Научная статья на тему 'Использование электронных образовательных ресурсов удаленного доступа в деятельности библиотеки учреждения профессионального образования'

Использование электронных образовательных ресурсов удаленного доступа в деятельности библиотеки учреждения профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О Г. Ачкасова, Н В. Сушенцова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование электронных образовательных ресурсов удаленного доступа в деятельности библиотеки учреждения профессионального образования»

- рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине;

- стимулировать работу студентов;

- иметь объективную картину изучаемого материала;

- своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса;

- точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости.

С помощью рейтинга появляется возможность включить самих студентов в активный поиск мер по повышению своего среднего балла и своего статуса в группе.

Сегодня в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандарта-

ми нового поколения образовательный процесс в школе и в профессиональном образовании должен строиться с использованием современных образовательных технологий, для студентов важны формирование и реализация индивидуальной образовательной траектории, индивидуальный прогресс, способность к самоорганизации. Важным моментом в новых стандартах является «встроенность» системы текущего, промежуточного и итогового контроля в учебный процесс, а критерии, по которым учитель оценивает учащегося, должны быть открытым и определены заранее. Этим требованиям полностью отвечает рейтинговая система оценки знаний, поэтому в ГОУ СПО «Мариинский педагогический колледж» внедрение рейтинга продолжится.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ УДАЛЕННОГО ДОСТУПА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О. Г. Ачкасова, заведующая библиотекой ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово Н. В. Сушенцова, методист

Продолжение. Начало публикаций см. в № 3(32) за 2011 год и № 1(33) за 2012 год

При переходе образовательных учреждений довузовского профессионального образования на ФГОС третьего поколения одним из требований к условиям образовательного учреждения (ОУ) является наличие в библиотеке доступа к сети Интернет и возможность использования электронных ресурсов. Внедрение компьютерной техники и информационных технологий в повседневную работу библиотеки ОУ, деятельность которой ориентирована в первую очередь на удовлетворение информационных запросов пользователей ОУ, стало привычным явлением. Сегодня невозможно обеспечить качественный и оперативный доступ к информации, опираясь исключительно на традиционные виды изданий. Фонды современных библиотек стали «гибридными», так как вместе с документными источниками информации в них превосходно «уживаются» электронные ресурсы, к которым относятся:

- электронные издания;

- оптические компакт-диски;

- базы данных (БД);

- электронные каталоги и картотеки.

Библиотека ОУ обеспечивает локальный (на территории библиотеки) и удаленный (через сайт библиотеки или сайт ОУ) доступы к следующим электронным ресурсам:

1. Ресурсы, созданные собственно библиотекой:

• электронный каталог, который отражает весь фонд библиотеки;

• новые поступления - традиционное библиотечное информирование о новых документах в виде списков литературы, бюллетеней, иллюстрированных мультимедийных презентаций;

• аннотированная база Интернет-адресов образовательных ресурсов по профилю ОУ;

• список названий журналов и газет, выписываемых библиотекой на текущий квартал, год.

2. Ресурсы, созданные библиотекой на основе работ профессорско-преподавательского состава ОУ:

• труды ученых ОУ - представляет полные тексты работ преподавателей ОУ.

3. Ресурсы, заимствованные из легитимных источников Интренета:

• картотека сетевых документов содержит учебники, учебно-методические и научные издания.

С целью обеспечения требований ФГОС третьего поколения целесообразно обеспечить доступ к внешним полнотекстовым электронным ресурсам в сети Интернет. Для этого существует «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» и «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Важно, что данные порталы содержат образовательные ресурсы для обучающихся и преподавателей довузовского профессионального образования. Рассмотрим эти ресурсы более подробно.

«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

Обучающимся и преподавателям УПО обязательно понравится портал «Единое окно доступа к информационным ресурсам» («Единое окно») - window.edu.ru. Он предоставляет доступ к тысячам учебных пособий и методических материалов по десяткам учебных специальностей (рис. 1). Доступ к «Единому окну» (сокращенное название ресурса - прим. авт.) не ограничен сетью образовательного учреждения и не требует паролей (хотя желательна бесплатная регистрация на портале).

Рис. 1. Интерфейс «Единое окно доступа к информационным ресурсам»

На сегодняшний день основу электронной библиотеки «Единое окно» составляют учебно-методические материалы, подготовленные в веду-

щих российских высших учебных заведениях, прошедшие экспертизу и изданные по решениям соответствующих советов; большинство из них давно и успешно используется в учебном процессе.

Для практического применения в учебном процессе в профессиональном образовании в библиотеке представлены следующие виды материалов:

• учебники и учебные пособия, выпущенные центральными или университетскими изданиями, имеющие гриф или рекомендацию УМО о допустимости использования в учебном процессе;

• учебные и методические материалы для проведения практических занятий и лабораторных практикумов;

• учебно-методические комплекты, включая программы курсов, планы занятий, наборы контрольных материалов, списки рекомендованной литературы (такие материалы особенно полезны при постановке новых курсов и для молодых преподавателей, так как дают возможность познакомиться с опытом других кафедр и вузов);

• монографии, написанные преподавателями вузов и используемые в образовательном процессе, например в спецкурсах;

• избранные статьи и обзоры по основным направлениям профессионального образования или относящиеся к методике преподавания конкретных дисциплин.

Каждый ресурс библиотеки - полнотекстовая электронная публикация - описывается следующим набором атрибутов, которые отображаются на его электронной карточке (рис. 2):

• наименование публикации;

• автор(ы) - полный список всех авторов или составителей;

• аннотация;

• год издания;

• библиографическая ссылка (обязательный атрибут для электронных версий печатных изданий);

• ISBN (если имеется у печатного издания);

• источник (поставщик ресурса) - вуз/факультет/кафедра, библиотека, издательство, интернет-портал и т. д.;

данное поле, как правило, включает ссылку на веб-сайт поставщика ресурса.

Рис 2. Пример электронной карточки публикации в электронной библиотеке «Единое окно доступа к информационным ресурсам»

Целью создания информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» является обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов.

В разделе «Библиотека» представлено более 28 000 учебно-методических материалов, разработанных и накопленных в системе федеральных образовательных порталов, а также изданных в университетах, вузах и школах России. Более половины учебно-методических материалов разработаны и переданы в «Библиотеку» ведущими университетами и вузами России, а также издательствами, отдельными преподавателями и авторами. Благодаря созданию «Библиотеки» удалось сохранить и сделать доступным для всех участников процесса обучения огромное количество учебных и методических материалов, в том числе ранее не оцифрованных.

Все электронные копии учебно-методических материалов были размещены в «Библиотеке» с согласия университетов, издательств и авторов или перенесены с порталов и сайтов, владельцы которых не возражают против некоммерческого использования их ресурсов.

Поиск публикаций, размещенных в электронной библиотеке, проводится в интегральном каталоге аналогично поиску интернет-ресурсов. В поисковой форме следует установить переключатель в положение «искать в библиотеке». При этом в результате поиска будет получен пере-

чень ресурсов, отмеченных пиктограммой, а при выборе ресурса будет показана его карточка с метаданными.

Ресурс библиотеки - полнотекстовая электронная публикация - описывается следующим набором атрибутов, которые выводятся на карточке ресурса:

• наименование публикации;

• автор(ы) - полный список всех авторов или составителей;

• аннотация;

• год издания;

• библиографическая ссылка (обязательный атрибут для

электронных версий печатных изданий); ISBN (если имеется у печатного издания);

• источник (поставщик ресурса) - вуз/факультет/кафедра, библиотека, издательство, интернет-портал и т. д.; данное поле, как правило, включает ссылку на веб-сайт поставщика ресурса.

На карточке также указываются все данные, относящиеся к рубрикации ресурса: предметная область; тип ресурса; аудитория; уровень образования.

Полный текст публикации в большинстве случаев представлен в виде одного файла (преимущественно в формате PDF, но имеются и ресурсы в формате DjVu). Карточка ресурса в поле «документ» содержит пиктограмму, показывающую тип файла, с указанием размера файла. Пиктограмма является ссылкой, переход по которой позволяет открыть файл с полным текстом публикации или сохранить его на локальном компьютере. Имеется также ссылка на страницу с указанием сайтов, с которых можно скачать для бесплатного использования программы для просмотра документов в форматах PDF и DjVu [1].

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - ФЦИОР

Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и объектов системы образования Российской Федерации (рис. 3).

Рис. 3. Страница сайта ФЦИОР

ФЦИОР реализует концепцию «единого окна» для доступа к любым электронным образовательным ресурсам (ЭОР) системы образования и предоставление единой современной технологической платформы для существующих и вновь создаваемых электронных образовательных ресурсов.

На данный момент каталог сайта ФЦИОР (fcior.edu.ru/) объединяет более 15 000 электронных учебных модулей, созданных для общего

образования, и более 12 000 - ориентированных на профессиональное образование.

Для удобства загрузки ресурсов ФЦИОР созданы региональные представительства в Краснодарском крае, Саратовской, Томской и Кемеровской (kmrv.fcior.edu.ru/) областях, республике Башкортостан [2].

Электронные учебные модули (ЭУМ) созданы трёх типов - информационные И, модули практической деятельности П и модули контроля знаний и умений и аттестации К.

Все информационные модули И имеют структуру:

1. Информационная часть, содержащая текст, анимации, видеофрагменты и интерактивные модели.

2. Контрольные вопросы.

3. Краткий конспект.

Электронные учебные модули обладают инновационными качествами: возможно проведение практических компьютерных работ, тестирование с проверкой и рекомендациями по решению заданий с использованием параметризованных ЭУМ. Интерактивность повышает возможности самостоятельной работы учащихся за счет активно-деятельностных форм обучения (таблица 1).

Таблица 1

Распределение ЭУМ по уровням интерактивности

№ Уровень интерактивности модуля Описание

1. Условно-пассивный Чтение текста, просмотр графики и видео, прослушивание звука

2. Активный Навигация по гиперссылкам, просмотр трехмерных объектов, задания на выбор варианта ответа и другие простейшие формы

3. Деятельностный Задание на ввод численного ответа, перемещение и совмещение объектов, работа с интерактивными моделями

4. Исследовательский Работа с виртуальными лабораториями

Модули типа К делятся на интерактивные тренажеры, предназначенные для формирования базовых знаний и умений с последующей отработкой ключевых компетенций, нужных для решения задач («активная доска», на которой учащийся ведет самостоятельные записи); интерактивные модели исследовательского характера (лабораторные работы); интерактивные тесты, состоящие из 10-12 тестовых заданий с различными заданиями (сортировка, указание объекта, классификация, выбор нескольких ответов, перемещения объектов и т. п.).

Разновидностей модулей типа П больше: компьютерная лабораторная работа; ком-

пьютерная моделирующая (виртуальная) среда; самостоятельная работа с тестовыми заданиями. Тестовые задания сопровождаются комментариями и решениями, в том числе поэтапными решениями; игровые задания; задания творческого характера с комментариями; практикум - интерактивные тестовые здания с комментариями [3].

Алгоритм работы с ресурсами ФЦИОР

1. В адресной строке набрать соответствующий адрес (fcior.edu.ru/).

2. Для воспроизведения электронных учебных модулей, размещенных в каталоге ФЦИОР, требуется установить OMS-плеер (проигрыватель ресурсов), который распространяется абсолютно бесплатно. Ссылки на его установку есть на сайте ФЦИОР. OMS-плеер устанавливается только один раз.

3. Поиск можно осуществлять через поисковую строку или через каталог ЭОР.

Рассмотрим 1 вариант поиска. В строке «Поиска» набрать ключевые слова, которые необходимы для поиска ресурса, например: дорожные строительные машины. Нажать кнопку «Найти».

4. Пользователям будет предоставлена информация о тех модулях, где содержится слово «дорожные строительные машины»:

6. Открываем ресурс для просмотра - «Воспроизвести модуль»:

5. Выбрать ресурс и загрузить его в нужную папку на своем компьютере:

При 2 варианте поиска необходимо: • Выбрать Каталог;

• Выбрать рубрику модуля и тип модуля (информационный, практический, контрольный, составной);

• Выбрать предмет;

• Выбрать ресурс и загрузить его в нужную папку.

На сайте «YouTube» представлена «Инструкция для работы с модулями ФЦИОР». Видеоинструкция адресована тем коллегам, кто только приступает к работе с модулями ФЦИОР.

Представленные порталы - капля в море электронных образовательных ресурсов в сети интернет. И напоминаем, что ФГОС - всего лишь минимальная планка, обеспечивающая качество профессионального образования, ниже которой работать недопустимо.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» : инф.-метод. пособие / ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». - М., 2007. - 32 с.

2. ФЦИОР [Электронный ресурс]. - URL: http://fcior.edu.ru/.

3. Гомулина Н. Н. ЭУМ - электронные учебные модули ФЦИОР [Электронный ресурс]. - URL: https://sites.google. com/site/distancion/fcior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.