывает у ребенка крайне важный на всю жизнь настрой, про который бельгийский поэт Поль Валери написал: «...и трудность каждая в нас силы множит».

При таком позитивном психологическом настрое молодому человеку легче учиться в средней школе, легче адаптироваться к условиям жизни. То же относится и к студентам, молодым ученым, у которых, помимо радости творчества, уже присутствуют определенные профессиональные амбиции.

Творческое начало может проявиться в самых разнообразных сторонах деятельности: фантазерство, создание моделей или игр, наука, музыка, тяга к природе, живопись, физкультура, предпринимательство — все будет радовать молодых людей, прививать им любовь ко всяческому труду, без чего невозможно создание нового. Должны быть конкретные, личные амбиции молодого человека. Выявлять, систематизировать и стимулировать такие творческие наклонности — основная забота и объект исследований молодежной программы.

Связь и взаимное влияние точных наук и искусства, выявление непонятных до сих пор закономерностей — все это предмет для размышлений, понимания и осмысления творческой жизни. Именно научно-исследовательская и любая творческая работа, практическая инновация и вся цепочка ее реализаций позволяет учащимся понять необходимость гармоничного объединения различных дисциплин, казалась бы, далеких друг от друга для решения поставленной проблемы, философски подойти к задаче. Кроме того, эта работа позволяет будущему молодому специалисту определиться в своей дальнейшей деятельности, понять по существу экономическую логику и гармонию свободного рынка. Поэтому программа должна поддерживать не только научно-техническое творчество, но и гуманитарное направление этого творческого процесса.

Конечно, такой стиль подготовки требует в вузе продуманной организации всей инновационной цепочки и взаимоувязанного, персонифицированного учебного процесса, наличия опытных педагогов, исследовательских коллективов, предпринимательских и производственных структур, способных к инновационной деятельности. Это позволит выявить у каждого из учащихся его уникальные индивидуальные качества.

Безусловно, нельзя (да и не нужно) детально формализовать НИРС и инновационную деятельность студентов единообразно для всех вузов, но некоторые общие принципы, основанные на огромном предшествующем опыте российской высшей школы, едины и главным из них является индивидуальный, персонифицированный подход, «определение и выхаживание базисных точек роста». При этом наивны надежды на массовость, реалии сегодняшнего дня, скорее, делают оправданными «штучные технологии», но в каждом конкретном случае это практическая и завершенная инновация.

Существовавшие ранее многочисленные формы научно-технического творчества, профессиональной

и трудовой деятельности учащейся молодежи в составе общественных объединений или творческих сообществ в определенной степени утрачены в силу невостребованности современным рынком труда. Очевидно, что задачи управления процессом адаптации образования, науки и научно-технического предпринимательства в условиях формирования рыночных отношений приобретают новые формы с другими механизмами и технологиями. Если научная деятельность в вузе направлена на получение новых знаний, образовательная — на использование этих знаний в учебном процессе для подготовки специалистов, то инновационная деятельность, в том числе и при активном участии студенческой молодежи, должна базироваться на коммерциализации знаний, т. е. на коммерческом использовании новых знаний в научной, образовательной и производственной сферах. Такие «точки роста», как положительный опыт работы студенческих коллективов вузов и университетских центров, в том числе и при активном взаимодействии с крупными промышленными корпорациями, предпринимательскими структурами, фондами, государственными учреждениями и администрацией различного уровня, имеются. Об этом говорит мониторинг, проводимый в рамках ежегодных международных школ-семинаров учащейся молодежи (например, «Новые информационные технологии»), представляющих большинство вузовских регионов страны и СНГ. Разработанный коллективом профессоров ряда ведущих вузов комплекс персонифицированных научно-образовательных и коммерческих проектов, грантов, проводимых смотров-конкурсов НИРС, телекоммуникационных образовательных проектов и олимпиад, успешно реализован и вполне укладывается в систему приоритетов настоящей молодежной политики и программы по ее реализации. Необходимо структурировать в рамках предлагаемой программы фундаментальную составляющую этих процессов и, как следствие, определить направления фундаментальных исследований в этой области.

Используемые в большинстве случаев образовательные технологии в эти переломные годы оказались поразительно консервативными по сравнению с претерпевшими изменения производственными, управленческими, военными технологиями. В главном методы и формы обучения в современных образовательных учреждениях оказываются очень похожи на их аналоги в средневековых университетах. Лекции, семинары, практикумы, бакалавры, магистры, диссертации пришли к нам из Средневековья или из еще более далеких времен. Причина этого тоже достаточно очевидна — оперировать и изобретать в мире вещей значительно проще, чем в мире духовности. Развитие психологии как естественной экспериментальной науки почти на три века отстало, к примеру, от развития физики.

Вместе с тем, многие эксперты полагают, что если XX век был веком high-tech — высоких производственных технологий, то XXI век будет веком high-hume — технологий, направленных, прежде всего, на развитие и реализацию возможностей человека и общества. С этим направлением развития большинство

специалистов по прогнозам связывают возможности и основные риски ближайшего будущего. Все это в полной мере относится и к перспективным инновационным технологиям. Мысль использовать целостное восприятие объекта восходит еще к тридцатым годам, к идеям гештальт-психологии. Однако понимание того, как происходит выявление инновационных параметров в наборе знаний и навыков, каковы закономерности «субъективной самоорганизации», появилось в синергетике и математической психологии недавно. Алгоритмы и модели использования профессиональных знаний молодого специалиста также переживают второе рождение. Проанализировать с синергетической точки зрения используемые в образовании инновационные технологии, методики, парадигмы, необходимые структуры и инструментарий представляется крайне своевременным и важным. Такие разработки принципиально важны и по другой причине. В реализации молодежной стратегии главное — это определение государственных и личностных приоритетов, ведущих переменных («параметров порядка» в терминах синергетики), ключевых социально и профессионально ориентированных процессов и основных тенденций. Здесь стратегические ошибки и просчеты являются наиболее дорогими именно потому, что они не могут быть исправлены или скомпенсированы действиями (пусть даже самыми энергичными) на других, более низких иерархических уровнях.

Предлагаемая идеология молодежной программы исходит из коренной и неотложной потребности общества в профессионально и социально ориентированной молодежной образовательной политики и государственной поддержки самореализации талантливой молодежи. С этой потребностью связана необходимость обеспечения стабильности в построении эффективной рыночной экономики. Социальная стабильность, как уже отмечалось, предполагает наличие достаточно большого и влиятельного среднего класса, основой которого должно стать молодое поколение специалистов-профессионалов.

Решение стратегических задач экономики, как указывается в официальных документах президента и правительства, неразрывно связано с переходом экономики от сырьевой ориентации к инновационному пути развития. В обозримой перспективе «экономику трубы» в России должна заменить инновационная экономика или, как ее часто называют на Западе, «экономика, основанная на знаниях». Сформулированная подобным образом задача требует опережающего развития системы образования, формирования инновационной культуры учащейся молодежи и общества в целом. Более конкретно — реформирования, позволяющего, с одной стороны, принципиально повысить роль системы образования в инновационной деятельности, с другой стороны, эти новации должны создавать эффективные механизмы использования научно-технического потенциала, «человеческого капитала» и, прежде всего, молодежи — талантливой, творческой и профессиональной. Инфраструктурным и интеллектуальным базисом, способствующим решению этих задач, могут стать молодеж-

ИННОВАЦИИ № 2 (79), 2005

ИННОВАЦИИ № 2 (79), 2005

ные научно-технические бизнес-сообщества, творческие коллективы и предпринимательские структуры учащейся молодежи в системе учебно-научно-производственных комплексов университетов или добровольного содружества вузов различного профиля. Вокруг такого рода комплексов могут быть созданы условия для эффективной деятельности малых предприятий, исследовательских, производственных и коммерческих центров, парков, опытных производств и экспериментальных площадок, в составе учредителей которых будут студенты, предприниматели, педагоги, инженерный персонал, различные образовательные и предпринимательские структуры, фонды, иностранные инвесторы и т. п. В конечном итоге это должна быть учебнонаучная, производственная и социально-культурная зона обеспечения непрерывного инновационного цикла образования, науки и бизнеса.

Принципиально важно, чтобы инновационное развитие таких комплексов было неразрывно связано с высокой степенью их информационной открытости и их интеграцией в отечественную и международную систему науки, образования и бизнеса. Опыт такого рода эффективно действующих инновационных структур есть, в частности, комплекс МИЭМ — РГУИТП — Технопарк инноваций в науке и образовании — НИИ микроэлектроники и информационно-измерительной техники — НИИ перспективных материалов и технологий — завод «Элион» — объединение «Светлана». К этим комплексам можно отнести технопарки при университетах и крупных научных организациях, центры трансфера технологий и подобные им инновационные структуры.

Такие комплексы призваны решать принципиальные задачи подготовки специалистов нового типа, профессионалов в управлении инновациями, способных обеспечивать трансфер и коммерциализацию современных знаний и наукоемких технологий.

В частности, они должны стать:

• в экономике

♦ кадровой основой для создания и развертывания национальной инновационной системы, развития научно-технического предпринимательства и цивилизованного бизнеса;

♦ интеллектуальным ресурсом и базисом для повышения восприимчивости экономики к инновациям и созданию общественной потребности использования специалистов высокого класса и мирового уровня, прежде всего, в России, а уж потом за рубежом;

♦ инструментом, реализующим в полной мере возможности региональной, межрегиональной и межотраслевой кооперации и интеграции, обеспеченным современными телекоммуникационными технологиями (виртуальные национальные и международные образовательные, исследовательские, инновационные проекты, телеконференции и т. д.);

♦ ориентиром и в определенном смысле «лакмусом» на научно-технические разработки современных направлений науки, высоких технологий и инновационного сектора в экономике. Следствием такой ориентации должно

быть формирование вокруг университетских молодежных комплексов, научно-технического и экономического пространства, заполняемого технологичными научно-техническими предпринимательскими структурами;

• в сфере управления

♦ учебно-методической базой по подготовке и переподготовке специалистов в области инноваций для системы государственного управления различных уровней и направленности;

♦ фактором, повышающим роль системы образования и науки в сфере бизнеса и предпринимательской деятельности, в выработке и реализации промышленной, научной и инновационной политики;

♦ гибким связующим звеном между крупнейшими отечественными и транснациональными корпорациями, производителями и потребителями, образовательным и научным сообществом;

♦ культурообразующим центром по формированию особой интеллектуальной среды и выработке корпоративной этики, базирующейся на демократических ценностях и экономических свободах, т. е. цивилизованном бизнесе;

• в системе образования

♦ основным звеном на региональном, межрегиональном и межотраслевом уровнях в подготовке специалистов, владеющих практическими навыками научно-технического предпринимательства и инновационной деятельности, отечественной научно-технической, интеллектуальной элиты, обладающей глубокой инновационной культурой;

♦ полигоном для обновления содержания образования, в том числе в области инновационных технологий и экономики (не секрет, что ни магистерский, ни аспирантский уровень большинства естественнонаучных и технических специальностей не обеспечены в должной мере инновационным функционалом);

♦ средством, позволяющим повысить экономическую эффективность и инновационную активность всей системы образования;

♦ инструментом, способным придать новый импульс традиционным направлениям реформирования образования — гуманитаризации и компьютеризации.

Принципиально важно, что предлагаемые инновационные структуры решают главную задачу профессионально и социально ориентированной молодежной образовательной политики — подготовку национальных кадров, адаптированных в полной мере к российским реалиям и цивилизованному рынку. Одной из задач такой программы мог бы быть системный анализ имеющегося в регионах и вузах положительного опыта и инноваций по разработке научно-методических, организационных, экономических и правовых принципов и методик, позволяющих успешно и эффективно работать таким инновационным комплексам в общем контексте проводимых в стране реформ.

Концепция молодежной политики и программа по ее реализации предполагает разработку нормативно-методической и инновационной базы персонифицированных технологий «обучение через исследование», направленных на адресную подготовку специ-алистов-профессионалов через выполнение студенческим научно-техническим бизнес-сообществом проектов по заказам предприятий. Особое внимание при этом отводится анализу внешней и внутренней среды НИРС в системе высшей школы, разработке эффективной инфраструктуры, модульных программ и системы образовательных информационных и сетевых конференций для студентов и молодых ученых, банков данных и систем тестирования НИРС с учетом условий формирования современного рынка труда. Таким образом, важное место в будущей программе отводится исследовательской части, содержание которой должно включать:

• разработку системных методов и механизмов по созданию и развитию инфраструктуры студенческих научно-технических бизнес-сообществ, модульных программ коммерциализации студенческих НИР и проектов; анализ внешней и внутренней среды инновационных НИР на примерах межрегионального и межотраслевого взаимодействия студенческих научных обществ вузов различного профиля в рамках совместных инновационных проектов и грантов;

• анализ стратегических задач инновационного развития, которые предстоит решать в обозримой исторической перспективе, и связанных с этим императивов в сфере подготовки национальных кадров; ретроспективный анализ образовательных учреждений для подготовки элитных кадров инновационного комплекса;

• исследование основных тенденций развития инновационной стратегии и необходимых знаний в контексте мировой динамики, геополитики, геоэкономики и создание междисциплинарных подходов;

• разработку парадигмы инновационных технологий обучения в элитных средних школах математического и естественнонаучного профиля; обобщение накопленного опыта, определение главных направлений преобразований в этой области и прогноз их результатов;

• исследование альтернативных инновационных сценариев взаимодействия высшей школы с промышленностью и предпринимательскими структурами в области подготовки кадров инновационного комплекса в контексте задач, которые предстоит решать в стране; прогноз роли инновационных технологий и профессионального образования в каждом из этих сценариев. Общество относит к своим членам императив,

который Л. Н. Гумилев выразил словами: «Будь тем, кем ты должен быть!» Общество знает, кто кем должен быть, и ориентируется на традицию. При этом и для руководителя, и для ученого, и для молодого специалиста профессиональные навыки становятся объективно гораздо более существенны, чем гражданская позиция или понимание пути развития того общества, в котором они живут. Однако в переломные,

кризисные моменты (а именно такой момент переживает Россия) ситуация существенно меняется. Индивидуальные решения, тем более, принимаемые представителем элиты, могут в этой неустойчивой ситуации существенно изменить и судьбу общества, и его перспективы. При этом последствия многих решений далеко выходят за пределы той профессиональной сферы, в которой работает человек. Учет социально-культурного и инновационного контекста здесь часто оказывается более важен, чем профессиональная корректность принимаемых решений. Естественно, в этом случае роль кадров новой формации становится исключительно нужной.

Россия представляет собой образ всего современного мира, совмещая все противоречия и контрасты (между «богатым Севером» и «бедным Югом», между различными религиями, между современной технологичной цивилизацией и ее неизбежной уязвимостью и т. п.). Поэтому сохранение социальной и политической стабильности является одним из условий того, что такую стабильность удастся сохранить в мировом масштабе. На протяжении всего XX века наше государство было своеобразным полигоном для опасных социальных технологий. Видимо, от этой роли России не удастся уклониться и в XXI веке. И здесь необходимы мощные стабилизирующие факторы. Принципиальное значение имеет система образования и подготовки высококвалифицированных научных, управленческих и педагогических кадров. Причем речь здесь идет не только о качестве и массовости образования, что, разумеется, исключительно важно, но и о его инновационной направленности, преемственности на всех этапах инновационного цикла и функционале подготовки. Только преемственность дает культуру (пусть даже в узком, профессиональном смысле этого слова), которая единственная может служить защитой от манипуляции общественным сознанием. Если в обществе нет сколь-нибудь значительного слоя, который свободен в своих этических установках и жизненных приоритетах и который может противостоять конъюнктурной политической пропаганде и экстремистским настроениям, — общество обречено. Более того, оно становится смертельно опасным, прежде всего, для себя. Определенные симптомы таких негативных процессов в молодежной среде сегодня мы уже имеем.

Как показывает история, любые попытки либерализации системы общественных отношений в России приводили не к упрочнению гражданских прав, а лишь к стремительному разрушению ранее сложившихся институтов. Поэтому вполне естественно возникшее в последние годы противопоставление между развитием свобод и экономическими преобразованиями, равно как и однозначный выбор в пользу последних, сделанный властными элитами. Выход из этого, кажущегося неразрешимым, противоречия состоит в создании социального слоя, который в будущем мог бы стать ядром формирующегося среднего класса, своеобразным общественным локомотивом. Этот слой социально и профессионально ориентированных молодых специалистов только и может быть искренним и заинтересованным сторонником де-

ИННОВАЦИИ № 2 (79), 2005

ИННОВАЦИИ № 2 (79), 2005

мократических изменений в политической и социальной сферах.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что начинать готовить таких специалистов в вузе, как правило, уже поздно. Стимулировать эти процессы надо гораздо раньше. Многие эксперты считают, что взлет советской науки в 1950-е и 1960-е годы и успешная реализация ряда крупных научно-технических проектов во многом стали возможны благодаря государственной поддержке многоуровневой системы научно-технического творчества, ряда практических инициатив и дел учащейся молодежи, олимпиад, конкурсов, творческих кружков и объединений школьников, студенческих конструкторских бюро, строительных и специализированных студенческих отрядов. Уникальный опыт более чем тридцатилетней работы физико-математических школ МИЭМ, МИФИ, МФТИ, МГУ и др., телекоммуникационные образовательные проекты и дистанционная подготовка участников олимпиад, проводимых Ярославским государственным университетом, работа «Колледжа прикладных наук» при Саратовском государственном университете и другие примеры показывают, что и сегодня могут быть найдены эффективные и нетрадиционные подходы. Образование неотделимо от активной и практической научно-исследовательской работы.

Модернизация экономики и более широко — коренное изменение жизнеустройства требуют кадрового обеспечения, подготовки творцов, профессионалов, созвучных наступающей эпохе. Все это каждый раз, как показывает отечественный и зарубежный опыт, требует глубокого изменения содержания и формы образования в обществе, в особенности высшего образования, создание образовательных структур нового типа. По-видимому, не станет исключением и наше время. При этом изменение содержания молодежной политики, поддержка элитарного образования представляют собой вопрос не частный и ведомственный, а важный и государственный.

В эпохи «великих потрясений», к каковым, несомненно, относится и наше время, гражданская позиция, выбор облика желаемого будущего, инновационная культура, умение выбирать из множества возможностей и умение отстаивать свой выбор относятся к важнейшим. Именно этих качеств общество, в первую очередь, требует от своей молодой элиты. Духовная, культурная, идеологическая, информационная поддержка молодого специалиста-профессионала самым тесным образом связана с тем образованием, которое он получает. Этот вопрос сейчас стоит крайне остро. Молодые специалисты, уезжающие из России и работающие после окончания ведущих вузов, например в сфере информатики и телекоммуникаций, получают в 10-100 раз больше, чем их товарищи, оставшиеся работать по той же специальности на родине. В огромном материальном проигрыше оказываются последние и по сравнению с теми, кто ушел в бизнес. Поэтому сегодня, как никогда, нужна система материальных и моральных стимулов, условия, чтобы в России была возможность выращивать собственную молодую интеллек-

туальную элиту, чтобы у страны было будущее, чтобы талантливые люди могли реализовать себя на родине.

Представителям элиты, в том числе научно-технической, противопоказана однобокость — в случае успешной деятельности им предстоит многократно выходить за пределы своей профессии. Поэтому ценность, важность и интерес междисциплинарных подходов должны учитываться уже в школе. В этой связи исключительно важным и интересным представляется опыт проведения молодежных конференций и школ-семинаров, включающих широкий спектр исследований, «Турнира Ломоносова», в котором в течение одного дня школьник может принять участие в олимпиаде по математике, филологии, истории, астрономии, физике, выявить свой «интеллектуальный профиль». Одним из замечательных результатов таких и подобных им соревнований, поражающих своей массовостью, стало выявление когорты детей, способных одновременно завоевывать призовые места по четырем-пяти предметам.

Важнейшим представляется развитие системы открытого образования, многоуровневой комплексной системы экстернат-образования на базе существующих и вновь создаваемых ресурсных центров, работающих, например, на первом этапе по следующим направлениям:

• координация, учебно-методическая, научная и ресурсная поддержка единой образовательной и инновационной среды региона;

• создание информационных ресурсов, банков данных педагогического опыта, электронных библиотек и технологических площадок для потребностей системы образования региона, школ, учреждений дополнительного образования, Интернет-клубов, профессиональных училищ, подключение к образовательной сети детей с ограниченными возможностями;

• создание учебных серверов и порталов, очно-заочного дистанционного обучения, экстернат-образования;

• проведение телекоммуникационных образовательных и инновационных проектов;

• разработка научных и учебно-методических основ организации системы региональных и межрегиональных математико-компьютерных школ, смотров-конкурсов, олимпиад, открытых конкурсов, грантов инновационных разработок, виртуальных выставок детского творчества для одаренных детей и т. п.

Систематизировать, разумно координировать путем своевременной и достаточной государственной поддержки деятельность всех инфраструктурных форм, имеющих инновационное содержание, также является задачей молодежной программы.

Есть еще одна, концептуально важная сторона социально и профессионально ориентированной молодежной политики. Как уже отмечалось, причиной ряда неудач в реализации социальных и инновационных проектов последнего десятилетия стала пассивность и активное отторжение предлагавшихся инноваций значительной частью населения, в том

числе и потребительская пассивность молодежи. Развитие у подрастающего поколения способности к рефлексии, к предвидению последствий принимаемых решений является одним из важнейших ресурсов развития общества. Этот ресурс непосредственно связан с восприимчивостью социально-экономической среды к инновациям, и здесь заинтересованная молодежная политика, основанная на реализации научно-методических образовательных инновационных проектов, может сыграть исключительно важную роль.

В последние 10-15 лет произошла переоценка структуры культурных и нравственных норм молодого поколения. Сегодня молодой человек живет в новой стране и в новой «информационной реальности». Эта сфера «киберпространства», по западной терминологии, стала основной сферой соперничества идеологий и ведущих держав. Войны последних лет начинались и выигрывались, прежде всего, в информационной среде. При этом борьба за конкретные сведения, данные, знания является вторичной. Главным являются смыслы, цели, ценности и идеалы различных социальных групп молодого поколения. Учащиеся и учащие имеют свой опыт, свое видение происходящего. Это может стать основой междисциплинарного диалога для самостоятельных исследований, для адаптации предлагаемых новаций к своим конкретным условиям обоснования и принятия соответствующих инновационных решений.

Все это, в свою очередь, возможно, только если эти смыслы, ценности, идеалы, образ желаемого будущего, связанные с инновационным развитием и с технологическим скачком, станут доминирующим в общественном сознании, в профессиональной и социально-экономической ориентации подрастающего поколения. Причем станут не на короткий период времени, а на все годы, которые понадобятся для рывка («новый курс» Рузвельта, реформы Эрхарда, технологический взлет Японии показывают, насколько важен этот субъективный фактор). При этом шкала ценностей у молодого специалиста должна быть устойчивой и по отношению к внешнему влиянию, к набору предлагаемых альтернатив, и по отношению к внутренним нестабильностям в общественном сознании. Очень важно исследовать структуру ценностей различных социальных групп молодежи, индивидуального сознания, «болевые точки» в этой сфере. Принципиально создать необходимую основу для «защиты массового сознания» молодежи в современных условиях. До последнего времени, к сожалению, этот важный компонент, по существу, не учитывался в системе образования, а курс на инновационное развитие, который придется брать «всерьез и надолго», не имел большой поддержки и постоянного обеспечения, прежде всего в информационной сфере.

Рассмотрим еще одну острую проблему, касающуюся региональной образовательной молодежной политики и ее ориентиров. За последние десятилетия значительно возросла дифференциация вузов, образовательные учреждения различных уровней сегодня существенно различаются по материальному достатку учащихся, по планируемой и реализуемой

по существу их жизненной траектории, по решаемым в ходе обучения задачам. Более того, различные регионы страны различаются по уровню ВВП на душу населения более чем в 20 раз. Это не может не сказываться на образовательной молодежной политике, проводимой в различных регионах. Наивно было бы надеяться, что эти проблемы разрешатся сами по себе. Образовательная молодежная политика должна основываться на более подробных и конкретных структурных моделях. Например, мобильность рабочей силы, количество иногородних студентов в нынешних условиях существенно уменьшаются. Поиск талантливых молодых людей должен принимать более эффективные формы и механизмы, реализующие весь современный инструментарий информационных образовательных технологий. Здесь нужна отдельная структурная политика. Забота о средних показателях по стране в целом, по региону, по отдельному вузу не должна заслонять этой важнейшей задачи.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что создание механизма воспроизводства кадрового обеспечения для инновационной деятельности основано на привлечении творческой учащейся молодежи к изобретательской, научно-технической и инновационной деятельности с использованием лучших традиций и опыта советских начальной, высшей, средней и профессиональных школ, обеспеченное активной государственной поддержкой в рамках федеральной молодежной программы.

Прежде всего, сформулируем цели, принципы и сроки реализации предлагаемой программы.

Целью программы является создание механизма ежегодной генерации 1000 молодых ученых и 500 научно-технических коллективов различной формы организации, работающих в наукоемком бизнесе. Конечно, количественные параметры цели определяются выделенным объемом финансирования, но то, что они должны быть, является одним из принципов программы, т. к. это позволяет однозначно оценивать результаты программы в процессе ее выполнения и корректировать ее ход.

К принципам программы можно отнести:

• конкурсность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• комплексность;

• заинтересованность;

• глобальность;

• открытость;

• непрерывность;

• адресность;

• контролируемость.

Конкурсность предполагает проводить отбор лучших на основе соревнования с объективной экспертной оценкой его результатов.

Комплексность означает вовлечение в научноисследовательскую работу всех категорий учащейся молодежи: школьников, учащихся средних учебных заведений, студентов вузов, аспирантов; проведение различных форм конкурсов по всем направлениям наук, включая и гуманитарные; квалифицированную оценку всех форм результата интеллектуального труда: изобретения, открытия, модели, исследования, научной работы и т. п.

ИННОВАЦИИ № 2 (79), 2005

ИННОВАЦИИ № 2 (79), 2005

Заинтересованность основана на использовании системы стимулов, отдельной для каждой категории учащихся, лежащих в основе их желания заниматься научно-исследовательской работой и участвовать в конкурсах.

Глобальность определяет проведение подобных конкурсов во всех округах, регионах и городах, а также в школах, ссузах и вузах Российской Федерации.

Открытость означает реализацию в программе тесного международного сотрудничества учащейся молодежи. Это может быть в форме итоговых международных олимпиад и конференций по различным научно-техническим направлениям либо в форме стажировок в зарубежных университетах, либо в виде международных выставок моделей и изобретений учащейся молодежи.

Непрерывность определяет реализацию программы в течение срока воспитания нового поколения молодых людей с инновационным мышлением, а это не менее 15 лет.

Адресность означает конкретную, необходимую и достаточную поддержку каждого молодого человека или научно-технического коллектива, выигравшего соответствующий конкурс.

Контролируемость предполагает постоянный мониторинг деятельности каждого молодого человека или научно-технического коллектива, выигравшего соответствующий конкурс.

Выделенные принципы показывают, что подобная программа может быть только государственной и федеральной и, кроме того, обеспечивают ясные и четкие количественные критерии оценки промежуточных и окончательных результатов программы.

Срок выполнения программы — 15 лет — может быть разбит на три периода по пять лет в каждом, они необходимы для коррекции основных заданий программы следующего периода по результатам предыдущего.

Основные мероприятия программы — олимпиада, конкурс, конференция, выставка, обучение, экспертиза и мониторинг. Мы не будем останавливаться на достаточно известных мероприятиях, таких как олимпиада, конкурс, конференция, выставка, они традиционно проводились и проводятся в системе высшей школы страны, более подробно поясним, как мы понимаем обучение, экспертизу и мониторинг.

Обучение предполагает организацию краткосрочных курсов — не более недели — по овладению знаниями и навыками практической коммерциализации научно-технических результатов. Опыт общения с ребятами, особенно из регионов, показывает, что как раз этих знаний и умений у них нет. Кроме того, ребятам будет интересно послушать лекции известных отечественных, а может, и зарубежных ученых по фундаментальным и прикладным направлениям развития современной науки и техники. Форма этого обучения может быть как очной, так и заочной.

Экспертиза является наиболее ответственной частью всей программы, т. к. от ее качества зависит качество результатов всей программы, а от ее прозрачности и объективности — общественное мнение о всей программе. Поэтому выбор критериев для каж-

дой формы конкурса, выбор экспертов для каждого из научных направлений, технология экспертизы, гласность и однозначность экспертизы — вот те вопросы, которые необходимо решить перед началом программы.

Мониторинг предназначен, прежде всего, для текущей оценки эффективности государственной поддержки с целью коррекции направлений этой поддержки в процессе выполнения программы. Вторая функция мониторинга — наблюдать за научно-техническими результатами и развитием бизнеса тех молодых людей, которые попали в поле зрения программы, с целью оказания им своевременной и достаточной помощи в их деле. Третья функция мониторинга — это обеспечение всех заинтересованных ведомств объективной статистической и аналитической информацией о ходе программы. Четвертая функция — выявление на предварительном этапе программы всех творческих научно-технических коллективов учащейся молодежи с целью адресного приглашения к конкурсам и конференциям программы.

Обеспечение программы — это тот фундамент, на котором строится вся программа. У нас, к сожалению, бытует практика, когда главным и первоочередным является финансовое обеспечение, а остальные виды обеспечения создаются в процессе выполнения программы. Хотя по жизни это понятно — без средств ничего не создашь, по теории — это абсурд. Это все равно, что строить дом, не имея проектно-конструкторской документации. Поэтому предлагается перед началом программы создать все ее обеспечение, т. е. по сути, проектно-конструкторскую документацию по программе, принять его, а затем приступать к выполнению программы. К обеспечению этой программы можно отнести методическое, рекламное, информационное, консалтинговое, финансовое.

Методическое обеспечение определяет всю технологию выполнения программы, опираясь на описанные выше исследования, кроме того, этот вид обеспечения отвечает за сохранение в технологии выполнения программы всех ее принципов и наполнение мероприятий программы конкретными делами. Кроме того, результатом методического обеспечения должна являться вся сопроводительная, учебная, справочная и отчетная документация программы.

Рекламное обеспечение доводит в понятной и однозначно понимаемой форме цели, задачи и стимулы программы до широких масс учащейся молодежи. Это очень важная и ответственная задача, т. к. первой причиной неучастия молодежи, например, в программе «Старт» — это отсутствие внятной информации об этой программе.

Информационное обеспечение решает в программе задачи виртуальных конкурсов, экспертиз, дистанционного обучения и консалтинга, а также мониторинга, т. е. практически каждое мероприятие требует своего информационного обеспечения. Кроме того, необходимо создать и поддерживать электронный портал программы.

Консалтинговое обеспечение предполагает установление живой оперативной связи между опытными консультантами и молодыми людьми — участни-

ками программы. Необходимость подобного общения объясняется незнанием молодыми людьми нюансов действующего законодательства, непредсказуемостью и неповторяемостью жизненных ситуаций в процессе организации своего бизнеса.

Финансовое обеспечение создает финансовую основу для выполнения программы и может быть определено на основании затратного метода после создания методического обеспечения программы либо волюнтаристским путем, либо в процентах от бюджета какого-либо ведомства, либо по аналогии с другими действующими зарубежными программами. Мы специально не останавливаемся на расчетах финансового обеспечения программы, т. к. не разработана технология выполнения программы, а также весь наш опыт работы в высшей школе подсказывает, что средства на подобные программы выделяются по остаточному принципу и обязательно будет производится доработка программы под выделенные средства. Единственным непременным требованием к финансовому обеспечению является разностатейность выделяемых средств, чтобы можно было бы на них, к примеру, создать информационное обеспечение, отправить ребят на стажировку за границу, купить оборудование, наградить денежным грантом и т. д.

Исполнение программы, на наш взгляд, должно быть доверено высшей школе. В пользу этого решения можно привести следующие доводы:

• в высшей школе учится основная масса творческой и перспективной молодежи;

• высшая школа обладает огромным опытом привлечения молодежи к научно-техническому творчеству;

• высшая школа больше всех заинтересована в качественном выполнении этой программы, т. к.

трудоустроиство выпускников по специальности — одна из забот высшей школы;

• в высшей школе достаточно специалистов высокой квалификации, способных решить поставленные в программе задачи.

Разработчиков обеспечения и исполнителей программы можно выбрать на конкурсной основе среди ведущих вузов страны.

Управление программой должно быть доверено исполнительной дирекции программы, созданной при Министерстве науки и образования. Состав дирекции определяется министром и обеспечивает объективность решения конкурсных комиссий.

Как уже отмечалось выше, в программе предполагается выделить три периода, по пять лет в каждом, но всей программе должен предшествовать под-говительный этап, по нашим оценкам, не менее 2-х лет, в течение которого будет создано и апробировано обеспечение программы. Причем этот этап обязателен для любого объема финансирования программы, и затраты на него практически не зависят от общего объема финансирования всей программы.

В заключение необходимо отметить, что данная статья носит, в основном, проблемный и постановочный характер и может быть существенно дополнена и развита, поэтому свои предложения по данной теме направляйте по адресу:.....Для нас это очень важ-

но. Кроме того, хотелось бы поблагодарить своих коллег — сотрудников МГИЭМ и РГУИТП, опыт которых в работе с учащейся молодежью был использован в данном материале.

Литература

Инновации Китая 2003-2004 гг. // «Инновации» № 9 (76), ноябрь, 2004 г., С-Петербург, с. 49-52.

МСЕПфЦСНТР

ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

Пятый международный форум на юге России

«ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС». Выставка «ЮГ-ТЭК-2005»

Конференция «Топливно-энергетический комплекс России» 15-17 ноября 2005 г., г. Ростов-на-Дону г.Ростов-на-Дону, мегацентр «Горизонт», пр-т М.Нагибина 32/2

Поддержка:

Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Южного федерального округа «Северный Кавказ», Торгово-промышленная палата Ростовской области

Организаторы:

Союз нефтегазопромышленников России, ЗАО «Южно-Российский Экспоцентр»

РАЗДЕЛЫ ВЫСТАВКИ «ЮГ-ТЭК-2005»:

• Измерительные технологии, приборы учета и контроля, средства автоматизации в сфере ТЭК

• Охрана окружающей среды

• Средства безопасности и противопожарная техника

• Транспортная техника, услуги

• Системы связи для ТЭК

• Банки, страховые компании

• Нефтегаз, нефтехимия

• Автозаправочный комплекс

• Электроэнергетика

• Атомная энергетика

• Отопление

• Вентиляция, кондиционирование воздуха

• Нетрадиционные виды и источники энергии

• Энергоресурсосбережение

• Изоляционные материалы

344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Московская, 63, тел./факс: (863)262-07-27,262-28-83, E-mail: pr@rsd.ru, expo-pr@mail.ru

ИННОВАЦИИ № 2 (79), 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.