Научная статья на тему 'Разработка электронных ресурсов педагогами: проблемы и подходы'

Разработка электронных ресурсов педагогами: проблемы и подходы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гриншкун Вадим Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка электронных ресурсов педагогами: проблемы и подходы»

В.В. Гриншкун

Разработка электронных ресурсов педагогами: проблемы и подходы

Разработка образовательных электронных изданий и ресурсов (ОЭИ) является достаточно трудоемкой [1—3]. Попытки сделать их максимально эффективными приводят к появлению множества проблем, разрешение которых под силу лишь достаточно опытному и профессиональному разработчику. Педагог, имеющий отношение к созданию электронных средств обучения, обязан овладеть многими «тонкостями» искусства создания компьютерных программ, которые затем попадут в руки к школьнику.

Чаще всего внедрение ОЭИ в учебный процесс воспринимается как простое переложение известного педагогу содержания и представление его обучаемым с помощью компьютерных средств. Очевидно, что такой подход оставляет неиспользованными колоссальные возможности активизации наглядного и теоретического образного мышления обучаемых.

Не следует забывать, что высокое качество и единообразие создаваемых электронных средств обучения существенно облегчает и ускоряет процесс овладения ими как педагогами, так и обучаемыми: один раз научившись принципам содержательного наполнения, навигации и оперирования на примере создания одного из таких ресурсов, педагоги и обучаемые без особых дополнительных усилий и временных затрат могут использовать в полном объеме другие образовательные ресурсы, действуя по аналогии, а обучаемым не нужно тратить время на освоение нового интерфейса и привыкать к новому виду ресурса, с которым они работают.

Аргументов в пользу целесообразности подготовки педагогов к профессиональному и эффективному созданию электронных средств обучения более чем достаточно.

1. Большинство создаваемых ОЭИ построено на основе применения различных информационных и телекоммуникационных технологий. При этом авторы ресурсов не пытаются обосновать выбор той или иной технологии, зачастую используя их хаотично. Это приводит к тому, что педагогам приходится не только знакомить обучаемых с различными технологиями за счет учебного времени, но и самим быть специалистами в области различных технологий.

2. Создаваемые ОЭИ строятся на совершенно различных парадигмах организации интерфейса, подчиняясь различным дизайн-эргономическим и эстетическим принципам. Нередки случаи, когда интерфейсные элементы ОЭИ вообще не подчиняются никакой системе. Отсутствие единообразия

в правилах навигации по учебной информации и меню, имеющимся практически в каждом ОЭИ, также приводит к существенным практическим затруднениям информатизации обучения отдельным дисциплинам. Примечательно, что упомянутые ничем не оправданные различия в ОЭИ характерны не только для продукции, выпускаемой разными организациями, не успевшими или не сумевшими наладить внутриотраслевое взаимодействие, но и выпускаемой одной и той же фирмой или компанией.

3. При создании ОЭИ используются совершенно различные принципы и подходы к формированию содержания. В данном случае речь идет как о принципах отбора содержания для вхождения в состав содержательной базы ОЭИ, так и о правилах описания терминологии, соблюдении лингвистических принципов и правил; формировании системы навигации по содержательному наполнению; правилах адаптации содержания к психологовозрастным особенностям контингента обучаемых и типу ОЭИ. Кроме этого, нельзя не отметить, что содержание всех без исключения ОЭИ должно единообразно удовлетворять требованиям научности, логичности, полноты и концептуальной замкнутости.

4. Существующая система разработки практически не предоставляет возможности интеграции ОЭИ. При этом речь идет как о возможности их технической интеграции в рамках единых электронных учебно-методических комплексов, сред и Интернет-порталов, так и о возможности их содержательно-методической интеграции в рамках единых методических комплексов, сложившихся в конкретных системах или учреждениях образования. Как правило, существующие ОЭИ неоправданно дублируют учебную информацию и не могут использоваться в полном объеме, предусмотренном разработчиком. Кроме того, даже совместное использование всех имеющихся ресурсов по отдельным дисциплинам, как правило, все еще оставляет содержательные элементы, не отраженные в их содержимом.

5. Разработчики, создающие ОЭИ, и педагоги, занимающиеся внедрением их в образовательный процесс, используют различную терминологию, не придавая значения корректному толкованию терминов, называя одно и то же разными именами, подменяя понятия. Нередки случаи, когда для обозначения одного и того же понятия некорректно используются различные термины даже в рамках одного ресурса. Отсутствие терминологической унификации — одно из самых существенных препятствий на пути к формированию единой информационной образовательной среды и интегрированного русскоязычного образовательного сегмента сети Интернет.

6. Существенным фактором разрозненности в создании и использовании ОЭИ являются существенные различия в подготовке педагогов в области использования в профессиональной деятельности средств информационных и телекоммуникационных технологий. Большинство учителей либо не имеет определенных навыков в создании и использовании ОЭИ, либо постигало эту науку самостоятельно и, как следствие, не системно. Несмотря на то, что в настоящее время подходы к подготовке педагогов в области информатизации образования хоть и медленно, но расширяются, разработка

комплекса мер по формированию соответствующей профессиональной готовности педагогов вполне может рассматриваться как специфический фактор, интенсифицирующий процесс информатизации образования.

7. И, наконец, существенным фактором является отсутствие единообразных подходов к формализации и автоматизации процессов создания электронных средств обучения.

Приведенные выше аргументы свидетельствуют, что одна из первоочередных проблем на пути повсеместного создания и применения образовательных электронных изданий и ресурсов — соответствующая подготовка и переподготовка педагогических кадров. Существует несколько первоочередных задач, решение которых может дать положительный эффект в процессе формирования готовности современных педагогов к созданию и использованию ОЭИ. В частности, необходимо создание и совершенствование соответствующей методической системы обучения для будущих преподавателей всех, без исключения, учебных заведений.

При обсуждении вопросов формирования готовности педагогов к созданию образовательных электронных ресурсов следует учитывать, что преподавателям, стремящимся использовать ОЭИ в обучении, рекомендуется курс лекций по психолого-педагогическим основам информационных образовательных технологий. Практическая реализация подобного курса вызывает множество различных затруднений, поскольку его содержание находится на стыке дисциплин психолого-педагогической направленности и дисциплин, связанных с программным и аппаратным обеспечением информационных и телекоммуникационных технологий. Однако при надлежащей административной поддержке учреждения образования такой курс может стать реальностью, если к его прочтению подключены различные специалисты.

Кроме того, преподавателям было бы целесообразно овладеть специализированными методами моделирования информационной архитектуры, оптимизации внешнего представления, навигации и интерфейса электронных средств обучения. В ходе такой подготовки педагоги должны овладеть принципами построения и использования ОЭИ, вместо изучения гипертекстовых технологий и других технологий обособленно, т.е. самих по себе, основами системы формализации обработки и представления содержания образовательных областей, организации навигации по содержательному наполнению информационных ресурсов, специфическим методом использования электронных средств обучения в учебном процессе.

Квалификация преподавателей, самостоятельно занимающихся разработкой необходимых им ОЭИ, должна приближаться к уровню подготовки квалифицированных пользователей или даже программистов. Это крайне необходимо для понимания и рационального проектирования структуры и сценария ОЭИ. Для преподавателей чрезвычайно важно познакомиться как с основами конструирования и использования средств информатизации обучения, так и с требуемыми для этого основами педагогики, психологии и эргономики.

При разработке ОЭИ следует учитывать, что творческие коллективы с участием системных и прикладных программистов, психологов, дизайне-

ров, специалистов по эргономике являются необходимым, но недостаточным условием качественной разработки. Основной замысел, содержание и идея образовательного электронного издания или ресурса должны предлагаться и совершенствоваться преподавателем-предметником.

В связи с тем, что ОЭИ, применяемые в обучении, являются не только педагогическими, но и программными средствами, передача через них содержательной части учебного курса невозможна без проведения тщательной структуризации учебного материала. Таким образом, для рационального проектирования ОЭИ преподавателям необходимо обладать структурносистемным целостным представлением о материале учебной дисциплины, специализированными средствами и технологиями конструирования содержания ОЭИ по выявленным структурам содержания соответствующих образовательных областей.

Вышеупомянутая подготовка педагогических кадров к разработке и внедрению ОЭИ в обучение невозможна без административной поддержки. Дело в том, что в процессе формирования готовности педагогов к созданию и использованию ОЭИ в своей профессиональной деятельности еще большим тормозом, чем консерватизм преподавателей, является инертность организационной структуры большинства учебных заведений.

Формированию готовности педагогов к созданию и использованию ОЭИ в профессиональной деятельности способствует проведение конкурсов, поощрение труда новаторов, а также сертификация разработанных электронных средств обучения с последующим изданием соответствующих каталогов. Выдача сертификата и публикация сведений о сертифицированном электронном ресурсе в каталоге должны давать основание для включения разработанных электронных средств обучения в список научных и методических трудов преподавателя.

Кроме перечисленного, существенный эффект имеет непосредственный межличностный обмен опытом на конференциях по применению электронных средств обучения. Примечательно, что подобные конференции позволяют педагогам не только ближе познакомиться с содержанием докладов, но и увидеть передовые разработки образовательных электронных изданий и ресурсов, провести сравнение различных способов создания и применения электронных ресурсов в образовательной деятельности.

Литература

1. Григорьев С. Г., Гртшкун В. В., Макаров С. И. Метода ко-технологически е основы создания электронных средств обучения. - Самара: изд-во Самарской государственной экономической академии, 2002. - 110 с.

2. Гртшкун В. В. Теория и практика применения иерархических структур в информатизации образования и обучении информатике. - М.: МГТТУ, 2004. - 418 с.

3. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Образовательные электронные издания и ресурсы: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. - Курск: КГУ; М.: МГЛУ, 2006. - 98 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.