УДК 378
ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
НА ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ
К ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В.В. Гриншкун
Аннотация. В статье обосновывается наличие взаимосвязи между проблемами формирования качественного содержательного наполнения информационных ресурсов и низкой готовности педагогов к обучению с их использованием. Предлагаются пути совершенствования системы подготовки педагогов в области информатизации образования.
Ключевые слова: информатизация образования, подготовка педагогов, информационные ресурсы.
INFLUENCE OF INFORMATION RESOURCES QUALITY
ON FORMATION OF TEACHERS READINESS
TO INFORMATIZATION OF EDUCATION
V. Grinshkun
Abstract. Existence of interrelation between problems of formation of high-quality substantial filling of information resources and low readiness of teachers for training with its use is proved in article. Ways of improvement of teachers training system in the field of informatization of education are offered.
Keywords: informatization of education, teachers training, information resources.
Большинство современных педагогов и исследователей отмечают, что интенсивность информатизации, равно как и степень её влияния на эффективность образования всё еще явно недостаточны. При этом если в прежние годы основным фактором, сдерживающим
информатизацию, выступало недостаточное оснащение образовательных организаций компьютерной техникой или
телекоммуникациями, то в настоящее время эта проблема, оставаясь актуальной, постепенно перемещается на второй план. Важно понимать, что главными факторами, сдерживающими развитие информатизации образования, выступают низкая готовность большинства педагогов к осуществлению образовательной деятельности с использованием средств информатизации и низкое качество содержательного наполнения имеющихся в системе образования информационных ресурсов.
Внешне эти проблемы, несмотря на свою явную актуальность, могут казаться разными. Так, проблема, связанная с профессионализмом педагогов, должна устраняться за счёт совершенствования систем подготовки и переподготовки работников системы
образования, приобретения ими требуемого опыта, а решение проблемы низкого качества средств информатизации образования является прерогативой их разработчиков. Однако, детальное рассмотрение обеих проблем показывает, что они взаимосвязаны. Это означает,
что можно предпринять единые меры, которые способствовали бы одновременному устранению этих проблем, приводящему к повышению эффективности информатизации образования.
Современные отечественные авторские коллективы и предприятия, занимающиеся разработкой информационных ресурсов для системы образования на профессиональной основе, уже обладают достаточно существенным опытом и специалистами, позволяющими решать возникающие технические и дизайн-эргономические проблемы быстро и эффективно. Практически все профессионально выпущенные информационные ресурсы безукоризненно функционируют, имеют привлекательный внешний вид, удобны в использовании, учитывают психолого-возрастные и
физиологические особенности конкретного контингента обучающихся. Это определяется тем, что за относительно короткое время специалисты вносят соответствующие коррективы в интерфейс или технологические модули несовершенных информационных ресурсов.
Принципиально иная ситуация складывается с содержательным наполнением таких средств обучения или воспитания. Чаще всего имеющиеся ошибки, характерные для содержания, его смысловой замкнутости и непротиворечивости, структуры, порядка предъявления и наличия взаимосвязей между содержательными фрагментами имеют глубокий системный характер. Устранения таких ошибок
чаще всего невозможно достичь простой коррекцией текста, рисунков, аудио- или видеофрагментов.
Следует учитывать, что психологически для большинства обучающихся любой внешний по отношению к педагогу источник информации, каковыми являются и средства информатизации, обладает приоритетом. Многие люди склонны больше доверять написанному в книге или другом «официальном» источнике, чем находящемуся рядом преподавателю, который всегда имеет право на ошибку. Неслучайно педагогам бывает затруднительно объяснить обучающимся факт наличия смысловой ошибки в электронном учебнике, пособии или тренажере. При этом только педагог имеет реальную возможность подвергнуть анализу
содержательное наполнение информационного ресурса, соотнести его со своим видением преподаваемой дисциплины, оценить качество ресурса и принять решение об его использовании. Это свидетельствует о необходимости соответствующего совершенствования системы подготовки и переподготовки педагогов. С учетом особенностей функционирования и содержательного наполнения информационных ресурсов педагог должен уметь корректировать методы обучения. Очевидно, что для этого педагогу необходимы особые профессиональные качества.
Кроме того, значимой проблемой, характерной для применения средств информатизации образования, является их оправданное использование, определяемое не желанием педагога провести как можно больше занятий, на которых обучающиеся взаимодействуют с компьютерной техникой, а потребностью методических систем обучения отдельным учебным дисциплинам. Применение информационных ресурсов должно
соответствовать наличию такой потребности, исходящей из специфики изучаемого содержания и используемых методов обучения. Этот фактор свидетельствуют в пользу значимости соответствующей подготовки педагога. Только преподаватель, обладающий необходимыми профессиональными качествами, сможет отобрать информационные ресурсы и использовать их именно в тех случаях, когда такое использование приведёт к реальному повышению эффективности образовательной деятельности.
Наряду с этим любой педагог должен иметь представление о том, что все имеющиеся информационные ресурсы можно разделить на два больших класса. К первому из них следует отнести широко распространенные электронные
версии обычных бумажных учебников, пособий, методических изданий. Их существование оправдано удобством хранения, тиражирования, возможностью пересылки, демонстрации с использованием проекционной техники. В то же время применение таких ресурсов не приводит к существенному повышению эффективности образовательного процесса по сравнению с обучением и воспитанием, проводимыми без использования средств информатизации. Совершенно другая ситуация складывается в отношении ресурсов, существование которых невозможно вне компьютерной техники, ресурсов, основанных на специфических преимуществах информационных и
телекоммуникационных технологий, таких как интерактивность, возможность сочетания информации разных видов, способность учитывать особенности обучающихся при предъявлении учебного материала и проверки результатов обучения. В большинстве случаев именно такие ресурсы способствуют повышению эффективности образования. Очевидно, что понимание подобных подходов и соответствующей классификации
информационных ресурсов должно
сопутствовать профессиональной деятельности педагога.
Не следует также забывать, что моделирование и создание столь сложных и многогранных средств информатизации образования, каковыми являются современные электронные учебники, пособия, тренажеры и другие ресурсы невозможно силами узкого коллектива специалистов. Такие средства и соответствующие методы обучения могут быть разработаны только в рамках комплексного сотрудничества многих специалистов, в числе которых педагоги, методисты, ученые, дизайнеры, инженеры, программисты и многие другие. Очевидно, что одна из ключевых ролей в подобных авторских коллективах должна отводиться педагогам, которые, в свою очередь, должны обладать необходимым для этого уровнем профессионализма.
Возникает явная необходимость
формирования у педагогов профессиональных качеств, которые позволили бы в существующих условиях повысить эффективность обучения и воспитания за счёт применения средств и технологий информатизации. При этом одними из аргументов, свидетельствующих о наличии такой необходимости, является тесная взаимосвязь проблем, связанных с качеством информационных ресурсов и недостаточной готовностью педагогов к применению таких средств обучения. Обучение корректному,
оправданному и уместному использованию средств информационных и
телекоммуникационных технологий должно войти в содержание подготовки педагогов в области информатизации образования.
В указанном направлении уже многое сделано в рамках развития отечественной системы высшего педагогического образования. Практически все будущие учителя изучают такие дисциплины, как «Технические и аудиовизуальные средства (или технологии) обучения» и «Информационные и коммуникационные технологии в образовании». К числу этих дисциплин можно добавить встречающиеся в вузах курсы «Образовательные ресурсы Интернет», «Методики оценки и использование образовательного программного обеспечения», «Современные средства оценивания результатов обучения» и некоторые другие дисциплины. Очевидно, что все они, так или иначе, освещают особенности осуществления педагогической деятельности в условиях использования информационных и
телекоммуникационных технологий. К этому списку, конечно же, надо добавить многочисленные курсы методики обучения различным дисциплинам, которые не могут обойти стороной специфику информатизации обучения отдельным предметам школьной и вузовской программы.
К сожалению, сложившаяся практика обучения в рамках указанного набора дисциплин имеет, как минимум, два существенных недостатка, наличие которых просматривается даже на уровне названий этих направлений подготовки обучающихся.
В качестве одного из недостатков можно отметить разрозненность и несвязность перечисленных дисциплин, читаемых, как правило, разными педагогами. Содержание этих курсов во многих местах дублирует друг друга. Так, например, особенности разработки и использования образовательных электронных изданий и ресурсов, публикуемых в сети Интернет, могут рассматриваться практически во всех перечисленных курсах.
Другим недостатком является то, что даже по своему названию указанные дисциплины ориентированы, прежде всего, на изучение средств, используемых в обучении, а не на подготовку педагогов к профессиональной деятельности с использованием таких средств там, где это действительно может повлечь за собой повышение эффективности. Подобные средства, особенности их устройства и функционирования изучаются последовательно, «через запятую». При таком подходе изучить все
средства невозможно, что очевидно, и не требуется. Изученные конкретные средства и технологии устаревают настолько быстро, что после окончания вуза педагог наверняка столкнётся с совсем другими средствами, оперированием с которыми он не владеет.
Перечисленные направления подготовки и переподготовки педагогов целесообразно содержательно и методически объединить в единый комплекс, нацеленный на знакомство учителей и преподавателей с сущностью и спецификой информатизации образования. При этом «Информатизация образования» может использоваться как название отдельной достаточно обширной по содержанию и фундаментальной по характеру учебной дисциплины, так и в качестве названия и систематизирующего фактора блока
вышеназванных учебных дисциплин,
преподаваемых студентам педагогических направлений вузов.
Нередки мнения, что «информатизация образования», трактуемая как процесс, не может выступать в качестве названия учебной дисциплины или блока учебных дисциплин. Действительно, учить процессу некорректно. Но информатизацию образования можно рассматривать и как деятельность - деятельность педагогов, направленную на обеспечение образования объективной, достоверной, актуальной информацией и средствами ее обработки. В этом случае обучение информатизации образования будет представлять собой обучение деятельности, что вполне корректно и оправданно. В качестве примера общепризнанной дисциплины, имеющей аналогичное название, в рамках которой происходит обучение деятельности, можно привести школьный предмет «Черчение». Аналогично возможно и издание учебников и пособий под названием «Информатизация образования».
Созданная в Московском городском педагогическом университете кафедра информатизации образования является одной из первых в России, предпринявшей попытку осуществить на базе ряда вышеназванных дисциплин учебного плана подготовки педагогов комплексное обучение будущих учителей основам информатизации образования. Для этого осуществлен поиск целей и принципов обучения, которые позволили бы систематизировать подготовку педагогов, сделать её содержание более фундаментальным и менее зависимым от постоянно изменяющихся и развивающихся средств информатизации [1]. В рамках этой работы создан учебник «Информатизация
образования. Фундаментальные основы», опубликованный на странице кафедры официального интернет-сайта университета.
Учебник определяет информатизацию образования как область научно-практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Отдельная учебная дисциплина
«Информатизация образования» или
соответствующий комплекс дисциплин подготовки педагогов (вне зависимости от специализации) обладают рядом особенностей.
В частности, в словосочетании «информатизация образования» не содержится понятия «компьютеризация» или каких-то других аналогичных понятий. Не входят они и в вышеприведенное определение. Таким образом, создание и использование изданий, опубликованных традиционным способом на бумаге, также является полноценным фактором информатизации образования. Особенности построения традиционных изданий,
формирования их содержания и, конечно же, обучения с их использованием также оправданно может рассматриваться в таком курсе или блоке учебных дисциплин. Однако, обучение использованию печатных изданий достаточно хорошо изучено, а студенты знакомы с ним благодаря другим дисциплинам и собственному жизненному опыту. В связи с этим основной акцент при изучении информатизации образования должен быть расставлен на изучении ресурсов и изданий, работа с которыми осуществляется с использованием компьютерной техники.
При обучении информатизации образования необходим явный переход от обучения техническим и технологическим аспектам работы с компьютерными средствами к обучению корректному содержательному формированию, отбору и уместному использованию образовательных электронных изданий и ресурсов, о которых шла речь выше. Современный педагог должен не только обладать знаниями в области информационных и телекоммуникационных технологий, что входит в содержание курсов информатики, изучаемых в педагогических вузах, но и быть специалистом по применению новых технологий в образовании [2].
В качестве основных целей подготовки педагогов в области информатизации образования можно выделить:
- ознакомление с положительными и отрицательными аспектами использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании;
- формирование представления о роли и месте информатизации образования в информационном обществе, видовом составе и областях эффективного применения средств информатизации образования, технологий обработки, представления, хранения и передачи информации;
- ознакомление с общими методами информатизации, адекватными потребностям учебного процесса, контроля и измерения результатов обучения, внеучебной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности учебных заведений;
- формирование знаний о требованиях, предъявляемых к средствам информатизации образования, основных принципах оценки их качества, обучение педагогов стратегии практического использования средств информатизации в сфере образования;
- предоставление дополнительной возможности пояснить обучаемым роль и место информационных технологий в современной мире;
- обучение формирующемуся языку информатизации образования (с параллельной фиксацией и систематизацией терминологии).
Содержание описываемой дисциплины или системы учебных курсов всё ещё находится в стадии формирования. Однако уже сегодня понятны приоритеты доступного разъяснения педагогам основных понятий и сущности процессов информатизации образования. Одно из первостепенных мест в содержании обучения в области информатизации образования занимают вопросы уместного, оправданного и эффективного использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании.
Существуют и другие значимые факторы, характеризующие информатизацию образования как учебную дисциплину и определяющие её отличие от других аналогичных подходов и содержательных направлений, описываемых во многих современных публикациях. В этой связи можно отметить:
- системность, заключающуюся в том, что в основе изложения лежит не перечисление существующих средств и технологий информатизации образования с
соответствующими описаниями, а потребности и общие характерные особенности
информатизации возможных видов
образовательной деятельности;
- стремление к выявлению аспектов информатизации образования, инвариантных относительно психолого-возрастных особенностей обучаемых, специфики образовательной деятельности конкретных учебных заведений, развития информационных технологий и ряда других факторов;
- выявление вариативных аспектов, зависящих от различных факторов психологического, методического, технологического и организационного характера: подготовка и переподготовка педагогов к учету вариативных аспектов должна осуществляться с использованием системы специализированных разделов курса, дисциплин и учебных пособий, ориентированных на специфику конкретной деятельности специалистов, работающих в сфере образования;
- построение учебного материала, предусматривающее не объяснение конкретных нюансов информатизации образования, а фокусирование внимания педагогов на ключевых вопросах, поиск ответов на которые является обязательным условием эффективности информатизации;
- систематизацию терминологии в рамках обучения языку информатизации образования;
- ориентацию обучения, в том числе и на выработку у педагогов устойчивой мотивации к участию в формировании информационной образовательной среды.
В качестве основных содержательных разделов учебного курса могут быть выделены сущность, цели и особенности информатизации образования, технические средства и технологии информатизации образования, методы информатизации образовательной деятельности, основы формирования информационных образовательных сред и информационного образовательного пространства, вопросы формирования готовности педагогических кадров к профессиональному использованию информационных технологий.
Кроме этого учебный курс или система курсов «информатизация образования» должны включать в себя научные основы создания, экспертизы и применения образовательных электронных изданий и ресурсов. В этой области ещё много нерешенных задач. К ним можно отнести задачи адекватности таких средств реалиям учебного процесса, повышения уровня научности, смысловой и стилистической культуры содержания средств информатизации,
необходимость интерфейсной, технологической и информационной связи между отдельными образовательными изданиями и ресурсами, задействованными в разных областях деятельности школ и вузов.
В рамках соответствующего обучения необходимо донести до будущих педагогов, что информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и коммуникационных технологий. Вторая - в повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества, не имеющего информационных и других границ.
В качестве примера можно привести взаимосвязь информатизации образования с решением проблем воспитания и развития членов современного информационного общества. В рамках описанной работы формируется система специальных обучающих курсов, нацеленных на воспитание толерантности в современном поликультурном обществе. Такие курсы не только базируются на комплексном использовании средств информатизации образования, но и обеспечивают требуемое воспитание с учётом факторов тотального использования информационных и
телекоммуникационных технологий в жизни общества. Указанная работа ведётся кафедрой информатизации образования Московского городского педагогического университета в тесном многолетнем сотрудничестве с Институтом педагогики, психологии и социальных проблем Российской академии образования в рамках проекта Tempus-ALMEET («Actions of Lifelong Learning addressing Multicultural Education and Tolerance in Russia», «Обучение в течение всей жизни, направленное на формирование мультикультурного образования и воспитание толерантности в России»). Опора на огромный научный и педагогический потенциал Института педагогики, психологии и социальных проблем позволила в рамках указанного проекта не только учесть специфику развития поликультурного общества, но и выстроить недостающие элементы системы подготовки педагогов к информатизации описываемого вида образовательной
деятельности.
Наряду с этим педагоги должны усвоить, что использование информационных технологий будет оправданным и приведёт к повышению эффективности обучения только в том случае, если такое использование будет отвечать
конкретным потребностям системы образования, если обучение в полном объёме без использования соответствующих средств информатизации невозможно или
затруднительно. Очевидно, что в систему подготовки педагогов должно войти знакомство с несколькими группами таких потребностей.
Для эффективного и уместного использования информационных и
телекоммуникационных технологий педагогам необходимо знать основные положительные и отрицательные аспекты информатизации обучения, использования электронных изданий и ресурсов. Очевидно, что знание таких аспектов поможет учителям и преподавателям
Лит
1. Гриншкун В.В., Левченко И.В. Особенности фундаментализации образования на современном этапе его развития / В.В. Гриншкун, И.В. Левченко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2011. - № 1. -С. 5-11.
использовать информатизацию там, где она влечет за собой наибольшие преимущества и минимизировать возможные негативные моменты, связанные с работой обучаемых с современными средствами информатизации. Применение средств информатизации в обучении по принципу «чем больше, тем лучше» не может привести к реальному повышению эффективности системы образования. В использовании образовательных электронных изданий и ресурсов необходим взвешенный и четко аргументированный подход,
взаимоувязанный с подходами к решению проблем качества содержательного наполнения средств информатизации образования.
ра:
2. Гриншкун В.В. Информатизация как значимый компонент совершенствования системы подготовки педагогов. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2014. - № 1(27). - С. 1521.
Сведения об авторе:
Гриншкун Вадим Валерьевич (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатизации образования ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», e-mail: [email protected]
Data about the author:
V. Grinshkun (Moscow, Russia), the doctor of pedagogical sciences, professor, the head of the department of informatization of formation of GAOU the city of Moscow "Moscow city pedagogical university", e-mail: [email protected]