Научная статья на тему 'Обучение учителей информатики использованию информационных и коммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности'

Обучение учителей информатики использованию информационных и коммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Любовь Васильевна, Иванов Дмитрий Евгеньевич

Быстрыми темпами происходит внедрение информационно-коммуникационных технологий и созданных с их помощью образовательных электронных ресурсов в учебный процесс общеобразовательной школы. В статье рассматриваются вопросы совершенствования методической системы обучения студентов использованию и разработке электронных образовательных ресурсов по школьному курсу информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Любовь Васильевна, Иванов Дмитрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение учителей информатики использованию информационных и коммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности»

ОБУЧЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Иванова Любовь Васильевна (Dmitry 88@bk.ru),

Иванов Дмитрий Евгеньевич

Елабужский государственный педагогический университет

Быстрыми темпами происходит внедрение информационно-коммуникационных технологий и созданных с их помощью образовательных электронных ресурсов в учебный процесс общеобразовательной школы. В статье рассматриваются вопросы совершенствования методической системы обучения студентов использованию и разработке электронных образовательных ресурсов по школьному курсу информатики.

В настоящее время невозможно назвать дисциплину, в обучении которой так или иначе не применялись бы образовательные электронные ресурсы. При этом одной из самых информатизированных школьных дисциплин была и остается информатика. Этот предмет характерен тем, что в обучении информатике параллельно применяются как изучаемые средства информатики, так и образовательные ресурсы, способствующие повышению эффективности обучения.

На фоне динамично развивающихся информационных технологий, использующих компьютерные телекоммуникации, учителю информатики необходимы новые средства и методы обучения, отвечающие этой динамике. Самой эффективной системой подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов является дистанционное обучение.

Новые электронные технологии, такие как интерактивные диски CD-ROM, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет, могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволят управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения.

На сегодняшний день учитель информатики, вовлеченный в современные инновационные процессы, переходит на качественно новый уровень. Наличие огромного числа образовательных компьютерных курсов и программ освобождает учителя от необходимости создания электронного курса по дисциплине собственными силами, однако, ставит проблему поиска такого готового ресурса и разработки методики его применения. В обучении информатике параллельно применяются как изучаемые средства информатики, так и образовательные ресурсы, способствующие повышению эффективности обучения.

Одной из первоочередных проблем на пути повсеместного применения образовательных электронных ресурсов (дистанционных учебных курсов) является соответствующая подготовка педагогических кадров. Для этого необходимо совершенствовать методическую систему подготовки будущих учителей информатики к применению и разработке образовательных электронных ресурсов (ОЭР).

Создание и использование дистанционных учебных курсов начинается с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения с точки зрения обучения информатике, корректировки критериев обученности.

Методические курсы «Учебное Программное Обеспечение учителя информатики» (УчПО), «Теория и Методика Обучения Информатике» (ТиМОИ) ориентируют будущих специалистов

— учителей информатики на учебно-воспитательную, научно-методическую и культурнопросветительскую профессиональную деятельность в системе образования. Считая ошибочным мнение многих педагогов-практиков, развивающих технологии дистанционного обучения информатике, что дистанционный учебный курс можно получить, просто переведя в компьютерную форму учебные материалы традиционного очного обучения. Методическая система подготовки будущих учителей информатики в нашем вузе

способствует формированию таких знаний и умений, которые позволяют разрабатывать и применять образовательные электронные ресурсы в своей профессиональной деятельности.

Электронные учебники были изначально разработаны для организации дистанционного} образования. Однако, со временем, благодаря своим возможностям обучения они переросли эту сферу применения. Электронный учебник на лазерном диске теперь может использоваться совершенно самостоятельно и автономно как в целях самообразования, так и в качестве методического обеспечения какого либо школьного курса информатики, точно так же, как и обычный бумажный учебник.

Электронный учебно-методический комплекс (УМК) - это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине (в нашем случае - по школьному курсу информатики), а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

При создании электронных УМК нецелесообразно просто переносить типографский вариант учебного пособия в электронный вид и затем конвертировать в гипертекст. Конечно, в результате появятся некоторые преимущества в плане поиска и гиперссылок, но такой УМК будет неудобен для обучающегося, так как читать с монитора не так удобно, как книгу. Поэтому, при создании электронного учебно-методического комплекса по школьному курсу информатики особенно целесообразны:

- иная организация информационных материалов: главы целесообразно сделать более короткими, чтобы их было проще читать на экране;

- разделение материала на несколько контекстов (например, обязательный для прочтения, дополнительный, вспомогательный, определения и т.п.) и их визуальное выделение;

- содержание учебного материала, в соответствии с требованиями психологов, рекомендуется разбивать на модули. Освоение учебного материала, соответствующее конкретному модулю, должно быть ориентировано не более чем на два часа контактного времени;

- после изучения очередного модуля, приобретенные учащимися или студентами знания, следует контролировать с помощью соответствующей программы, включенной в состав электронного УМК;

- особого внимания уделять интерфейсу пользователя;

- сжатость и краткость изложения материала при максимальной информативности текста.

Для того чтобы электронный УМК стал популярным, он должен быть универсальным, то есть одинаково пригодным как для самообразования, так и для стационарного обучения, полным но содержанию, высоко информативным, талантливо написанным и хорошо оформленным. Такой УМК можно предложить любому учащемуся, и он может стать существенным подспорьем для преподавателя при организации им занятий по самоподготовке учащихся или студентов, а также проведении зачетов и экзаменов по отдельным предметам.

Квалификация учителя информатики должна приближаться к уровню подготовки квалифицированных пользователей или даже программистов. Это крайне необходимо для понимания и рационального проектирования структуры и сценария УМК.

Процесс проектирования электронных учебных материалов состоит из пяти основных этапов:

- анализ — насколько необходимо проводить обучение (анализ потребностей), каковы требуемые цели учения (анализ целей), каковы средства и условия будущей учебной работы (анализ условий);

- проектирование (подготовка планов, разработка прототипов, выбор основных решений, составление сценариев);

- разработка (превращение планов, сценариев, прототипов в набор учебных материалов);

- применение (учебные материалы используются в учебном процессе);

- оценка (результаты учебной работы оцениваются, данные оценки используются для корректировки (доработки) учебных материалов).

При проектировании ЭУМК по информатике необходимо учитывать еще и общие принципы построения ресурса:

- принцип распределенности учебного материала;

- принцип интерактивности учебного материала;

- принцип мультимедийного представления учебной информации;

- принцип адаптивности к личностным особенностям обучаемого;

- принцип инвариантности относительно различных ИКТ.

Существенным аспектом, который необходимо учитывать при разработке электронного УМК, является единообразие технологий и методов реализации и педагогического применения обратной связи ученика с образовательным электронным ресурсом.

Для обеспечения гибкости и ясности диалога обучающегося с ОЭР необходима рациональная организация пользовательского интерфейса. Организация диалога в образовательном электронном ресурсе по информатике несет в себе две функции:

- диалог для управления;

- диалог в терминах образовательной области «информатика».

Рассмотренные выше требования и положения к разработке электронных образовательных ресурсов (электронных УМК) студенты физико-математического факультета нашего вуза реализуют на 4-5 курсах при проектировании дистанционных учебных курсов по основным содержательным линиям школьного курса информатики. В рамках выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ по информатике разрабатываются дистанционные учебные курсы (ЭУ), например, такие как «Кодирование информации», «Технология создания школьного сайта», «Компьютерная графика», «Алгоритмизация и программирование» и многие другие.

Таким образом, система подготовки учителей информатики в нашем педагогическом вузе, включающая методическую подготовку педагогов к использованию ОЭР в профессиональной деятельности, предполагает и обучение будущих учителей основам создания электронных ресурсов по информатике (электронных УМК по школьному курсу информатики).

Целью методических курсов является приобщение студентов к перспективным образовательным технологиям и ориентация их на творческое и продуктивное использование данных технологий в своей учебе, будущей профессиональной деятельности и в процессе самообразования и повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.