ФОРМИРОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ АДАПТИВНОЙ ШКОЛОЙ ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
А.П. Грачёва
Общеобразовательный лицей «Интеллект» ул. Заречная, 7, Балашиха, Московская область, Россия, 143900
В статье описываются подходы к управлению школой адаптивного типа, основанные на использовании информационных технологий. Обосновывается повышение эффективности работы адаптивной школы за счет информатизации.
Ключевые слова: информатизация, адаптивная школа, управление, эффективность.
Модернизация современной системы образования ориентирует учебно-воспитательный процесс школы на ученика, направляя его на самореализацию личности ребенка. Образование в этом случае способствует более полной адаптации школьника в обществе. Уже сейчас существуют школы, ставящие перед собой задачу наиболее полного учета особенностей личности каждого ученика, создания для него условий, необходимых для самореализации. В научной литературе такие школы принято называть адаптивными.
Чаще всего адаптивной является школа, педагогический персонал которой делает все возможное для учета психолого-возрастных особенностей каждого школьника в рамках учебной и воспитательной работы. При этом на повестку дня выносится формирование эффективных систем управления подобными учебными заведениями. В этой области необходим целостный подход, основанный на использовании новейших средств информатизации и автоматизации [1].
Очевидно, что для решения задач управления адаптивной школой компьютер и связанные с ним технологии способны предоставить большое количество возможностей. Различные базы данных, электронные таблицы, средства автоматизации составления отчетов, планирования, диспетчеризации учебного процесса — вот далеко не полный перечень тех аппаратных и программных средств, которые могли бы способствовать повышению эффективности управления в адаптивной
школе. К этому следует добавить, что применение таких технологий даст эффект только в том случае, если педагогический и административно-управленческий персонал школы будет обладать соответствующими профессиональными качествами [2; 3].
Автоматизация и информатизация управления адаптивной школой должны базироваться на применении информационных технологий во внутришкольном менеджменте, подробно описанном в работах Ю.А. Конаржевского [4]. В подобных научных трудах описываются закономерности развития и реализации внутри-школьного менеджмента, в числе которых можно отметить зависимость качества работы системы управления учебно-воспитательной деятельностью от вида функциональных отношений между субъектом и объектом управления. Также сюда можно отнести взаимозависимость содержания и методов управления учебно-воспитательной деятельностью с учетом характера педагогического процесса в школе и ряд других аспектов и критериев. В числе ведущих закономерностей внутри-школьного менеджмента Ю.А. Конаржевский выделяет аналитичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления и готовность руководителей учебных заведений к реализации разных видов организационно-управленческой деятельности [4].
Говоря об особенностях информатизации управления адаптивной школой, необходимо выделять в управлении его основные составляющие, в числе которых анализ, прогноз, планирование, коррекция, контроль и организация. Средства информатизации должны строиться с учетом того, что все структурные компоненты управления тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Нельзя заниматься прогнозом, если не проведен анализ. От прогноза зависит планирование и его результативность. Если есть планирование, можно заниматься его реализацией через рациональную организацию. Контроль помогает в случае необходимости осуществлять требуемые корректировки.
Практика показывает, что контроль в настоящее время выступает в качестве ключевого элемента системы управления адаптивной школой и ее информатизации. В условиях введения новых ФГОС внутришкольный контроль следует рассматривать как инструмент управления качеством адаптивного образовательного процесса. Об этом свидетельствует и структура новых стандартов, включающая в себя элементы контроля и управления — образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные), условия для реализации образовательной деятельности, собственно систему управления.
Примером информатизации управления адаптивной школой является информатизация планирования учебно-воспитательного процесса, ориентированного на саморазвитие личности школьника. Сущность такого планирования состоит в том, что оно позволяет оптимальным образом согласовать индивидуальные усилия членов педагогического коллектива для достижения поставленных целей.
Применение информационных технологий при таком подходе должно быть направлено на решение таких задач планирования учебно-воспитательной работы, как обеспечение целенаправленного развития адаптивного учебно-воспитательного
процесса, всех его компонент и подсистем; определение перспектив и раннее распознание проблем учебно-воспитательного процесса с учетом психолого-возрастных особенностей каждого школьника; координация работы всех структур и организаторов адаптивной школы, занимающихся учебно-воспитательной деятельностью каждого школьника; развитие мотивации всех участников учебно-воспитательного процесса; создание организационной и содержательной базы для осуществления контроля за адаптивным учебно-воспитательным процессом; оперативное предоставление с помощью средств телекоммуникаций необходимой информации об организации адаптивного образования всем участникам педагогического процесса, членам коллектива, школьникам, родителям, общественности.
Формирование компьютерных баз данных и телекоммуникационных средств, обеспечивающих особое планирование в адаптивной школе, может опираться на схему взаимодействия элементов планирования, отраженную на рис. 1.
Рис. 1. Структура планирования учебно-воспитательного процесса в адаптивной школе, значимая для построения систем информатизации
Целенаправленное и четкое планирование, опирающееся на использование компьютерных баз данных, средств опроса, сбора и оперативной передачи информации, в значительной мере предопределяет результаты и эффективность учебно-воспитательного процесса, способствует повышению его качества, помогает всем сотрудникам адаптивной школы избежать многих ошибок и отрицательных явлений, создать предпосылки для саморазвития школьников.
Применяемые информационные технологии позволяют в автоматизированном режиме формировать планы работы адаптивной школы. От качества таких планов и точности их выполнения во многом зависит эффективность работы школы. Информатизация планирования способствует корректному определению направлений и видов деятельности, осуществлению прогноза, координации и организации работы педагогов и школьников. Наличие плана, произведенного компьютерным средством в автоматизированном режиме, зачастую способствует повышению эффективности контроля работы адаптивной школы, выявлению требуемых профессиональных компетенций педагогов, работающих со школьниками индивидуализировано.
В числе других важных функций планирования, приобретаемых или развиваемых в ходе информатизации адаптивной школы, можно отметить репродуктивную, стимулирующую и развивающую функции.
Опыт показывает, что при информатизации управления средства информационных технологий целесообразно группировать в три блока:
1) средства обеспечения учебно-воспитательных мероприятий, направленных на саморазвитие школьника;
2) средства нормативно-правового обеспечения образовательного процесса в адаптивной школе;
3) средства автоматизации и персонализации текущей, промежуточной и итоговой оценки результатов обучения школьников.
При таком подходе интеграция результатов функционирования каждой из этих подсистем способствует повышению эффективности деятельности каждого педагога, снабжает педагогический коллектив адаптивной школы необходимыми схемами, графиками, таблицами, позволяющими делать аналитические выводы и принимать соответствующие решения.
Информационные технологии позволяют регулярно систематизировать и анализировать информацию, поступающую от системы внутришкольного контроля учебной деятельности адаптивной школы, в которой педагоги должны осуществлять анализ результатов учебной деятельности по каждому предмету, каждому классу, каждому ребенку, учитывая все индивидуальные особенности всех участников адаптивного образовательного процесса.
Так, например, наполнение интегрированной с планированием компьютерной системы внутришкольного контроля учебной деятельности адаптивной школы (рис. 2) может включать в себя несколько основных направлений, в числе которых:
— результаты контрольных работ по русскому языку, математике, английскому языку по каждому школьнику, рассматриваемые индивидуально;
— сравнительный анализ по каждому школьнику итоговых контрольных работ за предыдущий учебный год и результатов контрольных работ, выполненных на начало текущего года;
— сводный отчет о результатах успеваемости по классам за отчетный период;
— сводная информация об уровне обучения и качестве обучения по учебным предметам по каждому ученику за определенный период;
— сравнительный анализ уровня и качества обучения по каждому ученику за определенный период;
— информация о выполнении общеобразовательных программ;
— информация о мероприятиях и результатах внеурочной работы по учебным предметам по каждому ученику;
— информация о полноте и качестве ведения школьной документации (классные журналы, журналы дополнительного образования, дневники, тетради учащихся).
Рис. 2. Порядок интеграции средств информатизации контроля и диагностики деятельности адаптивной школы
Информация, накапливаемая в рамках внутришкольного контроля учебной деятельности именно адаптивного образовательного учреждения, как правило, имеет достаточно большой объем. С учетом этого только с использованием информационных и телекоммуникационных технологий можно обработать и провести оптимальную систематизацию такой информации.
В настоящее время разрабатываются алгоритмы, схемы, таблицы, которые позволяют структурировать образовательную деятельность, обеспечить наглядность, единство и преемственность всех образовательных процессов, а также рост самостоятельной и индивидуальной активности каждого учителя, стимулирования и развития творческого потенциала всего педагогического коллектива адаптивной школы. При этом в качестве средств информатизации используются как специально разработанные программы, так и популярные программные средства, такие как Microsoft Excel. Опыт работы лицея «Интеллект» показывает, что во многих случаях их оказывается вполне достаточно для информатизации деятельности школ адаптивного типа (рис. 3).
Рис. 3. Использование средств информационных технологий для автоматизации планирования и контроля деятельности адаптивной школы (на примере НОУ «Общеобразовательный лицей „Интеллект"» г. Балашиха Московской области)
Необходимость использования информационных технологий в адаптивной школе продиктована их общим положительным влиянием на качество образования, под которым можно понимать создание необходимых и достаточных условий для саморазвития личности ребенка и социализации выпускника. Приоритетом в управленческой деятельности адаптивной школы является улучшение качества подрастающего поколения, т.е. физического, психического, нравственного и умственного здоровья детей и подростков.
Управление качеством учебного процесса на основе информатизации и создания адаптивной образовательной среды позволяет рационально планировать и осуществлять образовательную деятельность, оптимизировать содержание общеобразовательных программ, внедрять наиболее продуктивные технологии обучения и воспитания, мониторировать и корректировать образовательный процесс на основе индивидуального и дифференцированного подхода к каждому школьнику.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Грачёва А.П. Информатизация как фактор формирования адаптивной образовательной среды школы // Бюллетень лаборатории математического, естественнонаучного образования и информатизации. Рецензируемый сборник научных трудов. — Воронеж: Научная книга, 2012. — Т. IV. — С. 121—126.
[2] Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Цели, содержание и особенности подготовки педагогов в области информатизации образования в магистратуре педагогического вуза // Вестник
Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». — 2013. — № 1. — С. 10—18.
[3] Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Подготовка магистров по программе «Информационные технологии в образовании» в МГПУ — новое направление, новые возможности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». — 2013. — № 2. — С. 5—13.
[4] Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. — М.: Новая школа, 1992.
LITERATURA
[1] Gracheva A.P. Informatizacija kak faktor formirovanija adaptivnoj obrazovatel'noj sredy shkoly // Bjulleten' laboratorii matematicheskogo, estestvennonauchnogo obrazovanija i infor-matizacii. Recenziruemyj sbornik nauchnyh trudov. — Voronezh: Nauchnaja kniga, 2012. — T. IV. — S. 121—126.
[2] Grigor'ev S.G., Grinshkun V.V. Celi, soderzhanie i osobennosti podgotovki pedagogov v oblasti informatizacii obrazovanija v magistrature pedagogicheskogo vuza // Vestnik Moskovskogo go-rodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija». — 2013. — № 1. — S. 10—18.
[3] Grigor'ev S.G., Grinshkun V.V. Podgotovka magistrov po programme «Informacionnye tehno-logii v obrazovanii» v MGPU — novoe napravlenie, novye vozmozhnosti // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija». — 2013. — № 2. — S. 5—13.
[4] Konarzhevskij Ju.A. Vnutrishkol'nyj menedzhment. — M.: Novaja shkola, 1992.
INCREASE OF ADAPTIVE SCHOOL MANAGEMENT EFFICIENCY BY INFORMATION TECHNOLOGIES USES
A.P. Gracheva
«Intellekt» lycee Zarechnaya str., 7, Balashiha, Moscow region, Russia, 143900
Approaches to management of school of the adaptive type, based on use of information technologies are described in article. Increase of overall performance of adaptive school at the expense of informatization locates.
Key words: informatization, adaptive school, management, efficiently.