Научная статья на тему 'Подготовка педагогов к использованию качественных информационных ресурсов'

Подготовка педагогов к использованию качественных информационных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гриншкун Вадим Валерьевич

В докладе обосновывается утверждение о тесной связи проблемы недостаточной готовности педагогов к использованию средств информатизации в образовании и проблемы низкого качества содержательного наполнения образовательных информационных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов к использованию качественных информационных ресурсов»

Подготовка педагогов к использованию качественных информационных ресурсов

Гриншкун Вадим Валерьевич ([email protected])

ГОУВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва

В докладе обосновывается утверждение о тесной связи проблемы недостаточной готовности педагогов к использованию средств информатизации в образовании и проблемы низкого качества содержательного наполнения образовательных информационных ресурсов.

Использование информационных и телекоммуникационных технологий повышает эффективность практически всех видов образовательной деятельности, вне зависимости от уровня, ступени или профиля учебного заведения [1]. Однако до сих пор интенсивность информатизации, степень ее влияния на эффективность обучения и воспитания все еще далеки от идеала, несмотря на многие выявленные достоинства средств и технологий информатизации. Примечательно, что если в начальный период проникновения информационных технологий в образование основным сдерживающим информатизацию фактором выступало недостаточное оснащение учебных заведений компьютерной техникой или доступом к телекоммуникационным сетям, то сейчас эта проблема, оставаясь актуальной, постепенно отходит на второй план. При этом главными факторами, сдерживающими развитие информатизации образования, выступают неготовность педагогов к осуществлению образовательной деятельности с использованием средств и технологий информатизации (если рассматривать педагогическое сообщество в целом) и низкое качество содержательного наполнения тех информационных ресурсов, которые лежат в основе информатизации образования.

На первый взгляд может показаться, что эти две, безусловно, актуальные проблемы, по сути разные, а их устранение должно идти параллельными путями. Действительно, ведь проблема, связанная с профессионализмом педагогов, должна устраняться за счет совершенствования систем подготовки и переподготовки работников системы образования, приобретения ими требуемого опыта и профессиональных качеств. В то же время повышение качества средств информатизации образования - прерогатива их разработчиков, авторских творческих коллективов. Однако детальное рассмотрение обеих проблем показывает, что обе они тесно связаны, а значит, можно предпринять единые существенные меры, которые способствовали бы одновременному устранению этих проблем, что приведет к повышению эффективности информатизации образования.

Качество и пригодность информационных ресурсов определяется целым спектром показателей, в числе которых технические, технологические и функциональные аспекты, характеризующие работоспособность ресурса, дизайн-эргономические и здоровьесберегающие показатели, задающие способы его взаимодействия с педагогами и обучающимися, и, конечно же, методические и содержательные аспекты, определяющие содержание ресурса и приемы обучения с его использованием [2]. Важно понимать, что современные отечественные авторские коллективы и предприятия-производители подобных ресурсов, занимающиеся такими разработками на профессиональной основе, уже обладают достаточно существенным опытом и специалистами, позволяющими решать технические и дизайн-эргономические проблемы быстро и эффективно. Практически все профессионально выпущенные информационные ресурсы безукоризненно функционируют, имеют привлекательный внешний вид, удобны в использовании, учитывают психолого-возрастные и физиологические особенности конкретного контингента обучающихся. Практика показывает, что если даже недоработки технического или дизайн-эргономического характера сопровождают электронные учебники, пособия, тренажеры и другие информационные ресурсы, предприятия-производители реагируют на такие недоработки достаточно оперативно и эффективно. За относительно короткое время специалисты вносят соответствующие коррективы в несовершенные компьютерные программы или интерфейс информационных ресурсов.

Совершенно другая ситуация складывается с содержательным наполнением таких средств информатизации образования. Чаще всего имеющиеся ошибки характерные для содержания, его смысловой замкнутости и непротиворечивости, структуры, порядка предъявления и наличия взаимосвязей между содержательными фрагментами имеют глубокий системный характер. Устранение таких ошибок чаще всего невозможно простой коррекцией текста, рисунков или видеофрагментов. В качестве примера можно привести электронное пособие для изучения русского языка, половина разделов которого свидетельствует о том, что причастие - отдельная самостоятельная часть речи, а другая половина о том, что причастие - форма глагола. Оба подхода, скорее всего, имеют научное обоснование в филологии, но простое чередование их внутри электронного пособия для школьников без соответствующих объяснений недопустимо. Причина такой ситуации банальна - разделы пособия разрабатывались разными авторами, придерживающимися разных позиций и не потрудившимися согласовать свои подходы к созданию содержательного наполнения электронного ресурса. Очевидно, что исправление такой системной недоработки в короткие сроки осуществить невозможно, поскольку требуется

переделка содержания и структуры пособия, а выполнение всех необходимых для этого правок приведет к появлению по сути нового информационного ресурса.

Подобная ситуация усугубляется еще и тем, что для большинства обучающихся любой внешний по отношению к педагогу источник информации, каковыми являются и средства информатизации, обладает приоритетом. Психологические особенности человека таковы, что мы склонны больше доверять написанному в книге или другом «официальном» источнике, чем находящемуся рядом преподавателю, с которым видимся регулярно и который всегда имеет право на ошибку. С учетом этого, педагогам часто затруднительно объяснить обучающимся факт наличия смысловой ошибки в электронном учебнике, пособии или тренажере. В условиях отсутствия в России официальной системы оценки качества содержательного наполнения средств информатизации образования такая оценка должна осуществляться самим педагогом. В настоящее время только педагог имеет реальную возможность подвергнуть анализу содержательное наполнение информационного ресурса, соотнести его со своим видением преподаваемой дисциплины, оценить качество ресурса и принять решение о его использовании для повышения эффективности учебного процесса. Это неукоснительно свидетельствует о необходимости внесения соответствующих корректив в систему подготовки и переподготовки педагогов. Современный педагог должен обладать качествами эксперта, определяющего пригодность тех или иных средств информатизации образования для повышения эффективности своей деятельности. Кроме того, с учетом особенностей функционирования и содержательного наполнения информационных ресурсов, педагог должен скорректировать и методику обучения. Очевидно, что для этого педагогу необходимы соответствующие профессиональные качества.

Другой существенной проблемой, сопровождающей применение средств информатизации образования, является их оправданное использование, определяемое не желанием педагога провести как можно больше занятий, на которых обучающиеся взаимодействуют с компьютерной техникой, а потребностью конкретных методических систем обучения. Применение информационных ресурсов должно соответствовать наличию такой потребности, исходящей из специфики изучаемого содержания и используемых методов обучения. Так, например, сформировать у старших школьников представление о траектории движения тела, брошенного под углом к горизонту, можно и без применения компьютерной техники. Старшеклассники уже имеют соответствующие представления из повседневной жизни. Кроме того, у педагога всегда имеется возможность продемонстрировать такое движение с использованием реальных предметов непосредственно на уроке. Проведение таких занятий с применением средств информатизации может не привести к повышению эффективности. При этом неоправданно увеличатся временные и организационные затраты, произойдет отвлечение от обучения физике. В то же время, если цели обучения другие, если речь идет о специфике траекторий в зависимости от первоначального угла полета тела, об анализе зависимости видов траекторий от величин углов, то в этом случае применение соответствующих моделирующих средств и компьютерной техники может дать существенный положительный эффект. Эти аргументы также неукоснительно свидетельствуют о значимости соответствующей подготовки педагога. Только преподаватель, обладающий необходимыми профессиональными качествами, сможет отобрать информационные ресурсы и использовать их именно в тех случаях, когда таковое дает явный положительный эффект.

Все существующие информационные ресурсы можно разделить на два больших класса. К первому из них можно отнести широко распространенные электронные версии обычных бумажных учебников, пособий, методических изданий. Их существование оправдано удобством хранения, тиражирования, возможностью пересылки, демонстрации с использованием проекционной техники. В то же время применение таких ресурсов не приводит к существенному повышению эффективности образовательного процесса по сравнению с обучением и воспитанием, проводимыми без использования средств информатизации. Совершенно другая ситуация складывается в отношении ресурсов, существование которых невозможно вне компьютерной техники, ресурсов, основанных на специфических преимуществах информационных и телекоммуникационных технологий, таких как интерактивность, возможность сочетания информации разных видов, способность учитывать особенности обучающихся при предъявлении учебного материала и проверке результативности обучения. В большинстве случаев именно такие ресурсы способствуют повышению эффективности образования за счет применения средств и технологий информатизации. Понимание подобной ситуации, равно как и соответствующей классификации информационных ресурсов, должно сопутствовать профессиональной деятельности педагога.

Литература

1. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы: учеб. для студ. пед. вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов. - Томск: ТМЛ-Пресс, 2008. - 286 с.

2. Кузнецов А. А., Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Образовательные электронные издания и ресурсы: метод. пособие. -М.: Дрофа, 2009. - 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.