МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Е.Е. Шубина
Центр образования № 1877 ул. Краснодонская, 40, Москва, Россия, 109382
В статье систематизируются факторы информатизации организационно-управленческой работы школы. Совокупность таких факторов рассматривается в качестве содержания возможной модели систем информатизации организационно-управленческой деятельности.
Ключевые слова: организация, управление, модель, информатизация образования, систематизация.
Использование информационных и телекоммуникационных технологий для повышения эффективности планирования, организации, управления и мониторинга работы школы не раз становилось объектом рассмотрения педагогических, управленческих и технологических исследований [1]. Однако для полноценной информатизации организационно-управленческой деятельности любого учебного заведения необходим системный обоснованный подход. Одним из методов, способствующих появлению подобных подходов, является метод моделирования, основанный на сборе и систематизации аспектов, значимых для данного направления применения информационных и телекоммуникационных технологий. В данной статье будет предпринята попытка описания таких аспектов с целью возможного построения модели систем, применяемых для комплексной информатизации организационно-управленческой деятельности средних школ.
Важной отправной точкой для сбора аспектов информатизации может стать тот факт, что большинство школ России при обучении школьников использует одну и ту же форму, описываемую классно-урочной системой и целым рядом однотипных организационных факторов, к числу которых можно, например, отнести ведение классных журналов или документации к ГИА и ЕГЭ. При этом необходимо учитывать, что менее десяти процентов российских школ реализуют особые образовательные программы, используя особые организационно-педагогические основы. К таким учебным заведениям можно отнести школы, реализующие многопрофильные программы подготовки, использующие специализированные методические приемы или особые комплексы средств обучения. Такие школы, с одной стороны, необходимо учитывать при построении модели информатизации, с другой стороны, следует принимать во внимание при разработке и интеграции различных информационных технологий для автоматизации организационно-управленческой работы.
Важный пласт аспектов информатизации связан с кадровым обеспечением системы среднего образования. В частности, при моделировании необходимо учитывать, что чаще всего информатизацией в школе (в том числе и деятельностью,
связанной с планированием и управлением) занимается учитель информатики, хотя сейчас во все большем числе школ появляются отдельные специалисты, решающие подобные проблемы [2]. Наряду с этим неуклонно растет число педагогов, преподающих разные дисциплины и активно использующих информационные технологии. Появляются организационные механизмы, стимулирующие подобное использование и профессиональный рост педагогов в направлении приобретения ИКТ-компетентности. При этом подготовка учителей в области информатизации образования осуществляется в основном благодаря межличностному общению, консультациям, общению с обучаемыми, а также в рамках обучения на специализированных курсах повышения квалификации.
Чаще всего педагогический и административный персонал школ знает и применяет в своей работе текстовые процессоры, средства для демонстраций и презентаций, электронные таблицы. Более эпизодическим является применение баз данных, графических и звуковых редакторов, специальных электронных ресурсов и средств автоматизации организации и управления педагогической деятельностью. Информационные технологии все чаще используются при решении задач планирования деятельности школы, но все еще редко применяются для решения простейших задач учета материальных ценностей.
Отдельного внимания требуют аспекты существующей практики применения средств информатизации непосредственно в учебном процессе. Как правило, в школах имеются десятки электронных изданий на локальных носителях, которые получены за счет централизованных поставок или приобретены педагогами или школами в инициативном порядке. Подобные средства применяются для обучения информатике и все чаще используются в других видах учебной работы школы. Многие задания, выдаваемые школьникам, требуют применения информационных технологий, в частности, при подготовке и распечатке докладов и рефератов или при подготовке учебных презентаций.
В настоящее время имеется достаточно существенный опыт использования средств информатизации при работе с родителями в рамках их информирования о ходе и результатах обучения и воспитания, рассылки объявлений или сборе информации об индивидуальных особенностях школьников. Эти факторы, характеризующие современное состояние дел с информатизацией школьного образования, необходимо учитывать при формировании обсуждаемой модели. При этом формируемая модель информатизации организационно-управленческой работы средней школы во многом зависит от степени готовности учреждения к использованию средств информатизации. В свою очередь, такая готовность, как правило, определяется наличием технологических, организационных и кадровых аспектов. Аспекты технологического характера подразумевают соответствующие характеристики материально-технического снабжения учебного заведения, включая присутствующую в школе компьютерную технику и другое аналогичное оборудование, возможность доступа к рабочим местам всех участников образовательного процесса, наличие четкого плана действий по совершенствованию необходимого программного и аппаратного обеспечения.
Шубина Е.Е. Моделирование систем информатизации организационно-управленческой.
Организационные аспекты, включаемые в модель, определяют степень готовности сотрудников организационно-управленческой службы, включая руководство школы, к переходу на новый подход к управлению учебным заведением и образовательным процессом на основе использования средств информатизации, описывают личную заинтересованность и профессиональные качества, связанные с применением информационных технологий. Кроме этого, в этой части модели следует учитывать степень обеспечения школы нормативными и регламентаци-онными документами, направляющими процессы информатизации.
Кадровые аспекты определяют готовность административно-управленческого и педагогического персонала школы повышать свою квалификацию в области использования средств информатизации в учебном процессе и административной деятельности. Эти же аспекты описывают психологическую готовность педагогов и администрации школ к инновационной деятельности, осуществляемой на базе средств информатизации, а также требуют наличия у сотрудников ИКТ-компе-тентности [3].
Модель информатизации организационно-управленческой деятельности школы, интегрируя факторы и подходы к информатизации, будет определять в конечном итоге некоторую единую информационную систему, включающую сведения организационного характера об объектах системы управления школой, требуемые средства, процедуры и информационные технологии, сотрудников школы, учащихся, родителей и других пользователей, взаимодействующих со средствами информатизации.
Такая информационная система с технической стороны будет состоять из нескольких основных компонент, в числе которых компьютерные средства планирования, организации и управления образовательным процессом школы, средства администрирования деятельности образовательного учреждения, подсистемы обеспечения учебного процесса требуемым содержанием в виде комплекса специально подобранных образовательных электронных изданий.
Модель информатизации организационно-управленческой деятельности школы должна определять соответствующий комплекс средств в виде инвариантного ядра и совокупности вариативных частей. Такие вариативные части определяются задачами и программой развития средней школы, а также составом педагогов и других специалистов, работающих в учебном заведении и обеспечивающих мониторинг здоровья и образования учащихся. Безусловно, вариативность должна обеспечиваться и в случае работы такой информационной системы с каждым конкретным пользователем с учетом его статуса, возможностей, запросов и потребностей.
В качестве инвариантного ядра, базы модели может выступать специально созданная единая база данных, представляющая собой результат интеграции информационных подсистем, созданных на основе отображения реальных информационных потоков, характерных для школы. Передача данных в таких информационных системах может осуществляться при помощи стандартных локальных носителей информации или с применением локальных или глобальных компьютерных сетей, а также на основе облачных технологий. Практика показывает,
что на современном этапе развития школьного образования проблемы информатизации школы, построения и реализации подобных моделей чаще всего ложатся на плечи учителя информатики. Наличие специалистов, занимающихся аспектами информатизации организационно-управленческой деятельности школ, все еще остается достаточно редким явлением. В связи с этим педагоги, привлекаемые к такой работе, должны понимать значимость и необходимость информатизации образования, уметь убеждать в ее необходимости всех сотрудников средней школы.
Подчеркивая роль учителя информатики и других педагогов в процессе информатизации организационно-управленческой деятельности школ, следует отметить важность роли, которую играет личностный фактор. Его роль особенно велика на первоначальных этапах информатизации, когда объем работы с внедрением компьютерной техники не уменьшается, а наоборот, возрастает. В этом случае важно сделать деятельность, нацеленную на информатизацию, мотивированной и осмысленной.
Существенным естественным мотивом использования информационных технологий в описываемой сфере работы школы является ответ на вопрос, насколько успешно компьютеры и программное обеспечение способствуют решению сложных информационных задач, традиционное решение которых, как правило, трудоемко и малоэффективно. Модель информатизации должна учитывать и объединять в себе наиболее значимые факторы такой мотивации.
Моделирование должно способствовать отбору и кадровых ресурсов, и компьютерных программных средств, которые в совокупности позволили бы интенсифицировать сложившуюся с годами достаточно результативную технологию работы с информацией всех ключевых пользователей школы от директора и его заместителей, секретаря и диспетчера до классных руководителей и учителей-предметников. Отдельная ветвь модели может отвечать за функциональную надежность информационных компонент служб обеспечения школьного образования, таких как библиотека, социально-педагогическая, психологическая, медицинская, хозяйственная службы, служба питания, бухгалтерия и др. Необходим оперативный обмен данными между соответствующими средствами информатизации. Отдельно следует учитывать потребность в обеспечении доступности необходимой информации для родителей, органов управления образования и общественности.
Хотелось бы отметить, что перечисленные в статье факторы составляют далеко не полный перечень всех особенностей информатизации организационно-управленческой работы школы. В то же время наличие даже этих факторов и аспектов неукоснительно свидетельствует о том, что моделирование соответствующих процессов информатизации является обоснованным и необходимым, имеет под собой существенную содержательную базу. Очевидно, что формирование и развитие подобной модели явилось бы хорошей основой не только для разработки и интеграции соответствующих средств информатизации, но и дало бы возможность администрации и педагогическому персоналу школ по-новому организовать свою деятельность, что обязательно положительно отразится на качестве подготовки школьников.
Шубина Е.Е. Моделирование систем информатизации организационно-управленческой...
ЛИТЕРАТУРА
[1] Шубина Е.Е. Преимущества и особенности информатизации организационно-управленческой деятельности школы // Инфо-Стратегия 2013. Общество. Государство. Образование: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. — Самара, 2013. — С. 202—205.
[2] Гриншкун В.В. Качество информационных ресурсов и профессиональные качества педагогов. Взаимосвязь и проблемы // Информатика и образование. — 2013. — № 1. — С. 79—81.
[3] Сотникова О.А., Гриншкун В.В. Особенности информатизации образовательного процесса в инновационном техническом вузе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». — 2012. — № 3. — С. 24—30.
LITERATURA
[1] Shubina E.E. Preimushhestva i osobennosti informatizacii organizacionno-upravlencheskoj dejatel'nosti shkoly // Info-Strategija 2013. Obshhestvo. Gosudarstvo. Obrazovanie: Sbornik materialov V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. — Samara, 2013. — S. 202—205.
[2] Grinshkun V.V. Kachestvo informacionnyh resursov i professional'nye kachestva pedagogov. Vzaimosvjaz' i problemy // Informatika i obrazovanie. — 2013. — № 1. — S. 79—81.
[3] Sotnikova O.A., Grinshkun V.V. Osobennosti informatizacii obrazovatel'nogo processa v inno-vacionnom tehnicheskom vuze // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija». — 2012. — № 3. — S. 24—30.
MODELLING OF SYSTEMS OF INFORMATIZATION OF ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE ACTIVITY
OF HIGH SCHOOL
E.E. Shubina
Educational Centre 1877 Krasnodonskaya str., 40, Moscow, Russia, 109382
In article factors of informatization of organizational and administrative work of school gather and systematized. Set of such factors is considered as the maintenance of possible model of systems of informatization of organizational and administrative activity.
Key words: organization, management, model, informatization of education, systematization.