Научная статья на тему 'Подготовка педагогов в области информатизации образования как фактор решения проблемы качества информационных ресурсов'

Подготовка педагогов в области информатизации образования как фактор решения проблемы качества информационных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / INFORMATION RESOURCES / SUBSTANTIAL FILLING / INFORMATIZATION OF EDUCATION / PREPARATION OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гриншкун Вадим Валерьевич

В статье обосновывается утверждение о взаимосвязи проблемы недостаточной готовности педагогов к использованию средств информатизации в образовании и проблемы низкого качества содержательного наполнения образовательных информационных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of teachers in the field of education informatization as the factor of the solution of a problem of information resources qualities

In article the statement about interrelation of a problem of insufficient readiness of teachers to use of means of information in education and problems of poor quality of substantial filling of educational information resources is proved.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов в области информатизации образования как фактор решения проблемы качества информационных ресурсов»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ПОДГОТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМ КАК ФАКТОР РЕШЕ ИНФОРМАЦИИ

ОВ

И ОБРАЗОВАНИЯ >ЛЕМЫ КАЧЕСТВА >1Х РЕСУРСОВ

Гриншкун

1федра%нформатизации образования МосковСКий городской педагогический универси 1ереметШская ул., 29, Москва, Россия, 127521 "

В статье обос: педагогов к испол: содержат!

утверждение о взаимосвязи прИблдостаточной готовности [аИВю средств информатизации в обраЗовалиюлемы низкого качества аполнения образовательных информационных ресурсов.

чевые с'ова: информационные ресурсы, со, образоЪаниЯ(|подготовка педагогов.

ное наполнение, информатизация

1ьзование информационных и^#елекоммуникационных технологии „во многих случаях способствует сущес|вшному повышению эффективности прак-юски всех видов образователЬнойсеятельности [1]. Однако до сих пор интенсивность информатизации, степень ее влияния на эффективность обучения и воспитания все еще далекиоГидеала^есмотря на многие выявленные достоинства средств и технологий информатизации. Примечательно, что если в начальный период проникновения информационных технологий в образование основным сдерживающим информатизацию фактором выступало недостаточное оснащение учебных заведений компьютерной техникой или доступом к телекоммуникационным сетям, то сейчас эта проблема, оставаясь актуальной, постепенно отходит на второй план. При этом главными факторами, сдерживающими развитие информатизации образования, выступают неготовность педагогов к осуществлению образовательной деятельности с использованием средств и технологий информатизации (если рассматривать педагогическое сообщество в целом) и низкое качество содержательного наполнения тех информационных ресурсов, которые лежат в основе информатизации образования.

На первый взгляд может показаться, что эти две, безусловно, актуальные проблемы, по сути разные, а их устранение должно идти параллельными путями. Действительно, ведь проблема, связанная с профессионализмом педагогов, должна устраняться за счет совершенствования систем подготовки и переподготовки работников системы образования, приобретения ими требуемого опыта и профессиональных качеств. В то же время повышение качества средств информатизации образования — прерогатива их разработчиков, авторских творче|киХшЙллективов. Однако детальное рассмотрение обеих проблем показывает, что^ни тесно связаны, а значит, можно предпринять единые существенные меры, которые способствовали бы одновременному устранению этих проблем^Гв^риведет к повышению эффективности информатизации образования.

Качество и пригодность информационныхЛесурво^ определяются целым спектром показателей, в числе которых технические, технологические и функциональные; показатели, характеризующие работоспособность ресурса, дизайн-эргономические; здоровьесберегающие показатели, задающие способы взаимодействия педагогов и обучающихся, и, конечно же, методические и содержательные показатели, определяющие содержание ресурса и приемы обучения с его использованием [2]. ^^^

Важно понимать, что современные отечественные авторские коллективы и предприятия — производители подобных ресурсов, занимающиеся такими разработками на профессиональной основе, уже обладают достаточно существенным опытом и специалистами, позволяющими решать технические и дизайн-эргономические проблемы быстрри^ффективно. Практически вс^пр^фессиЪнально выпущенные информационные ресурсы безукоризненно функционируют, имеют привлекательный внешний вид, удобны в использовании, учитывают психолого-возрастные и физиологические особенности конкретного контингента обучающихся. Практика показывает, что если даже недоработки технического или дизайн-эргономического характера сопровождают электронные учебники, пособия, тренажеры и другие информационные ресурсы, предприятия-производители реагируют т^акие недоработки достаточно оперативной эффективно. За относительно короткое время специалисты вносят соответствующие коррективы в несовершенные мпьютерные программы или интерфейс информационных ресурсов.

Совершенно другая ситуация складывается с содержательным наполнением таких средств информатизщииСбразования. Чаще всего имеющиеся ошибки, характерные для содержания, его смысловой замкнутости и непротиворечивости, структуры, порядка предЪяевения и наличия взаимосвязей между содержательными фрагментами, имеют^глубокий системный характер. Устранение таких ошибок чаще всего невозможно путем простой коррекции текста, рисунков или видеофрагментов. В качестве примера можно привести электронное пособие по русскому языку, половина разделов которого свидетельствует о том, что причастие — отдельная самостоятельная часть речи, а другая половина — о том, что причастие — форма глагола.

Оба подхода, скорее всего, имеют научное обоснование в филологии, но простое чередование их внутри электронного пособия для школьников без соответ-

Гриншкун В.В. Подготовка педагогов в области информатизации образования как фактор.

ствующих объяснений недопустимо. Причина такой ситуации банальна — разделы пособия разрабатывались разными авторами, придерживающимися разных позиций и не потрудившимися согласовать свои подходы к созданию содержательного наполнения электронного ресурса. Очевидно, что исправление такой системной недоработки в короткие сроки осуществить невозможно, поскольку требуется переделка содержания и структуры пособия, а выполнение всех необходимых для этого правок приведет к появлению по сути нового информационного ресурса. ж

Подобная ситуация усугубляется еще и тем, что для большинства обучающихся любой внешний по отношению к педагогу источник информации, каковыми являются и средства информатизации, обладает приоритетом. Психологические особенности человека таковы, что мы склонны больше доверять написанному в книге или другом «официальном» источнике''ч£м^аходящемуся рядом преподавателю, с которым видимся регулярно и^отВрый'имеет право на ошибку. С учетом этого педагогам часто затруднительно объяснить обучающимся факт наличия смысловой ошибки в электронном учебнике, пособии или тренажере.

В условиях отсутствия в России инициальной системы оценки качества содержательного наполнения средств информатизации образования такая оценка должна осуществляться самим педагогом. В настоящее время только педагог имеет реальную возможность подвергнуть анализу содержательное наполнение информационного ресурса, соотнести его со своим видением преподаваемой дисциплины, оценить повышения эф ствует о необхо товки и переподг ствами экспер

о ресурса и принять решение ти учебного процесса. ти внесения соответствую овки педагогов. Современ пределяющего пригодность ции образования для повышения эффективнос с счетом особенностей функционирова]

использовании для льно свидетель-рректив в систему подго-едагог должен обладать каче-иных средств информатиза-й деятельности. Кроме того, жательного наполнения инфор-

тировать и методику обучения. Оче-оответствующие профессиональные

мационных ресурсов педагог долже идно, что для этого педагогу н| ества.

Другой существенной^рроблемой, ""сопровождающей применение средств информатизации образования, является их оправданное использование, определяемое не желанием педагога провести как можно больше занятий, на которых обучающиеся взаимодействуют с компьютерной техникой, а потребностью конкретных методических систем обучения. Применение информационных ресурсов должно соответствовать наличию такой потребности, исходящей из специфики изучаемого содержания и используемых методов обучения. Например, сформировать у старших школьников представление о траектории движения тела, брошенного под углом к горизонту, можно и без применения компьютерной техники. Старшеклассники уже имеют соответствующие представления из повседневной жизни.

Кроме того, у педагога всегда имеется возможность продемонстрировать такое движение с использованием реальных предметов непосредственно на уроке. Проведение таких занятий с использованием средств информатизации может

не привести к повышению эффективности. При этом неоправданно увеличатся временные и организационные затраты, произойдет отвлечение от обучения физике. В то же время если цели обучения другие, если речь идет о специфике траекторий в зависимости от первоначального угла полета тела, об анализе зависимости видов траекторий от величин углов, то применение соответствующих моделирующих средств и компьютерной техники может дать существенный положительный эффект. Эти аргументы также неукоснительно свидетельствуют\рна™мости соответствующей подготовки педагога. Только преподаватель, обладающий необходимыми профессиональными качествами, сможет отобрать информационные ресурсы и использовать их именно в тех случаях, когда такое использование дает явный положительный эффект.

Все существующие информационные ресурсы можно разделить на два больших класса. К одному из них можно отнести широко распространенные электронные версии обычных бумажных учебников, пособий, методических изданий. Их существование оправдано удобством^рвнения^иражирования, возможностью пересылки, демонстрации с использованием проекционной техники. В то же время применение таких ресурсов не приводит к существенному повышению эффективности образовательного процесса по сравнению с обучением и воспитанием, проводимыми без использования средств информатизации. Совершенно другая ситуация складывается в отношении ресурсов, существование которых невозможно вне компьютерной техники, ресурсов, основанных на специфических преимуществах информационных и телекоммуникационных технологий, таких как интерактивность, возможность сочетания информации разных видов, способность учитывать особенности обучающихся при предъявлении учебного материала и проверки^е|ультативности обучения. В большиитве случаев именно такие ресурсы способствуют повышению эффективности образования за счет применения средств и технологий информатизации.

о предложить достаточно несложный способ для определения вида кон-ресурса и перспектив повышения эффективности обучения с его исполь-анием. Достаточно мысленно или реально перенести на бумагу содержательное наполнение ресурса и провести обучение на основе полученной бумажной версии. сли такое обучение столь же эффективно, как и в случае применения средства форматизации, если никакие дидактические свойства и возможности информационного ресурса не теряются при распечатке, то такое средство представляет собой электронную версию обычного бумажного издания и область его оправданного эффективного примманиТ является достаточно узкой. Если же распечатка приводит к потере дидактических свойств информационного ресурса, то его применение в ответ на имеющуюся потребность методической системы обучения в средствах информатизации, скорее всего, повлечет за собой повышение эффективности образовательного процесса. Таким образом, понимание подобных подходов, равно как и соответствующей классификации информационных ресурсов, должно сопутствовать профессиональной деятельности педагога.

И, наконец, разработка столь сложных и многогранных средств информатизации образования, каковыми являются современные электронные учебники, по-

Гриншкун В.В. Подготовка педагогов в области информатизации образования как фактор..

собия, тренажеры и другие ресурсы, невозможна силами узкого коллектива специалистов. Современное эффективное средство информатизации образования и методология его применения могут быть разработаны только в рамках комплексного сотрудничества многих специалистов, в числе которых педагоги, методисты, ученые, дизайнеры, инженеры, программисты и многие другие. Очевидно, что одна из ключевых ролей в подобных авторских коллективах должна отводиться педагогам, которые, в свою очередь, должны обладать необходимым для этого уровнем профессионализма.

Таким образом, можно выстроить достаточно аргументированное обоснова-

ние тесной взаимосвязи проблематики качества ин пользуемых в образовании, с потребностью в ф сиональных качеств, которые позволили бы эффективность обучения и воспитания за форматизации образования. Приведенны! несколько направлений совершенс готовки педагогов в области информатизац мирования у педагогов готовно

сти с использованием инфор

[1] Григорьев С.Г., Учебник для ту лификации п

[2] Кузнецов А. и ресурс-м

ных ресурсов, ис-нии у педагогов профес-щих условиях повысить ения новейших средств ин-одновременно определяют ержания подготовки и перепод-образования, необходимых для фор-влению профессиональной деятельно-

ных и телекоммуникационных технологии.

ЛИТЕРАТУРА

ьные основы: повышения ква-

ншкун ВВ. Информатизация образования

¿в педагогических вузов и слуша^ел гов.^ Томск: ТМЛ-Пресс, 2008. игорьев С.Г., Гриншкун В.В. Образованны меское пособие. — М.: Дрофа('в|009.

электронные издания

PREPARAT ION OF TEACHERS IN THE FIELD OF^DUCATION INFORMATIZATION as THE FACTOROFiHE SOLUTION OF A PROBLEM OF INFORMATION resources qualities

Ch

V.V. Grinshkun

Chair of information of formation ' The Moscow city pedagogical university

Sheremetevsky str., 29, Moscow, Russia, 127521

In article the statement about interrelation of a problem of insufficient readiness of teachers to use of means of information in education and problems of poor quality of substantial filling of educational information resources is proved.

Key words: information resources, substantial filling, informatization of education, preparation of teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.