УДК 378
Т. С. Борисова, С. Б. Куликов
ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ ИНСТИТУТАМИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Раскрыты функции социальных институтов по формированию инновационного и ответственного поведения молодежи.
Ключевые слова: молодежь, инновационное поведение, система работы с молодежью.
Сегодня инновации обуславливают конкурентоспособность страны и становятся важнейшим средством ее инновационного развития, которое все в большей степени связывается с формированием у молодежи необходимой мотивации к инновационной деятельности, позитивного отношения к нововведениям и готовности к этим нововведениям. Переход к инновационной экономике актуализирует проблему пересмотра сложившихся подходов к работе с молодежью и поиску новых технологий - технологий формирования их инновационного поведения. Внедрение инновационного образа жизни в привычную сферу жизнедеятельности молодежи может быть более успешным, чем в другие поколенческие группы, так как молодые люди особенно восприимчивы ко всему новому в политической, экономической и общественной сферах жизни страны, располагают огромным потенциалом творческой интеллектуальной энергией и готовностью к социально активной деятельности. В этой связи инициативная молодежь рассматривается как движущая сила и мощный ресурс для инновационного и конкурентоспособного развития российского государства.
Молодежь в настоящее время понимается как специфическая социально-демографическая группа в структуре общества, являющаяся активным участником социальных взаимоотношений и выделяемая на основе определенных, присущих только ей характерных признаков (возраст, духовный мир, интересы, социальные ценности, устремления, поступки, характер поведения и т. д.). В соответствии с действующими нормативными документами РФ молодежь - это граждане в возрасте от 13-14 до 30 лет включительно (Стратегия государственной молодежной политики). Для этой социальной группы характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения).
На формирование инновационного поведения молодежи влияют, с одной стороны, как объективный фактор - изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды, которые опосредуют включение молодежи в социальную структуру общества, что сказывается как на формировании
поведения молодого поколения, так и на степени развитости самой социальной структуры. С другой стороны, факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, стереотипы, ценностные ориентации в их поведенческих программах. Современная молодежь живет в мире, который характеризуется тем, что все более зависит от целенаправленных человеческих усилий и все больше людей занимают активную позицию по отношению к будущему; растет взаимозависимость мира, необходимость сотрудничества, что, в свою очередь, увеличивает сферу непредсказуемости и неопределенности; социальная жизнь наполняется новыми и более масштабными угрозами и рисками человеческой деятельности: расширяются условия для катастрофических ошибок, опасных сопутствующих эффектов. Увеличивается число непривычных людей в нашем окружении (миграция, туризм, путешествия) [1]. И в этой ситуации молодежь оказывается уязвимой социальной группой в социальных и экономических процессах [2]. Именно она испытывает сильный прессинг со стороны различных политических сил и движений, не обладает четкими социальными ориентирами, сама находится в ситуации жизненного самоопределения. В то же время только молодое поколение способно преодолеть стереотипы поведения на основе новой системы ценностных ориентаций [3]. Для этого у молодых людей есть все объективные предпосылки: творческий характер мышления и деятельности, высокая социальная и экономическая мобильность, психологическая гибкость, желание практически воплощать в жизнь систему новых ценностей, открытость к восприятию новых нетрадиционных массивов знания и т. п. Молодежь относится к тому возрасту, который считается сенситивным для восприятия социального опыта. Задача общества и государства состоит в том, чтобы всем группам населения, в т. ч. и молодежи, были обеспечены свобода выбора деятельности, равные возможности реализовать свой потенциал, развить способности. Считается, что молодежь прогрессивна по своей природе, но нужно иметь в виду, что консервативные и реакционные движения также могут организовать и увлечь молодых людей.
В зависимости от возраста молодого человека, цели, задачи, содержание, формы и методы работы с молодежью изменяются. Включение молодых людей в социальные отношения не осуществляется автоматически. Для успешной социализации молодому человеку необходимо получить опыт понимания и сопереживания, опыт бескорыстного делания добрых дел, опыт принятия решения и ответственного действия, планирования, навыки социальной компетентности. Субъектами регуляции инновационно-ответственного поведения выступают семья, общество, малые группы, сама личность и государство. На новый уровень выходит взаимодействие во всех сферах: от социальной молодежной политики до социальной работы с конкретным молодым человеком. Молодые люди в значительной степени сами определяют свой жизненный путь, но эффективность такого выбора существенным образом определяется наличием социальных предложений семьи, общества, государства и социально-педагогическим сопровождением молодежи с учетом особенностей их развития в онтогенезе.
На этапе инновационного развития общества востребована социальная функция образования - формирование необходимых социальных отношений, наиболее благоприятных для развития каждого человека. Принципиально важным становится формирование и развитие у молодежи собственной модели инновационного поведения и видения своего личного успеха как части общего успеха российского государства. «Являясь средством осуществления инноваций, инновационное поведение выступает особой ценностью, позволяющей задавать рамки нового стандарта жизни» [4]. «Речь идет не столько об основе нового экономического витка, сколько об обращении к человеку, который в очередной раз становится „мерой всех вещей“, выступая одновременно носителем этого стандарта жизни и деятелем, ориентированным на создание жизненных условий, адекватных этому стандарту, обеспечивающих ему широкий спектр возможностей» [5]. Сегодня ориентиром образования являются прежде всего потребности семьи и личности. Самое главное -это определение тех принципиальных образовательных приоритетов, тех образовательных акцентов, наличие и реализация которых позволяют говорить о том, что мы на самом деле имеем дело с новым подходом к системе воспитания молодежи. Ученый социолог А. М. Лобок выделяет три группы образовательных приоритетов: «Это приоритеты, ориентированные на развитие трех ключевых векторов: субъектности, диалога (коммуникации) и развития.
Вектор субъектности - это вектор, направленный на максимальное развитие человеческой индивидуальности, развитие и осознание собственного Я, движение, осознание и развитие „самости“
ребенка, „самости“ педагога и „самости“ (индивидуальности, самобытности, авторства) собственно образовательного процесса как процесса особым образом поставленного взаимодействия человека и культуры.
Вектор диалога - это вектор, направленный на становление и развитие способности к взаимодействию субъектных „самостей“. Развитое Я несет в себе базовую потребность быть услышанным, и чем более развито Я, чем более развита человеческая субъектность, тем в большей степени требуется специальная образовательная деятельность по развитию „усилия к другому“, тем в большей степени требуется построение диалогического взаимодействия разных субъектностей, тем в большей степени школа должна превращаться в пространство диалога - диалога личностей, диалога культур. Здесь подразумевается и становление диалогических взаимоотношений ребенка с культурой, и становление диалогического взаимодействия ребенка со взрослым, и становление диалога детских субъектностей, и становление развитых форм педагогического диалога между взрослыми, и становление сетевого диалога школ как индивидуальных педагогических организмов.
И наконец, вектор развития - это интегральный вектор, свидетельствующий о том, что в процессе образования происходит непрерывное усложнение личностного развития и межличностного взаимодействия, а также непрерывное развитие самих школьных образовательных практик и школ как целостных педагогических организмов» [6]. Механизмами формирования инновационной позиции молодежи являются парламентаризм и проектная деятельность, предоставляющие молодым людям возможность принимать активное участие в выработке и реализации социально значимых проектов. И это сильные стороны новых механизмов. Инновационные механизмы основаны на создании особой креативной среды, создании собственного пространства реализации.
С позиции социально-педагогической науки личностная ценность самовоспитания социально ответственного и инновационного поведения заключается в стремлении молодежи удовлетворять интересы и потребности. Общественная ценность выражается в необходимости сохранения и развития идеалов и ценностей общества. Государственная ценность проявляется в регулировании инициативных действий граждан для их упорядочивания, в признании педагогического, социального, экономического и гражданского эффектов социальных инициатив.
Формирование инновационного поведения предполагает соблюдение принципа личной свободы, реализация которого означает:
- ориентированность социально ответственной деятельности на удовлетворение потребностей и интересов прежде всего конкретной личности (группы);
- обеспечение социальной значимости инноваций личности (группы) в ее собственных глазах и глазах окружающих;
- регулярность и систематичность социальнопедагогической оценки достигнутых результатов;
- предоставление возможности самосовершенствования, личной карьеры каждому инициатору.
Формирование инновационного поведения государственными институтами предполагает соблюдение принципа доступности, отражающего закономерное соотношение социальной политики и состояния экономики. Реализация принципа означает:
- отсутствие между инициаторами (инициативными группами) и государственными учреждениями бюрократических барьеров;
- готовность государственных органов взаимодействовать с общественными объединениями, действующими в рамках закона, вне зависимости от их идеологических либо политических платформ;
- создание местных ресурсных центров и фондов развития, обеспечивающих институты гражданского общества необходимыми ресурсами на конкурсной основе;
- организацию консультирования, общедоступной системы повышения профессиональной квалификации педагогических работников общественного сектора, проведение обучающих семинаров для государственных служащих, работающих с общественными объединениями;
- развитие и распространение системы социального заказа, конкурсного размещения грантов, объявление конкурсов социальных проектов.
Формирование инновационного поведения общественными институтами предполагает соблюдение принципа открытости, отражающего закон социального самоутверждения. Реализация принципа означает:
- активное участие институтов гражданского общества в принятии и корректировке государственных решений;
- сохранение самостоятельности в определении содержания, форм, методов, средств управления общественным развитием;
- налаживание межсекторных партнерских отношений;
- использование возможностей средств массовой информации для создания положительного имиджа социально инициативной деятельности.
Ведущая функция самовоспитания и группового формирования инновационного поведения - способность осуществлять общественно значимые преобразования на основе присвоения богатств мате-
риальной и духовной культуры, проявляющиеся в творчестве, волевых актах и общении.
Ведущей функцией формирования инновационного поведения молодежи общественными институтами является интеграция, выражающаяся в обеспечении обществом в целом комплекса условий для совместной деятельности молодых людей, направленной на удовлетворение потребностей личности (группы), упрочение и распространение ценностей, задач и норм функционирования свободного и равноправного общества.
Ведущей функцией государственных институтов является регулирование - придание процессу формирования нормированного характера, предполагающего наличие точно определенных правил, условий и обстоятельств.
На основе вышеобозначенных функций самовоспитания, воспитания инициативности в группе, общественных и государственных институтах выделим основные задачи формирования инновационного поведения институтами социального воспитания:
1) достижение интеграции (межсекторное социальное партнерство) трех секторов для поддержки социально инициативной деятельности;
2) формирование инновационно-восприимчивой среды, которая:
- отвечает возможностям человека, но при этом сам факт вхождения в нее обеспечивает переход возможностей в действительность, вызывая прирост инновационных потенций, таких как самостоятельность, вера в собственные силы, жизнестойкость, инициативность, толерантность к неизвестному, готовность включаться в инновационную деятельность;
- способствует осознанию молодежью своей роли и своего места в решении задач, стоящих перед обществом, ценности взаимодействия с другими людьми, познанию своей уникальности посредством развития своего инновационного потенциала, обусловленного наличием интеллектуальных и природных задатков, развитию активности в социальных контактах.
Сам факт реализации инновационного поведения является социальным, и особое место занимает восприятие и мнение других людей. Именно поэтому молодому человеку, которому присущ инновационный стиль поведения, приходится сталкиваться с трудностями противостояний, оспаривать, бросать вызов и нарушать устоявшуюся систему взаимоотношений. Чтобы быть успешным в инновационной деятельности, необходимо приобрести поддержку друзей, спонсоров в защите и продвижении идей.
Инновационное поведение - явление с двойственной природой. С одной стороны, это средство
преобразования социума, с другой - процесс постоянного развития инициативности самого субъекта взаимодействия, уровнями его формирования рассматриваются: социальный отклик (добровольное участие в социальных программах); социальный вклад (инициирование и реализация социально ответственных инициатив в социуме жизнедеятельности).
С позиций социально-педагогического подхода социально ответственное поведение молодежи -форма проявления социальной инициативности молодого человека как субъекта преобразующей деятельности, обусловленная внутренней мотивацией и сформированной потребностью в социальном отклике (заботе о людях, добровольном участии в социальных программах) и социальном вкладе в повышение качества жизни личности, семьи и общества.
Социально-педагогический подход предполагает решение проблемы — формирование инновационной личности как ее развитие и становление. Речь идет о саморазвитии личности, опоре на ее возможности и создании такой социально-образовательной среды, в которой саморазвитие инновационной личности осуществляется оптимально. Для успешного проявления инновационных качеств молодому человеку необходимо обладать нацеленностью на постоянное творческое саморазвитие, умением увидеть потенциал других членов группы и оперативно им воспользоваться, стремлением к объективной оценке себя и других, умением находить конструктивные решения конфликтных ситуаций, позитивным восприятием перспектив и толерантностью, готовностью взять на себя полную ответственность за принятые решения, за коллектив.
Формирование инновационного и социально ответственного поведения предполагает:
- формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у молодежи социально ответственного жизненного стиля с доминированием ценностей инноваций как действенной установки на реализацию своего потенциала;
- формирование ресурсов семьи, направленных на создание условий интеллектуальной, творческой деятельности;
- внедрение в образовательную среду инновационных социально-педагогических технологий, обеспечивающих развитие социальных ценностей;
- анализ инновационных и образовательных потребностей региона.
Система работы с молодежью может включать:
- стимулирующее лидерство, изобретательство и предприимчивость, конкурсы, продюсирова-ние молодых талантов, закрепление их за мастера-
ми-наставниками, предоставление возможностей для реализации социально значимых инициатив. На первом этапе необходимо развитие системы конкурсов, пока представленной лишь фрагментарно. Любой молодой человек с соответствующими амбициями должен иметь полную информацию о текущих лидерских, изобретательских, научных, карьерных, предпринимательских программах, причем эти программы должны быть максимально открыты - общество должно убедиться, что игра ведется «честно» и успех зависит только от способностей участника;
- конкурсы идей (подобные «mit100k») - конкурсы венчурных проектов, сводящие на одной площадке венчурный капитал и выпускников вузов. Ожидаемый результат - поддержка проектов, организация постоянной связи между капиталом и талантливой молодежью, поддержание атмосферы «честной конкуренции», которая является важнейшей составной частью инновационной культуры;
- система отбора и воспроизводства лидеров -людей, бесконечно ищущих новые возможности, ошибающихся, готовых брать ответственность на себя, способных формировать команды и вдохновлять их на амбициозные проекты. Поскольку наше общество пока не только не настроено на принятие лидеров, но и зачастую их активно их отторгает, здесь необходима государственная программа поддержки;
- фестивали научно-технического творчества молодежи (подобные «First» - фестивалю роботов) для старшеклассников. Яркие, красочные, привлекательные для молодежи мероприятия, поддерживающие у молодых людей интерес к технологической сфере и вовлекающие ее в культуру технических инноваций;
- бизнес-конкурсы, развивающие экономическую культуру. Представляется необходимым создание на федеральном уровне структуры, которая прицельно занималась бы поддержкой молодежных бизнес-проектов (с созданием соответствующей законодательной базы). Нынешние конкурсы молодежных бизнес-проектов локальны, имеют низкий реальный КПД и обычно ставят целью не поддержку бизнес-проектов, а своего рода «обучение», чего сейчас уже недостаточно;
- продюсирование талантов - обучение и вовлечение лучших через систему наставничества со стороны успешных ученых и бизнес-лидеров. В части бизнеса - это технология «бизнес-серфинга», в части науки и НТТМ - создание системы стажировок в ведущих исследовательских центрах за рубежом с прицелом на последующее создание «зеркальных лабораторий» в России;
- создание социальных сетей высокой плотности, где все необходимые для развития компонен-
ты сконцентрированы на ограниченном территории (например, Силиконовая долина, GIN-town в Бостоне). При этом эти компоненты тесно интегрированы как на институциональном уровне, так и на уровне человеческих контактов - одни кафе, улицы, мероприятия, одна среда общения. В России есть несколько площадок, на основе которых возможно создание таких центров (Томск, Новосибирск, Санкт-Петербург, наукограды), с высокой плотностью качественных учебных заведений и, соответственно, молодежи, которая при благоприятных условиях сама будет стремиться к включению в такую сеть;
- национальные конкурсы на социальную мобильность (легкую смену работы, учебы, образа жизни).
Инновационный воспитательный процесс предполагает:
- расширенное использование аудиовизуальных и мультимедийных средств и медиавоспитатель-ного пространства;
- объединение науки, власти, бизнеса и практики, закрепленной на законодательном и административном уровне;
- инвестиции в молодое поколение, что позволит не только воспитать инновационную личность, но и в конечном итоге получить коммерческий результат на государственном и общественном уровнях;
- инвестиции в молодежь [7].
Особую значимость приобретает стимулирование нестандартных решений, творческих находок в русле инновационной деятельности не только на уровне одобрения, но и создания вокруг этой деятельности позитивного общественного мнения, рекламирование и пропаганда молодежных инициатив для внедрения.
Для смены традиционного подхода в работе с молодежью на инновационный есть все предпосылки: общественный спрос на инновации; наличие инновационного передового опыта социальных педагогов; разработанность инновационных технологий работы с молодежью.
Список литературы
1. Борисова Т. С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 5 (83). С. 34-39.
2. Бочарова В. Г. Стратегия и механизмы влияния образования на социальное развитие села: концепция. М.: ИСПС РАО, 2008.
3. Бочарова В. Г. Социально-педагогическая деятельность как научная категория: научный доклад. М.: ИПСР РАО, 2002. 31 с.
4. Галажинский Э. В., Краснорядцева О. М. О месте и роли мышления в организации инновационного поведения // Современная психоло-
гия мышления: смысл в познании: тез. докл. науч. конф. М.: Смысл, 2008. С. 15-17.
5. Логинова И. О. Психология жизненного самоосуществления. М.: Изд-во СГУ, 2009. 279 с.
6. Лобок А. М. Школа нового поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 6. С. 2-11.
7. Максимова Г. П. Воспитание инновационного потенциала личности // Проблемы формирования инновационного поведения молодежи
в современной России: тр. всеросс. науч. конф. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. С. 99-100.
Борисова Т. С., кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник. Институт социальной педагогики РАО.
Ул. Павла Корчагина, 7а, Москва, Россия, 129278.
E-mail: [email protected]
Куликов С. Б., кандидат философских наук, доцент.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 03.04.2012.
T. S. Borisova, S. B. Kulikov
FORMATION OF INNOVATIVE BEHAVIOUR AMONG YOUNG PEOPLE BY SOCIAL EDUCATION INSTITUTIONS
The article reveals functions of social institutions to establish innovative and responsible behaviour among young people.
Key words: young people, innovative behaviour, work system with young people.
Borisova T. S.
Institute of Social Education of RAE.
Ul. Pavla Korchagina, 7a, Moscow, Russia, 129278.
E-mail: [email protected]
Kulikov S. B.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]