Научная статья на тему 'Информационная образовательная среда педагогического вуза'

Информационная образовательная среда педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атанасян Сергей Левонович

В статье обсуждаются аспекты обучения будущих учителей в условиях формирования информационной образовательной среды педагогического вуза. Учебная компонента такой среды является основой для информатизации обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Атанасян Сергей Левонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information educational medium of pedagogical university

Aspects of mastering teachers under conditions of creation of pedagogical university information educational medium are discuss in the article. Educational component of such a medium is the base for informatization of student education.

Текст научной работы на тему «Информационная образовательная среда педагогического вуза»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

С.Л. Атанасян

Московский городской педагогический университет 2-й Сельскохозяйственный пр., 4, 129226 Москва, Россия

В статье обсуждаются аспекты обучения будущих учителей в условиях формирования информационной образовательной среды педагогического вуза. Учебная компонента такой среды является основой для информатизации обучения студентов.

Московский городской педагогический университет, как и большинство вузов России, участвует в разработке и внедрении широкого спектра технологических и методических средств, нацеленных на информатизацию практически всех видов педагогической и организационно-управленческой деятельности, с которой сталкиваются сотрудники и учащиеся всех учреждений системы образования.

К сожалению, практически всегда подобные разработки носят разрозненный характер и не предусматривают унифицированного совместного использования. За счет этого большое количество информации, имеющей теоретическое и практическое значение для образовательной деятельности, оказывается недоступным не только для различных учебных заведений, но и зачастую в рамках одного вуза, колледжа или школы. На наш взгляд, разрешение этой и некоторых других проблем можно приблизить, благодаря построению единой информационной образовательной среды педагогического вуза. В наших публикациях под единой информационной образовательной средой педагогического вуза понимается основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационная среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение студентов, педагогов, родителей, администрацию вуза и общественность. Подобная среда должна включать в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающие оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающие возможность для общения педагогов и студентов, актуального как для реализации целей и задач педагогического образования, так и для развития современной педагогической науки [1]. Информатизация учебного процесса с использованием среды должна осуществляться, с одной стороны, в полном соответствии с особенностями конкретных методических систем обучения, с другой стороны, информационные ресурсы, используемые в учебном процессе, должны быть содержательно, технически и технологически связаны с ресурсами, используемыми в процессе информатизации других сфер деятельности педагогического вуза.

Уникальность положения информационной образовательной среды в системе высшего педагогического образования требует, чтобы в структуре такой среды обязательно существовали механизмы, обеспечивающие качество образования, получаемого будущими учителями, его соответствие требованиям общероссийских стандартов. В связи с этим главенствующую роль среди направлений информатизации высшего педагогического образования должен играть учебный процесс. Нельзя забывать, что обучение студентов в педагогическом вузе является сложнейшей системой, которая включает в себя объекты обучения, а также цели, содержание, методы, формы и средства обучения, аспекты организации обучения. Информатизация высшего образования путем объединения разрозненных информационных средств и ресурсов в единые среды может способствовать реализации целостности и фундаментальности системы подготовки учителей, ориентации на интересы развития личности и новые формы организации познавательной деятельности студентов, построенные на принципах дифференциации, деятельностного подхода к обучению, индивидуально ориентированной технологии обучения.

Опыт подготовки учителей для школ города Москвы свидетельствует, что использование информационных средств и ресурсов в процессе обучения студентов перешло от редких эпизодических проявлений к практически постоянной и повсеместной информатизации. Анализ процессов использования информационных технологий и возможных ресурсов информационных сред позволяет выявить следующие основные преимущества такого использования:

- возможность реализации технологии индивидуально-ориентированного обучения по отдельному предмету за счет представления полной информации о программе, форме и порядке организации обучения, представления теоретического материала, материалов для самоаттестации, научных проектных заданий;

- возможность дифференциации процесса обучения за счет использования средств и технологий выбора заданий разного уровня: организации самостоятельного продвижения по темам курса для успевающих студентов и возврата к запущенному материалу для отстающих студентов;

- возможность реализации индивидуальной траектории продвижения по предметной области за счет выбора уровня и вида представления материала в зависимости от индивидуального типа мышления;

- возможность использования различных форм самостоятельного обучения.

Информационная образовательная среда должна строиться как интегрированная многокомпонентная система, компоненты которой соответствуют учебной, внеучебной, научно-исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения, деятельности по управлению педагогическим вузом. Одним из наиболее значимых компонентов среды является программнометодический комплекс, нацеленный на информатизацию учебной деятельности. Проектирование, построение и эксплуатация учебной компоненты информационной образовательной среды должны осуществляться в строгом соответствии с обширным комплексом требований и рекомендаций психолого-педагогического методического и технологического характера. Основными требованиями к системам, входящим в состав среды, является наличие четкой методики их использования в учебном процессе, фильтрации информации, поступающей к студентам по телекоммуникационным каналам, и обязательной взаимосвязи с телекоммуникационными ресурсами других компьютерных средств, входящих в среду. Информационные ресурсы, собранные в учебной компоненте среды, должны отвечать стандарт-

ным дидактическим требованиям, предъявляемым к традиционным учебным изданиям, таким как учебники, учебные и методические пособия.

Кроме этого, к таким ресурсам можно предъявить специфические дидактические требования, обусловленные использованием преимуществ современных информационных и телекоммуникационных технологий в создании и функционировании компонентов среды. С дидактическими требованиями к информационным ресурсам учебной компоненты среды тесно связаны методические требования, которые предполагают учет своеобразия и особенности конкретной предметной области, возможности реализации современных методов обучения. Эргономические требования к ресурсам учебной компоненты информационной образовательной среды строятся с учетом возрастных особенностей студентов, обеспечивают повышение уровня мотивации к обучению, устанавливают требования к изображению информации и режимам работы конкретных компьютерных средств.

Необходимо выделить специфическое требование, предъявляемое к электронным информационным ресурсам в связи с их участием в формировании информационной образовательной среды педагогического вуза: навигация каждого информационного ресурса должна способствовать пониманию студентом или преподавателем его текущего местоположения в иерархии информационного пространства всей среды, характера содержания компонентов среды вуза. Ресурсы и средства информационной образовательной среды, непосредственно ориентированные на использование в учебном процессе, должны быть построены таким образом, чтобы обеспечить участие педагогов и студентов — будущих учителей — в принципиально новом виде общения, ориентированном на деятельностный, операционный характер выстраиваемой поведенческой линии. В этом случае использование информационных средств и ресурсов будет способствовать формированию у будущих учителей:

- умений принимать решения;

-умений анализировать ошибки, формировать вариативность и критичность мышления;

- умений решать учебные задачи;

- культуры использования различных информационных систем;

- рефлексивной культуры;

- телекоммуникационного этикета;

- способности к коллективным видам деятельности;

-способности осуществлять обучение школьников на основе системного использования средств информационных и телекоммуникационных технологий.

Необходимо отметить, что каждый новый информационный ресурс, добавляемый в состав информационной образовательной среды, должен позволять педагогам достигать достаточно высокой относительной эффективности использования средств информатизации в учебном процессе. Это означает, например, что для усвоения учебного материала, формирования у будущих учителей определенных умений и навыков при использовании нового ресурса времени должно затрачиваться меньше, чем при использовании традиционных методов обучения, а уровень усвоения учебного материала не должен быть ниже того, который достигается при помощи традиционных методов. Формирование информационной образовательной среды, охватывающей все сферы деятельности педагогического вуза, создает дополнительные условия для всестороннего анализа показателей образовательного процесса, позволяет сформировать целостное представление о состоянии системы образования, о качественных и количественных изменениях в ней. Средства ин-

форматизации, применяемые непосредственно в обучении студентов педагогического вуза, могут стать основой для систематизации ресурсов в рамках формируемой среды.

Базирование учебного процесса педагогического вуза на ресурсах учебной компоненты информационной образовательной среды привносит в обучение целый комплекс существенных преимуществ, что позволяет применять весь спектр возможностей современных информационных технологий в учебной деятельности, организовать разнообразные формы деятельности студентов по самостоятельному представлению знаний, использовать в учебном процессе возможности мультимедиа, диагностировать интеллектуальные возможности обучаемых, управлять обучением.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Атанасян С.Л., Григорьев СТ., Гриншкун В.В. Теоретические основы формирования информационной образовательной среды педагогического вуза // Информационная образовательная среда. Теория и практика: Бюллетень Центра информатики и информационных технологий в образовании ИСМО РАО. Вып. 2. — М.: ИСМО РАО, 2007. — С. 5-14.

INFORMATION EDUCATIONAL MEDIUM OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S.L. Atanasian

Moscow City Pedagogical University 2nd Selskohozyayistvennyi st., 4, 129226 Moscow, Russia

Aspects of mastering teachers under conditions of creation of pedagogical university information educational medium are discuss in the article. Educational component of such a medium is the base for informatization of student education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.