Научная статья на тему 'Использование средств информатизации в организации воспитательной деятельности в адаптивной школе'

Использование средств информатизации в организации воспитательной деятельности в адаптивной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / АДАПТИВНАЯ ШКОЛА / ADAPTIVE SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грачева Алла Петровна

В статье описываются подходы к планированию и организации воспитательной деятельности в школах адаптивного типа, основанные на использовании современных средств информатизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using means of informatization in arranging educative activity at adaptive school

In article the approaches to planning and the organization of educational activity at schools of adaptive type based on use of modern means of informatization of education are described.

Текст научной работы на тему «Использование средств информатизации в организации воспитательной деятельности в адаптивной школе»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АДАПТИВНОЙ ШКОЛЕ

А.П. Грачева

Общеобразовательный лицей «Интеллект» ул. Заречная, 7, Балашиха, Московская область, Россия, 143900

В статье описываются подходы: к планированию и организации воспитательной деятельности в школах адаптивного типа, основанные на использовании современных средств информатизации образования.

Ключевые слова: воспитание, информатизация, информационные технологии, адаптивная школа.

Система адаптивного образования, распространяемая на все большее число школ, направлена не только на получение школьниками более качественного образования, но и на воспитание личности обучающегося. Не случайно в литературе, касающейся школ адаптивного типа, все чаще рассматриваются нестандартные подходы к осуществлению воспитательной деятельности.

В то же время значимым фактором развития школ адаптивного типа является информатизация образования [1; 2]. Перспективным представляется использование современных средств информатизации в такой важной области адаптивного образования, как воспитание. В первую очередь это должно коснуться процессов планирования воспитательной деятельности, осуществляемой каждым педагогом адаптивной школы.

В настоящее время практически в каждой школе учебно-воспитательный процесс существенно перегружен и по количеству мероприятий, и по количеству отчетных документов. Рациональное использование информационных технологий позволит систематизировать и оптимизировать программы организации и планирования воспитательной деятельности. Для достижения этой цели возможно составление специальных таблиц и последующее использование компьютерных табличных процессоров для их обработки.

В адаптивной школе такие таблицы предлагается составлять отдельно по каждому классу по месяцам и неделям. В них должны быть систематизированы все виды воспитательной деятельности за соответствующий период времени, в их числе виды деятельности, которые проводят учителя-предметники по своим предметам во внеурочное время, внутриклассные и межклассные виды деятельности, планируемые классом и классными руководителями, общешкольные воспитательные виды деятельности и мероприятия по безопасности, которые планируются заместителями директора по воспитательной работе и безопасности. Такая таблица позволяет продемонстрировать основные направления и структуру организации сбора видов воспитательной деятельности, что немаловажно для аналитической работы в адаптивной школе.

Заполнение таких таблиц в индивидуальном режиме осуществляется с использованием табличных процессоров. Компьютерная техника в таком случае демонстрирует по неделям конкретные виды деятельности по всем направлениям воспитательного процесса с учетом реализации подходов к адаптивному образованию. Это позволяет увидеть несоответствие между большим количеством видов и форм занятий в рамках воспитательной деятельности и отведенным для их проведения временем. На основании результатов такого «компьютерного» анализа можно сделать вывод, что организация воспитательной деятельности в адаптивной школе может быть выстроена только на основе интеграции отдельных видов воспитательной деятельности.

Компьютерное представление таблиц, описывающих воспитательный процесс в адаптивной школе, позволяет сделать выбор основных видов деятельности по направлениям, определить реально возможное количество воспитательных видов и форм занятий в соответствующие сроки, определить виды деятельности, на основе которых будет осуществляться интеграция, индивидуализировать и адаптировать воспитательные воздействия под каждого школьника.

Подобный подход, основанный на интеграции информационных технологий и системного видения воспитательной деятельности, реализуется в лицее «Интеллект» г. Балашихи Московской области. Программа адаптивного образования и входящего в него духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в лицее выстроена на основе интеграции Примерной основной образовательной программы федерального государственного стандарта начального общего образования и Программы воспитания школьников, разработанной Н.Е. Щурковой [3; 4]. С учетом общих целей и задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начального общего образования содержание Программы духовно-нравственного развития и воспитания в адаптивной школе на примере лицея «Интеллект» классифицировано по следующим направлениям:

— гражданско-патриотическое воспитание;

— нравственно-эстетическое воспитание;

— воспитание трудолюбия;

— экологическое воспитание;

— эстетическое воспитание.

Эти направления основываются на определенной системе ценностей и дополняют друг друга. Подобная классификация также порождает возможность использования электронных таблиц для сбора, систематизации и обработки данных, характерных для воспитательной деятельности в адаптивной школе.

Компьютерные технологии (системы управления базами данных и табличные процессоры) позволяют эффективно управлять воспитательным процессом, предоставляя классному руководителю возможность систематизировать виды воспитательной деятельности по направлениям с привязкой к датам, классам и с указанием интеграционных связей между воспитательными видами и формами работы [5]. Средства информатизации при таком подходе позволяют представить планирование воспитательной деятельности каждого класса начальной школы

по полугодиям и предоставляют классному руководителю возможность активно принимать участие в управлении воспитательным процессом:

— прогнозировать и планировать виды воспитательной деятельности на полугодие и учебный год;

— систематически осуществлять контроль и анализ воспитательного процесса;

— своевременно реагировать на затруднения, проблемы и оперативно корректировать воспитательную деятельность в классе и индивидуально для каждого школьника, что существенно для школ адаптивного типа;

— видеть полную картину организации воспитательной работы в целом на учебный год;

— уметь организовать каждый вид и форму воспитательной работы в соответствующие сроки для каждого школьника.

С учетом необходимости заявленной интеграции анализу было подвергнуто содержание планирования воспитательных видов и форм работы на предмет поиска интегративных связей. В компьютерных таблицах каждое направление развития воспитательной деятельности кодируется определенным цветом, например, гражданско-патриотическое воспитание — сиреневым цветом, нравственно-эстетическое воспитание — красным цветом, воспитание трудолюбия — голубым цветом, экологическое воспитание — зеленым цветом, эстетическое воспитание — желтым цветом.

В компьютерных таблицах следует предусмотреть специальный раздел «Интеграция», в котором при помощи цветовых обозначений указывается, к какому направлению относится тот или иной вид воспитательной деятельности. Раздел «Интеграция» наглядно представляет, что основная часть воспитательных видов и форм занятий охватывает сразу несколько направлений воспитательной деятельности в адаптивной школе, что дает возможность уменьшить количество воспитательных мероприятий и избежать перегрузки детей, и в то же время за счет интеграции эффективно воздействовать на все сферы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Частично такой эффект достигается и за счет использования соответствующих средств информатизации.

Двигаясь далее и объединяя полученные электронные таблицы с планированием воспитательной деятельности по классам, можно получить итоговый план духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени общего образования адаптивной школы. С его помощью учитель и классный руководитель имеют возможность ориентироваться в воспитательной деятельности не только своего класса, но и учитывать особенности воспитательной деятельности на всей ступени обучения в адаптивной школе.

Линейно-концентрический принцип, описанный в публикациях Н.Е. Щурко-вой, в структурировании программы воспитательной деятельности позволяет систематизировать материал программы по возрастным группам с учетом психолого-педагогических особенностей, углублять и расширять его содержание на базе тех же самых основ жизни и ценностных отношений. Это существенно, поскольку в адаптивной системе образования учитывается тот факт, что качества личности развиваются вместе с развитием самого ребенка [3; 4].

В рамках такой интеграции информатизации и планирования воспитательной деятельности один и тот же вид такой работы со школьниками может повторяться в разных классах, но при этом из года в год будет углубляться уровень осмысления нравственных ценностей. В соответствии с таким планированием классный руководитель и учитель-предметник получают четкое представление об уровнях ценностного отношения учащихся по разным направлениям воспитательной деятельности на разных этапах обучения.

В качестве примера можно привести воспитание патриотизма, который в первом классе рассматривается как естественная привязанность к месту жительства. Далее понятие патриотизма обогащается гордостью за свое отечество, преобразуясь на следующих этапах в заботу о людях отечества, а в средней и старшей школе дополняется готовностью созидать блага для отечества, наполняется болью за страдания народа, выливается в готовность защищать отечество ценой собственной жизни. Соответственно, учитель, классный руководитель в школе адаптивного типа, принимая во внимание вышесказанное, будут определять для себя конкретные задачи перед проведением воспитательных видов и форм деятельности на каждом этапе становления личности обучающихся, учитывая его возрастные особенности.

Применение средств информатизации образования позволяет классному руководителю и учителю-предметнику управлять воспитательным процессом по каждому воспитательному направлению в течение четырех лет обучения, т.е. в течение всей первой ступени обучения в школе адаптивного типа. В каждой электронной таблице в таком случае представлено одно из пяти направлений воспитательной деятельности, далее перечислены виды и формы воспитательных занятий, которые использует классный руководитель, учитель в организации воспитательной работы по данному направлению. В нижней левой части электронной таблицы расположены классы с первого по четвертый, а справа указана преемственность воспитательных мероприятий одного направления по вертикали — углубление и расширение осмысления нравственных ценностей одного и того же вида воспитательной деятельности с учетом возрастных особенностей.

Компьютерная техника позволяет наглядно представить индивидуальный уровень активности и отношение каждого обучающегося к каждому воспитательному виду деятельности. С этой целью необходима доработка электронных таблиц планирования воспитательной деятельности по полугодиям. В таблицах следует обозначить уровни активности и отношение обучающегося к видам и формам воспитательной деятельности:

— высокий уровень — обучающийся активно участвует и с большим интересом относится к этому виду воспитательной деятельности;

— средний уровень — обучающийся участвует с переменной активностью и с переменным интересом относится к данному виду воспитательной деятельности;

— уровень ниже среднего — обучающийся не проявляет активности и без интереса участвует в этом виде воспитательной деятельности;

— низкий уровень — обучающийся не участвует в этом виде воспитательной деятельности.

В адаптивной школе средства информатизации позволяют классному руководителю без особого труда разработать такие таблицы на каждого обучающегося класса как в электронном виде, так и на бумажном носителе. На основе педагогических наблюдений и анализа классный руководитель и учитель-предметник имеют возможность определить уровень активности и отношение каждого учащегося к каждому виду воспитательной деятельности.

Кроме того, благодаря информатизации и интеграции педагоги в адаптивной школе получают возможность оперативно фиксировать педагогические наблюдения по каждому виду воспитательной деятельности по каждому школьнику. В результате учителя получают индивидуальные диагностические графики уровня активности и отношения обучающегося к видам воспитательной деятельности и формам занятий, которые в динамике наглядно демонстрируют активность и отношение ребенка по каждому воспитательному направлению отдельно по полугодиям, и за учебный год, в целом.

Построенные с помощью компьютерной техники индивидуальные диагностические графики по воспитательной деятельности позволяют педагогам адресно управлять воспитательным процессом, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в формировании базовых национальных ценностей, обеспечивать развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Через индивидуальные диагностические графики классный руководитель и учителя-предметники получают возможность анализировать влияние форм и видов воспитательной деятельности на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающегося по всем направлениям и сопоставлять их с изменениями в воспитательной, учебной, внеучебной и социальной деятельности обучающегося.

Описываемый подход по использованию электронных таблиц и табличных процессоров в рамках планирования воспитательной деятельности в адаптивной школе позволяет провести необходимый и достаточный отбор видов воспитательной деятельности и соответствующих форм занятий как на один учебный год, так и на всю первую ступень обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, избежать однообразия в воспитательной деятельности, осуществлять систематизацию и оптимизацию в планировании такой деятельности на основе интеграции и преемственности, оперативно корректировать воспитательный процесс при формировании личности обучающихся.

Планирование воспитательной деятельности на основе использования средств информатизации позволяет оптимальным образом согласовать индивидуальные усилия всех участников воспитательного процесса для достижения целей и задач воспитания младших школьников, что является существенным фактором развития системы адаптивного образования.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Грачева А.П. Формирование информационной адаптивной образовательной среды в школе: теория и практика // Инфо-Стратегия 2014: Общество. Государство. Образование: Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции (г. Самара, 30 июня — 3 июля 2014 г.). — Самара: Книга, 2014. — С. 86—88.

[2] Грачева А.П. Значение компетентностного подхода для формирования адаптивных моделей образования в условиях информатизации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». — 2014. — № 1 (27). — С. 22—27.

[3] Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников. — М.: Педагогический поиск, 2010. — 80 с.

[4] Щуркова Н.Е. Профессиональный журнал классного руководителя (1—4-е и 5—11-е классы). — М.: Педагогический поиск, 2008. — 288 с.

[5] Гриншкун В.В. Информатизация как значимый компонент совершенствования системы подготовки педагогов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». — 2014. — № 1 (27). — С. 15—21.

LITERATURA

[1] Gracheva A.P. Formirovanie infoimacionnoj adaptivnoj obrazovatel'noj sredy v shkole: teorija i praktika // Info-Strategija 2014: Obshhestvo. Gosudarstvo. Obrazovanie: Sbornik materialov VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Samara, 30 ijunja — 3 ijulja 2014 g.). — Samara: Kniga, 2014. — S. 86—88.

[2] Gracheva A.P. Znachenie kompetentnostnogo podhoda dlja formirovanija adaptivnyh modelej obrazovanija v uslovijah informatizacii // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija». — 2014. — № 1 (27). — S. 22—27.

[3] Shhurkova N.E. Programma vospitanija shkol'nikov. — M.: Pedagogicheskij poisk, 2010. — 80 s.

[4] Shhurkova N.E. Professional'nyj zhurnal klassnogo rukovoditelja (1—4-e i 5—11-e klassy). — M.: Pedagogicheskij poisk, 2008. — 288 s.

[5] Grinshkun V.V. Informatizacija kak znachimyj komponent sovershenstvovanija sistemy podgo-tovki pedagogov // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija». — 2014. — № 1 (27). — S. 15—21.

USING MEANS OF INFORMATIZATION IN ARRANGING EDUCATIVE ACTIVITY AT ADAPTIVE SCHOOL

A.P. Gracheva

«Intellekt» lycee 7 Zarechnaya str., Balashiha city, Moscow region, Russia, 143900

In article the approaches to planning and the organization of educational activity at schools of adaptive type based on use of modern means of informatization of education are described. Key words: education, informatization, information technologies, adaptive school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.