Научная статья на тему 'Видовой состав и направления использования электронных ресурсов для обучения информатике в вузе'

Видовой состав и направления использования электронных ресурсов для обучения информатике в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ / EDUCATIONAL ELECTRONIC RESOURCES / INFORMATIZATION OF EDUCATION / TEACHING COMPUTER SCIENCE / CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гриншкун Вадим Валерьевич

В статье обсуждаются особенности использования образовательных электронных ресурсов в рамках обучения информатике студентов вузов. Описывается классификация подобных средств обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гриншкун Вадим Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Generic Composition and the Directions for the Use of Electronic Resources for Teaching Computer Science at Institution of Higher Education

The article discusses the particularities of the use of electronic educational resources for teaching students of institutions of higher education computer science. The classification of these learning tools is described in the article.

Текст научной работы на тему «Видовой состав и направления использования электронных ресурсов для обучения информатике в вузе»

В.В. Гриншкун

Видовой состав и направления использования электронных ресурсов для обучения информатике в вузе

В статье обсуждаются особенности использования образовательных электронных ресурсов в рамках обучения информатике студентов вузов. Описывается классификация подобных средств обучения.

Ключевые слова: образовательные электронные ресурсы; информатизация образования; обучение информатике; классификация.

Использование электронных ресурсов при обучении информатике призвано не только повысить эффективность обучения соответствующим вузовским дисциплинам, но и приобщить студентов к корректным способам, приёмам и технологиям оперирования с информацией. Проведённые в разное время исследования показывают, что необходимым условием формирования представлений о современной технической картине мира являются знания о технике, основополагающие идеи и принципы её создания и использования без ущерба для общества и природы. В связи с этим важно научить человека ориентироваться в этой среде, в массиве современной научно-технической информации, подготовить его к выбору технических средств деятельности, основанному на осознании своей ответственности за результаты и последствия их применения. Использование электронных ресурсов при обучении информатике способствует решению таких задач.

Применение средств информационных и телекоммуникационных технологий в системе высшего образования закономерно, так как соответствует основным тенденциям и практике развития современного общества. Анализ изменений, происходящих в профессиональной среде современных специалистов, позволяет сделать два значимых вывода. Во-первых, современное общество нуждается в специалистах нового типа, обладающих высоким уровнем информационной культуры и способных принимать решения в условиях информационной среды. Во-вторых, для реализации этих положений необходимы изменения в системе подготовки бакалавров и магистров в вузах, которая на сегодняшний день не способна полностью выполнить социальный заказ общества.

Решение данной проблемы может быть найдено в рамках внедрения в процесс подготовки специалистов в вузах информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих индивидуализировать обучение, активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся, приблизить её к профессиональной деятельности и тем самым снять одно из основных противоречий процесса подготовки специалиста.

В рамках функционирования большинства вузов накоплен определённый опыт использования в обучении информационным и телекоммуникационным технологиям. Как правило, применяются обучающие и контролирующие компьютерные программные средства различного уровня исполнения, от простейших до комплексных. Между тем исследования показывают, что разработка средств информационного обеспечения системы высшего образования в целом идёт преимущественно на эмпирической основе, без опоры на теоретические модели личности и готовности специалиста к профессиональной деятельности. Слабая концептуальная разработанность педагогических основ использования информационных технологий в образовании всё больше входит в противоречие с объективными потребностями практики.

Среди основных причин, затрудняющих процесс формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, на первый план выдвигаются следующие:

1) отсутствие теоретически обоснованной системы непрерывной информационной подготовки специалистов;

2) опора в процессе подготовки не на модель готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности, а на положения учебных планов и программ;

3) тенденция к усилению теоретической подготовки в ущерб практической и сведение теоретической подготовки к накоплению информационного фонда;

4) недостаточное использование в процессе изучения специальных дисциплин информационных технологий и связанных с ними понятий;

5) отсутствие системы подготовки специалиста в области использования средств информатизации в процессе его обучения в высшей школе.

Перед современной системой образования стоит задача подготовить молодое поколение, способное:

• самостоятельно приобретать знания и умения, чтобы иметь возможность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни;

• творчески мыслить, видеть проблемы и находить оптимальные пути их решения с использованием современных технологий;

• грамотно работать с информацией; быть коммуникабельным, уметь работать в коллективе;

• постоянно заниматься повышением своего интеллектуального, нравственного и культурного уровня.

Очевидно, что с учётом таких потребностей профессиональный уровень современного специалиста с высшим образованием не может быть надлежащим без наличия знаний и умений в области профессионального владения современными компьютерными и телекоммуникационными технологиями. В связи с этим потребность в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом средств информатизации, превращается в ведущий фактор образовательной политики. Ведь деятельность людей всё в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать информа-

цию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютерной техники и средств телекоммуникаций, что должно быть в максимальной степени учтено в процессе совершенствования системы высшего профессионального образования.

Обучение информатике на основе использования электронных ресурсов в вузе должно способствовать выработке у студентов информационной культуры. Авторы по-разному определяют это понятие, вкладывают в него различное содержание. Однако в любом случае, работая с компьютерами и другой аналогичной техникой, осуществляя информационное взаимодействие с помощью современных телекоммуникационных сетей, таких как Интернет, и повышая свой уровень информационной культуры, любой специалист на самом деле оперирует с определённым классом специальных информационных ресурсов, созданных по определённым правилам и требующих достаточно индивидуального подхода, соответствующих знаний, умений и навыков.

Следует отметить, что на сегодняшний день существуют различные мнения о целесообразности использования современных информационных технологий в учебном процессе вузов. Мнения колеблются от идеализации этих технологий до полного отрицания целесообразности их практического использования. Различие мнений вызвано тем, что каждый педагог имеет свой ограниченный субъективный опыт в этой сравнительно новой области.

Вместе с тем большинство специалистов едино во мнении, что информационные технологии, и в частности образовательные электронные ресурсы, привносят в обучение многие важные преимущества, в числе которых интенсификация и индивидуализация учебного процесса, освобождение студентов от рутинных операций, освобождение преподавателей от рутинной работы по формированию учебных заданий и проверки результатов, возможность частого оперативного контроля знаний обучающихся.

Использование специализированных электронных ресурсов в условиях системы высшего профессионального образования целесообразно для изучения теоретического материала, для работы в рамках лабораторно-практических занятий, для выполнения курсовых и дипломных проектов, для организации самостоятельной работы обучающихся.

Очевидно, что электронные ресурсы, используемые при подготовке специалистов с высшим образованием, должны учитывать специфику профессиональной подготовки. Прежде всего важно понимать, что овладение профессиональной деятельностью должно быть обеспечено в рамках и средствами качественно иной учебной деятельности. Традиционные формы организации учебной деятельности студентов не всегда похожи на реальные формы профессиональной деятельности специалиста.

Учебная деятельность студента ни по содержанию, ни по форме не соответствует деятельности специалиста. Между тем, в соответствии с одним из главных положений теории деятельности, для того чтобы овладеть какой-то конкретной деятельностью, нужно осуществить деятельность, адекватную той, которая воплощена в данном предмете или явлении, в системах, ко-

торые они образуют. В этих условиях применение электронных ресурсов может сыграть существенную роль.

Необходимо решить проблему перехода от учения к труду, имея дело не с профессиональными реалиями, а с их информационными, знаковыми моделями, не с формами деятельности специалистов, а с учебными формами. Решение этого вопроса содержится в теории контекстного обучения: нужно создать педагогические условия для динамического движения деятельности студента от учебной к профессиональной, трансформации первой во вторую с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств, предмета и результатов. Для этого достаточно последовательно (возможно, с использованием электронных ресурсов) моделировать в формах деятельности студентов содержание профессиональной деятельности специалистов со стороны её предметно-технологических (предметный контекст) и социальных составляющих (социальный контекст).

В соответствии с теорией контекстного обучения модель деятельности специалиста получает отражение в деятельностной модели его подготовки. Предметное содержание деятельности студента проектируется как система учебных проблемных ситуаций, проблем и задач, постепенно приближающихся к профессиональным, к своему прототипу, заданному в модели деятельности специалиста. Это и должно быть учтено при создании и использовании образовательных электронных ресурсов по информатике.

Обучение студентов информатике с помощью подобных ресурсов должно обладать следующими характеристиками:

• нацеленность на решение основных проблем студента;

• целостность системы знаний, дающей представление о деятельности;

• интенсивность характера обучения информатике через деятельностный подход, активные методы, интерактивность электронных ресурсов, взаимообучение;

• избыточность в комплексе электронных ресурсов и способов коммуникации, позволяющих студентам выбрать стили обучения информатике;

• комфортность психологической обстановки.

Можно выделить несколько основных направлений использования электронных ресурсов в рамках обучения информатике в вузе. Несмотря на традиционное распространение в системе высшего профессионального образования лекционных форм педагогической деятельности, применение компьютерных средств обработки и визуализации учебного материала на лекционных занятиях носит достаточно ограниченный характер. Несмотря на богатые педагогические возможности, такое применение оказывается в ряде случаев трудноосуществимым. В большинстве вузов имеет место нехватка лекционных аудиторий, оснащённых соответствующей компьютерной и видеотехникой, а педагоги не обладают требуемым уровнем профессиональной подготовки и желанием использовать электронные ресурсы при объяснении нового учебного материала по информатике [1, 2]. Кроме того, до конца не проработанными остаются вопросы формирования требуемого программного обеспечения и его содержательного наполнения по информатике [3].

Чаще всего электронные ресурсы используются в ходе лабораторных и практических занятий по информатике, что объясняется целым рядом факторов:

• большой объём рутинной работы преподавателей по формированию и проверке индивидуальных практических заданий создаёт потребность в автоматизации этих видов работ;

• использование электронных ресурсов позволяет существенно расширить границы творческих исследований и индивидуализировать обучение информатике;

• условия проведения лабораторных и практических занятий по информатике не выдвигают существенных требований к качеству, функциональным возможностям и компонентному составу компьютерной техники.

Неизменный прогресс наблюдается в проникновении средств информационных, и особенно телекоммуникационных технологий, в процессы курсового и дипломного проектирования, а также самостоятельной работы студентов. Существенным фактором развития данного направления является увеличение доступности электронных ресурсов сети Интернет, расширение её российского сегмента, расширение состава интернет-ресурсов, посвящён-ных отраслям профильной подготовки бакалавров и магистров.

Примечательно, что один и тот же электронный ресурс может быть использован на лекции по информатике, на лабораторно-практическом занятии, при выполнении групповых учебных проектов и курсовом проектировании, для организации самостоятельной работы студентов, для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля по информатике.

На сегодняшний день наибольшее распространение в системе высшего профессионального образования при обучении информатике получили сервисные программные средства, программные средства для контроля и тестирования уровня знаний обучающихся, различные тренажёры, программные средства для моделирования, информационно-справочные системы, автоматизированные обучающие системы, электронные учебники, экспертные обучающие системы, интеллектуальные обучающие системы, среды программирования. Следует отметить, что для современного образования характерна тенденция объединения указанных разноплановых средств автоматизации информационной обработки в рамках единого понятия образовательных электронных ресурсов.

Вместе с тем не все компоненты образовательных электронных ресурсов равнозначны и представляют одинаковый интерес. Так, в частности, существенно снижается интерес к применению сервисных программ, поскольку программы, облегчающие рутинные операции, обработку данных и тому подобного в системе высшего образования при обучении информатике стали уже привычным инструментом.

С другой стороны, в области обучения информатике сравнительно редко применяются информационно-справочные системы. В первую очередь, это связано с тем, что информационно-справочные системы способны хранить огромные массивы разнообразных материалов и обеспечивать к ним быстрый доступ, что больше соответствует специфике гуманитарной подготовки.

Большой интерес для педагогических исследований представляют про -граммные средства для моделирования. С одной стороны, моделирование су-

щественно расширяет границы познания и является характерным методом изучения основных процессов, свойственных профилю подготовки студентов в вузах. С другой стороны, уже существует большое количество разработанных известными фирмами универсальных прикладных пакетов, с помощью которых можно сравнительно легко реализовать процедуру моделирования для исследования самых разнообразных технических и технологических объектов, существенных в том числе и для обучения информатике и связанных с ней дисциплин. Существуют, например, исследования, подчёркивающие значимость систем компьютерной математики при обучении элементам программирования в рамках подготовки студентов по информатике. Более того, изучение и возможность профессионального применения указанных средств выпускниками вузов становится требованием времени и направлением развития современного информационного общества, члены которого всё больше применяют информационные технологии в своей профессиональной деятельности.

Широкое распространение на всех уровнях образования получают про -граммные средства для контроля и тестирования уровня знаний обучающихся. Данная тенденция характерна и для системы обучения информатике в вузе. Подобные компьютерные средства и образовательные электронные ресурсы существенно разгружают преподавателей от рутинной работы по формированию многовариантных индивидуальных практических заданий и контролю их выполнения. Возникающая при этом возможность частого контроля знаний повышает у будущих специалистов мотивацию к обучению. Наблюдаемая тенденция к некоторому снижению отдельных научно-педагогических исследований по применению контролирующих компьютерных программ, по-видимому, объясняется тем, что компоненты педагогических измерений и контроля всё в большей степени включаются в состав комплексных образовательных электронных ресурсов.

К сожалению, на сегодняшний день роль тренажёрных программных средств в учебном процессе по информатике всё еще невелика. С одной стороны, это объясняется явно недостаточным уровнем обеспечения высшего профессионального образования данными узкоспециализированными электронными ресурсами. С другой стороны, данный факт можно объяснить тем, что тренажёры в большей степени предназначены для отработки практических навыков и умений, например, для приобретения навыков и умений реагирования в условиях аварийных ситуаций, что больше соответствует задачам специальных дисциплин и не может быть распространено, в целом, на традиционные направления вузовской подготовки специалистов.

В системе высшего образования при обучении информатике всё еще практически не используются экспертные обучающие системы. Данная проблема порождена, в первую очередь, отсутствием качественных экспертных систем образовательного назначения по информатике. Кроме того, создание экспертных обучающих систем требует огромных затрат времени и ресурсов, а сами они, как правило, в большей степени подходят для трудно формализуемых областей знаний, таких, например, как обществоведение, история или биология. Те же аргументы могут быть высказаны и в отношении применения интеллектуальных обучающих систем.

Таким образом, налицо явная тенденция к информатизации обучения информатике в вузах, заключающаяся в практически повсеместном проникновении разрозненных электронных ресурсов во все виды образовательной деятельности. Вместе с тем настоящий этап информатизации характеризуется объединением различных подходов к разработке и использованию различных средств информационных технологий в рамках нотации единых образовательных электронных ресурсов, для которых технология разработки, теория и методология применения в системе высшего профессионального образования ещё требуют дополнительных масштабных и комплексных научно-педагогических исследований.

Литература

1. Гриншкун В.В. Подготовка педагогов в области информатизации образования как фактор решения проблемы качества информационных ресурсов / В.В. Гриншкун // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». - 2011. - № 3. - С. 5-9.

2. Гриншкун В.В. Особенности подготовки педагогов в области информатизации образования / В.В. Гриншкун // Информатика и образование. - 2011. - № 5. - С. 68-72.

3. Григорьев С.Г. Содержание обучения информатике в основной школе: на пути к фундаментализации / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, О.Ю. Заславская, А.А. Кузнецов, И.В. Левченко // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». - 2010. - № 2 (20). - С. 6-18.

Literatura

1. Grinshkun V.V. Podgotovka pedagogov v oblasti informatizacii obrazovaniya kak faktor resheniya problemy' kachestva informacionny'x resursov / V.V. Grinshkun // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby' narodov. Seriya «Informatizaciya obrazovaniya». - 2011. - № 3. - S. 5-9.

2. Grinshkun V.V. Osobennosti podgotovki pedagogov v oblasti informatizacii obrazovaniya / V.V. Grinshkun // Informatika i obrazovanie. - 2011. - № 5. - S. 68-72.

3. Grigor'ev S.G. Soderzhanie obucheniya informatike v osnovnoj shkole: na puti k fundamentalizacii / S.G. Grigor'ev, V.V. Grinshkun, O.Yu. Zaslavskaya, A.A. Kuzneczov, I.V. Levchenko // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Informatika i informatizaciya obrazovaniya». - 2010. - № 2 (20). - S. 6-18.

V.V. Grinshkun

Generic Composition and the Directions for the Use of Electronic Resources for Teaching Computer Science at Institution of Higher Education

The article discusses the particularities of the use of electronic educational resources for teaching students of institutions of higher education computer science. The classification of these learning tools is described in the article.

Keywords: educational electronic resources; informatization of education; teaching computer science; classification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.