Научная статья на тему 'Особенности содержания и использования второго выпуска каталога образовательных ресурсов сети Интернет'

Особенности содержания и использования второго выпуска каталога образовательных ресурсов сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьев С. Г., Гриншкун В. В., Кулагин В. П.

В конце 2006 года в России был сформирован каталог образовательных ресурсов сети Интернет для общего образования, в котором было представлено более 650 Интернет-ресурсов. Печатное издание каталога было выпущено тиражом 65 тысяч экземпляров и разослано по школам страны, подключаемым к сети Интернет в рамках Национального проекта "Образование". За время, прошедшее с момента опубликования каталога, редакционная коллегия получила большое количество откликов от специалистов, педагогов, учащихся и родителей. Практически все письма, пришедшие в адрес редакции и Федерального агентства по образованию, содержали в себе просьбы организовать публикацию новых выпусков каталога, с учетом тех изменений, которые происходят в отечественной системе образования и в образовательном сегменте сети Интернет. Читатели делились с редакцией своими предложениями по совершенствованию структуры и содержания каталога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьев С. Г., Гриншкун В. В., Кулагин В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности содержания и использования второго выпуска каталога образовательных ресурсов сети Интернет»

С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, В.П. Кулагин

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВТОРОГО ВЫПУСКА КАТАЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Григорьев Сергей Георгиевич, заведующий кафедрой информатики и прикладной математики Московского городского педагогического университета, заведующий центром информатики и информационных технологий в образовании института содержания и методов обучения Российской академии образования, член-корреспондент РАО, доктор технических наук, профессор (г. Москва) e-mail: grigorsg@alledu.ru

Гриншкун Вадим Валерьевич, заведующий кафедрой информатизации образования Московского городского педагогического университета, ведущий научный сотрудник центра информатики и информационных технологий в образовании института содержания и методов обучения Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор (г. Москва) e-mail: grinshkun@alledu.ru

Кулагин Владимир Петрович, директор Государственного научно-исследовательского института информационных образовательных технологий, доктор технических наук, профессор (г. Москва) e-mail: kvp@informika.ru

В конце 2006 года в России был сформирован каталог образовательных ресурсов сети Интернет для общего образования, в котором было представлено более 650 Интернет-ресурсов. Печатное издание каталога было выпущено тиражом 65 тысяч экземпляров и разослано по школам страны, подключаемым к сети Интернет в рамках Национального проекта "Образование".

За время, прошедшее с момента опубликования каталога, редакционная коллегия получила большое количество откликов от специалистов, педагогов, учащихся и родителей. Практически все письма, пришедшие в адрес редакции и Федерального агентства по образованию, содержали в себе просьбы организовать публикацию новых выпусков каталога, с учетом тех изменений, которые происходят в отечественной системе образования и в образовательном сегменте сети Интернет. Читатели делились с редакцией своими предложениями по совершенствованию структуры и содержания каталога.

Учитывая это, было принято решение о публикации новых выпусков каталога. В 2007 году запланировано издание трех выпусков, каждый из которых будет более полно отражать отдельные стороны, проблемы и технологии информатизации общего образования. Второй выпуск каталога, вышедший летом 2007 года, нацелен на более полное знакомство педагогов с ресурсами, способствующими повышению эффективности общей организационной и учебнометодической работы учителя [1]. Второй выпуск также разослан по школам России.

Как и в предыдущем выпуске в новом издании собраны ссылки на образовательные ресурсы разных типов, в том числе ссылки на сайты органов управления образованием, публикации средств массовой информации образовательной направленности, сайты тематических Интернет-проектов и сетевых сообществ, системы дистанционного обучения, электронные библиотеки. Для удобства использования проведена многоуровневая классификация ресурсов по видам и назначению. К каждому разделу и подразделу каталога дана краткая аннотация, освещающая содержание перечисляемых ресурсов.

С помощью второго выпуска каталога администрация школ, педагоги, учащиеся и родители получат возможность использовать новейшие средства и системы доступа к образователь-

ным ресурсам сети Интернет, создаваемые в России на государственном уровне в рамках Федерального целевой программы развития образования. В каталоге описаны «Единое окно доступа к образовательным ресурсам», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», «Портал Федерального центра информационных образовательных ресурсов». В настоящее время в этих Интернет-каталогах, нацеленных на повышение наглядности и эффективности обучения, представлены электронные образовательные ресурсы для основного общего и среднего (полного) образования, идет активное наполнение Интернет-каталогов новыми ресурсами по всем предметам учебной программы. Планируется, что регулярные выпуски каталога будут постоянно знакомить читателей с новостями этих и других федеральных проектов в области информатизации образования.

Среди ресурсов, приводимых во втором выпуске каталога, следует выделить федеральные и региональные образовательные Интернет-порталы, которые, в свою очередь, представляют собой каталоги ресурсов, сервисных и инструментальных компьютерных программных средств, электронных представлений бумажных изданий, электронных учебных средств и средств измерения результатов обучения, ресурсов, содержащих новостную информацию, объявлений и средств для общения участников образовательного процесса.

Ресурсы, вошедшие в оба выпуска каталога, доступны в сети Интернет на протяжении длительного периода времени, надежно функционируют и характеризуются накопленным положительным опытом применения в системе общего образования. Никаких дополнительных сведений для получения доступа к ресурсам не требуется. Все ресурсы опубликованы на русском языке.

Совокупная электронная версия всех выпусков каталога публикуется в сети Интернет по адресу http://katalog.iot.ru и предоставляет читателям ряд дополнительных возможностей, среди которых поиск ресурсов, участие в системе определения рейтингов ресурсов, оперативная отправка замечаний и предложений редакционной коллегии.

В процессе формирования второго выпуска каталога был продолжен детальный анализ образовательных ресурсов, размещенных в сети Интернет. С учетом этого анализа, мнения педагогов и экспертов, откликов читателей, пришедших в адрес редакционной коллегии, в каталог были включены относительно качественные, работоспособные и эффективные ресурсы. В то же время следует учитывать, что качество опубликованных в сети образовательных ресурсов сильно варьируется, а полное решение проблемы отбора качественных ресурсов не может быть осуществлено в рамках формирования описываемого каталога. Важно понимать, что корректное, своевременное и уместное использование представленных в каталоге образовательных ресурсов сети Интернет всеми специалистами, работающими в системе образования, является залогом эффективности подготовки учащихся.

Традицией при публикации выпусков каталога становится их дополнение рекомендациями, адресованными педагогам. Второй выпуск каталога содержит ресурсы, различные с точки зрения особенностей их создания и использования. Тем не менее, большинство из приведенных ресурсов позволяет во многом автоматизировать повседневную работу педагогов, сделать ее более интересной, привнести в образование адекватную и востребованную информацию. Несмотря на очевидную возможность использования отобранных ресурсов непосредственно в обучении школьников, большая часть таких сайтов и Интернет-изданий может быть использована в организационно-управленческой и методической работе директоров школ, завучей, методистов и учителей.

С каждым годом труд учителя становится все сложнее. Изменяется содержание учебных дисциплин, появляются новые средства и методы обучения. Во многих случаях повышение сложности труда учителя связано с все возрастающим потоком информации, которую педагог должен учитывать в своей работе.

Использование образовательных электронных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, во многих случаях может привести к автоматизации такой деятельности и сокращению нагрузки, лежащей на учителе. Как следствие, подобное использование средств информатизации в расчете, планировании и администрировании педагогической деятельности может положительно отразиться на эффективности системы обучения школьников.

Использование Интернет-ресурсов учителями позволяет более эффективно управлять познавательной деятельностью школьников, оперативно отслеживать результаты обучения и воспитания, принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обученности и эффективности системы качеств знаний учеников, целенаправленно совершенствовать методическое мастерство, иметь оперативный адресный доступ к организационной информации.

В числе Интернет-ресурсов, собранных во втором выпуске каталога и нацеленных на повышение эффективности труда учителя, следует выделить:

• средства доступа к информационным ресурсам и электронным изданиям, необходимым учителю для осуществления своей профессиональной деятельности;

• средства планирования содержания и методов обучения;

• средства краткого и расширенного описания учебных и методических материалов, имеющихся в распоряжении учителя, включая подсистемы планирования использования каждого учебного и методического ресурса;

• средства планирования и диспетчеризации учебных занятий, внеучебных мероприятий, самостоятельной деятельности школьников;

• средства автоматизации контроля и измерения результативности обучения каждого школьника;

• системы и базы данных, позволяющие учитывать персональные сведения по каждому ученику и каждому занятию;

• системы учета успеваемости каждого ученика;

• средства автоматизации ведения документации и составления отчетных документов;

• телекоммуникационные средства, позволяющие наладить оперативное общение с учащимися и родителями, средства информирования родителей о ходе и результатах обучения каждого ученика.

Все средства и технологии информатизации, применяемые в автоматизации труда учителя, должны быть нацелены на достижение главной цели - максимального высвобождения педагога от выполнения рутинных и трудоемких операций, не связанных с непосредственным общением со школьниками. Благодаря использованию таких средств и технологий у учителя высвобождается время и силы, которые он может посвятить собственному профессиональному росту, разработке новых учебных и методических материалов и, конечно же, дополнительному обучению и воспитанию школьников.

Одним из неотъемлемых для системы общего среднего образования видов деятельности были и остаются научные и методические исследования, в которые вовлечены учителя и сотрудники учреждений образования. Как правило, такие исследования направлены на создание новых методов и средств обучения школьников, поиск новых путей организации воспитательной работы с молодежью.

Максимально приблизить педагогический процесс к достижениям современной науки учителя смогут только тогда, когда будут систематически расширять свои познания, приводить в систему разрозненные факты, знакомиться со специальной литературой по своей специальности, принимать активное участие в научно-исследовательской и научно-методической работе. Современный педагог, не ведущий на необходимом уровне исследовательской работы, не может готовить специалистов, способных заниматься наукой или научно-обоснованной практической деятельностью.

Использование публикуемых в каталоге ссылок на научно-методические издания, порталы, конференции, профессиональные форумы педагогов и методистов, проводимые в сети Интернет, может способствовать повышению эффективности учебно-методической деятельности учителя.

Большинство научных и методических исследований не может обходиться без использования специализированных средств обработки и представления информации. В первую очередь, к подобным средствам следует отнести компьютерные системы удаленного и имитационного моделирования, которые позволяют провести многие экспериментальные исследования и подтвердить выдвигаемые теоретические гипотезы.

Приведенные в каталоге телекоммуникационные средства и системы могут оказаться полезными при организации дистанционного общения педагогов в сфере технологий и результатов научных и методических исследований. Научные теле- и видеоконференции, тематические чаты, научные форумы, новостные ленты и доски объявлений должны стать неотъемлемыми инструментами научно-методической деятельности педагогов.

С каждым годом к сети Интернет получает доступ все большее количество людей. Это связано с массовым распространением компьютеров и программного обеспечения, увеличением числа домашних компьютеров, расширением областей профессиональной деятельности человека, в рамках которых используются информационные и телекоммуникационные технологии. Этот факт можно рассматривать и как увеличение числа родителей школьников, использующих информационные и коммуникационные технологии. Число школьников, один или оба родителей которых имеют доступ к информационным ресурсам сети Интернет, постоянно растет.

В то же время ресурсы сети Интернет способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива школы и родителей при обучении и воспитании школьников.

В первую очередь, использование телекоммуникаций и, в частности, электронной почты позволяет педагогам оперативно информировать родителей о ходе обучения и воспитания каждого школьника, организуя при этом индивидуальный диалог. Родители также приобретают возможность сообщать учителю сведения, необходимые для коррекции обучения каждого школьника. Более сложные ресурсы сети Интернет позволяют проводить виртуальные собрания родителей. Использование для этих целей списков рассылки и телеконференций дает возможность проведения массовых мероприятий и массового информирования родителей без их очного собрания и визитов в школу.

Наличие у школы собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни школы, класса, параллели, расписании занятий, о проводимых учебных и внеучебных мероприятиях. Кроме этого сайт школы или других образовательных учреждений может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Используя ресурсы сети Интернет, родители имеют возможность контролировать ход и правильность выполнения школьниками домашних заданий, вне зависимости от изучаемой дисциплины.

Как правило, контакты родителей со школой и родителей между собой с использованием Интернет-ресурсов формируют неформальное общение родителей и педагогов, что способствует комплексности и взаимной связи учебных и воспитательных воздействий, реализуемых в школе и дома.

В заключение следует отметить, что выпуски каталога содержат далеко не все ресурсы Интернет, применение которых целесообразно в системе образования. Выпуски каталога предназначены лишь для приобщения педагогов к работе с телекоммуникациями. Дальнейшее путешествие по образовательным ресурсам сети возможно с использованием образовательных порталов, адреса которых приведены в каждом выпуске.

Следует учитывать, что реализуемая в настоящее время государственная программа по подключению к всемирной сети всех школ России сделает Интернет и его информационные ресурсы доступными практически для каждого педагога и учащегося. При этом количество информационных материалов, опубликованных в Интернет и адресованных учителям и школьникам, неуклонно растет. Использование обоих выпусков каталога позволит более эффективно организовать работу педагогов, поскольку в его выпусках собираются и систематизируются наиболее востребованные ресурсы. Используя их, учителя, ученики и родители смогут получить доступ к качественным учебным и методическим материалам, сократить время на поиск требуемой информации, изучить особенности классификации информационных ресурсов сети Интернет.

Описываемый выпуск каталога является первым из трех изданий, публикация которых запланирована в 2007 году. При подборе ссылок на ресурсы сети Интернет во втором выпуске основной уклон был сделан в сторону повышения эффективности организационноуправленческой и методической работы учителя. Два предстоящих выпуска каталога будут по-

священы обучению гуманитарным и естественно-научным дисциплинам соответственно. Для этого в будущих выпусках планируется расширить разделы, содержащие ссылки на тематические издания, электронные библиотеки и коллекции, ресурсы, нацеленные на информатизацию внеурочной деятельности школьников, специализированные методические рекомендации и многое другое.

1. Тихонов А.Н., Кулагин В.П., Булакина М.Б., Васильев В.H.. Григорьев С.Г., Гридина Е.Г., Гриншкун В.В., Иванников А.Д., Рудакова Д.Т., Сигалов A.B., Симонов A.B. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования. Каталог. Выпуск 2. // Федеральное агентство по образованию, ГНИИИТТ «Информика». - М., 2007. - 48 с.

B.C. Корнилов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ В ОБУЧЕНИИ ОБРАТНЫМ ЗАДАЧАМ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ

Корнилов Виктор Семенович, заместитель заведующего кафедрой информатизации образования, доцент кафедры информатики и прикладной математики Московского городского педагогического университета, кандидат физико-математических наук, доцент (г, Москва)

e-mail: vs_kornilov@mail.ru

В настоящее время во всем мире хорошо осознана роль теории обратных задач в естественных науках и их приложениях. Большой интерес к теории обратных задач для дифференциальных уравнений обусловлен большой прикладной важностью данных задач и появлением современных информационных и коммуникационных технологий, поставивших обратные задачи в ряд актуальных проблем современной математики. При помощи обратных задач, например, изучаются свойства Земли, исследуются звезды и планеты, решаются проблемы неразрушающего контроля изделий и конструкций, выявляются дефекты внутри работающего объекта, проводятся медицинские исследования, направленные на выявление патологий внутренних органов человека и многие другие исследования. Благодаря достижениям теории обратных задач многие математические модели приобретают стройность и достоверность. Достигнут весомый прогресс в компьютерной томографии. Стремительное распространение этого метода обусловлено его эффективным применением в медицине, биологии, диагностике плазмы и др. Внедрение метода компьютерной томографии инициировало крупные достижения в медицинской диагностике, электронной микроскопии биологических макромолекул, вирусологии и д.р. Подобные задачи связаны, как известно, с обращением причинно-следственной связи - отысканием неизвестных причин по известным следствиям. Таковыми, например, могут являться свойства и характеристики здоровья человека, окружающей среды, в том числе земной и др.

Успешное развитие данной научной теории, как впрочем и любой другой научной теории, предполагает обеспеченность соответствующим образом подготовленными специалистами. Этими обстоятельствами объясняется появление в учебных планах ведущих вузов России, таких как Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Новосибирский государственный университет, Московский городской педагогический университет и др., в блоке дисциплин прикладной ма-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.