Научная статья на тему 'Целесообразность совершенствования методической системы обучения учителей информатики разработке образовательных электронных ресурсов'

Целесообразность совершенствования методической системы обучения учителей информатики разработке образовательных электронных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Телегин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Целесообразность совершенствования методической системы обучения учителей информатики разработке образовательных электронных ресурсов»

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

Телегин Антон Александрович, Курский Государственный Университет (г. Курск) e-mail: taa@046.ru

Возможности информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) резко возросли и расширились с появлением глобальной сети Интернет и ее проникновением во все сферы деятельности людей. Использование образовательных электронных ресурсов, в том числе и размещенных в сети Интернет, начинает заметно влиять на современное российское образование и культуру, создает условия для развития инновационных методов обучения. Быстрыми темпами происходит внедрение ИКТ и созданных с их помощью образовательных электронных ресурсов (ОЭР) в учебный процесс в общеобразовательной школе. В настоящее время невозможно назвать дисциплину, в обучении которой так или иначе не применялись бы ОЭР. При этом одной из самых информатизированных школьных дисциплин была и остается информатика. Этот предмет характерен тем, что в обучении информатике параллельно применяются как изучаемые средства информатики, так и образовательные ресурсы, способствующие повышению эффективности обучения.

Практика показывает, что современный учитель информатики, активно используя ИКТ в своей профессиональной деятельности, как правило, не остается в стороне от разработки ОЭР.

Однако анализ ОЭР по информатике показывает, что практически все ОЭР имеют существенные недостатки в области представлении структуры, интерфейса и визуального дизайна, то есть - в области информационной архитектуры.

Под термином информационная архитектура (ИА) понимается сочетание схем организации материала, интерфейса, навигации и визуального дизайна ОЭР, способствующее оперативному выполнению поставленных задач и эффективному доступу к содержимому ОЭР. К сожалению, информационная архитектура ОЭР по информатике зачастую выстраивается хаотично, не подчиняясь четко разработанной системе, что приводит к «запутыванию» учащегося, выработке у него неадекватной логической структуры изучаемой предметной области. Отдельную нерешенную проблему представляет собой разобщенность существующих ОЭР, применяемых в обучении информатике.

Анализ исследованных организационных подходов к созданию ОЭР свидетельствует о целесообразности коллективной разработки таких ресурсов, где учителю отводится лишь роль консультанта по отбору учебного материала, а основная роль отводится педагогическому вебдизайнеру (А.Ю. Уваров) или инженеру по знаниям (Л.Х Зайнутдинова), то есть специалисту по проектированию электронных ресурсов. Но, зачастую, учитель не имеет возможности разрабатывать ОЭР в группе специалистов, а занимается разработкой самостоятельно. Однако, существующая система подготовки учителей информатики в педагогических вузах, включающая подготовку педагогов к использованию ОЭР в профессиональной деятельности, оставляет за рамками обучение учителей основам создания электронных ресурсов по информатике.

Рассмотрим перечень аргументов, свидетельствующих о целесообразности совершенствования методической системы будущих учителей информатики методам разработки и применения ОЭР.

Большинство создаваемых ОЭР по информатике построено на основе использования различных информационных и телекоммуникационных технологий. При этом авторы ресурсов не пытаются обосновать выбор той или иной технологии, зачастую используя их хаотично. Это приводит к тому, что педагоги должны не только неоправданно знакомить обучаемых с различными технологиями, тратя на это учебное время, но и самим являться специалистами в области различных технологий.

Создаваемые ОЭР по информатике строятся на совершенно различных парадигмах организации интерфейса, подчиняясь различным дизайн-эргономическим и эстетическим принципам. Нередки случаи, когда интерфейсные элементы ОЭР вообще не подчиняются никакой системе. Отсутствие единообразия в правилах навигации по учебной информации, и меню

имеющимися практически в каждом ОЭР по информатике также приводит к существенным практическим затруднениям информатизации отдельных дисциплин, как правило, напрямую не связанных с информатикой. Примечательно, что упомянутые ничем не оправданные различия в ОЭР характерны не только продукции, выпускаемой разными организациями, не успевшими или не сумевшими наладить внутриотраслевое взаимодействие, но ОЭР, выпускаемым одной и той же фирмой или компанией.

При создании ОЭР по информатике используются совершенно различные принципы и подходы к формированию содержания. В данном случае речь идет как о принципах отбора содержания для вхождения в состав содержательной базы ОЭР, так и о правилах описания терминологии, соблюдении лингвистических принципов и правил, формировании системы навигации по содержательному наполнению, правилах адаптации содержания под психологовозрастные особенности контингента обучаемых и тип ОЭР. Кроме этого, нельзя не отметить, что содержание всех, без исключения, ОЭР должно единообразно удовлетворять требованиям научности, логичности, полноты и концептуальной замкнутости.

Существующая система разработки практически не предоставляет возможности интеграции ОЭР по информатике. При этом речь идет как о возможности их технической интеграции в рамках единых электронных учебно-методических комплексов, сред и Интернет-порталов, так и о возможности их содержательно-методической интеграции в рамках единых методических, сложившимся в конкретных системах или учреждениях образования. Как правило, существующие ОЭР неоправданно дублируют учебную информацию и не позволяют их совместного использования в полном объеме, предусмотренном разработчиком. Кроме того, даже совместное использование всех имеющихся ресурсов по отдельным дисциплинам, как правило, все еще оставляет содержательные элементы, не отраженные в их содержимом.

Разработчики, создающие ОЭР по информатике и педагоги, занимающиеся внедрением их в образовательный процесс, используют различную терминологию, не придавая значения корректному толкованию терминов, называя одно и то же разными именами, подменяя понятия. Нередки случаи, когда для обозначения одного и того же понятия некорректно используются различные термины даже в рамках одного ресурса. Отсутствие терминологической унификации является одним из самых существенных препятствий на пути к формированию единой информационной образовательной среды и интегрированного русскоязычного образовательного сегмента сети Интернет.

Существенным фактором разрозненности в использовании ОЭР являются существенные различия в подготовке современных педагогов в области использования в профессиональной деятельности средств информационных и телекоммуникационных технологий. Большинство учителей и преподавателей либо не имеет определенных навыков в использовании ОЭР, либо постигало эту науку самостоятельно и, как следствие, не системно. Несмотря на то, что в настоящее время система подготовки педагогов в области информатизации образования хоть и медленно, но расширяется, разработка комплекса мер по формированию соответствующей профессиональной готовности педагогов вполне может рассматриваться как специфический фактор интенсифицирующий процесс информатизации образования.

И, наконец, существенным фактором является отсутствие единообразных подходов к формализации и автоматизации процессов разработки ОЭР.

Приведенные выше аргументы свидетельствуют, что одной из первоочередных проблем на пути повсеместного применения образовательных электронных ресурсов является соответствующая подготовка и переподготовка педагогических кадров. Для этого необходимо совершенствовать методическую систему подготовки учителей информатики к разработке ОЭР.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что учитель информатики должен обладать знаниями и умениями, которые позволили бы ему решать разрабатывать и применять ОЭР в своей профессиональной деятельности.

При обсуждении вопросов формирования готовности педагогов к созданию использованию образовательных электронных ресурсов, следует учитывать, что преподавателям, стремящимся использовать ОЭР в обучении, рекомендуется курс лекций по психолого-педагогическим основам информационных образовательных технологий.

Преподавателям целесообразно овладеть специализированными методами моделирования информационной архитектуры, оптимизации внешнего представления, навигации, интерфейса и usability, в профессиональной педагогической деятельности. В ходе такой подготовки педагоги

должны овладеть принципами построения и использования ОЭР, вместо изучения гипертекстовых технологий и других технологий обособленно, т.е. самих по себе, основами системы формализации обработки и представления содержания образовательных областей, организации навигации по содержательному наполнению информационных ресурсов, специфическим методам использования в учебном процессе сетевых образовательных электронных ресурсов.

В связи с тем, что ОЭР, применяемые в обучении, являются не только педагогическими, но и программными средствами, передача через них содержательной части учебного курса невозможна без проведения тщательной структуризации учебного материала. Таким образом, для рационального проектирования ОЭР преподавателям необходимо обладать структурно-системным целостным представлением о материале учебной дисциплины, специализированными средствами и технологиями конструирования содержания ОЭР по выявленным структурам содержания соответствующих образовательных областей.

Преподаватели, активно занимающиеся разработкой ОЭР, должны обладать достаточным уровнем готовности к использованию ОЭР в учебном процессе. Это означает, что педагоги должны владеть навыками пользователя, иметь представление о программировании, быть специалистами в области своей профильной специализации, а также владеть методологией информатизации образовательной деятельности. Кроме этого, педагоги должны быть способны корректно представить учебный материал преподаваемого курса в структурной образной форме.

Квалификация преподавателей, самостоятельно занимающихся разработкой необходимых им ОЭР, должна приближаться к уровню подготовки квалифицированных пользователей или даже программистов. Это крайне необходимо для понимания и рационального проектирования структуры и сценария ОЭР. Для преподавателей чрезвычайно важно познакомиться с основами конструирования ОЭР.

Рассмотрим для этого процесс разработки ОЭР по информатике.

Процесс проектирования ОЭР - это ясно описанные процедуры, сгруппированные в ряд последовательных этапов. Производственный цикл по созданию учебных материалов состоит, по существу, из пяти основных этапов:

1. Анализ (насколько необходимо проводить обучение (анализ потребностей), каковы требуемые цели учения (анализ целей), каковы средства и условия будущей учебной работы (анализ условий))

2. Проектирование (подготовка планов, разработка прототипов, выбор основных решений, составление сценариев)

3. Разработка (превращение планов, сценариев, прототипов в набор учебных материалов)

4. Применение (учебные материалы используются в учебном процессе)

5. Оценка (результаты учебной работы оцениваются, данные оценки используются для корректировки (доработки) учебных материалов)

Каждый из пяти этапов, в свою очередь, разбивается на несколько шагов. Разработчики ОЭР стремятся следовать этим этапам, шагам и соответствующим им процедурам. Как показывает многолетняя практика применения этих процедур, работа в соответствии с правилами сама по себе не гарантирует, что будут получены учебные материалы высшего качества. Однако нарушение этих процедур гарантирует, что будут получены весьма посредственные учебные материалы.

Для разработки ОЭР по информатике необходимо учитывать общие принципы построения ресурса:

• принцип распределенности учебного материала.

• принцип интерактивности учебного материала.

• принцип мультимедийного представления учебной информации.

• принцип адаптивности к личностным особенностям обучаемого.

• Принцип инвариантности относительно различных ИКТ.

Существенным аспектом, который следует учитывать при разработке ОЭР, является единообразие технологий и методов реализации и педагогического применения обратной связи ученика с образовательным электронным ресурсом.

Еще одной особенностью, которую необходимо учитывать при разработке ОЭР по информатике является структура материала представленного на этом ресурсе.

При линейном представлении учебной информации, структура изложения учебного материала однозначно определяется порядком следования материала. Однако, данный метод не очень хорош с точки зрения формирования у обучаемых понятия о делении преподаваемой им информации на рода и виды в зависимости от выбранных критериев классификации. Он не

позволяет делать общие выводы о том или ином информационном объекте, исходя из аналогии, которую можно провести с объектами того же класса.

Из педагогической психологии следует, что одним из инвариантов, использование которого может стать основой специализированных технологий создания и применения унифицированных образовательных электронных ресурсов, могут и должны быть иерархические информационные структуры, выделение которых возможно в содержании практически всех предметных и образовательных областей, а современная компьютерная техника и средства информатизации обладают достаточным набором возможностей для создания, хранения, визуализации и обработки подобных структур.

Вместо линейной структуры следует использовать иерархическую структуру, создаваемую, представляемую, визуализируемую, обрабатываемую, хранимую и передаваемую с помощью средств информационных и телекоммуникационных технологий. Это влечет за собой несколько оригинальных методов обучения и позволяет предлагать обучаемым в качестве задания построение недостающих элементов дерева по элементам, оставшимся в алфавитном списке. Возможность построения разных иерархий понятий образовательной области способствует творческому подходу к обучению: обучаемые имеют возможность организовать в виде иерархии известные им сведения, объекты, факты, подобрать видовые группы и уровни иерархии.

Существенным аспектом, учитываемым при разработке ОЭР, является единообразие технологий и методов реализации и педагогического применения обратной связи ученика с образовательным электронным ресурсом.

Для обеспечения гибкости и ясности диалога обучающегося с ОЭР необходима рациональная организация пользовательского интерфейса.

Организация диалога в образовательном электронном ресурсе по информатике несет в себе две функции: диалог для управления и диалог в терминах предметной или образовательной области. Организация пользовательского интерфейса отражает внешнюю, видимую сторону диалога обучаемого с образовательным ресурсом.

Решению задачи облегчения знакомства и оперирования пользователей с ОЭР способствует унификация таких ресурсов. Очевидно, что в этом случае получается существенное взаимное влияние процессов грамотной организации компьютерного диалога и повышение оценки качества ОЭР: унификация способствует единообразию принципов построения интерфейса ОЭР и, как следствие, упрощает взаимодействие с обучаемым. В свою очередь, единообразное соблюдение принципов организации диалога является существенным фактором повышение качества создаваемых разрозненных образовательных электронных ресурсов.

При разработке ОЭР следует учитывать, что творческие коллективы с участием системных и прикладных программистов, психологов, дизайнеров, специалистов по эргономике являются необходимым, но не достаточным условием качественной разработки. Основной замысел, содержание и идея образовательного электронного издания или ресурса должны предлагаться и совершенствоваться преподавателем-предметником.

Формированию готовности педагогов к разработке и использованию ОЭР в профессиональной деятельности способствует проведение конкурсов (ШТБЬ - «Обучение для будущего» и др.), поощрение труда новаторов, а также сертификация разработанных образовательных электронных изданий и ресурсов с последующим изданием соответствующих каталогов. Выдача сертификата и публикация сведений о сертифицированном электронном ресурсе в каталоге должны давать основание для включения разработанного образовательного электронного ресурса в список научных и методических трудов преподавателя.

Исследование теории и практики разработки и использования ОЭР в обучении информатике показывает потребность в дополнительной подготовке будущих учителей разработке и применению ОЭР по информатике, учета особенностей разработки и применения ОЭР при подготовке будущих учителей, потребность в обучении учителей экспертизе качества разрабатываемых и применяемых ОЭР.

Для дополнительной подготовки будущих учителей информатики целесообразно усовершенствовать методическую систему обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов. Для этого следует разработать спецкурс, инвариантный относительно различных ИКТ, по подготовке будущих учителей информатики к разработке и применению ОЭР в профессиональной деятельности.

1. Гриншкун В.В. Теория и практика применения иерархических структур в информатизации

образования и обучении информатике. - М.: МГПУ, 2004. - 418 с.

2. Демкин В.П., Вымятнин В.М. Принципы и технологии создания электронных учебников. - Томск, 2002.

3. Дистанционное обучение. Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. Бухаркина М.Ю., Аксенов Ю.В., Горбунькова Т.Ф. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 192 с.

4. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): Монография. - Астрахань: Изд-во ЦНЭП, 1999. - 364 с.

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Акадения, 2003. - 272 с.

6. Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 220 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.