ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В КАЗАХСТАНСКОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.Ж. Ибрагимова, Г.А. Туякбаева
Кафедра информатики Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата ул. Айтеке би, 29А, Кызылорда, Республика Казахстан, 120014
В статье описываются современные подходы, применяемые в Казахстане для обеспечения системы электронного обучения в вузах качественными технологическими средствами. Перечисляются основные проблемы и возможные пути их решения в рамках процессов информатизации образования.
Ключевые слова: электронное обучение, высшее образование, модель, информатизация.
Использование современных информационных технологий, к числу которых по праву относятся мультимедиатехнологии, является основой для создания высокоэффективных информационных ресурсов, используемых для достижения целей электронного обучения. За последнее время количество средств такого обучения, как размещенных в сети Интернет, так и поставляемых на различных информационных компьютерных носителях, резко увеличилось. Более того, сейчас уже можно говорить о достаточно четкой градации средств электронного обучения по уровням и направлениям образовательной деятельности. В рамках такого процесса стали появляться образовательные информационные ресурсы, нацеленные на информатизацию высшего профессионального образования, активное совершенствование которой является характерной чертой реформирования системы образования в Республике Казахстан [1].
В настоящее время в республике, как и в большинстве других стран СНГ, появляется все больше творческих коллективов и коммерческих предприятий, ставящих перед собой цели создания и внедрения средств электронного обучения на всех ступенях послешкольного образования. Однако разрабатываемые средства, как правило, никак не связаны между собой, построены на основе совершенно различных принципов и методов. Многие из создаваемых электронных средств педагогического назначения не отвечают очевидным педагогическим, психологическим и другим требованиям.
В этой связи актуальными становятся разработки на государственном уровне единых научно-методических, технологических и организационных основ разработки, мониторинга качества и практического использования средств электронного обучения [2].
Важно понимать, что подобные электронные средства играют огромную роль в повышении эффективности педагогической деятельности. Необходимо объединить результаты теоретических исследований и выявленные практические приемы с целью создания общепризнанной основы — руководства для разработки, монито-
ринга качества, экспериментальной апробации и эффективного использования вузовских средств электронного обучения. Выявляемые положения и подходы всегда нацелены на обеспечение различных учебных предметов республиканской системы высшего образования достаточно универсальными и относительно единообразными с точки зрения качества и основ оперирования электронными средствами обучения и методическими разработками по применению компьютерной техники в учебном процессе.
В основу подобных исследований целесообразно положить метод моделирования. Создаваемая модель должна включать в себя основные принципы и подходы, которые обеспечили бы при использовании средств электронного обучения высокую эффективность усвоения информации, формирования навыков и умений, повышение качества, всеобщую доступность и непрерывность образования, приобщение студентов к профессиональной деятельности с использованием новейших информационных и телекоммуникационных технологий.
При таком подходе требуемая многокомпонентная модель в первую очередь будет представлять собой систему основных научно обоснованных положений, описывающих сущность, порядок разработки и мониторинга качества средств электронного обучения, что позволит использовать ее и как теоретическую основу для дальнейших разработок в этой области, и как практическое руководство для разработчиков средств обучения, экспертов и рядовых педагогов вуза. Компоненты модели могут быть использованы при формулировании актуальных государственных и региональных проектов по разработке электронных средств, обеспечивающих поддержку и развитие системы высшего образования.
К вхождению в состав подобной модели предлагаются:
— система зависимости особенностей средств электронного обучения от уровня и формы образовательного процесса на каждом этапе высшего и послевузовского образования;
— классификация возможных компонент таких средств в зависимости от целей, содержания, уровней, организационных форм и методов обучения студентов вуза;
— систему психолого-педагогических, технологических и дизайн-эргономических требований к качеству разработки и эксплуатации средств электронного обучения;
— предписания разработчикам электронных средств указывать предметные образовательные области, методы и формы учебного процесса;
— критерии эффективности применения подобных средств в учебном процессе вуза;
— порядок экспериментальной апробации средств электронного обучения на основе проверки соответствия критериям эффективности применения в вузе;
— система мониторинга качества средств электронного обучения для высшего образования, связанная с разработанной системой требований.
В создаваемую модель должны войти как традиционные общеизвестные требования, предъявляемые к содержанию и методической проработанности традиционных бумажных учебников, учебных и методических пособий, так и система специально выявленных и обоснованных требований. В основу их классификации
Ибрагимова Н.Ж., Туякбаева Г.А. Особенности разработки и использования средств электронного...
может быть положена деятельность различных специалистов (педагогов, психологов, дизайнеров и др.), что направлено на решение проблем практической организации мониторинга качества.
В состав разработанного комплекса требований, предъявляемых к качеству средств электронного обучения, наряду с технологическими, психолого-педагогическими и дизайн-эргономическими требованиями могут быть включены функциональные требования. Функциональные характеристики отражают способность средств электронного обучения как программных средств обеспечивать функции, удовлетворяющие потребности пользователей системы высшего образования. Функциональные характеристики отражают то, что выполняет электронное средство для удовлетворения таких потребностей.
Рынок средств электронного обучения по многим учебным дисциплинам с каждым днем оказывается все более наполненным различными изданиями, и современный вузовский педагог оказывается перед сложной проблемой выбора качественных и эффективных средств обучения. В то же время на государственном уровне до сих пор не решены вопросы оценки качества и отбора эффективных средств обучения, а сам педагог в большинстве случаев в силу специфики подготовки оказывается не в состоянии самостоятельно определить уровень качества попадающих в его распоряжение средств обучения.
Такая ситуация не является случайной, поскольку организация мониторинга качества и обучения вузовских педагогов навыкам отбора и использования эффективных средств электронного обучения упирается в непроработанность педагогических основ экспертизы и апробации. В первую очередь мониторинг невозможен из-за отсутствия четко определенных требований к электронным средствам и технологиям проведения мониторинга, которые позволяли бы определить степень соответствия реальных средств электронного обучения упомянутым требованиям.
К этому следует добавить, что мониторинг качества электронных средств обучения существенно усложняется из-за использования компьютерной техники, что требует дополнительного исследования в области эргономики, методических и психологических аспектов работы обучаемых за компьютером.
В этой связи принципы, требования и положения, собранные в описываемой модели, могли бы быть взяты за основу при организации мониторинга на государственном уровне и при обновлении систем подготовки педагогов и студентов к использованию средств электронного обучения в педагогической практике в целях повышения эффективности системы высшего образования.
Опыт использования компьютеров и новых электронных средств при подготовке студентов показывает, что простое приобретение и применение современных и ранее созданных подобных средств приводит к появлению большого количества проблем [3], в частности, можно отметить следующее:
— используемые электронные средства обучения, как правило, подбираются по принципу «из того, что есть» и не соответствуют в полной мере потребностям и особенностям дидактических систем обучения отдельным дисциплинам, преподаваемым в вузах;
— отсутствуют специализированные методы электронного обучения студентов, что также в общем итоге негативно отражается на эффективности применения электронных средств;
— даже поверхностный анализ содержания большинства используемых средств информатизации высшего образования показывает, что нередки случаи использования ненаучной или недостоверной информации. Зачастую такое содержание сильно отстает от потребностей и особенностей современной профессиональной деятельности выпускников вуза;
— как правило, используемые средства электронного обучения не учитывают особенности и проблемы оснащения высших учебных заведений компьютерами и системами мультимедиа. Не в полной мере такие средства используют потенциал и информационные ресурсы Интернета.
Эти и многие другие проблемы заставляют задуматься не только о недостаточно высоком качестве средств электронного обучения для вузов, но и о необходимости проведения научных педагогических и технологических исследований. В связи с этим целесообразно:
— разработку средств электронного обучения осуществлять специализированно, с привязкой к потребностям дидактических систем подготовки студентов в конкретных вузах;
— учитывать при создании и применении средств электронного обучения специфику будущей профессиональной деятельности подготавливаемых специалистов;
— принять на государственном уровне программы повышения качества электронных средств, нацеленные на применение в системе высшего профессионального образования;
— осуществить разработку нормативно-технологических положений и внедрение системы экспертизы качества и апробации средств электронного обучения, применяемых для обучения студентов в вузах. При этом апробация таких средств должна осуществляться непосредственно в высших учебных заведениях;
— провести научные исследования в области дидактики и информатизации образования, в результате которых были бы выявлены основы формирования качественного содержания и эффективных методов применения средств электронного обучения в сфере высшего профессионального образования;
— осуществить переход от разрозненного использования отдельных мелких и недостаточно качественных образовательных компьютерных программ к системному и взаимосвязанному использованию качественных средств электронного обучения, изготовленных профессионалами и сочетающих в себе возможности различных профессиональных средств, используемых во всех областях деятельности современного вуза.
Для системы высшего образования необходимы разработка и принятие соответствующих нормативных документов, которые имели бы общий характер и описывали основные подходы к позиционированию применяемых ресурсов в качестве высокоэффективных средств электронного обучения и реализации педагогической деятельности.
Ибрагимова Н.Ж., Туякбаева Г.А. Особенности разработки и использования средств электронного.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Ибрагимова Н.Ж. Об одном компоненте образовательных электронных изданий по информатике // Вестник КазНПУ им. Абая. Серия физико-математические науки. — Ал-маты: КазНПУ. — 2004. — № 1 (9). — С. 94—97.
[2] Гриншкун В.В. Качество информационных ресурсов и профессиональные качества педагогов. Взаимосвязь и проблемы // Информатика и образование. — 2013. — № 1. — С. 79—81.
[3] Усенов С.С. Разработка, оценка качества и применение электронных ресурсов по информатике для студентов вузов: Монография. — Кызылорда: КГУ им. Коркыт Ата, 2008.
LITERATURA
[1] Ibragimova N.Zh. Ob odnom komponente obrazovatel'nyh jelektronnyh izdanij po informatike // Vestnik KazNPU im. Abaja. Serija fiziko-matematicheskie nauki. — Almaty: KazNPU. — 2004. — № 1 (9). — S. 94—97.
[2] Grinshkun V.V. Kachestvo informacionnyh resursov i professional'nye kachestva pedagogov. Vzaimosvjaz' i problemy // Informatika i obrazovanie. — 2013. — № 1. — S. 79—81.
[3] Usenov S.S. Razrabotka, ocenka kachestva i primenenie jelektronnyh resursov po informatike dlja studentov vuzov: Monografija. — Kyzylorda: KGU im. Korkyt Ata, 2008.
FEATURES OF DEVELOPMENT AND USE OF ELECTRONIC TRAINING MEANS IN THE KAZAKHSTAN SYSTEM OF THE HIGHER EDUCATION
N.Zh. Ibragimova, G.A. Tuyakbayeva
Kyzylorda State University named after Korkyt Ata
29A, Ayteke Bi str., Kyzylorda, Republic of Kazakhstan, 120014
In article the modern approaches applied in Kazakhstan to providing system of electronic training in higher education institutions by qualitative technological means are described. The main problems and possible ways of their decision within processes of informatization of education are listed. Key words: electronic learning, the higher education, model, informatization.