Научная статья на тему 'Пятый выпуск Каталога образовательных ресурсов сети Интернет - очередной шаг на пути к информатизации образования'

Пятый выпуск Каталога образовательных ресурсов сети Интернет - очередной шаг на пути к информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьев Сергей Георгиевич, Гриншкун Вадим Валерьевич, Кулагин Владимир Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пятый выпуск Каталога образовательных ресурсов сети Интернет - очередной шаг на пути к информатизации образования»

С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, В.П. Кулагин

ПЯТЫЙ ВЫПУСК КАТАЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ - ОЧЕРЕДНОЙ ШАГ НА ПУТИ К ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Григорьев Сергей Георгиевич, заведующий кафедрой информатики и прикладной математики Московского городского педагогического университета, заведующий Центром информатики и информационных технологий в образовании Института содержания и методов обучения РАО, член-корреспондент РАО, доктор технических наук, профессор (г. Москва)

e-mail: grigorsg@yandex.ru Гриншкун Вадим Валерьевич, заведующий кафедрой информатизации образования Московского городского педагогического университета, ведущий научный сотрудник Центра информатики и информационных технологий в образовании Института содержания и методов обучения Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор (г. Москва) e-mail: v grin@mail333.com

Кулагин Владимир Петрович, заместитель директора государственного научно-исследовательского института Информационных технологий и телекоммуникаций “Информика”, доктор технических наук, профессор (г. Москва) e-mail: kvp@informika. ru

Электронные ресурсы, опубликованные в компьютерной сети Интернет, сегодня используются практически во всех сферах деятельности человека. С их помощью повышается эффективность работы инженеров и врачей, юристов и военных, экономистов и деятелей культуры. Современные телекоммуникационные технологии и электронные ресурсы не обошли стороной и образование. Ни для кого не секрет, что использование сети Интернет возможно при обучении школьников и студентов, при организации внеучебной и научно-исследовательской работы, в ходе планирования и управления работой учреждения образования. Не случайно с каждым годом все большее число педагогов и обучаемых осваивают телекоммуникационные системы, начинают использовать их в своей деятельности.

Как и в любом другом деле, в освоении компьютерной сети важен первый шаг. Даже если в распоряжении педагога или учащегося оказывается компьютер, имеющий доступ к сети Интернет, важно, каким образом начнется их путешествие по многочисленным информационным ресурсам, окажутся ли среди таких ресурсов средства, которые помогут учителям и школьникам в их труде, будут ли такие ресурсы интересными и полезными. От этого, очевидно, зависит мотивация к использованию телекоммуникаций.

На протяжении вот уже трех лет авторами ведется работа по знакомству педагогов, учащихся и родителей с основными образовательными ресурсами сети Интернет, которые могли бы оказаться востребованными и значимыми с точки зрения обучения и воспитания. При этом учтен тот факт, что люди, только начинающие пользоваться компьютерной сетью или средствами телекоммуникаций, как правило, не могут делать это сразу достаточно эффективно. Именно потому описания первостепенных ресурсов неоднократно собирались и публиковались в виде «бумажных» версий Каталога «Образовательные ресурсы сети Интернет». За эти годы было издано четыре выпуска Каталога. Все они были разосланы по школам России. Практически каждый учитель или ученик может получить доступ к Каталогу. Это издание имеется в библиотеках большинства российских школ, электронная версия всех выпусков Каталогов опубликована в сети Интернет по адресу: http://katalog.iot.ru. Данная работа рассматривается авторами статьи как существенный вклад в информатизацию отечественного общего образования.

Все издания Каталога тематические. Несмотря на то, что их общая содержательная линия всегда оставалась неизменной - знакомство учителей, школьников и родителей с основами работы с электронными ресурсами, каждый каталог имел свой содержательный «акцент». Благодаря этим изданиям появилась возможность знакомства с ресурсами, способствующими повышению эффективности обучения естественно-научным и гуманитарным дисциплинам, качества организационно-управленческой деятельности. Кроме этого, ресурсы и статьи одного из выпусков Каталога были ориентированы на знакомство с федеральными коллекциями ссылок на образовательные электронные ресурсы. В целом, предыдущие выпуски издания покрывали практически все основные области образовательной деятельности, эффективность которых могла быть повышена за счет использования ресурсов и сервисов сети Интернет.

Очевидно, что чтение бумажной версии Каталога в условиях работы с компьютерной техникой и ресурсами сети Интернет может оправдать себя только на первом этапе, в рамках знакомства с сетью. Дальнейшее применение таких ресурсов возможно уже без использования бумажных изданий за счет использования имеющихся в сети поисковых систем и порталов. Кроме того, для достижения этой же цели служит электронная версия Каталога, которая будет постоянно расширяться. Более того, локальная электронная копия всех выпусков Каталога, снабженная интерактивными гиперссылками, была распространена на специальном компакт-диске, прилагавшемся к четвертому выпуску Каталога.

В то же время редакционная коллегия постоянно получает отклики от педагогов, школьников и родителей о том, что дальнейшее издание бумажных версий перспективно. Преподаватели постоянно совершенствуют свое мастерство и расширяют сферы применения Каталога. Большинство из них уже освоили простейшие навыки работы с телекоммуникационными системами, получили доступ к электронным ресурсам, познакомились с регулярно публикуемыми в Каталогах методическими рекомендациями по обучению с использованием средств информатизации. В настоящее время осуществляется активное применение электронных ресурсов и участникам образовательного процесса необходима соответствующая помощь.

Очевидно, что совершенствование каталога и издание его новых версий по принципу простого наращивания объема публикуемых ссылок на ресурсы сети Интернет бесперспективно. В связи с этим пятый по счету Выпуск каталога, изданный в конце 2008 года, посвящен возможностям самостоятельного поиска образовательных электронных ресурсов в сети теми педагогами и школьниками, кто уже освоил доступ к ресурсам, ссылки на которые публиковались в предыдущих выпусках. Используя материалы данного издания, можно «выйти за пределы» тех рамок, которые были очерчены публиковавшимися ссылками.

Как и ранее остаются в силе подходы к отбору ссылок на образовательные ресурсы сети Интернет. Все ресурсы опубликованы в русскоязычном сегменте сети. Их адреса, вводить которые в компьютер преподавателям и учащимся придется самостоятельно, максимально просты. Для работы с такими ресурсами не требуется особого программного обеспечения, кроме распространенных популярных Интернет-обозревателей. При этом эффективность использования ресурсов, ссылки на которые классифицированы в Каталоге, во многом определяется опытом и педагогическим мастерством учителя.

Важно отметить, что практически не существует педагогов, так или иначе, не имеющих отношения к творческим разработкам научного или методического характера. Благодаря творчеству педагогов в системе образования появляются достаточно эффективные средства обучения и воспитания: от простого бумажного плаката или наглядного пособия до сложных установок, книг и компьютерных программ. Все чаще разработки учителей связаны с компьютерами, компьютерными сетями и опубликованными в них ресурсами. Авторами многих образовательных электронных ресурсов являются действующие учителя.

Безусловно, разработкой электронных ресурсов должны профессионалы - специалисты в области создания подобных средств обучения. В то же время ни один такой ресурс не может быть разработан без привлечения педагогов в состав соответствующего авторского коллектива. Кроме того, опыт показывает, что, не смотря ни на что, педагоги занимаются творчеством, в результате которого создаются достаточно эффективные и востребованные другими педагогами и школьниками электронные ресурсы. Многие такие ресурсы публикуются учителями и школьниками в сети Интернет и становятся общедоступными. Доказательством тому могут служить ссылки на ресурсы, созданные педагогами, приведенные в каждом из выпусков Каталога.

Учитывая это, было принято решение о включении в содержание описываемого выпуска Каталога материалов и ссылок, которые помогли бы преподавателям создавать эффективные электронные ресурсы, сделать в этом направлении «первые шаги». В издании речь пойдет о тех средствах, технологиях и методических разработках, которые могут оказаться полезными для педагога, занимающегося созданием учебных и методических материалов с помощью компьютера и сети Интернет, вне зависимости от того, будут ли публиковаться учительские разработки в сети или останутся в локальном варианте для применения в рамках только лишь школы или класса.

Все эти причины повлияли на структуру содержания пятого выпуска Каталога. В нем предусмотрены разделы, посвященные технологиям поиска электронных ресурсов в сети Интернет, обзору поисковых систем, коллекциям электронных образовательных ресурсов и поиску средств обучения с их помощью. Отдельный раздел посвящен описанию и перечислению российских образовательных Интернет-порталов, поскольку они являются еще и мощным тематическим средством поиска и навигации в системе образовательных электронных ресурсов.

Каталог содержит отдельный раздел, адресованный педагогам, разрабатывающим электронные ресурсы или участвующим в такой разработке. Этот раздел содержит краткое описание инструментальных средств, технических и методических подходов, рекомендуемых для разработки электронных образовательных ресурсов.

Традиционно в Каталоге имеется раздел, содержащий ссылки на информационные ресурсы по основным предметам программы основного общего и среднего (полного) общего образования. В раздел включены подборки ресурсов по пятнадцати предметным областям. При этом кроме достаточно больших популярных Интернет-проектов, выполняемыми ведущими научнопедагогическими коллективами, в данный раздел включены примеры менее масштабных индивидуальных проектов учителей и методистов.

Один из разделов посвящен ресурсам сети Интернет, созданным в рамках формирования системы оценки качества образования, подготовки и проведения в России Единого государственного экзамена. Очевидно, что использование ресурсов этого раздела может ознакомить педагогов и обучаемых с содержанием контрольно-измерительных материалов, условиями и сроками проведения ЕГЭ.

Как и в предыдущих выпусках в пятом издании предусмотрены материалы, адресованные администрации и методистам образовательных учреждений. В соответствующем разделе Каталога опубликованы ссылки на образовательные ресурсы, содержащие нормативные и методические материалы, результаты исследований и научно-методических разработок, сайты образовательных проектов и сетевых сообществ. Нововведением является раздел Каталога, содержащий результаты анкетирования педагогов, проведенного по всей стране с целью определения особенностей использования электронных ресурсов в обучении. Кроме этого, в Каталоге имеются материалы, направленные на повышение эффективности самоподготовки педагогов и обучаемых.

И, наконец, как и во всех предыдущих выпусках в Каталог включен раздел, представляющий собой методические рекомендации, раскрывающий дополнительные аспекты создания и использования электронных ресурсов педагогами.

Авторским коллективом Каталога на протяжении нескольких лет ведется работа по отбору, классификации и публикации образовательных электронных ресурсов сети Интернет. За эти годы собрано немало средств, использование которых облегчает труд учителя. Но издание корректировалось и изменялось не только по решению авторов и редакторов. Все это время в адрес редакции поступали электронные и обычные письма с предложениями и замечаниями от педагогов, родителей, школьников. Редакционная коллегия уверена, что такая переписка будет продолжена, а информация, поступающая по «обратной связи», позволит сделать издание выпусков Каталога регулярным.

Современный педагог не сможет эффективно организовать и осуществлять свою деятельность без использования сети Интернет, ее ресурсов и сервисов. Однако процесс освоения таких средств информационных технологий не может быть осуществлен в кратчайшие сроки. Необходимо решение большого количества проблем, начиная с ознакомления педагогов с техническими и технологическими особенностями работы с техникой и заканчивая проблемой выработки у педагогов устойчивой профессиональной заинтересованности в обучении и воспитании школьников с использованием современных средств информатизации образования.

Каталог вносит свой посильный вклад в решение этих проблем. Существующий практически у каждого педагога интерес к электронным ресурсам и их возможностям требует определенных поводов к началу практической работы с такими ресурсами. Как показывает общение с

педагогами, для многих таким поводом может послужить знакомство с материалами, ссылками на электронные ресурсы и их описания, структурированные в выпусках Каталога.

Пятый выпуск, которому посвящена настоящая статья, - особенный. Он рассчитан, в первую очередь, на педагогов, уже освоивших ресурсы, ссылки на которые публиковались в Каталогах ранее. Редакционная коллегия выражает надежду, что данный выпуск поможет учителям «оторваться» от уже известных и освоенных ресурсов и перейти к свободному поиску и использованию ресурсов сети Интернет. С этой целью в Каталог включены ссылки на ресурсы, их описания и сопроводительные материалы, позволяющие проводить поиск или разработку средств информатизации, эффективных с точки зрения обучения и воспитания.

Технологии создания электронных ресурсов, обзорно рассмотренные в настоящем выпуске Каталога, нацелены на повышение профессионализма педагогов, занимающихся собственными творческими разработками. В то же время, авторы надеются, что, изучив содержание каталога и приведенных в нем ресурсов, учителя разделят точку зрения о том, что одной из самых существенных проблем в современных подходах к созданию средств информатизации образования была и остается проблема формирования содержания средств обучения и создания системы навигации по такому содержанию. При этом технологии отбора и представления содержательного наполнения электронных ресурсов для педагогов являются наиболее значимыми.

На страницах издания авторы старались показать то множество аспектов, а с ними и то множество профессий, которыми немного должен овладеть педагог для того, чтобы создать пусть и небольшой, но эффективный электронный ресурс. Учитель должен убедиться в том, что создание по-настоящему эффективных средств под силу только профессиональному творческому коллективу, в котором учитель играет одну из основных ролей.

Работа над созданием, тиражированием и распространением Каталогов будет обязательно продолжена. В любое время ознакомиться с ее ходом и результатами можно в сети Интернет по адресу: http://katalog.iot.ru По этому же адресу организован сбор мнений, замечаний и предложений, которые традиционно помогают редакционной коллегии делать Каталоги более актуальными и отвечающими насущным потребностям системы образования.

Предстоящие выпуски продолжат информировать учителей, школьников и родителей о новостях системы образования, о новых эффективных электронных ресурсах, появляющихся в отечественном сегменте сети Интернет, о методах обучения, основанных на применении новейших средств информатизации образования. Благодаря этому все участники образовательного процесса смогут пополнить свой арсенал средств, позволяющих сделать профессиональную деятельность в сфере образования более продуктивной.

1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Кулагин В.П. Каталогизация образовательных ресурсов сети Интернет // Информационная образовательная среда. Теория и практика: Бюллетень Центра информатики и информационных технологий в образовании ИСМО РАО. Вып. 2. - М.: ИСМО РАО, 2007. - С.33-41.

2. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Кулагин В.П. В Сети - порядок // Учительская газета, 2007. № 15 (10148) от 10 апреля 2007 года.

3. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Кулагин В.П., Сигалов А.В. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет - информация к размышлению // Материалы Международной научно-практической конференции “Информационные технологии в образовании (ИТО-Поволжье - 2007)”. - Казань: Изд-во “Фолиантъ”, 2007. - С.21-25.

4. Тихонов А.Н., Васильев В.Н., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Заботнев М.С., Иванников А.Д., Кулагин В.П., Сигалов А.В. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для общего образования: печатное издание и электронная версия // В сб.: Интернет-порталы: содержание и технологии. Вып. 4 . - М.: ФГУ ГНИИ ИТТ “Информика” - Просвещение, 2007. - С.266-278.

5. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Кулагин В.П., Сигалов А.В. Каталог образовательных Интернет-ресурсов // Высшее образование в России. М., 2007. № 7. - С.74-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.