ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ПОДГОТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМ КАК ФАКТОР РЕШЕ ИНФОРМАЦИИ
ОВ
И ОБРАЗОВАНИЯ >ЛЕМЫ КАЧЕСТВА >1Х РЕСУРСОВ
Гриншкун
1федра%нформатизации образования МосковСКий городской педагогический универси 1ереметШская ул., 29, Москва, Россия, 127521 "
В статье обос: педагогов к испол: содержат!
утверждение о взаимосвязи прИблдостаточной готовности [аИВю средств информатизации в обраЗовалиюлемы низкого качества аполнения образовательных информационных ресурсов.
чевые с'ова: информационные ресурсы, со, образоЪаниЯ(|подготовка педагогов.
ное наполнение, информатизация
1ьзование информационных и^#елекоммуникационных технологии „во многих случаях способствует сущес|вшному повышению эффективности прак-юски всех видов образователЬнойсеятельности [1]. Однако до сих пор интенсивность информатизации, степень ее влияния на эффективность обучения и воспитания все еще далекиоГидеала^есмотря на многие выявленные достоинства средств и технологий информатизации. Примечательно, что если в начальный период проникновения информационных технологий в образование основным сдерживающим информатизацию фактором выступало недостаточное оснащение учебных заведений компьютерной техникой или доступом к телекоммуникационным сетям, то сейчас эта проблема, оставаясь актуальной, постепенно отходит на второй план. При этом главными факторами, сдерживающими развитие информатизации образования, выступают неготовность педагогов к осуществлению образовательной деятельности с использованием средств и технологий информатизации (если рассматривать педагогическое сообщество в целом) и низкое качество содержательного наполнения тех информационных ресурсов, которые лежат в основе информатизации образования.
На первый взгляд может показаться, что эти две, безусловно, актуальные проблемы, по сути разные, а их устранение должно идти параллельными путями. Действительно, ведь проблема, связанная с профессионализмом педагогов, должна устраняться за счет совершенствования систем подготовки и переподготовки работников системы образования, приобретения ими требуемого опыта и профессиональных качеств. В то же время повышение качества средств информатизации образования — прерогатива их разработчиков, авторских творче|киХшЙллективов. Однако детальное рассмотрение обеих проблем показывает, что^ни тесно связаны, а значит, можно предпринять единые существенные меры, которые способствовали бы одновременному устранению этих проблем^Гв^риведет к повышению эффективности информатизации образования.
Качество и пригодность информационныхЛесурво^ определяются целым спектром показателей, в числе которых технические, технологические и функциональные; показатели, характеризующие работоспособность ресурса, дизайн-эргономические; здоровьесберегающие показатели, задающие способы взаимодействия педагогов и обучающихся, и, конечно же, методические и содержательные показатели, определяющие содержание ресурса и приемы обучения с его использованием [2]. ^^^
Важно понимать, что современные отечественные авторские коллективы и предприятия — производители подобных ресурсов, занимающиеся такими разработками на профессиональной основе, уже обладают достаточно существенным опытом и специалистами, позволяющими решать технические и дизайн-эргономические проблемы быстрри^ффективно. Практически вс^пр^фессиЪнально выпущенные информационные ресурсы безукоризненно функционируют, имеют привлекательный внешний вид, удобны в использовании, учитывают психолого-возрастные и физиологические особенности конкретного контингента обучающихся. Практика показывает, что если даже недоработки технического или дизайн-эргономического характера сопровождают электронные учебники, пособия, тренажеры и другие информационные ресурсы, предприятия-производители реагируют т^акие недоработки достаточно оперативной эффективно. За относительно короткое время специалисты вносят соответствующие коррективы в несовершенные мпьютерные программы или интерфейс информационных ресурсов.
Совершенно другая ситуация складывается с содержательным наполнением таких средств информатизщииСбразования. Чаще всего имеющиеся ошибки, характерные для содержания, его смысловой замкнутости и непротиворечивости, структуры, порядка предЪяевения и наличия взаимосвязей между содержательными фрагментами, имеют^глубокий системный характер. Устранение таких ошибок чаще всего невозможно путем простой коррекции текста, рисунков или видеофрагментов. В качестве примера можно привести электронное пособие по русскому языку, половина разделов которого свидетельствует о том, что причастие — отдельная самостоятельная часть речи, а другая половина — о том, что причастие — форма глагола.
Оба подхода, скорее всего, имеют научное обоснование в филологии, но простое чередование их внутри электронного пособия для школьников без соответ-
Гриншкун В.В. Подготовка педагогов в области информатизации образования как фактор.
ствующих объяснений недопустимо. Причина такой ситуации банальна — разделы пособия разрабатывались разными авторами, придерживающимися разных позиций и не потрудившимися согласовать свои подходы к созданию содержательного наполнения электронного ресурса. Очевидно, что исправление такой системной недоработки в короткие сроки осуществить невозможно, поскольку требуется переделка содержания и структуры пособия, а выполнение всех необходимых для этого правок приведет к появлению по сути нового информационного ресурса. ж
Подобная ситуация усугубляется еще и тем, что для большинства обучающихся любой внешний по отношению к педагогу источник информации, каковыми являются и средства информатизации, обладает приоритетом. Психологические особенности человека таковы, что мы склонны больше доверять написанному в книге или другом «официальном» источнике''ч£м^аходящемуся рядом преподавателю, с которым видимся регулярно и^отВрый'имеет право на ошибку. С учетом этого педагогам часто затруднительно объяснить обучающимся факт наличия смысловой ошибки в электронном учебнике, пособии или тренажере.
В условиях отсутствия в России инициальной системы оценки качества содержательного наполнения средств информатизации образования такая оценка должна осуществляться самим педагогом. В настоящее время только педагог имеет реальную возможность подвергнуть анализу содержательное наполнение информационного ресурса, соотнести его со своим видением преподаваемой дисциплины, оценить повышения эф ствует о необхо товки и переподг ствами экспер
о ресурса и принять решение ти учебного процесса. ти внесения соответствую овки педагогов. Современ пределяющего пригодность ции образования для повышения эффективнос с счетом особенностей функционирова]
использовании для льно свидетель-рректив в систему подго-едагог должен обладать каче-иных средств информатиза-й деятельности. Кроме того, жательного наполнения инфор-
тировать и методику обучения. Оче-оответствующие профессиональные
мационных ресурсов педагог долже идно, что для этого педагогу н| ества.
Другой существенной^рроблемой, ""сопровождающей применение средств информатизации образования, является их оправданное использование, определяемое не желанием педагога провести как можно больше занятий, на которых обучающиеся взаимодействуют с компьютерной техникой, а потребностью конкретных методических систем обучения. Применение информационных ресурсов должно соответствовать наличию такой потребности, исходящей из специфики изучаемого содержания и используемых методов обучения. Например, сформировать у старших школьников представление о траектории движения тела, брошенного под углом к горизонту, можно и без применения компьютерной техники. Старшеклассники уже имеют соответствующие представления из повседневной жизни.
Кроме того, у педагога всегда имеется возможность продемонстрировать такое движение с использованием реальных предметов непосредственно на уроке. Проведение таких занятий с использованием средств информатизации может
не привести к повышению эффективности. При этом неоправданно увеличатся временные и организационные затраты, произойдет отвлечение от обучения физике. В то же время если цели обучения другие, если речь идет о специфике траекторий в зависимости от первоначального угла полета тела, об анализе зависимости видов траекторий от величин углов, то применение соответствующих моделирующих средств и компьютерной техники может дать существенный положительный эффект. Эти аргументы также неукоснительно свидетельствуют\рна™мости соответствующей подготовки педагога. Только преподаватель, обладающий необходимыми профессиональными качествами, сможет отобрать информационные ресурсы и использовать их именно в тех случаях, когда такое использование дает явный положительный эффект.
Все существующие информационные ресурсы можно разделить на два больших класса. К одному из них можно отнести широко распространенные электронные версии обычных бумажных учебников, пособий, методических изданий. Их существование оправдано удобством^рвнения^иражирования, возможностью пересылки, демонстрации с использованием проекционной техники. В то же время применение таких ресурсов не приводит к существенному повышению эффективности образовательного процесса по сравнению с обучением и воспитанием, проводимыми без использования средств информатизации. Совершенно другая ситуация складывается в отношении ресурсов, существование которых невозможно вне компьютерной техники, ресурсов, основанных на специфических преимуществах информационных и телекоммуникационных технологий, таких как интерактивность, возможность сочетания информации разных видов, способность учитывать особенности обучающихся при предъявлении учебного материала и проверки^е|ультативности обучения. В большиитве случаев именно такие ресурсы способствуют повышению эффективности образования за счет применения средств и технологий информатизации.
о предложить достаточно несложный способ для определения вида кон-ресурса и перспектив повышения эффективности обучения с его исполь-анием. Достаточно мысленно или реально перенести на бумагу содержательное наполнение ресурса и провести обучение на основе полученной бумажной версии. сли такое обучение столь же эффективно, как и в случае применения средства форматизации, если никакие дидактические свойства и возможности информационного ресурса не теряются при распечатке, то такое средство представляет собой электронную версию обычного бумажного издания и область его оправданного эффективного примманиТ является достаточно узкой. Если же распечатка приводит к потере дидактических свойств информационного ресурса, то его применение в ответ на имеющуюся потребность методической системы обучения в средствах информатизации, скорее всего, повлечет за собой повышение эффективности образовательного процесса. Таким образом, понимание подобных подходов, равно как и соответствующей классификации информационных ресурсов, должно сопутствовать профессиональной деятельности педагога.
И, наконец, разработка столь сложных и многогранных средств информатизации образования, каковыми являются современные электронные учебники, по-
Гриншкун В.В. Подготовка педагогов в области информатизации образования как фактор..
собия, тренажеры и другие ресурсы, невозможна силами узкого коллектива специалистов. Современное эффективное средство информатизации образования и методология его применения могут быть разработаны только в рамках комплексного сотрудничества многих специалистов, в числе которых педагоги, методисты, ученые, дизайнеры, инженеры, программисты и многие другие. Очевидно, что одна из ключевых ролей в подобных авторских коллективах должна отводиться педагогам, которые, в свою очередь, должны обладать необходимым для этого уровнем профессионализма.
Таким образом, можно выстроить достаточно аргументированное обоснова-
ние тесной взаимосвязи проблематики качества ин пользуемых в образовании, с потребностью в ф сиональных качеств, которые позволили бы эффективность обучения и воспитания за форматизации образования. Приведенны! несколько направлений совершенс готовки педагогов в области информатизац мирования у педагогов готовно
сти с использованием инфор
[1] Григорьев С.Г., Учебник для ту лификации п
[2] Кузнецов А. и ресурс-м
ных ресурсов, ис-нии у педагогов профес-щих условиях повысить ения новейших средств ин-одновременно определяют ержания подготовки и перепод-образования, необходимых для фор-влению профессиональной деятельно-
ных и телекоммуникационных технологии.
ЛИТЕРАТУРА
ьные основы: повышения ква-
ншкун ВВ. Информатизация образования
¿в педагогических вузов и слуша^ел гов.^ Томск: ТМЛ-Пресс, 2008. игорьев С.Г., Гриншкун В.В. Образованны меское пособие. — М.: Дрофа('в|009.
электронные издания
PREPARAT ION OF TEACHERS IN THE FIELD OF^DUCATION INFORMATIZATION as THE FACTOROFiHE SOLUTION OF A PROBLEM OF INFORMATION resources qualities
Ch
V.V. Grinshkun
Chair of information of formation ' The Moscow city pedagogical university
Sheremetevsky str., 29, Moscow, Russia, 127521
In article the statement about interrelation of a problem of insufficient readiness of teachers to use of means of information in education and problems of poor quality of substantial filling of educational information resources is proved.
Key words: information resources, substantial filling, informatization of education, preparation of teachers.