Научная статья на тему 'Анализ и систематизация областей использования информационных технологий в организации работы школы'

Анализ и систематизация областей использования информационных технологий в организации работы школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шубина Елена Евгеньевна

В статье выявляются и систематизируются возможные направления использования средств информатизации организационно-управленческой деятельности школы. Проводится анализ педагогических аспектов этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шубина Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и систематизация областей использования информационных технологий в организации работы школы»

Е.Е. Шубина

Анализ и систематизация областей использования информационных технологий в организации работы школы

В статье выявляются и систематизируются возможные направления использования средств информатизации организационно-управленческой деятельности школы. Проводится анализ педагогических аспектов этого процесса.

Ключевые слова: организация; управление; средства информатизации; систематизация; анализ.

Изучение педагогических работ по теме обеспечения школьных учителей информационными ресурсами показывает, что одними из самых востребованных на сегодняшний день средств информатизации оказываются ресурсы, связанные с автоматизацией организационно-управленческой деятельности школы [1]. Как правило, информатизация касается использования различных программных сред и оболочек для повышения эффективности труда директора, завучей, бухгалтера, специалистов кадровой, административно-хозяйственной и других важных сфер деятельности любого учебного заведения [4].

В настоящее время все чаще на страницах научных изданий можно встретить понятие информационной образовательной среды. Несмотря на то, что большинство авторов трактует ее по-разному, практически все они едины в том, что это понятие интегрирует в себе разрозненные технологии и средства информатизации образования. В связи с этим компонента, связанная с информатизацией организационно-управленческой деятельности школы, оказывается неотъемлемой частью такой среды.

Вместе с тем практика информатизации отечественных школ свидетельствует, что в описываемой области существует еще достаточно большое количество проблем. Связаны они с хаотичностью имеющегося программного обеспечения, отсутствием должного учета необходимых факторов, несвязностью управленческих и педагогических ресурсов, отсутствием у педагогов и административного персонала школ знаний и опыта для грамотного применения этих достаточно сложных средств.

Налицо необходимость разработки педагогических подходов и методик, нацеленных на подготовку педагогов к применению информационных технологий в разных аспектах своей деятельности. Этот тезис не раз находил подтверждение на страницах научных статей. В частности, С.В. Панюкова отмечает, что «информатизация образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки школьных учителей,

к методическим и организационным аспектам использования в обучении средств информационных и коммуникационных технологий» [3]. Очевидно, что построение необходимых систем подготовки и переподготовки педагогов в области информатизации образования невозможно без детального изучения и систематизации технологий и ресурсов, задействованных в автоматизации организационно-управленческой деятельности школы [2]. Результаты подобного анализа ценны с точки зрения последующего формирования содержания учебных курсов для подготовки педагогов.

За основу для анализа и систематизации можно взять подход, применяемый в последние годы при структуризации содержания обучения школьной информатике. Там в качестве системообразующего понятия используют понятие информационных процессов, разделяя их на виды и описывая действия, характерные для каждого из таких процессов. В связи с этим необходимы анализ и систематизация информационных процессов, обеспечивающих хранение, передачу, поиск, визуализацию и обработку любой педагогически значимой информации.

Уже на этом этапе можно без труда выписать виды основных участников образовательного процесса, так или иначе порождающих описываемые информационные процессы. Это органы управления образованием, директор и администрация школы, учителя и воспитатели, школьники и их родители. Все они, взаимодействуя друг с другом, все чаще используют средства информатизации. В свою очередь, такие средства способны сделать информацию о ходе, специфике и результатах образовательного процесса достоянием общественности. Одним из наиболее ярких примеров такого информационного обмена может служить информирование через сеть Интернет педагогов, обучающихся, родителей и общественности о результатах Единого государственного экзамена.

К числу основных информационных процессов в школе прежде всего следует отнести все то, что имеет отношение к содержательному обеспечению обучения и воспитания. В этой связи можно отметить использование различных образовательных электронных изданий, электронных учебников, пособий, энциклопедий, задачников и словарей. Администрирование работы с ними и их предъявление учащимся и педагогам в определенное время — существенная педагогическая задача и проблема, касающаяся информатизации образования.

Следующий блок информационных процессов составляет непосредственное управление обучением и воспитанием. Как правило, это определяется функциональными обязанностями завуча школы и той частью деятельности учителя, которая связана с распределением его работы, планированием обучения школьников и индивидуализированным учетом результатов такого обучения.

И, наконец, третьим направлением информатизации является собственно обработка данных информационных процессов, характерных для общей автоматизации административно-хозяйственной деятельности школы. Этот блок информационных процессов характеризуется еще и автоматизацией составления и представления отчетных и аналитических материалов.

Таким образом, области информатизации организационно-управленческой деятельности школы, по сути, представляют собой достаточно сложную иерархическую структуру, в основе которой лежат упомянутые направления информатизации, а ветви определяются спецификой информационных процессов в отдельных подразделениях школы, таких как библиотека, кадровая, материальная, медицинская служба или столовая.

Здесь же следует отметить особые процессы и средства информатизации, связанные с обеспечением представительства школы в Интернете. Следует отметить, что соответствующие сайты в Интернете имеет большинство школ страны. Примечательно, что школьный сайт — характерный пример интеграции и взаимосвязи различных информационных процессов и технологий, задействованных в разных сферах информатизации школы.

Информационные процессы и задействованную в них информацию можно систематизировать и по другим критериям. Так, например, можно выделить процессы и информацию, доступ к которой необходим всем перечисленным выше участникам образовательного процесса. Возможна компоновка отдельных видов информационных процессов и видов информации по категориям пользователей, которые в ней нуждаются. Так, например, работа с мультимедиаинформацией, характерная для деятельности школьников, практически не востребована в службе кадров и бухгалтерии.

Большинству участников образовательного процесса требуются данные о структуре и специфике работы школы, сведения общего характера об обеспеченности школы кадрами, учебными материалами и материальными ресурсами, общие данные о контингенте обучающихся.

Ограничения по доступу имеют информационные процессы и характерная для них информация о распределении учебных поручений, сведения о должностях и вакансиях, планирование учебных, воспитательных, внеучебных и других мероприятияй.

Другим критерием объединения информации и информационных процессов может служить специфика используемого в школе программного обеспечения, интегрируемого в информационную образовательную среду. Существуют виды данных и информационных процессов, участвующих в работе практически всех программных средств. К числу таких сведений относится, например, список учеников в классе, который необходим и для выставления оценок образовательным электронным ресурсом, и для проведения учета школьников в рамках работы библиотеки или медицинской службы.

Результаты анализа перечисленных информационных процессов практически однозначно определяют специфику и структуру средств информатизации организационно-управленческой деятельности школы. В состав требуемого комплекса программных средств должна прежде всего войти система, обеспечивающая эффективное функционирование учебного процесса. В ее задачи входит планирование и отслеживание расписания занятий, диспетчеризация использования различных средств обучения, нагрузки педагогов и школьников, ведение классных журналов и другой подобной документации.

Другой важной компонентой организационно-управленческой части информационной образовательной среды должен стать комплекс программных средств, администрирующих, планирующих и контролирующих деятельность школы. В рамках этой системы должна выстраиваться общая база данных, являющаяся технологической осью для разработок, сбора и оперирования информацией. Очевидно, что обе описываемые подсистемы должны быть снабжены требуемыми модулями обеспечения информационной безопасности и разграничения прав доступа к ним педагогов, учащихся и родителей.

Возвращаясь к системообразующему понятию информационных процессов, можно выделить основные их группы с учетом вышеупомянутых подсистем информационной образовательной среды школы и видов деятельности основных сотрудников школы, взаимодействующих с данными подсистемами и информационными процессами.

Так, например, в иерархии информационных процессов могут быть выделены те из них, которые задействованы завучем школы. В этой ветви иерархии будут находиться определение количества и состава классов, принятие решений по обеспечению школы педагогическими кадрами, диспетчеризация учебных помещений, определение режима труда и отдыха педагогов и учащихся, разработка учебных планов и распределение педагогической нагрузки, обеспечение возможности оперативного изменения в процессе реализации учебной деятельности.

На другой ветви иерархии могут находиться информационные процессы, востребованные секретарем школы и классными руководителями, отвечающими за организацию делопроизводства по учету школьников. Здесь, например, можно отметить ведение личных дел с заполнением и оперативной корректировкой всех требуемых полей, сбор сведений о дошкольном и дополнительном образовании, участии школьников в проектной деятельности, организацию контроля за эффективностью и результативностью обучения и воспитания.

Очевидно, что проведение дальнейшего, более детального анализа информационных процессов позволит учесть гораздо более широкий спектр факторов, значимых для информатизации организационно-управленческой деятельности школы. Это позволит, в свою очередь, выстроить достаточно полную иерархию соответствующих процессов, технологий и средств информатизации. Рассмотрение такой иерархии в рамках содержания подготовки и переподготовки педагогов в области информатизации образования непременно внесет свой положительный вклад в процесс совершенствования работы учебных заведений.

Литература

1. Григорьев С.Г. Пятый выпуск каталога образовательных ресурсов сети Интернет — очередной шаг на пути к информатизации образования / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, В.П. Кулагин // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». - 2008. -№ 6 (16). - С. 65-69.

2. Гриншкун В. В. Подготовка педагогов в области информатизации образования как фактор решения проблемы качества информационных ресурсов /

B.В. Гриншкун // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». - 2011. - № 3. - С. 5-9.

3. Панюкова С. В. Содержание подготовки учителя к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности / С.В. Панюкова // Информатика и образование. - 2003. - № 10. - С. 88-95.

4. Шубина Е.Е. Преимущества и особенности информатизации организационно-управленческой деятельности школы / Е.Е. Шубина // Инфо-Стратегия 2013. Общество. Государство. Образование: сб. мат-лов V Международной научно-практической конференции. - Самара: Книга, 2013. - С. 202-205.

Literatura

1. Grigor'ev S.G. Pyaty'j vy'pusk kataloga obrazovatel'ny'x resursov seti Internet — ocherednoj shag na puti k informatizacii obrazovaniya / S.G. Grigor'ev, V.V. Grinshkun, V.P. Kulagin // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Informatika i informatizaciya obrazovaniya». - 2008. - № 6 (16). -

C.65-69.

2. Grinshkun V.V. Podgotovka pedagogov v oblasti informatizacii obrazovaniya kak faktor resheniya problemy' kachestva informacionny'x resursov / V.V. Grinshkun // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby' narodov. Seriya «Informatizaciya obrazovaniya». - 2011. - № 3. - S. 5-9.

3. Panyukova S.V. Soderzhanie podgotovki uchitelya k ispol'zovaniyu informacionny'x texnologij v svoej professional'noj deyatel'nosti / S.V. Panyukova // Informatika i obrazovanie. - 2003. - № 10. - S. 88-95.

4. Shubina E.E. Preimushhestva i osobennosti informatizacii organizacionno-upravlencheskoj deyatel'nosti shkoly' / E.E. Shubina // Info-Strategiya 2013. Ob-shhestvo. Gosudarstvo. Obrazovanie: sb. mat-lov V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Samara: Kniga, 2013. - S. 202-205.

E.E. Shubina

Analysis and Systematization of Areas of the Use of Information Technologies in Organization of School Work

The paper reveals and systematizes the possible ways of use of informatization means of organization and administrative school activities. The analysis of pedagogical aspects of this process is carried out in the article.

Keywords: organization; administration; the means of informatization; systematization; analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.