74 Высшее образование в России • № 7, 2007
Безопасность
Библиотеки
Ве62.0
Всё
История Летопись
20№ 20_век 21_век g PS Ме1_"Обучение_дпя_будущего" web_2.o Архитектура Веб2.007 Великая_Отечественная_война Ветеран Визуализация Воды_мирового_океана Воронеж Боронежская_о6лэсть Время Гео-инфориационные_технопогии География Город Графвиз Графика Графический_пакет Деятельность Животные Знание Ивэновскэя_облэсть Игра ИграВикииания Изображения ИзсибражениягСимволика ИностранныЙ_ЯЗЬ1К Интернет Информатизация_сельской_школы Информатика ИифорызционныЕ_текнот)гил Иркутска я_о6ласгъ Искусство Исгорические_событ Карелия Коммуникация Конкурс Конкурс_Школьникам-исследователям Конференция Краеведение Краснов рскийкрай Купыура Лагерь
Летопись:Конкурс Летопись: Правила_и_руководства Летопись: Служебные Летопись:Справка Лингвистика Липецкая_область Литература Методика МбТОДОЛОГИЯ Модуль_педагогнческого_курса Москва Московскэя_о6ласть Музеи Музыка Мурмэнскэя_о6ласть Населенный_пу|- ikt Наука
Незавершенная_статья НИЖеГОрОДСКЭЯ_ОблаСТЬ НИЖНИЙ_НОВГОрОД Образование Об разоват е л ь н ы е_ в и к и-п роекты Обучение Определение отношения_ие*цу_людьии Педагогика ПврСОНЭЛИИ Поиск поисковая система Практическоеиспользование проекты Профессии Псковская_область Растения Расширен и я_М ед И а Би К и Регионы России РеЛИГИА Рецепты РОССИЯ
Саратовская_область Свердловская_о6ласть Сельская_школа Семинары Сеть Словарь Смотритель События Социальная_сеть Социальные_сервись
Социальный. СврВИС Средство Статъи_по_жанрам Страны ТСО Театр Техника Традиция Улицы Ульяновская_облэсть Уиикальное_явление Учебные_заведения УчебНЫЙ_ПрОвКГ Учитель Фотография Фотография: Конкурс ХабаровскиЙ_краЙ Ханты-Мансииский_авгономный_округ_-_Югра Цифровое_видео Человек Челя6инская_о6ласгь Шаблоны
Шаблонысгшсковгородов Школа ШКОЛЫ Школьная_музыкальная_группа Экология Язык_лрограммировани
Шаблоны: растения
Рис. 2. Облако категорий проекта «Летописи»
таксономии, но получают возможность увидеть и принять участие в создании совместной общественной классификации. Благодаря этому опыту преподаватели и студенты понимают, как в повседневной культуре через постоянную практику и повторение многочисленных мелких действий формируются не только единицы знаний, но и системы метасредств, позволяющие классифицировать объекты окружающей реальности. Существенно то, что авторы и классификаторы статей видят не только
локальные результаты своего труда, но и свой вклад в коллективные облака и деревья категорий.
Литература
1. Jackson J. Discovering the Vernacular Landscape, 1984.
2. Grossman L. Time's Person of the Year: You,
2006. - http:// www.time.com/ time/ magazine/ article/0,9171,1569514,00.html
3. Leuf B, Cunningham W. The Wiki Way: quick
collaboration on the Web. - Addison-Wesley, 2001.
С. ГРИГОРЬЕВ, профессор Институт содержания и методов обучения РАО
В. ГРИНШКУН, профессор Московский городской педагогический университет
B. КУЛАГИН, профессор ГНИИ ИТТ «Информика» А. СИГАЛОВ, доцент
C. -Петербургский филиал ГНИИ ИТТ «Информика»
В рамках приоритетного национального проекта «Образование » решается задача подключения к Интернету в 2006-2007 гг. более 50 тысяч учреждений общего образования во всех регионах России. Полная реализация этого проекта сделает его информационные ресурсы доступными практически для каждого педагога и учащегося. При этом количество информаци-
Каталог
образовательных Интернет-ресурсов
онных материалов, опубликованных в Интернете и адресованных учителям и школьникам, неуклонно растет, и все более актуальной становится задача отбора наиболее эффективных образовательных электронных ресурсов сети и знакомство педагогов с ними.
Специалисты делают многое для решения этой задачи. Большая работа проведе-
ONLINE EDUCA
75
на в направлении совершенствования содержания образования и предметного наполнения электронных изданий и ресурсов: создана система образовательных порталов, разработаны профессиональные комплекты электронных образовательных ресурсов, развиваются сайты, предоставляющие доступ к информационным ресурсам практически по всем школьным дисциплинам. За последнее время проведены сбор и систематизация образовательных ресурсов на федеральных образовательных порталах, основным из которых является «Российское образование» (www.edu.ru). Для многих учащихся и педагогов он является основной «точкой входа» в образовательный сегмент Интернета. Однако даже эти меры оставляют многих учителей, учеников, родителей и общественность в неведении относительно многих полезных и эффективных в обучении Интернет-ресурсов. Более того, по-прежнему у значительной части педагогов, сотрудников органов управления образованием и родителей бытует негативное отношение к Интернету как ¡{«информационной свалке », используемой учащимися в основном для поиска готовых сочинений, рефератов и материалов сомнительного качества.
Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы по систематизации Интернет-ресурсов, ориентированных на систему общего образования. Уже издан массовым тиражом (65 тыс. экз.) каталог образовательных ресурсов сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования (Федеральное агентство по образованию, М., 2006). В нем собрано и классифицировано более 650 Интернет-ресурсов для общего среднего образования. Каталог наверняка поможет педагогам в поиске информационных ресурсов, позволяющих повысить эффективность и качество учебного процесса, он может оказаться полезным и для руководителей образовательных учреждений при поиске необходимой информации, а также при принятии эффективных управленческих реше-
ний. Электронная версия каталога размещена по адресу: http:// catalog.iot.ru.
В издании собраны ссылки на образовательные ресурсы разных типов, в числе которых сайты органов управления образованием, публикации образовательных СМИ, сайты тематических Интернет-порталов, Интернет-проектов и сетевых сообществ, системы дистанционного обучения, электронные библиотеки, энциклопедии, словари, справочники, ресурсы для администрации и методистов школ, а также ресурсы для абитуриентов. В общей сложности каталог содержит 12 разделов. Каждый раздел и подраздел содержит краткую аннотацию, информирующую о содержании перечисляемых ресурсов, и сведения о том, кому ресурсы адресованы. 11-й раздел каталога содержит более 400 ссылок на тематические информационные ресурсы по 13 основным школьным дисциплинам. Заключительный раздел содержит рекомендации пользователям. В нем приведены сведения, которые помогут повысить эффективность применения информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, в управлении образовательными учреждениями, в организации учебной деятельности школьников.
В процессе подготовки каталога проведен детальный анализ большого числа образовательных ресурсов, размещенных в сети. Его результаты свидетельствуют о том, что в настоящее время уже имеется достаточное количество материалов, адресованных преподавателям и учащимся, продолжается интенсивный рост числа сайтов, содержащих образовательные ресурсы. Однако качество опубликованных в сети образовательных ресурсов сильно варьируется.
Ресурсы, собранные в каталоге, прошли предварительный отбор. Все они доступны в сети Интернет достаточно давно, надежно функционируют и характеризуются положительным опытом применения в системе общего образования. Для доступа к ним не требуется каких-либо специальных ап-
76 Высшее образование в России • № 7, 2007
паратных или программных средств за исключением стандартных обозревателей (браузеров, навигаторов), которыми традиционно пользуются все, кто работает с большинством ресурсов Интернета.
Опираясь на ресурсы каталога, педагоги смогут более эффективно управлять познавательной деятельностью школьников, оперативно отслеживать результаты обучения и воспитания, принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обученности и качества знаний учащихся, целенаправленно совершенствовать педагогическое мастерство, иметь оперативный адресный доступ к требуемой информации учебного, методического и организационного характера. Педагоги, занимающиеся разработкой собственных информационных ресурсов, получают возможность использования фрагментов собранных в каталоге образовательных ресурсов, делая необходимые ссылки и соблюдая авторское право.
Доступ учащихся к каталогу и образовательным ресурсам сети Интернет обеспечит их основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для выполнения заданий преподавателя, самостоятельного обучения и организации досуга. У школьников появляется возможность оперативно знакомиться с новостями, узнавать о проводимых олимпиадах, конкурсах, консультироваться, общаться с педагогами и сверстниками. Абитуриенты найдут в приводимых Интернет-ресурсах информацию, необходимую для продолжения образования: сведения об институтах, университетах и академиях, сроки и условия поступления, учебные и методические материалы для подготовки к вступительным испытаниям.
Родители школьников и представители общественности, воспользовавшись систематизированными в каталоге Интернет-ресурсами, смогут узнать о развитии и функционировании федеральной и региональных систем образования, ознакомиться с учебными планами, программами и рекоменда-
циями педагогов, оказать посильное влияние на повышение качества образования.
Администрация образовательных учреждений сможет принимать эффективные управленческие решения, соотнося их с действующим законодательством и нормативными документами, объективно оценивать деятельность педагогов, оперативно взаимодействовать с коллегами, повысив общий уровень планирования и администрирования деятельности учебного заведения.
Основная часть ресурсов каталога нацелена на повышение эффективности обучения школьников по 13 дисциплинам образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Главными дидактическими целями при этом являются сообщение сведений, закрепление знаний, формирование и совершенствование умений и навыков, повышение мотивации к учению, контроль усвоения, обобщение и др. Использование ресурсов должно быть предварительно соотнесено педагогами с основными компонентами реализуемой методической системы обучения - целями, содержанием, методами, организационными формами и применяемыми средствами обучения.
Особое внимание нужно уделять подбору и разработке методов обучения на основе образовательных ресурсов сети Интернет. В числе таких методов - поиск школьниками учебной информации, значимой с точки зрения целей обучения, проектно-ис-следовательская деятельность обучаемых, основанная на взаимодействии с ресурсами сети, использование коммуникационных компонентов таких ресурсов для учебного общения учащихся и педагогов.
Во всех случаях педагогам необходимо предварительно решить задачу подбора нужной учебной информации и методики ее использования учащимися. Преподаватель может взять на вооружение содержательное наполнение таких ресурсов при подготовке конспектов уроков, заданий для самостоятельных и практических работ, тестовых и контрольныхзаданий, сценари-
ONLINE EDUCA
77
ев проведения внеурочных и внеучебных мероприятий.
Образовательные ресурсы, систематизированные в каталоге, позволяют организовать деятельность обучающихся по поиску актуальной и достоверной информации. Следует, однако, помнить, что, несмотря на целесообразность использования школьниками перечисленных образовательных ресурсов, большое значение для процесса восприятия информации имеет живая речь преподавателя, которую невозможно заменить никакими средствами и технологиями. Педагогам нужно уделять внимание тому, чтобы учащиеся правильно называли изучаемое, корректно излагали и комментировали содержание предлагаемых ресурсов сети.
Основным принципом построения каталога являлось включение в него только качественных, педагогически эффективных образовательных ресурсов, отвечающих потребностям системы образования и однозначно позиционируемых в системе классификации, принятой для организации каталога. Однако следует учитывать, что качество большинства приводимых ресурсов
не подвергалось профессиональной экспертной оценке. Этот факт, а также постоянное обновление образовательных ресурсов в сети приводят к возможности появления в их содержании неточностей, противоречивой и недостоверной информации. В связи с этим возникает задача выработки у обучаемых критического мышления, способствующего адекватному отношению школьников к информации, получаемой из Интернет-ресурсов.
Педагог должен продемонстрировать ученикам, что в достаточно популярных и известных изданиях могут приводиться неточные или недостоверные сведения, акцентировать внимание на опасность рекламы, иногда содержащей умышленные ошибки и некорректное обращение с информацией.
Очень часто школьники самостоятельно не справляются с переработкой больших объемов информации, опубликованной в сети, испытывают трудности в нахождении необходимых ресурсов, попадают под влияние негативной информации. Использование каталога позволяет уменьшить возможные негативные последствия внедрения телекоммуникационных технологий в обучение.
А. АН, доцент А. САМОХИН, профессор Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета
Информационно-обучающая среда непрерывного физического образования
Концепция эффективного развития естественно-научного образования базируется на принципах фундаментальности, непрерывности, использования инновационных методов индивидуализации обучения.
Физика как одна из фундаментальных мировоззренческих дисциплин является методологической основой приобретения общепрофессиональных и специальных знаний, социально-профессионального
опыта и становления естественно-научной культуры специалиста. Поэтому развитие существующих и поиск новых научно-методологических подходов в преподавании курса физики на различных этапах образования личности остается актуальной задачей общей и инженерной педагогики.
Рациональное сочетание традиционных и новых форм подачи учебного материала позволяет активизировать творческий потенциал студента в открытой образователь-