Научная статья на тему 'Профессиональная деятельность преподавателей университета в условиях применения сетевых электронных учебных ресурсов'

Профессиональная деятельность преподавателей университета в условиях применения сетевых электронных учебных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ РЕСРУРСЫ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / E-LEARNING RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оразалина 3. 3.

В статье рассматриваются компоненты электронного образовательного контента университета, описаны системность и комплексность мер, гарантирующих успешное внедрение электронных ресурсов в учебный процесс в условиях кредитных технологий обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY TEACHERS' PROFESSIONAL OPERATIONS IN THE USE OF NETWORK ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

The article deals with the electronic components of the educational content of the University, systematic and comprehensive measures to ensure the successful implementation of electronic resources in the learning process in credit programs are described.

Текст научной работы на тему «Профессиональная деятельность преподавателей университета в условиях применения сетевых электронных учебных ресурсов»

Примером практической реализации стратегии ЕЭК ООН зование различных форм, методов работы как аудиторной,

для образования в интересах устойчивого развития на регио- так и внеаудиторной, создание в вузах научно-исследователь-

нальном уровне является система экологического образова- ских центров для развития экологического мировоззрения)

ния студентов АНО ВПО «Омский экономический институт». может быть применим и в других вузах с учетом региональ-

Данные инновационный подход при решении задач фор- ных особенностей экономики.

мирования образования для устойчивого развития (исполь-

Библиографический список

1. Когтюг, В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро. Июль 1992 г.): информационный обзор. - Новосибирск, 1992.

2. Комаров, И.К. Модель развития цивилизации надо менять // Обозреватель- Observer. - 2001. - № 7-8.

3. Ващекин, Н.М. Устойчивое развитие и открытое общество: путь к сфере разума / Н.М. Ващекин, Н.М., М.А. Мунтян, А.Д. Урсул.

- М., 2000.

4. Моисеев, Н.Н. Стратегия переходного периода // Вестник Российской академии наук. - 1995. - Т. 65. - № 1.

5. Урсул А.Д. Концепция устойчивого развития и проблема безопасности / А.Д. Урсул, А.Л. Романович [Э/р]. - Р/д: http//www.philosophy.nsc.ru

6. Пределы роста: доклад по проекту Римского клуба «Сложное положение человечества» / Д.Х. Медоуз, Д.Л. Медоуз, Й. Рэндерс [и др.]. - М., 1991.

7. Диалог культур в глобализирующем мире: мировоззренческие аспекты: сб. ст. / под ред. В.С. Степина, А.А. Гусейнова. - М., 2005.

8. Концепция перехода России к устойчивому развитию. Указ президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440.

9. Мамедов, Н.М. Культура, экология, образование. - М.,1996.

10.Мамедов, Н.М. Основы социальной экологии: уч. пособие. - М., 2003.

11. Мунасингхе, М. Экономическая политика и окружающая среда. Опыт и выводы. Публикации Всемирного банка по проблемам окружающей среды / М. Мунасингхе, В. Круз. - Вашингтон, 1995. - Вып.10.

12.Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития: офиц. текст. Совещание высокого уровня представителей министерств охраны окружающей среды и образования. - Вильнюс, 2005.

Bibliography

1. Kogtyug, V.A. Konferenciya OON po okruzhayutheyj srede i razvitiyu (Rio-de-Zhaneyjro. lyulj 1992 g.): informacionnihyj obzor. -Novosibirsk, 1992.

2. Komarov, I.K. Modelj razvitiya civilizacii nado menyatj // Obozrevatelj- Observer. - 2001. - № 7-8.

3. Vathekin, N.M. Ustoyjchivoe razvitie i otkrihtoe obthestvo: putj k sfere razuma / N.M. Vathekin, N.M., M.A. Muntyan, A.D. Ursul. - M., 2000.

4. Moiseev, N.N. Strategiya perekhodnogo perioda // Vestnik Rossiyjskoyj akademii nauk. - 1995. - T. 65. - № 1.

5. Ursul A.D. Koncepciya ustoyjchivogo razvitiya i problema bezopasnosti / A.D. Ursul, A.L. Romano-vich [Eh/r]. - R/d: http//www.philosophy.nsc.ru

6. Predelih rosta: doklad po proektu Rimskogo kluba «Slozhnoe polozhenie chelovechestva» / D.Kh. Medouz, D.L. Medouz, Yj. Rehnders [i dr.]. - M., 1991.

7. Dialog kuljtur v globaliziruyuthem mire: mirovozzrencheskie aspektih: sb. st. / pod red. V.S. Stepina, A.A. Guseyjnova. - M., 2005.

8. Koncepciya perekhoda Rossii k ustoyjchivomu razvitiyu. Ukaz prezidenta RF ot 1 aprelya 1996 g. № 440.

9. Mamedov, N.M. Kuljtura, ehkologiya, obrazovanie. - M.,1996.

10.Mamedov, N.M. Osnovih socialjnoyj ehkologii: uch. posobie. - M., 2003.

11. Munasingkhe, M. Ehkonomicheskaya politika i okruzhayuthaya sreda. Opiht i vihvodih. Publikacii Vse-mirnogo banka po problemam okruzhayutheyj sredih / M. Munasingkhe, V. Kruz. - Vashington, 1995. - Vihp.10.

12.Strategiya EEhK OON dlya obrazovaniya v interesakh ustoyjchivogo razvitiya: ofic. tekst. Sovethanie vihsokogo urovnya predstaviteleyj ministerstv okhranih okruzhayutheyj sredih i obrazovaniya. - Viljnyus, 2005.

Статья поступила в редакцию 29.10.11

УДК 378.4:004

Orazalina Z.Z. UNIVERSITY TEACHERS' PROFESSIONAL OPERATIONS IN THE USE OF NETWORK ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES. The article deals with the electronic components of the educational content of the University, systematic and comprehensive measures to ensure the successful implementation of electronic resources in the learning process in credit programs are described.

Key words: information and communication technologies, information and educational environment, e-learning resources.

3.3. Оразалина, ст. преп. каф. информатики ВКГУ им. С. Аманжолова, г. Усть-Каменогорск, Казахстан, E-mail: zaure_kaz@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ СЕТЕВЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ

В статье рассматриваются компоненты электронного образовательного контента университета, описаны системность и комплексность мер, гарантирующих успешное внедрение электронных ресурсов в учебный процесс в условиях кредитных технологий обучения.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационно-образовательная среда, электронные учебные ресрурсы.

Информационно - коммуникационные технологии по сво- тении знаний, работе с различными источниками информа-

им дидактическим свойствам активно воздействуют на все ции [1]. Одним из продуктивных способов получения новых

компоненты системы обучения: цели, содержание, методы знаний является просмотр информационных страниц веб-про-

и организационные формы обучения, позволяя решать слож- странства, но, к сожалению, остро встает проблема качества

ные и актуальные задачи педагогики - развитие у обучающе- образовательного контента. Образовательные ресурсы, пред-

гося интеллектуального, творческого потенциала, аналитичес- ставленные в телекоммуникационных сетях, должны соответ-

кого, критического мышления, самостоятельности в приобре- ствовать определенным условиям надежности, достовернос-

ти, актуальности, возможности регулярного обновления. Одним из вариантов выполнения этого условия может являться создание собственных электронных учебных ресурсов, когда ключевой фигурой формирования контента становится преподаватель.

Образовательный контент вуза может быть представлен содержательными информационными ресурсами, документами, гипертекстами [2], базами информации, мультимедиа (гипермедиа), экспертными системами [3], совокупностью тех учебных материалов, которыми располагают педагоги и обучаемые и которые способствуют появлению и развитию новых форм и методов обучения, в том числе, системы виртуальной реальности [4].

Для любой информационно-образовательной среды основной целью является открытый доступ к электронным ресурсам, для которых характерны: интерактивность, оперативность, наглядность, открытость, эргономичность, реализация структуры взаимосвязей посредством гиперссылок, адекватное оценивание [5], что позволяет существенно облегчить доступ к индивидуальным достижениям субъектов образовательного процесса и повысить результативность педагогического взаимодействия. Электронные ресурсы - совокупность графической текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео, фото, и другой информации на любом электронном носителе или опубликованный в компьютерной сети [6]. Электронные ресурсы также могут быть представлены в виде электронных учебников, которые представляют собой автоматизированный процесс обучения и обеспечивают весь учебный процесс от цели до результата, включая соответствующее содержание и способы организации познавательной деятельности студента [7]; образовательного электронного ресурса (ОЭР), который должен содержать систематизированный материал по соответствующей области знаний, обеспечивающий творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями, навыками в той или иной области образования. ОЭР должен отличаться наглядностью, логичностью и последовательностью изложения [6].

Требований, предъявляемых к электронным учебным ресурсам, множество. Среди них можно выделить следующие: учебный материал должен быть ориентирован на личность, на ее потребности, возможности; предоставляемая информация должна быть достоверной, актуальной, полной; отвечать принципам научности, доступности; содержать проблемные аспекты рассматриваемых вопросов; публикуемый учебный материал должен учитывать принципы дидактики: системность изложения материала, наглядность (применение мультимедийных возможностей), сознательность, осуществление связи с практической деятельностью будущего специалиста.

Педагогические возможности средств мультимедиа определяются не простым суммированием возможностей компьютерной техники и технологий, в них входящих, но обеспечивают переход количества этих возможностей в качества:

- повышение эффективности проведения лекции, объяснения, беседы за счет наглядности мультимедиа;

- активизация процессов восприятия и запоминания за счет одновременной работы органов чувств - зрения, слуха; максимальная информационная наполняемость (возможность компьютера строить визуальные и другие сложные образы существенно повышает пропускную способность информационных каналов учебного процесса);

-- развитие самостоятельной деятельности в результате работы с отдельными элементами визуального ряда, так и их совокупности;

- виртуальные лаборатории ускоряют процесс формирования практических умений и навыков;

- совершенствуются навыки работы в мультимедийных приложениях;

- развивается эстетическое восприятие цвета, форм, структур и др.

Конструирование и создание электронных учебных ресурсов (ЭУР) способствуют формированию у преподавателей

умений работать со средствами информационных технологий обучения (умений отбора и размещения информации, умений выбора и работы с прикладными программами), организационно-управленческих умений (способности организовать и управлять учебно-познавательной деятельностью студентов), коммуникативных умений (осуществление коммуникаций сетевыми средствами), контролирующих умений (умений организовать мониторинг знаний с использованием элементов ЭУР).

Эффективность обучения в информационно-образовательных средах зависит от качества используемых материалов в электронных учебных ресурсах. Поэтому содержательная сторона (как на этапе проектирования ЭУР, так и в процессе его использования) является приоритетной и охватывает следующие компоненты: целевой компонент, содержательно-информационный компонент, процессуально-технологический компонент, контрольно-оценочный компонент. Целевой компонент направлен на соответствие материалов основной идеи курса. Содержательно-информационный компонент должен соответствовать государственному образовательному стандарту, типовым программам или учебной программе (для элективных дисциплин).

В связи с переходом современной системы образования на кредитную систему обучения, предполагающую увеличение количества часов самостоятельной работы, первоочередной задачей преподавателя становится организация эффективной работы студента и обеспечение его необходимым материалом, в том числе, и посредством электронных ресурсов, которые создаются преподавателями. Специфика разработки таких ресурсов заключается в том, что они ориентированы на самостоятельную работу студентов, теоретический материал подается порциями с использованием таблиц, рисунков, схем, видео, аудио фрагментов; что обеспечивает наглядность, лучшее усвоение информации (не забывая о соблюдении эргономических и валеологических требованиях); последовательность строится в соответствии с логикой познавательной и научной деятельности.

Например, специфика преподавания иностранного языка такова, что обычный учебник не обеспечивает обучение всем видам речевой деятельности. Электронный ресурс, напротив, создает для этого все условия и является великолепным средством самостоятельного обучения. Другой положительной стороной является работа с компьютером, что отвечает современным требованиям и интересам молодежи. В электронном учебном пособии «Тексты для чтения и аудирования» по немецкому языку (автор Дуброва Н.А.) тематические тексты сопровождаются flash-анимацией со звуком, позволяющей визуализировать материал, сделать его более интересным и насыщенным. Сочетание комментариев преподавателя видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание студентов к содержанию излагаемого учебного материала, обучение становится занимательным и эмоциональным, доставляет эстетическое удовлетворение студентам. При этом существенно изменяется роль преподавателя в учебном процессе. Преподаватель эффективнее использует время, сосредоточив внимание на наиболее сложных фрагментах учебного материала. [8].

Анимированные ролики облегчают понимание текста и дают дополнительную визуальную информацию. Часто преподаватели сталкиваются с тем, что бывает трудно найти подходящий визуальный материал (графические изображения, рисунки, фотографии и т.д.). Выходом из такой ситуации может послужить анимация из рисунков. Примером служит анимационный ролик, созданный на основе отдельных рисунков, нарисованных автором ЭУР - преподавателем Н.А. Дубровой. Для создания электронного ресурса необходимо соответствующие программное и техническое обеспечение, выбор которого зависит от навыков преподавателя.

Работа с пакетом прикладных программ, наряду с избирательностью (для определенной задачи выбирается определенная прикладная программа), указывает и на професси-

Рис. 1. Фрагменты страниц ЭУП по немецкому языку

ональную направленность интереса. Из пассивного исполнителя преподаватель превращается в активную личность, которая проявляет интерес, личный подход, личный отбор форматов отображения учебной информации и, следовательно, сам выбирает нужное приложение. Преподаватели все чаще во время лекционных занятий применяют мультимедийные презентации, опубликованные на Интранет-портале. Такие лекции несут в себе не только информационно-познавательное содержание, но и имеют эмоциональную окраску благодаря использованию слайдов, наполненных видеоинформацией, звуковым сопровождением и элементами анимации. Создание и использование мультимедийной презентации значительно повышает требования к квалификации преподавателя: определенный уровень знания компьютерной техники, навыки работы с программным обеспечением, средствами публичной демонстрации визуального и звукового учебного материала.

Преподаватель, создавая электронные учебные ресурсы, которые публикуются в корпоративной сети для общего пользования, развивает навыки работы в сети: формируется сетевой этикет, умения оперативно вести синхронную дискуссию, поддерживать обсуждение в асинхронных форумах; умения создавать четкие инструкции по выполнению заданий, структурировать учебный курс.

Особенностью опубликованного в телекоммуникационных сетях электронного ресурса, является то, что студент в любое удобное для него время может получить к нему доступ; используя интерактивные телекоммуникационные средства связи, студент организует, управляет процессом обучения (выполняет и отправляет задания, задает вопросы и получает ответы в асинхронных и синхронных связях обучения, тестируется в реальном режиме времени и т.д.). В то же время алгоритм изучения учебного материала согласуется с последовательностью, установленной преподавателем. Ярким примером такого управления представляется в элементе «Лекция» дистанционного курса, состоящего из набора страниц, позволяющих организовать управляемую навигацию, в зависимости от структуры предлагаемого материала. Преподаватель имеет возможность указать последовательность действий при изучении и проверке уровня освоения учебного материала: так, если студент ответил неправильно на тестовое задание, то следующим шагом может быть переход на следующий вопрос, либо на следующий теоретический блок информации, либо возврат на предыдущий теоретический блок, с целью повторного изучения. Возможность выбора последовательно-

сти шагов формирует у преподавателя навыки оптимального управления организацией учебно-познавательной деятельности студента, что является залогом успешного применения другого элемента курса - «Wiki».

Элемент «Wiki», на наш взгляд, может быть применен при организации телекоммуникационных проектов в дистанционном курсе. Успех применения телекоммуникационного проекта с использованием «Wiki» зависит от: эффективности подготовительного этапа, выполненного и преподавателем и студентами, от постановки целей, задач, от оптимальной структуры поэтапного выполнения заданий, от организации представления результатов проекта и др. Важным является то, что преподаватель, студенты, выполняя групповое задание, находясь друг от друга на расстоянии, совместными усилиями в результате учебно-познавательной, исследовательской деятельности, постоянно могут прослеживать достижения других участников и принимать активное участие в их разработках. Роль координатора в проектах, а тем более в телекоммуникационных, требует от преподавателя не только организационных умений, но и многих других, в том числе информационных, коммуникативных, контролирующих и др.

Метод телекоммуникационного проекта, одна из основных целей которого заключается в создании сетевого ресурса, представляет интерес не только для участников проекта, но и для других пользователей сети. Примером может служить телекоммуникационный проект «Мини сайт: филиал вуза в МНР», выполненный студентами выпускных курсов специальности «Информационные системы», под руководством преподавателя кафедры «Информатика» А.Т. Сабыржановой. В процессе реализации проекта нашли свое применение такие формы и принципы организации учебной деятельности, как: групповая работа студентов по поиску, сбору и обработке информации; дифференцированный подход в распределении выполняемых задач, с учетом уровня подготовленности, соответствующего потенциала знаний и умений, мотивации студентов; развитие коммуникативной письменной речи студентов при общении с сетевыми партнерами (из Монголии); индивидуальное освоение знаний при решении возникающих в ходе работы учебных проблем и т.д. Самостоятельность в работе над проектом позволила студентам выйти на новый, более высокий уровень работы с Интернет, рассматривать сеть как инструмент познания и саморазвития.

В условиях информационно-образовательной среды повышается роль коммуникаций и обратной связи в процессе обучения. Коммуникативные умения развиваются в процессе

участия преподавателя в чатах и форумах. Чаты дают возможность проводить обсуждения в реальном времени. Тему разговора в чате определяют все участники: студент может консультироваться у преподавателя; преподаватель может организовать дискуссию по определенной теме, чтобы оценить уровень знаний студентов и т.д. Индивидуализация обучения при использовании элемента «Чат» достигается организацией общения со студентом в отдельном диалоговом окне («кабинете»).

Контролирующие умения преподавателя развивает элемент курса «Тест», предназначенный для проверки знаний

студента Данный модуль позволяет преподавателю создать различные наборы тестовых вопросов. Большой интерес представляет вид тестовых вопросов «Embedded answers» («Встроенные ответы»). Это очень гибкий тип вопросов, подобный популярному формату, известному как Cloze. Такие вопросы состоят из текста (в формате Moodle), непосредственно в который вставляются ответы. В вопрос такого типа могут включаться «Короткие ответы», «Числовые», а также «Множественный выбор». На рис. 2 представлен фрагмент тестового задания с пустыми полями для ответа и с полями, в которых отражены правильные ответы.

'3 http://edu.vkgu.kz - Портал дистанционного обучения ВКГУ им. С. Аманжолова - Microsoft In... [^Г~|[0~||

Портал дистанционного обучения ВКГУ им. С. Аманжолова

Просмотр Что предполагает компьютерна пользователя Интернета

1 sS

Баллов: -

Что предполагает компьютерная грамотность д умение| | и |

графическую), пользоваться компьютерной телекомму | | получаемые количествен*

программ электронных таблиц, пользоваться

р ас печ атыватъ

н фор мац ию

навыками при

Д-1

продуктами; умение воити в |_ сервисами (электронной почтой), умение ^ сети на жесткий или гибкий диск и наоборот, с жестког работать в системах БОЭ и испол

например ’ЭД’ОК!), разной и др.

@ г отово

'Ш http://edu.vkgu.kz - Портал дистанционного обучения ВКГУ им. С. Аманжолова - Microsoft In... |^~|[р][х"|

Портал дистанционного обучения ВКГУ им. С. Аманжолова Н

Просмотр Что предполагает компьютерная грамотность для пользователя Интернета:

1 й

Баплов: -

Что предполагает компьютерная грамотность для пользователя Интернета: умение вводить ^ и редактировать информацию

(текстовую, графическую), пользоваться компьютерной телекоммуникационной технологией, обрабатывать получаемые количественные данные с

помощью программ электронных таблиц, пользоваться базами данны:: ,

распечатывать информацию на принтере | владение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

навыками при общении с программными : сеть ] для работы с сетевыми

коммуникативными продуктами; умение войти

сервисами (электронной почтой); умение перекачать

сети на жесткий или гибкий диск и наоборот, с жесткого или гибкого диска - в сеть, работать в система;-: I) У/ и ЩТЫГ'ОЖЗ, используя текстовые редакторы,

например '"'У Ж1, разной [модификации | и др.

Рис. 2. Вид тестового вопроса «Embedded answers» («Встроенные ответы») до и после заполнения ответов

Дистанционные курсы СДО Moodle позволяют: активизировать мыслительную деятельность обучающихся благодаря новым технологиям и приемам обучения; повышают учебную мотивацию, что достигается путем четкого определения целей и постановки задач обучения; стимулируют ответственность за своевременное и качественное выполнение задания за счет прозрачности требований к срокам сдачи контрольных заданий и критериев выставления оценок; развивают умения и навыки самостоятельного обучения, умения работать в группе и др.

Создание дистанционного курса развивают у преподавателя навыки: аналитические (классифицировать, выделять существенную и несущественную информация, анализировать и представлять информацию), практические (использовать методы и принципы обработки информации), творческие, коммуникативные (вести дискуссию, убеждать окружающих, ис-

Библиографический список

пользовать наглядный материал, защищать точку зрения), социальные (оценка поведения людей, умение слушать, аргументировать мнение) самоанализ, навыки работы с информационными технологиями (работа с текстовой, табличной, графической информацией, мультимедиа технологиями, операционными системами т.д.) [9].

Наглядность, мультимедийность компьютерных программ стимулируют положительную мотивацию преподавателей к осознанной конструктивной деятельности, формируют новые познавательные умения, что, в свою очередь, обеспечивает развитие информационно-коммуникационной компетентности. Использование электронных учебных ресурсов обеспечивает возможность построения индивидуальной образовательно-профессиональной траектории, академическую и территориальную мобильность; что значительно оптимизирует учебный процесс в условиях кредитной технологии обучения.

1. Андреев, А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. - М., 1999.

2. Ахметов, Б.С. Научно-педагогические основы моделирования информационно-образовательной среды вуза: автореф. дис. ... д-ра. техн. наук. - Алматы, 2007.

3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: уч. пособие. -М., 1998.

4. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: уч. пособие для вузов. - М., 2007.

5. Турганбаева, А.Р Совершенствование преподавания дисциплины «численные методы» [Э/р]. - Р/д: www.kspu.ru/uop2/uploads/ 1207105205/06-07.doc

6. Усенов, С.С. Теоретико-методические основы применения и оценки качества электронных ресурсов для обучения информатике в вузе: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - Алматы, 2008.

7. Тусубаева, Ж.М. Методика организации дистанционной формы обучения в системе высшего профессионального образования (на базе технической специальности 2001 - «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»): автореф. дис. ... канд. пед. наук.

- Алматы, 2004.

8. Смирнова М.А Дидактические возможности применения мультимедиа в учебном процессе высшей школы / М.А. Смирнова, Д.В. Вилькер // Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество» [Э/р]: http://journal.sakhgu.ru/work.php?id=13

9. Алдабергенов, Н.А. Методика обучения информатике с элементами моделирования ситуаций в экономике при подготовке специалистов экономического профиля: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Алматы, 2007.

Bibliography

1. Andreev, A.A. Distancionnoe obuchenie: suthnostj, tekhnologiya, organizaciya / A.A. Andreev, V.I. Soldatkin. - M., 1999.

2. Akhmetov, B.S. Nauchno-pedagogicheskie osnovih modelirovaniya informacionno-obrazovateljnoyj sredih vuza: avtoref. dis. nauk. - Almatih, 2007.

d-ra. tekhn.

3. Selevko, G.K. Sovremennihe obrazovateljnihe tekhnologii: uch. posobie. -M., 1998.

4. Zakharova, I.G. Informacionnihe tekhnologii v obrazovanii: uch. posobie dlya vuzov. - M., 2007.

5. Turganbaeva, A.R. Sovershenstvovanie prepodavaniya disciplinih «chislennihe metodih» [Eh/r]. - R/d: www.kspu.ru/uop2/uploads/1207105205/ 06-07.doc

6. Usenov, S.S. Teoretiko-metodicheskie osnovih primeneniya i ocenki kachestva ehlektronnihkh resursov dlya obucheniya informatike v vuze: avtoref. dis. ... d-ra. ped. nauk. - Almatih, 2008.

7. Tusubaeva, Zh.M. Metodika organizacii distancionnoyj formih obucheniya v sisteme vihsshego professionaljnogo obrazovaniya (na baze tekhnicheskoyj specialjnosti 2001 - «Razrabotka i ehkspluataciya neftyanihkh i gazovihkh mestorozhdeniyj»): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. -Almatih, 2004.

8. Smirnova M.A Didakticheskie vozmozhnosti primeneniya muljtimedia v uchebnom processe vihs-sheyj shkolih / M.A. Smirnova, D.V. Viljker / / Internet zhurnal SakhGU «Nauka, obrazovanie, obthestvo» [Eh/r]: http://journal.sakhgu.ru/work.php?id=13

9. Aldabergenov, N.A. Metodika obucheniya informatike s ehlementami modelirovaniya situaciyj v ehkonomike pri podgotovke specialistov ehkonomicheskogo profilya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Almatih, 2007.

Статья поступила в редакцию 29.10.11

УДК 74.261.3

Aristova T.A. WAYS OF TRAINING OF THE CALLIGRAPHY AND FORMATION OF SKILLS OF THE SOUND ANALYSIS. In article ways of training of calligraphy are presented to interrelations with formation of skills of the sound analysis of younger schoolboys. During mastering speech-thought activity pupils record and overcome the difficulties arising from them, which is possible if pupil includes sensory area in the learning process, is aware of the processes that he feels is acquire knowledge through self-discovery.

Key words: ways of training of calligraphy, formation of skills of the sound analysis, younger schoolboys.

Т.А. Аристова, канд. пед. наук, доц. Академии постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург, E-mail: k182@km.ru

СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ КАЛЛИГРАФИИ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

В статье представлены способы обучения каллиграфии во взаимосвязи с формированием навыков звукового анализа младших школьников. Во время овладения речемыслительной деятельностью учащиеся фиксируют и преодолевают возникшие у них затруднения, что возможно, если школьник включает чувственную сферу в процессе обучения, осознает те процессы, которые он ощущает, т.е. приобретает знание через познание себя.

Ключевые слова: способы обучения каллиграфии, формирование навыков звукового анализа, младшие школьники.

Красивое письмо во все времена служило источником положительных эстетических эмоций, писцы и каллиграфы всегда занимали особые, весьма значимые места в социальной иерархии. Исследование письма тесно связано с таким понятием, как «знак», природа которого тесно связана с развитием речи и мышления. Знак имеет свое значение - предметное (обозначаемый им объект), смысловое (образ обозначенного объекта) и экспрессивное (выражаемые с его помощью чувства).

Письмо - средство запечатления мысли человека с помощью специально созданных условных обозначений (письменных знаков), позволяющих закреплять речь во времени и передавать ее на расстоянии.

Почерк - графическая сторона письма, представляющая собой индивидуальную, относительно устойчивую во времени систему движений, служащую для отображения письменных знаков, в исследованиях графологов доказано, что по почерку можно выявить напряжённость человека, почерк указывает на утомление человека в процессе письма.

Много было и есть споров о почерке. Одни говорят, что это немаловажная деталь, вторые, что это никому не нужно, третьи утверждают, что почерк зависит от характера, темперамента, генетических возможностей и от настроения пишущего. Некоторые виды детского почерка, действительно, сводятся к ряду нескончаемых «палок», где нет связок и закруглений. Если это становится правилом и почерк превращается в «скелет», то это говорит об одиночестве, отверженности, отрицании. Ребенок отделяется от своего окружения, его гордость не дает ему рассказать о том, что мешает ему, или же о том, в чем он нуждается.

Если ребенок пишет с массой завитушек и украшений -это в какой-то степени повод для беспокойства. Завитушки и украшения должны, по мнению ребенка, улучшить написанное. Он добавляет к буквам детали, потому что хочет привлечь

внимание. Ничто не бывает просто так у детей. Такая излишняя манерность письма говорит о том, что ребенок боится одиночества, безразличия, или же о том, что, как ему кажется, вытеснен из родительского сердца младшим братом или сестрой. Прилежным почерком пишет, как правило, примерный и уравновешенный ребенок, который имеет всегда отличные отметки и восторженные отзывы учителей.

Мелкий, твердый, решительный почерк совсем не похож на «примерный». Ребенок с таким почерком - чаще собранный, сконцентрировавшийся на себе, проявляется часто как волевая личность. Когда расстояние между буквами сходит на нет, и когда две части одной буквы (например «и»), кажется, вот-вот склеятся, можно говорить о некотором страхе, недоверчивой боязни, о напуганности и скрытности.

Конечно, почерк, без сомнения отражает характер. В таком случае разве можно отрицать тот фактор, что, работая над почерком, мы можем содействовать формированию характера? Это особенно важно в период становления почерка, который совпадает с периодом становления личности. Такие качества, как аккуратность, целеустремленность, внимание, чувство гармонии, желание доставить радость близким людям (маме, папе, бабушке и дедушке, учителю) своим трудом

- все это можно с успехом формировать в процессе обучения письму. Ребенок, у которого буквы неудобочитаемы из-за того, что они состоят из нескончаемых «палок» без связок и закруглений, тратит много энергии, чтобы писать быстро, так как ему нужно как-то компенсировать отсутствие связок между буквами.

В настоящее время в науке сформированы «встречные» течения направлений работы с почерком людей. С одной стороны - это исследование личностных особенностей человека, отражающихся в его почерке. С другой - новый вид врачевания - каллиграфотерапия (от гр. каЛЛо? - красота, ураф“ -писать) и терапия (от гр. бгра-п^а - забота, лечение), когда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.