ИННОВАЦИИ № 6 (140), 2010
Индивидуальная форма управления поддержкой инновационной деятельности творческой молодежи
А.С. Митрофанов,
к. т. н., проректор по научной работе РГУИТП
В.В. Михайловский,
аспирант кафедры «Прикладная информатика» РГУИТП
В статье рассматриваются проблемы государственной поддержки инновационной деятельности творческой молодежи. Предлагается в качестве объекта индивидуального мониторинга выбрать молодежные инновационные коллективы (МИК) и отслеживать их развитие на всех этапах их существования, начиная от момента создания и заканчивая прекращением их деятельности или превращением во «взрослые» предприятия. В качестве практической реализации этой технологии предлагается разработать информационную систему, предназначенную для проведения мониторинга МИК и сопровождения их участия в конкурсах, и рассматривается схема предлагаемой информационной системы.
Ключевые слова: мониторинг, инновации, молодежь.
В последнее время в нашей стране наблюдается возросший интерес к инновационным проектам, как со стороны государства, так и со стороны частного капитала, который ориентирован, прежде всего, на коммерциализацию результатов инновационной деятельности. Значительный потенциал кадрового обеспечения инновационной деятельности сосредоточен в системе высшего образования в форме различных творческих коллективов, научных групп, СКБ, ядро которых составляют студенты средних и старших курсов, аспиранты [1].
В связи с этим задача создания оптимальных форм поддержки учащейся молодежи в их научнотехнической активности стоит достаточно остро. Необходимость ее комплексного решения продиктована следующими причинами:
• учащаяся молодежь — основной источник кадров для научной среды. Именно на этапе обучения в вузе необходимо привить молодому специалисту тягу к научной деятельности, дать возможность испытать потребность в творческой самореализации. Во время проведения мероприятий по поддержке творческой активности молодежи представители научных организаций могут присмотреть и отобрать себе будущих перспективных сотрудников;
• участие молодежи в такого рода мероприятиях позволяет оценить творческую активность будущих ученых и отобрать соискателей в аспирантуру не только по уровню знаний, но и по психологической готовности к научной карьере;
• возможность предоставить наиболее творческим молодым специалистам новый круг общения, ко-
торый может позволить не только обмениваться мнениями, но и создать новый перспективный научный коллектив.
Однако решение этой задачи часто упирается в ряд существенных ограничений:
• молодежные коллективы в силу отсутствия у них необходимого опыта часто не могут самостоятельно сформулировать перечень необходимых мер по поддержке их творческой активности;
• несмотря на определенный интерес к научным проектам учащейся молодежи со стороны государства, проявляемый в рамках конференций и конкурсов, зачастую, после их проведения интерес к этим проектам пропадает. Мотивация молодежного коллектива, который видит отсутствие реальной заинтересованности в результатах своей работы, существенно снижается. У молодых ученых появляется привычка к тому, что нет необходимости доводить свою научную работу до конечного результата.
На сегодняшний день, существует ряд государственных программ, так или иначе включающих в себя направления по развитию и поддержке инновационной деятельности молодежи. К ним можно отнести следующие:
• Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы;
• Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы»;
• Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы;
• Программы «У.М.Н.И.К.» и «СТАРТ» Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере.
Для оценки эффективности и результативности этих программ используются средства традиционного мониторинга [2].
Объектами традиционного мониторинга молодежной инновационной деятельности являются проекты, программы и их ключевые показатели (индикаторы). Данные мониторинга различных программ и мероприятий, являясь разрозненными (каждая программа имеет свой набор индикаторов и показателей, в чем-то совпадающих, но не связанных друг с другом), отражают лишь состояние дел на текущий момент.
Мониторинг направлен на сбор именно статистической информации о проектах и коллективах, на вычисление ключевых показателей — индикаторов программ поддержки. Такая общая информация не позволяет получить полного представления о состоянии дел в инновационной деятельности, ее тенденциях и проблемах. С другой стороны, вне рамок традиционного мониторинга остаются молодежные коллективы, которые, в силу определенных причин, не принимают участия в государственных программах и мероприятиях, направленных на поддержку инновационной деятельности. К таким причинам можно отнести:
• недостаток информации о проводимых конкурсах и программах и условиях участия в них;
• трудности, связанные с подготовкой и подачей заявки;
• снижение мотивации после участия в конкурсах и программах, вызванное тем, что после их окончания государство теряет интерес к проектам и результатам работы.
Данные причины подтверждаются и статистическими опросами. Так, только каждый десятый среди инновационно-активной молодежи слышал что-либо о федеральных целевых программах. 1-2 человека из 100 пытались самостоятельно написать и подать заявку. Большинство молодежных инновационных коллективов (МИК) просто не представляют себе, какие существуют инструменты государственной поддержки инновационной деятельности, которыми они могли бы эффективно воспользоваться на текущий момент. Также, в рамках традиционного мониторинга, сложно проводить анализ:
• тенденций развития МИК;
• потребностей МИК в формах и методах поддержки.
Исходя из всего вышесказанного и опираясь на возможности современных информационных технологий, предлагается в качестве дополнительного объекта традиционного мониторинга выбрать непосредственно МИК и отслеживать их развитие на всех этапах их существования, начиная от момента создания и заканчивая прекращением их деятельно-
сти или превращением во «взрослые» предприятия. Такой индивидуальный подход позволит определить основные тенденции развития молодежного инновационного предпринимательства, отследить причины препятствующие развитию молодежных инициатив, оценить эффективность и результативность федеральных программ, степень их влияния на инновационную деятельность молодежи, что, в свою очередь, позволит осуществлять коррекцию федеральных целевых программ (ФЦП) на стадии их исполнения, а главное, не потерять ни одной молодежной команды, ориентированной на инновационную деятельность, за счет своевременной и целевой поддержки, что и создаст кадровый фундамент для будущей национальной инновационной системы России. Такой подход предлагается реализовать средствами индивидуального мониторинга МИК.
Методика индивидуального мониторинга применяется в сферах начального и среднего образования для контроля развития личности ребенка, и в медицине, чаще всего в области реабилитации. Она заключается в анализе индивидуальных характеристик объекта мониторинга и их изменений в течение времени, составлении персональных программ решения его проблем и формировании выводов путем обобщения конкретных случаев.
Применение технологии индивидуального мониторинга позволит оказывать МИК персональную поддержку и сопровождать эти коллективы в процессе их участия в мероприятиях поддержки инновационной деятельности. Так, для каждого МИК возможно построить индивидуальную траекторию развития творческого коллектива, где в качестве узлов могут выступать различные мероприятия (конференции, семинары) и программы (ФЦП, гранты, субсидии), направленные на поддержку и развитие инновационного предпринимательства, участие в которых позволит МИК получать своевременную поддержку, отвечающую существующему уровню развития коллектива.
С другой стороны, организаторы государственных программ имеют возможность получать информацию о текущем состоянии МИК, их потенциале и участии в различных мероприятиях, что дает возможность организаторам вносить определенные коррективы в существующие программы и формировать новые (программы) с учетом актуальности и востребованности государственной поддержки. Такой процесс индивидуального мониторинга, основанный на современных средствах коммуникаций (Интернет, электронная почта), может быть реализован для сравнительно большого количества МИК.
Исходя из вышеизложенного, индивидуальный мониторинг должен быть направлен на достижение следующих целей:
• поиск и вовлечение талантливой учащейся молодежи в инновационную деятельность с последующей своевременной и целевой поддержкой молодежных коллективов и малых инновационных предприятий;
ИННОВАЦИИ № 6 (140), 2010
ИННОВАЦИИ № 6 (140), 2010
• оценка и аналитическое сопровождение всего процесса вовлечения творческой активной молодежи в инновационную деятельность, повышающее эффективность мероприятий, эту деятельность поддерживающих.
По нашему мнению, индивидуальный мониторинг должен являться неотъемлемой частью «традиционного» мониторинга и дополнять его.
В этом случае под мониторингом инновационной деятельности мы будем рассматривать совокупность методического, организационного и инструментального обеспечения, направленную на решение следующих задач:
• поиск талантливой молодежи, МИК и созданных ими малых инновационных предприятий (МИП), нуждающихся в поддержке своей инновационной деятельности;
• анализ потребностей МИК в формах и видах поддержки инновационной деятельности;
• формирование индивидуальной траектории инновационного развития МИК;
• повышение эффективности участия МИК в программах, направленных на стимулирование инновационной деятельности;
• анализ достижения намеченных количественных и качественных показателей, предусмотренных программами и мероприятиями поддержки инновационной деятельности, а также показателей индивидуальной траектории;
• выявление и анализ факторов, оказывающих негативное влияние на реализацию мероприятий, направленных на стимулирование инновационной деятельности талантливой молодежи;
• анализ соответствия существующих программ поддержки инновационной деятельности потребностям МИК;
• осуществление оперативного контроля (в том числе и финансового) процесса реализации инновационных проектов МИК за счет внешних источников финансирования;
• анализ потребностей рынка в инновациях данных МИК.
Исходя из поставленных выше задач, мониторинг условно можно разбить на два этапа. На первом этапе необходимо провести поиск творческой молодежи, которая занимается или, что не менее важно, хотела бы заниматься инновационной деятельностью, но не знает как. Традиционно, таким поиском занимаются вузы, технопарки и бизнес инкубаторы. И здесь возникает следующая проблема: на каком-то этапе в данных организациях, особенно это характерно для вузов, складываются коллективы, из года в год занимающиеся одной тематикой и работами. Идет слабая ротация МИК. Для вуза эта ситуация является, скорее всего, положительным явлением, поскольку на базе «устоявшихся» МИК идет формирование научных школ, выполняются различные НИОКР. Такие МИК являются хорошей кузницей кадров для научной и образовательной деятельности вуза. Как правило, подобные
МИК формируются на базе кафедр, научных лабораторий. За редким исключением такие МИК никогда не станут самостоятельными (с точки зрения занятия предпринимательской деятельностью) МИП. Это им просто экономически не целесообразно, поскольку, став самостоятельными, они лишатся дешевых ресурсов (помещения, оборудования, и т. п.), которые им предоставляет вуз. Не интересно это и вузу, так как он может потерять коллектив с его научным потенциалом и объемом выполняемых работ (заказов). Но возможна ситуация, когда складываются иные МИК, которые не вписываются в научные направления, поддерживаемые вузом. Судьба их печальна. Им остается либо найти свое место в рамках научной деятельности вуза, либо самостоятельно заняться реализацией своих идей. Последний путь, как правило, обречен на провал. Однако, среди проектов, выполняемых такими МИК, есть и достаточно интересные и перспективные. И здесь необходим механизм, позволяющий отслеживать и осуществлять адресную поддержку такого рода коллективов (например, привлекая МИК к участию в государственных программах поддержки научной и инновационной деятельности) до того, как они прекратят свое существование так и не реализовавшись.
Следует принимать во внимание и такую категорию талантливой учащейся молодежи, которая имеет желание заниматься инновационной деятельностью, но не представляет себе, с чего начинать и к кому обратиться за помощью. Таким участникам инновационной деятельности требуется в большей степени даже не материальная помощь, а информационная и консультационная поддержка, которая позволит им определиться в сфере начального инновационного предпринимательства.
Первичный мониторинг эффективнее всего проводить во время проведения организационных мероприятий (конференции, конкурсы, школы-семинары, круглые столы и т. п.), поскольку на подобных мероприятиях происходит живое общение между инициативной молодежью и государственными, частными и общественными структурами, реализующими программы поддержки инновационной деятельности. Именно в формате такого общения реализуется возможность выявления факторов, оказывающих негативное влияние на результаты мероприятий, направленных на стимулирование инновационной деятельности талантливой молодежи.
На этапе первичного мониторинга предлагается строить индивидуальные траектории участия МИК в конкурсах. Они помогут привлечь к участию в конкурсах новые МИК и оказать им поддержку в выборе конкурсов и подаче заявок.
Одной из важных задач вторичного мониторинга является, прежде всего, осуществление оперативного контроля (в том числе и финансового) процесса реализации инновационных проектов МИК. Полученная в ходе такого мониторинга информация позволяет не только оценить правильность расходования
финансовых средств получателями и достижения ими заявленных индикаторов, но и провести анализ факторов, оказывающих негативное влияние на результаты мероприятий.
Так же в рамках вторичного мониторинга, важно отслеживать деятельность компаний, которые ранее были участниками программ. Это даст информацию, необходимую для проведения анализа достижения намеченных количественных и качественных показателей, предусмотренных программами и мероприятиями, направленными на поддержку инновационной деятельности, поскольку эффективность поддержки и ее влияние на деятельность инновационных компаний во многих случаях можно оценить лишь по прошествии определенного времени (1-3 года) с момента ее предоставления данным инновационным предприятиям.
На этапе вторичного мониторинга в построенные ранее индивидуальные траектории вносятся коррективы с учетом достигнутых результатов и изменившихся характеристик коллективов. Они помогают МИК продолжить реализацию своих проектов с помощью участия в конкурсах и программах более высокого уровня.
Схема проведения мониторинга представлена на рис. 1.
Рассмотрим технологию построения индивидуальной траектории более подробно. На сегодняшний день имеется достаточно большое количество государственных программ, направленных на стимулирование и развитие инновационной деятельности среди молодежи. Причем, каждая программа имеет свои особенности и критерии участия. Одни направлены на поддержку только вновь создаваемых малых предприятий, и участвовать в них от имени вуза не представляется возможным, другие имеют возрастные ограничения, участие в третьих хотя и возможно по формальным признакам, но, с точки зрения победы, является бесперспективным. Например, в ряде мероприятий федеральных целевых программ Минобрнауки России большое внимание уделяется научному потенциалу заявителя. Если мы имеем МИК с относительно новым проектом и молодыми участниками, имеющими малый опыт научной деятельности (а, следовательно, и недостаточны количеством научных трудов, статей и выполненных ранее проектов), то вероятность получения финансирования в рамках данной программы для этого МИК достаточна низка.
Представляется возможным, исходя из набора определенных характеристик и параметров МИК (научный и кадровый потенциал, наличие объектов
ВУЗ
Л
1 этап мониторинга
МИК
Ж
МИП
=0=
Технопарки.
Бизнес-инкубаторы
Л
Программы частного капитала, венчур (инвестиции, гранты)
Государственные и муниципальные программы
Научно-практические конференции, школы-семинары
Поиск талантливой молоджи
У
Анализ потребностей МИК в формах и видах поддержки инновационной деятельности
Изучение жизненного цикла МИК
У
МИК, МИП получающие финансирование
Построение индивидуальных траекторий участия в мероприятиях
Выявление и анализ факторов. оказывающих негативное влияние на реализацию мероприятий
Вторичный мониторинг
МИК, МИП на стадии завершения финансирования (Заключительный отчет)
31
□ о с
>
<
МИК, МИП после 1-3 лет с момента завершения финансирования
У
Доработка индивидуальных траекторий
Осуществление оперативного контроля (в том числе и финансового) процесса реализации инновационных проектов МИК.
Анализ достижения намеченных количественных и качественных показателей, предусмотренных программами и мероприятиями
Анализ соответствия существующих программ поддержки инновационной деятельности потребностям МИК
Выявление и анализ факторов, оказывающих негативное влияние на реализацию мероприятий.
Анализ потребностей МИК в формах и видах поддержки инновационной деятельности
V
Рис. 1. Этапы проведения мониторинга
ИННОВАЦИИ № 6 (140), 2010
ИННОВАЦИИ № 6 (140), 2010
интеллектуальной собственности и т. п.), построить определенную последовательность участия МИК в тех или иных программах, участие в которых для данного МИК на текущее время наиболее актуально и перспективно. Причем траекторию движения можно строить таким образом, чтобы одним из результатов участия в п мероприятии для МИК было улучшение или приобретение дополнительных показателей, необходимых для успешного участия в п+1 мероприятии. Например, победа в программе «У.М.Н.И.К.» и регистрация ОИС, созданного в рамках проекта данной программы существенно повысит шансы получения финансирования в рамках программы «Старт». Такой подход позволит МИК легко ориентироваться в существующих программах и мероприятиях и достаточно оперативно принимать в них участие, а также, повышая свои характеристики и приобретая новые средства путем участия в конкурсах, программах и других мероприятиях, двигаться к реализации своего проекта.
С точки зрения мониторинга, информация о существующих проектах, характеристики работающих над ними молодежных коллективов и данные о том, чего им не хватает для реализации своих проектов, являются отличной базой для создания и редактирования как действующих, так и разрабатываемых программ поддержки инновационной деятельности молодежи.
В качестве практической реализации идеи предлагается разработать информационную систему, предназначенную для проведения мониторинга МИК и сопровождения их в участии в конкурсах.
Основой этой системы должна стать база данных МИК, в которой должна содержаться информация о коллективах, их проектах и их потребностях.
Современные средства и уровень распространения сети Интернет позволяет проводить сбор данных с помощью веб-сайта. Наполнение базы данных должно осуществляться путем регулярного заполнения представителями МИК форм, расположенных на веб-сайте системы.
Подводя итог сказанному, авторы считают, что проведение индивидуального мониторинга МИК позволит существенно улучшить поддержку инновационных инициатив молодежи как важного звена инновационной деятельности. Это приведет к вовлечению в участие в мероприятиях поддержки новую талантливую молодежь. Индивидуальные траектории участия в мероприятиях могут оказать МИК существенную помощь в участии в конкурсах, что повысит шансы на воплощение в жизнь новых перспективных проектов. Собранная информация о жизненных циклах МИК, их характеристиках и потребностях, вместе с информацией традиционного мониторинга позволит качественно улучшить механизм оказания поддержки инновационной деятельности молодежи.
Список литературы
1. Митрофанова И.П. «Методические основы эффективного проектирования и управления при реализации государственной поддержки инновационных программ» // М.: Журнал «Инновации». 2007. № 4(102).
2. Митрофанов А.С. «Аналитические показатели и результаты государственной поддержки инновационных малых предприятий на примере программы «СТАРТ» // М.: Журнал «Менеджмент инноваций». 2008. № 3(03).
Individual form of government innovation support of the creative youth
A.S. Mitrofanov, Candidate of technical sciences, senior lecturer, Russian State University for Innovation Technologies and Business, The pro-rector on scientific work
V.V. Mikhailovsky, Russian State University for Innovation Technologies and Business, post-graduate student
The article deals with the problem of state support for innovation of creative youth. It is proposed to be the subject of individual monitoring to select innovative youth groups (IYG) and trace their development at all stages of their existence, from the moment of creation to the termination of their activities, or «transformation» in the «adult» business. As a practical implementation of this technology to develop an information system designed to monitor and maintain IYG in participating in competitions. The paper considers the scheme of proposed information system.
Kewords: мonitoring, innovation, youth.