Научная статья на тему 'IT-подготовка будущих педагогов в Казахстане'

IT-подготовка будущих педагогов в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
956
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бидайбеков Есен Ыкласович

В работе рассматриваются вопросы IT-подготовки педагогов как подготовки будущих педагогов к использованию ИКТ в профессиональной деятельности на основе анализа развития научно-педагогического направления Информатизация образования, обоснована необходимость такой подготовки и указаны пути осуществления ее с учетом особенностей Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бидайбеков Есен Ыкласович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «IT-подготовка будущих педагогов в Казахстане»

IT-подготовка будущих педагогов в Казахстане

Е.Ы. Бидайбеков, КазНПУ им.Абая, Институт магистратуры и докторантуры PhD, заведующий кафедрой, esen_bidaibekov@mail.ru

В работе рассматриваются вопросы IT-подготовки педагогов как подготовки будущих педагогов к использованию ИКТ в профессиональной деятельности на основе анализа развития научно-педагогического направления Информатизация образования, обоснована необходимость такой подготовки и указаны пути осуществления ее с учетом особенностей Республики Казахстан.

Коренные изменения, происходящие во всех сферах жизни общества в связи с внедрением средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), не только открывают широкие возможности для развития и информационного обеспечения личности, но и ставят новые задачи перед системой образования. В наиболее общем виде эти задачи нацелены на формирование готовности личности к жизни и профессиональной деятельности в информационном обществе.

Таким образом, современный социальный заказ требует совершенствования профессиональной подготовки специалистов, владеющих информационными и коммуникационными технологиями. Информационные и коммуникационные технологии, прежде всего, должны быть неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих учителей — студентов педагогических вузов.

Изучение ИКТ в педагогическом вузе имеет свою специфику. Информационные и коммуникационные технологии выступают и как объект изучения, и как инструмент предметной и педагогической деятельности, и как средство учебно-методического обеспечения учебного процесса в школе. Поэтому современный учитель должен не только обладать знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, что входит в содержание курсов информатики, изучаемых в педагогических вузах, но и быть специалистом по применению новых технологий в своей профессиональной деятельности в школе. При этом стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий требует изучения не конкретных программных средств, а освоения будущими педагогами их сущности и возможностей, перспектив развития информационных и коммуникационных технологий обучения и психолого-дидактического обоснования их использования, что позволяет обеспечить соответствие профессиональной подготовки студентов

педагогического вуза в области информационных технологий современным требованиям.

В этой связи необходимо ввести в педагогических вузах страны систематическую 1Т-подготовку специалистов, которая, рассматривается нами как подготовка будущих педагогов к использованию ИКТ в профессиональной деятельности. В программу их подготовки необходимо ввести кроме обязательного курса информатики дополнительные курсы по информационным и коммуникационным технологиям в образовании.

Конечно, в программу подготовки будущих педагогов в педагогических вузах входит множество различных дисциплин, касающихся использования ИКТ. Очевидно, что все они, так или иначе, освещают особенности осуществления педагогической деятельности в условиях использования ИКТ. К этому списку, конечно же, надо добавить многочисленные курсы методики обучения различным дисциплинам, которые не могут обойти стороной специфику информатизации обучения отдельным предметам школьной программы.

Подобный подход, связанный с рассмотрением вопросов информатизации в рамках перечисленных дисциплин, имеет, как минимум, два существенных недостатка, первый из которых - разрозненность и несвязность перечисленных дисциплин, читаемых, как правило, разными педагогами. Содержание этих курсов во многих местах дублирует друг друга. Так, например, особенности разработки и использования образовательных электронных изданий и ресурсов, публикуемых в сети Интернет, могут рассматриваться практически во всех перечисленных курсах, а второй связан с тем, что указанные дисциплины ориентированы, прежде всего, на изучение средств, используемых в обучении, а не на подготовку педагогов к профессиональной деятельности.

Нельзя не отметить, что в большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда педагогов, а также на эффективность обучения школьников и студентов. В то же время любой опытный педагог подтвердит, что на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий во многих случаях использование средств информатизации никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет даже негативный эффект. Поэтому в использовании ИКТ необходим взвешенный и четко аргументированный подход.

Кроме того, при таком подходе изучить все средства невозможно, что впрочем, и не требуется. Изученные конкретные средства и технологии устаревают настолько быстро, что после окончания вуза педагог наверняка столкнется с совсем другими средствами, оперированием с

которыми он не владеет. Поэтому очевидно, что решение проблем уместной и оправданной информатизации обучения должно осуществляться комплексно, повсеместно и обучение корректному, оправданному и уместному использованию средств информационных и телекоммуникационных технологий должно войти в содержание подготовки всех педагогов.

Информатизация образования представляет собой область научно-практической деятельности человека, направленную на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающую систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания [1].

Информатизация образования - это не только информатизация обучения. В настоящее время информатизация образования выделена как отдельная актуальная и перспективная научно-педагогическая область, подразумевающая методы, технологии и средства единообразной и интегрированной информатизации всех сфер деятельности, свойственной всем уровням системы образования - учебной, контрольно-измерительной, научно-исследовательской, внеучебной и организационно-управленческой.

Для реализации данного огромного комплекса исследований и разработок в России создано несколько государственных организаций, работающих при Министерстве образования и науки РФ и Российской академии образования. Проводятся работы по формированию общегосударственного единого информационного образовательного пространства.

К сожалению, в Казахстане до сих пор не существует организаций, профессионально решающих круг описанных вопросов.

Существуют две основные проблемы, тормозящие информатизацию: неготовность педагогов к работе с использованием средств информатизации и низкое качество содержательного наполнения, несвязность, несоответствие методическим системам обучения образовательным информационным ресурсам. Обратите внимание, что отсутствие компьютеров, Интернета и т.п. - это не проблема на самом деле. Выделят деньги, приобретут компьютеры и проблема будет решена. Но сколько случаев, когда компьютеры и сети есть, а с ними не знают что делать - не умеют и нет ресурсов. Речь идет не о том, что не умеют кнопки нажимать и не знают как включить и пользоваться программами. Этому научиться несложно - курсы, книги и т.п. А вот как учить с использованием средств информатизации, чтобы эффективность обучения повышалась - вот это проблема! Этого почти никто из педагогов не знает, хотя пользоваться компьютером умеют.

Информатизации образования как деятельности надо учить как настоящих, так и будущих педагогов. Все, без исключения, студенты педагогических вузов (математики, информатики, историки, литераторы и т.п. - все!) должны пройти подготовку в области информатизации образования. В педвузах! Как учат методике, так надо учить и информатизации образования.

Информатизация образования включает в себя научные основы создания, экспертизы и применения средств информационных и телекоммуникационных технологий образовательного назначения. В этой области еще много нерешенных задач. К ним можно отнести задачи адекватности таких средств реалиям учебного процесса, повышения уровня научности, смысловой и стилистической культуры содержания средств информатизации, необходимость интерфейсной, технологической и информационной связи между отдельными средствами информатизации образования, задействованными в разных областях деятельности школ и вузов.

Производство и накопление различных информационных ресурсов и технологий для учебных заведений порождает целый ряд проблем педагогического характера. Прежде всего, следует отметить очевидное отсутствие какой-либо системы в разработке, накоплении и практическом использовании разрозненных информационных ресурсов педагогического назначения. Как правило, подобные средства никак не связаны между собой и неоправданно дублируют одну и ту же информацию, что очень часто приводит к содержательным и методологическим коллизиям. Средства информатизации, используемые в рамках одного учебного заведения, требуют принципиально различных методических и технологических подходов, накладывают существенные требования на знания и умения обучаемых, что отрицательно сказывается на эффективности учебного процесса.

Еще одной проблемой, связанной с хаотичностью разработки и использования информационных технологий и ресурсов в учебном заведении, является практическая невозможность универсальной подготовки педагогических кадров, способных комплексно использовать преимущества информационных технологий в учебной, внеучебной и организационно-педагогической деятельности. Эти и другие проблемы характерны для любого учебного заведения. В этой связи Казахский национальный педагогический университет имени Абая не является исключением.

Решению указанных проблем может способствовать создаваемая в КазНПУ им. Абая Концепция [2], на основании положений которой можно будет объединить в одну унифицированную систему информационные ресурсы и технологии, используемые во всех сферах деятель-

ности университета. Подобная система должна быть дополнена общими однотипными методологическими требованиями и рекомендациями.

На роль подобной системы в университете может претендовать информационная образовательная среда учебного заведения, определяемая во многих научных публикациях как совокупность компьютерных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности.

Попытки формирования информационной образовательной среды предпринимаются во многих вузах, однако, как правило, они сводятся к решению технических проблем взаимоувязывания отдельных средств и технологий информатизации. За рамками исследований остаются вопросы унификации содержания и методов, характеризующих использование средств информатизации. Проводимые работы не планируются заранее с учетом возможных теоретических аспектов. Создание информационной образовательной среды вуза обязательно должна предварять разработка теоретической Концепции, планирующей и систематизирующей все работы по формированию среды.

Концепция должна отражать компонентный состав, теоретические подходы и систему требований к информационной образовательной среде, описывать возможные пути интеграции и унификации информационных ресурсов, включаемых в состав такой среды, затрагивать вопросы их соответствия методическим системам обучения в университете, а также вопросы дальнейшего вхождения информационной образовательной среды в состав общеказахстанского информационного образовательного пространства.

Основной целью разработки Концепции [2] является определение системы теоретико-педагогических и методологических положений, регламентирующих порядок формирования, экспертизы и использования информационной образовательной среды в ходе повышения эффективности подготовки педагогов для системы образования Республики Казахстан.

Следует сказать, что даже при удовлетворительной обеспеченности казахстанской системы образования компьютерной техникой, специальными программным обеспечением и методиками проведения компьютеризированных занятий реальной информатизации образования на профессиональном уровне не произойдет до тех пор, пока на должный уровень не выйдет готовность педагогов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.

Оставляет желать лучшего и качество как имеющихся, так и создаваемых образовательных электронных ресурсов. Все они хаотичны, несвязны, бессистемны, не могут взаимодействовать между собой и в сети, не сопровождаются требуемыми методическими разработками, не

удовлетворяют основным психо лого-педагогическим, технико-технологическим, дизайн-эргономическим и эстетическим требованиям.

Не определены критерии оценки качества образовательных электронных изданий и ресурсов, используемых в республиканской системе образования. Частично эта проблема может быть решена в рамках отдельных научных проектов, но нужна комплексная экспертиза всех используемых ресурсов, которая опиралась бы на выявленные критерии. В ходе подготовки педагогов в области информатизации образования, необходимо вооружить их простейшими приемами оценки качества образовательных электронных изданий и ресурсов, что влечет за собой внесение существенных корректив в соответствующую методическую систему.

Необходимы единые, сформулированные на государственном уровне правила корректного построения и содержательного наполнения локальных и глобальных компьютерных сетей, информационных образовательных порталов, увязанные с системой подготовки педагогов и критериями определения качества образовательных информационных ресурсов.

Существенной и до сих пор не решенной проблемой является стандартизованная разработка и использование средств информатизации на казахском языке, представление символов казахского алфавита в образовательной части казахстанского сегмента Интернет, формирование системы понятий казахского языка, относимых к информатизации образования.

Тенденция такова, что количество государственноязычных (по последним данным удельный вес школьников с казахским языком обучения составил 70,9% от общего числа школьников) стало больше чем русскоязычных и увеличивается быстрыми темпами. А это требует не только казахификации, если так можно выразиться, компьютеров (уровень и масштабы которой не должны быть ниже русифицирования компьютеров!) и локализации, по крайней мере, учебных программных средств на государственный язык, но и разработки методической системы обучения информатике и информатизации образования для школ и учебных заведений с государственным языком обучения. Но это ни в коем случае не означает нарушения единства образовательного пространства, например, с Россией. Если бы они не были разными, то не было бы и вопроса о единстве образовательного пространства. Надо понимать, разные государства - возможны разные подходы, но цель одна. Твердо надо знать, что не все придется точно копировать или просто перевести методы обучения информатике и информатизации образования.

Отметим, что создание методической системы обучения информатике и информатизации образования для школ и учебных заведений с государственным языком обучения требует научно-педагогического подхода и немалых усилий от нас. Методической системе обучения информатике и информатизации образования должны соответствовать информационные ресурсы, включаемые в состав информационной образовательной среды учебного заведения. Они-то должны быть способными и готовыми обеспечить едиными технологическими средствами реализацию информационной образовательной среды на государственном языке. Их готовность и способность (т.е. казахификация компьютеров и локализация программных средств), естественно, должны достигаться общими нашими усилиями и усилиями тех (в основном, компании млсгобой), чьими продуктами являются компьютеры и программные средства.

Все выше отмеченное, а также существующая практика обучения информатике и информатизации образования в нашей республике говорят о непременной необходимости усиления и ускорения локализации программных средств для образовательных целей. Поэтому есть настоятельная необходимость сделать уверенный шаг вперед на государственном уровне по локализации программных средств на государственный язык для образовательных целей и централизованно провести апробирование локализованных программных средств, обучение им и распространение их со всеми нормативно-правовыми, технологическими, учебно-методическими материалами, включая инструкции

и терминологические материалы по учебным заведениям РК с обязательным использованием их в учебном процессе.

Информатизация образования (ИО) заставляет пересматривать традиционные учебные курсы информатики, методы, технологии и средства информатизации, применяемые в обучении другим дисциплинам. ИО обязана предметам информатики своим появлением как отдельная актуальная и перспективная научно-педагогическая область. А в наше время, в условиях ИО появляется необходимость заняться проблемами обучения как информатике, так и другим предметам.

Проведение научного анализа функционирования предметного стандарта по информатике 2002 года и обоснование необходимых изменений, предполагаемых при разработке новых стандартов переходного периода немыслимо без учета исторически совместного развития до 90-х годов, даже до второй половины 90-х годов, прошлого века образовательного процесса вместе со всеми странами СНГ, входящими в СССР. При этом надо обратить внимание на следующее:

• Развитие методической системы обучения информатике для РК

должно характеризоваться, наряду с усилением общеобразователь-

ной значимости, фундаментализацией обучения школьной информатике.

• При разработке стандартов начального, базового и профильного образования по информатике необходимо соблюдение целостности.

• Несмотря на существование учебников по информатике для раннего обучения, необходимо еще раз пересмотреть их в соответствии новому стандарту начального общего образования, определить содержание обучения информатике в начальной школе в рамках учебного модуля «Информатика».

• Следует особо отметить, что при создании Госстандарта по информатике и определении содержания и вообще при разработке методической системы обучения не учитываются особенности Республики Казахстан, то есть не соблюден дидактический принцип куль-туросообразности, т.е. максимально возможное использование в обучении и воспитании учащихся элементов национальной культуры РК. Обучение информатике, с учетом сказанного, будет способствовать формированию национального самосознания школьников, осознанию самобытности нации, пониманию ее места в мировом культурном сообществе нации и народов.

• Необходимо строго следить за систематизацией имеющихся и формированием новых терминов по школьной информатике, в том числе на государственном языке. Целесообразно иметь во всех стандартах и учебниках глоссарий. Это относится не только к разрабатываемому стандарту, но и ко всем разрабатывающимся впредь стандартам.

• В связи с введением профильного обучения на старшей ступени школы в настоящее время разработано достаточно много программ профильных и элективных курсов по информатике и основанных на них учебников. В рамках этих разработок, как правило, основной упор делается лишь на углублении знаний в области информационных технологий, обеспечении прикладных профильных курсов информатики, направленных на подготовку к практической деятельности. Необходима дальнейшая разработка фундаментальных профильных курсов по информатике.

• Очень важно в новых стандартах переименовать название курса «информатика» на «информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», что точно и четко характеризует суть этого курса.

• Следует изучить опыт разработки стандартов нового поколения России и других стран СНГ и практиковать привлечение соответствующих специалистов из стран СНГ для разработки нашего стандарта.

• Изучить и использовать различные теоретико-методологические подходы и методы при разработке образовательных стандартов в мировом масштабе.

• Работы в области фундаментализации обучения информатике, формирования подходов к информатизации образования и создания систем подготовки педагогов в области информатизации образования должны быть взаимосвязаны.

Так что в условиях информатизации образования подготовка будущих учителей информатики также требует нового определенного подхода.

В настоящее время у нас в Казахстане уже ведется подготовка магистрантов, аспирантов и докторантов в области информатизации образования. Защищены и утверждены ВАКом РК актуальные, научно новые и значимые докторские диссертации и ряд кандидатских работ по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (информатика, информатизация образования). Необходима дальнейшая работа в области информатизации образования, поскольку в данной науке существует еще большое количество неисследованных областей, в том числе и связанных со спецификой республиканской системы образования.

Основными областями деятельности по информатизации образования должны стать:

• Создание научно-методической базы информатизации образования как научной области и направления подготовки специалистов;

• Разработка целей, содержания, методов, форм и средств подготовки и переподготовки педагогов в области информатизации образования; создание электронных и традиционных учебников и учебных пособий по информатизации образования;

• Разработка компонентного состава, методов и средств унификации и интеграции информационных ресурсов в рамках единого информационного образовательного пространства Республики Казахстан;

• Разработка концепций и систем требований к качеству разработки, экспертизы и эксплуатации образовательных электронных изданий и ресурсов;

• Разработка стандартов МОН РК на образовательные электронные издания и ресурсы, содержательное наполнение образовательных телекоммуникационных сетей и другие объекты и технологии, имеющие отношение к информатизации образования;

• Реализация экспертизы образовательных электронных изданий и ресурсов для присвоения грифа «Рекомендовано» МОН РК на основании разработанных, апробированных и утвержденных стандартов,

систем требований и концепций; разработка технологии экспертизы, формирование экспертного совета;

• Разработка унифицированных образовательных электронных изданий и ресурсов [3], образовательных телекоммуникационных порталов, предназначенных для вхождения в единое информационное образовательное пространство Республики Казахстан;

• Разработка технологий и методов, вытекающих из специфики функционирования средств информатизации на казахском языке и локализации программных средств на государственный язык для образовательных целей; формирование понятийной базы информатизации образования на государственном языке;

• Создание и поддержка единого телекоммуникационного портала со свободным доступом, интегрирующего отечественные и зарубежные разработки в области информатизации образования, разрабатываемую научно-методическую продукцию (концепции, стандарты, положения, системы требований, порядок проведения экспертизы и пр.); использование этого портала для широкомасштабного обсуждения и апробации осуществляемых разработок;

• Разработка методов и технологий информатизации проведения единого общенационального тестирования, увязанных с методами и технологиями формирования единого информационного образовательного пространства; фиксация государственного образовательного стандарта по комплексу дисциплин «информатизация образования»;

• Изучение и решение проблем обучения информатике и других дисциплин в условиях ИО, разработка учебников, учебных и методических пособий, предназначенных для обучения информатике в школе и вузе, содержание которых сформировано с учетом принципа фундаментальности.

• Участие в подготовке научных кадров, открытие магистратуры, докторантуры и диссертационного совета в области теории и методики обучения информатике и информатизации образования;

• Проведение научных семинаров, выставок, форумов и конференций в области теории и методики обучения информатике и информатизации образования.

Таким образом, приведенные выше факты, факторы и аргументы, а

также потребности системы образования, свидетельствуют о необходимости подготовки и переподготовки всех педагогов в области информатизации образования.

Основными целями такой подготовки должны стать:

• ознакомление с положительными и отрицательными аспектами использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании;

• формирование представления о роли и месте информатизации образования в информационном обществе, видовом составе и областях эффективного применения средств информатизации образования, технологий обработки, представления, хранения и передачи информации;

• ознакомление с общими методами информатизации, адекватными потребностям учебного процесса, контроля и измерения результатов обучения, внеучебной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности учебных заведений;

• формирование знаний о требованиях, предъявляемых к средствам информатизации образования, основных принципах оценки их качества, обучение педагогов стратегии практического использования средств информатизации в сфере образования; предоставление дополнительной возможности пояснить обучаемым роль и место информационных технологий в современной мире;

• обучение формирующемуся языку информатизации образования (с параллельной фиксацией и систематизацией терминологии).

В качестве основных направлений, систематизирующих содержание подготовки, должны быть сущность, цели и особенности информатизации образования, технические средства и технологии информатизации образования, методы информатизации образовательной деятельности, основы формирования информационных образовательных сред и информационного образовательного пространства, вопросы формирования готовности педагогических кадров к профессиональному использованию информационных технологий [4-5].

Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы республики Казахстан (РК) одним из приоритетов определяет внедрение системы электронного обучения, обеспечивающей равный доступ учащимся, педагогам к лучшим образовательным ресурсам и технологиям, автоматизацию учебного процесса для повышения качества образования и эффективности управления. Система электронного обучения является одним из основных возможных способов реализации информатизации образования. Как отметил министр образования и науки РК Б.Т.Жумагулов: «Для того чтобы создать такую систему, нам с вами предстоит сформировать совершенно новую правовую базу, методологию, кадровое и техническое обеспечение, массированный цифровой контент» [6]. В частности, предполагается, что к 2012 году будут внесены дополнения в Государственные общеобразовательные стандарты образования (ГОСО) среднего образования в части обязательного ис-

пользования системы электронного обучения, в ГОСО высшего, технического и профессионального образования в части подготовки педагогических кадров для работы в системе электронного обучения.

База для организации соответствующей подготовки и переподготовки педагогических кадров в республике имеется (КазНПУ им. Абая, Республиканский, городские и областные институты повышения квалификации учителей), но не разработана методическая система обучения методам и средствам информатизации образования. Разработка такой системы, ее апробация и совершенствование представляют собой актуальную проблему, требующую немедленного разрешения.

В этом направлении в КазНПУ им. Абая уже ведется определенная работа. Изучаются научно-методологические основы подготовки педагогов к использованию ИКТ в профессиональной деятельности, постепенно осуществляется ее реализация на практике, что уже нашло отражение в нормативных документах и программах подготовки педагогов. В настоящее время в КазНПУ им. Абая практически все будущие учителя изучают курс «информатизация образования». Необходимо отметить факторы, характеризующие информатизацию образования как учебную дисциплину и определяющие ее отличие от других аналогичных подходов и содержательных направлений:

1. системность, заключающуюся в том, что в основе изложения лежит не перечисление существующих средств и технологий информатизации образования с соответствующими описаниями, а потребности и общие характерные особенности информатизации возможных видов образовательной деятельности;

2. стремление к выявлению аспектов информатизации образования, инвариантных относительно психолого-возрастных особенностей обучаемых, специфики образовательной деятельности конкретных учебных заведений, развития информационных технологий и ряда других факторов;

3. выявление вариативных аспектов, зависящих от различных факторов психологического, методического, технологического и организационного характера: подготовка и переподготовка педагогов к учету вариативных аспектов должна осуществляться с использованием системы специализированных разделов курса, дисциплин и учебных пособий, ориентированных на специфику конкретной деятельности специалистов, работающих в сфере образования;

4. построение учебного материала, предусматривающее не объяснение конкретных нюансов информатизации образования, а фокусирование внимания педагогов на ключевых вопросах, поиск ответов на которые является обязательным условием эффективности информатизации;

5. систематизация и формирования на государственном языке терминологии в рамках обучения языку информатизации образования; ориентация обучения, в том числе и на выработку у педагогов устойчивой мотивации к участию в формировании информационной образовательной среды.

В соответствии с новыми условиями развития информатизации образования, связанными с внедрением системы электронного обучения в РК в настоящее время ведется разработка раздела дисциплины «информатизация образования» «Основы электронного обучения», который может вестись и как самостоятельный курс. В нем будут рассмотрены такие вопросы, как методы электронного обучения, методология создания он-лайн курса, оценивание его производительности, современные технологии, используемые в электронном обучении.

Значительное внимание в педагогических вузах уделяется ГГ- подготовке и будущих учителей информатики, которые осваивают современные информационные и коммуникационные технологии не только на занятиях по информатике и информатизации образования, но и на других занятиях по основным методическим курсам и соответствующим предметным дисциплинам их подготовки.

Таким образом, ГГ- подготовка будущих педагогов в РК является одним из важных направлений высшего профессионального образования, к которому предъявляются в последние годы все более высокие требования. Непрерывная ГГ- подготовка будущих педагогов, за исключением будущих учителей информатики, включающая общеобразовательный курс информатики, курсы «информатизация образования», «основы электронного обучения» с дальнейшим использованием полученных знаний на педагогической практике и при выполнении курсовых и дипломных работ, будет способствовать развитию процесса информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий для развития личности обучаемого. Этот процесс повышает уровень активности и реактивности обучаемого, развивает способности альтернативного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач.

Литература

1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. // М.: МГПУ, - 2005. Опубликовано на сайте МГПУ http://www.mgpu.ru/subdivision.php?subdivision=80.

2. Пралиев С.Ж., Бидайбеков Е.Ы., Гриншкун В.В. Теоретико-методологические основы (концепция) формирования информационной об-

разовательной среды КазНПУ им Абая/Монография. Алматы: КазНПУ им. Абая, 2010. - 140 с.

3. Бидайбеков Е.Ы., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Создание и использование образовательных электронных изданий и ресурсов. /Алматы: БЫм, - 2006,136 с.

4. Пралиев С.Ж., Бидайбеков Е.Ы. Информатизация образования как деятельность и направление подготовки педагогических кадров (задачи и пробле-мы)./Научно-методический журнал «Педагогика и психология». 2010. №2. С.8-14

5. Бидайбеков Е.Ы., Камалова Г.Б., Киселева Е.А. О необходимости подготовки и переподготовки педагогических кадров в области информатизации образования. Научно-методический журнал «Педагогика и психология». 2011. №1. -С.164-167

6. Жумагулов Б.Т. 2010 жылдьщ к;орытындылары жэне бiлiм берудi дамытудьщ 2011-2020 жылдарга арналган мемлекеттж багдарламасын iске асыру шецбершде 2011 жылга арналган мшдеттер. // Выступление министра^, Астана, 19 января 2011. Опубликовано на сайте МОН РК: www.edu.gov.kz/.. ./уу81ир1еше/?.. .йпете8%5Бй_пете8%5В...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.