Научная статья на тему 'Потребности системы образования в использовании электронных изданий и ресурсов'

Потребности системы образования в использовании электронных изданий и ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потребности системы образования в использовании электронных изданий и ресурсов»

В.В. Гриншкун

ПОТРЕБНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ И РЕСУРСОВ

Гриншкун Вадим Валерьевич, заведующий кафедрой

информатизации образования Московского городского педагогического университета, старший научный сотрудник центра информатики и информационных технологий в образовании института содержания и методов обучения Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор (г. Москва)

e-mail: grinshkun@alledu.ru

Информационные и телекоммуникационные технологии с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов. В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда педагогов, а также на эффективность обучения школьников и студентов.

В то же время любой опытный педагог подтвердит, что на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование средств информатизации никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет негативный эффект. Очевидно, что решение проблем уместной и оправданной информатизации обучения должно осуществляться комплексно и повсеместно. Кроме того, обучение корректному, оправданному и уместному использованию средств информационных и телекоммуникационных технологий должно войти в содержание подготовки педагогов в области информатизации образования.

Здесь и далее под информатизацией образования понимается область научно-практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания [1].

Кафедра информатизации образования, созданная в Московском городском педагогическом университете, является одной из первых в России, предпринявшей попытку осуществить на базе ряда дисциплин учебного плана подготовки педагогов («Аудиовизуальные и технические средства обучения», «ИКТ в образовании», «Образовательные ресурсы Интернет» и других аналогичных дисциплин) комплексное обучение будущих учителей основам информатизации образования. Для этого осуществлен поиск целей и принципов обучения, которые позволили бы систематизировать подготовку педагогов, сделать ее содержание более фундаментальным и менее зависимым от постоянно изменяющихся и развивающихся средств информатизации.

Приоритетным направлением в обучении информатизации образования должен стать переход от обучения техническим и технологическим аспектам работы с компьютерными средствами к обучению корректному содержательному формированию, отбору и уместному использованию образовательных электронных изданий и ресурсов. Современный педагог должен не только обладать знаниями в области информационных и телекоммуникационных технологий, что входит в содержание курсов информатики, изучаемых в педагогических вузах, но и быть специалистом по применению новых технологий в своей профессиональной деятельности.

Основными целями подготовки педагогов в области информатизации образования являются:

• ознакомление с положительными и отрицательными аспектами использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании;

• формирование представления о роли и месте информатизации образования в информационном обществе, видовом составе и областях эффективного применения средств информатизации образования, технологий обработки, представления, хранения и передачи информации;

• ознакомление с общими методами информатизации, адекватными потребностям учебного процесса, контроля и измерения результатов обучения, внеучебной, научноисследовательской и организационно-управленческой деятельности учебных заведений;

• формирование знаний о требованиях, предъявляемых к средствам информатизации образования, основных принципах оценки их качества, обучение педагогов стратегии практического использования средств информатизации в сфере образования;

• предоставление дополнительной возможности пояснить обучаемым роль и место информационных технологий в современной мире;

• обучение формирующемуся языку информатизации образования (с параллельной фиксацией и систематизацией терминологии).

Несмотря на то, что содержание описываемой системы учебных курсов все еще находится в стадии формирования, уже сейчас ясны приоритеты доступного разъяснения педагогам основных понятий и сущности процессов информатизации образования [2-4]. Одно из первостепенных мест в содержании обучения в области информатизации образования занимают вопросы уместного, оправданного и эффективного использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании.

Информатизация обучения опирается на единый подход, в рамках которого выделяются средства информатизации, рассматриваемые как образовательные электронные издания и ресурсы, к которым предъявляется единая система требований качества. Электронное издание -совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео, фото и другой информации. В одном электронном издании могут быть выделены информационно-справочные источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в компьютерной сети.

В этом случае образовательное электронное издание (ОЭИ) - электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение обучаемыми знаниями, умениями и навыками в этой области. Образовательное электронное издание должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения. Очень важным является то, что образовательное электронное издание не может быть редуцировано к бумажному варианту (распечатано на бумаге) без потери дидактических свойств. Последнее очень важно для определения ОЭИ, использование которых оправдано в обучении.

Педагоги должны учитывать два возможных направления внедрения образовательных электронных изданий и ресурсов в учебный процесс. Первое из них связано с тем, что ОЭИ включаются в учебный процесс в качестве «поддерживающих» средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы образования. В этом случае информационные ресурсы выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы педагогов, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний обучаемых.

Внедрение ОЭИ в рамках второго направления приводит к изменению содержания образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения ОЭИ в отдельных учебных дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности обучаемого

Качество образовательных электронных изданий и ресурсов должно отвечать потребностям системы образования. При этом говорят, что образовательное электронное издание качественное, если оно удовлетворяет соответствующей системе требований. Существуют дидактические, психолого-педагогические, технические, дизайн-эргономические, здоровьесберегающие и другие требования, предъявляемые к ОЭИ. Кроме этого будущие педагоги должны ознакомиться со специальными дидактическими требованиями, обусловленными применением информационных и телекоммуникационных технологий в разработке ОЭИ.

Использование информационных технологий будет оправданным и приведет к повышению эффективности обучения в том случае, если такое использование будет отвечать конкретным потребностям системы образования, если обучение в полном объеме без использования соответствующих средств информатизации невозможно или затруднительно [5]. Очевидно, что в систему подготовки педагогов должно войти знакомство с несколькими группами таких потребностей, определяемых, как в отношении собственно учебного процесса, так и в отношении других сфер деятельности педагогов.

В первую группу можно отнести потребности, связанные с формированием у обучаемых определенных систем знаний. Такие потребности возникают при знакомстве с содержанием сразу нескольких дисциплин, при проведении занятий, имеющих межпредметный характер. Кроме того, они возникают при изучении элементов микро и макромиров, а также в случае необходимости изучения ряда понятий, теорий и законов, которые при традиционном обучении не могут найти требуемого опытного обоснования (изучение невесомости, знакомство с понятием бесконечность).

Вторая группа потребностей определяется необходимостью овладения учащимися репродуктивными умениями. Потребности этой группы возникают в ситуациях, связанных с вычислениями (сокращение времени, проверка и обработка результатов). Наряду с этим потребности второй группы возникают при отработке типовых умений по каждой дисциплине (определение цены деления измерительных приборов в физике, составление изомеров по углеродному скелету в химии) и при формировании общеучебных умений (общелогических -систематизации и классификации, анализа и синтеза, рефлексивных - умений планировать эксперимент, осуществлять сбор и анализ информации).

Третья группа потребностей определяется необходимостью формирования у учащихся творческих умений (главным признаком творчества является новизна полученного продукта). Такие потребности возникают при решении оптимизационных задач, в которых из ряда возможных вариантов выбирается один - наиболее рациональный с определенной точки зрения, при решении задач на выбор самого экономичного решения или наиболее оптимального варианта протекания процесса (нахождение оптимального решения не только математически, но и графически). Потребности этой группы возникают при постановке и решении задач на проверку выдвигаемых гипотез, при необходимости развития конструктивно-комбинаторных творческих умений (использование цифровых конструкторов, позволяющих собирать целое из частей, моделировать объекты и процессы). Кроме того, сюда можно отнести и потребности, вытекающие из необходимости моделирования процессов или последовательности событий, что позволяет ученику делать выводы о факторах, оказывающих влияние на протекание процессов или событий. И, наконец, к третьей группе можно отнести потребности, возникающие в ходе лабораторного эксперимента, требующего для своего проведения приборов, недоступных для конкретного учебного заведения или очень длительного (короткого) промежутка времени. При этом такой лабораторный эксперимент может проводиться в рамках педагогических измерений и также повлечь за собой необходимость использования соответствующих информационных и телекоммуникационных технологий.

Четвертая группа потребностей связана с необходимостью формирования у учащихся определенных личностных качеств. Потребности, относимые к четвертой группе, возникают для организации моделирования, создающего возможности нравственного воспитания обучаемых через решение социальных, экологических и других проблем (анализ возможных последствий аварий, последствий применения различных технологий, позволяющий не только научить учащихся избегать подобных опасностей, но и воспитать нравственные оценки их возникновения в современном мире). Также потребности в использовании средств информатизации образования могут возникать для формирования у обучаемых чувства ответственности по отношению к другим людям, по отношению к себе и собственному организму [5].

Наряду с вышеприведенными потребностями для оправданного и эффективного использования информационных и телекоммуникационных технологий педагогам необходимо знать основные положительные и отрицательные аспекты информатизации обучения, использования электронных изданий и ресурсов. Очевидно, что знание таких аспектов поможет учителям и преподавателям использовать информатизацию там, где она влечет за собой наибольшие преимущества и минимизировать возможные негативные моменты, связанные с работой обучаемых с современными средствами информатизации.

Положительных аспектов использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании достаточно много. В качестве основных аспектов можно выделить:

• совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования,

• введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями,

• внесение изменений в системы обучения большинству традиционных дисциплин, не связанных с информатикой,

• повышение эффективности обучения за счет его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов,

• организация новых форм взаимодействия в процессе обучения,

• изменение содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого,

• совершенствование механизмов управления системой образования.

Наряду с изучением положительных аспектов информатизации в систему описываемой подготовки педагогов должно быть включено и ознакомление с возможными негативными последствиями использования средств информатизации. К числу отрицательных аспектов можно отнести свертывание социальных контактов, сокращение социального взаимодействия и общения, индивидуализм, трудность перехода от знаковой формы представления знания на страницах учебника или экране дисплея к системе практических действий, имеющих логику, отличную от логики организации системы знаков. В случае повсеместной информатизации педагоги и обучаемые становятся неспособными воспользоваться большим объемом информации, который предоставляют современные телекоммуникационные средства. Сложные способы представления информации отвлекают обучаемого от изучаемого материала.

Следует помнить, что если учащемуся одновременно демонстрируют информацию разных типов, он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию, а использование средств информатизации зачастую лишает обучаемых возможности проведения реальных опытов своими руками.

Индивидуализация ограничивает живое общение преподавателей и обучаемых, учащихся между собой, предлагая им общение в виде «диалога с компьютером». Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

Наконец, чрезмерное и неоправданное использование компьютерной техники негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

Приведенные в настоящей статье аргументы свидетельствуют, с одной стороны, о необходимости подготовки и переподготовки педагогических кадров в области информатизации образования. С другой стороны, упомянутые проблемы и противоречия говорят о том, что применение средств информатизации в обучении по принципу «чем больше, тем лучше» не может привести к реальному повышению эффективности системы образования. В использовании образовательных электронных изданий и ресурсов необходим взвешенный и четко аргументированный подход.

1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. О разработке учебника «Информатизация образования» // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия “Информатика и информатизация образования”. - М.: МГПУ, 2005. № 1(4). - С.24-28.

2. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования - новая учебная дисциплина // Материалы ХУ1 Международной конференции “Применение новых технологий в образовании”. - Троицк: МОО ФНТО “Байтик”, 2005. - С.102-104.

3. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Учебник - шаг на пути к системе обучения “Информатизации образования” // Проблемы школьного учебника: Сборник научных трудов. - М.: ИСМО РАО, 2005. - С.219-222.

4. Grigoriev S., Grinshkun V. Informational technologies in education as separate direction of preparing a pedagogical personnel // Information Technologies and Telecommunications in Education and Science IT&T ES'2005: Materials of the International Scientific Conference. - Moscow: VIZCOM, Ege Uneversity, Izmir, Turkey, 2005. - P.98-101.

5. Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения // Информатика и образование. -М., 1991. № 1. - С.3-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.