Научная статья на тему 'Методика подготовки педагогов школы к разработке и использованию образовательных электронных ресурсов'

Методика подготовки педагогов школы к разработке и использованию образовательных электронных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС / РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА / МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К РАЗРАБОТКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоус Е. С.

В статье указаны принципы педагогической целесообразности использования электронных ресурсов при обучении и выделены положительные аспекты такого использования для разных форм работы ученика и преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белоус Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика подготовки педагогов школы к разработке и использованию образовательных электронных ресурсов»

УДК 373.1.02:372.8

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ К РАЗРАБОТКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

© 2011 Е. С. Белоус

аспирант каф. программного обеспечения и администрирования информационных систем e-mail: esbelous@,mail. ru

Курский государственный университет

В статье указаны принципы педагогической целесообразности использования электронных ресурсов при обучении и выделены положительные аспекты такого использования для разных форм работы ученика и преподавателя.

Ключевые слова - образовательный электронный ресурс, разработка образовательного электронного ресурса, проектирование образовательного электронного ресурса, методика подготовки к разработке и использованию образовательных электронных ресурсов.

Использование образовательных электронных ресурсов создает условия для развития инновационных методов обучения. Стремительно происходит внедрение ИКТ и созданных с их помощью образовательных электронных ресурсов (ОЭР) в учебный процесс в общеобразовательной школе. К образовательным мы относим электронные ресурсы, которые используются в преподавании учебных дисциплин.

Разделим их по сфере применения на три группы [Агапова 1994: 23-27]:

1) наглядные учебные пособия, которые используются для повышения качества усвоения учащимися информации, формирования их познавательного интереса и активности на уроке. К ним относятся мультимедийные презентации, обучающие фильмы, электронные учебники, компьютерные словари и справочники, анимации и т.д.;

2) ресурсы для контроля знаний и умений учащихся: тестирующие оболочки, программы оценки знаний и т. д.;

3) автоматизированные системы организации обучения: электронные журналы, составители расписаний, ведомостей успеваемости и т. д.

Применение ОЭР помогает модифицировать уроки-зачеты, повышать их личностно ориентированный аспект (например, защита проекта в виде мультимедийной презентации). При опросе домашнего задания параллельно с ответом ученика на экране демонстрируется видеоряд по данной теме, и это позволяет даже слабо подготовленному ученику, опираясь на мультимедийный материал, лучше ответить, почувствовать уверенность в себе и получить более высокий балл. Таким образом, на уроке создается ситуация успеха, позволяющая повысить самооценку ученика, его активность и лучше усвоить пройденный материал.

Но проблема заключается в том, что компьютерные технологии в школе не нашли еще своего должного применения. Большинство учителей даже не знакомы с компьютерными технологиями и не имеют представления о способах их использования в обучении. Уроки с применением компьютера в большинстве случаев ведут учителя информатики, в силу специфики своей подготовки, слабо представляющие условия, которые необходимо соблюдать при использовании компьютерных технологий при

обучении конкретным предметам. Поэтому возникает необходимость совершенствования методической системы подготовки педагогов школы к созданию и использованию образовательных электронных ресурсов, направленных на достижение новых образовательных результатов.

Разработка образовательного электронного ресурса - достаточно сложная процедура, создание электронных ресурсов требует от учителя определенных специфических знаний в области информационных технологий. Преподаватели, занимающиеся разработкой ОЭР, должны обладать достаточным уровнем готовности к использованию их в учебном процессе. Это означает, что педагоги должны владеть навыками пользователя, иметь представление о программировании, быть специалистами в области профильной специализации, а также владеть методологией информатизации образовательной деятельности. Кроме этого, педагоги должны быть способны корректно представить учебный материал преподаваемой дисциплины в структурной образной форме [Роберт 1994: 205].

Существенным аспектом, который следует учитывать при разработке ОЭР, является единообразие технологий и методов реализации и педагогического применения обратной связи ученика с образовательным электронным ресурсом.

Кроме того, необходимо определить оптимальную структуру материала, представленного на этом ресурсе.

При линейном представлении учебной информации, структура изложения учебного материала однозначно определяется порядком следования материала. Однако данный метод не очень хорош с точки зрения формирования у обучаемых понятия о делении преподаваемой им информации на рода и виды в зависимости от выбранных критериев классификации. Он не позволяет делать общие выводы о том или ином информационном объекте, исходя из аналогии, которую можно провести с объектами того же класса.

Лучше использовать иерархическую структуру, создаваемую, представляемую, визуализируемую, обрабатываемую, хранимую и передаваемую с помощью средств информационных и телекоммуникационных технологий. Оригинальные методы обучения позволяют предлагать обучаемым в качестве задания построение недостающих элементов дерева по элементам, оставшимся в алфавитном списке. Возможность построения разных иерархий понятий образовательной области способствует творческому подходу к обучению: обучаемые имеют возможность организовать в виде иерархии известные им сведения, объекты, факты, подобрать видовые группы и уровни иерархии.

Информационное наполнение ОЭР должно привлекать внимание обучаемого. Форма информационного наполнения должна соответствовать аудитории - материалы должны быть ясны, кратки и действенны.

Для обеспечения гибкости и ясности диалога обучающегося с ОЭР необходима рациональная организация пользовательского интерфейса. Организация диалога в образовательном электронном ресурсе несет в себе две функции: диалог для управления и диалог в терминах предметной или образовательной области. Организация пользовательского интерфейса отражает внешнюю, видимую сторону диалога обучаемого с образовательным ресурсом.

Решению задачи облегчения знакомства и оперирования пользователей с ОЭР способствует унификация таких ресурсов. Очевидно, что в этом случае получается существенное взаимное влияние процессов грамотной организации компьютерного диалога и повышения оценки качества ОЭР: унификация способствует единообразию принципов построения интерфейса ОЭР и упрощает взаимодействие с обучаемым; в свою очередь, единообразное соблюдение принципов организации диалога является

существенным фактором повышения качества создаваемых разрозненных образовательных электронных ресурсов.

Содержание и идея образовательного электронного издания или ресурса должны предлагаться и совершенствоваться преподавателем-предметником.

В связи с тем что ОЭР, применяемые в обучении, являются не только педагогическими, но и программными средствами, передача через них содержательной части учебного курса невозможна без проведения тщательной структуризации учебного материала. Таким образом, для рационального проектирования ОЭР преподаватель должен обладать структурно-системным целостным представлением о материале учебной дисциплины, специализированными средствами и технологиями конструирования содержания ОЭР по выявленным структурам содержания соответствующих образовательных областей.

В процессе педагогического проектирования ОЭР необходимо учитывать программно-технологические особенности новой среды обучения: зависимость

функционирования создаваемых электронных пособий от технико-аппаратных и программных средств, технических особенностей каналов коммуникации и протоколов связи. Кроме того, следует учитывать назначение разрабатываемого пособия, необходимость модификации, дополнения новыми данными, ограничение объема памяти и др.

Процесс проектирования ОЭР - это ясно описанные процедуры, сгруппированные в ряд последовательных этапов. Производственный цикл по созданию учебных материалов состоит, по существу, из пяти основных этапов:

• анализа (насколько необходимо проводить обучение (анализ потребностей), каковы требуемые цели учения (анализ целей), каковы средства и условия будущей учебной работы (анализ условий));

• проектирования (подготовка планов, разработка прототипов, выбор основных решений, составление сценариев);

• разработки (превращение планов, сценариев, прототипов в набор учебных материалов);

• применения (использование учебных материалов в учебном процессе);

• оценки (оценка результатов учебной работы, использование их для корректировки (доработки) учебных материалов).

В процессе проектирования уроков с применением ОЭР учитель должен принимать во внимание:

- содержание изучаемого материала;

- наличие в школе компьютерных и программных средств;

- системообразующую педагогическую технологию;

- психолого-педагогические особенности класса и каждого ребенка;

- общедидактические требования к уроку и т.д. [Полат 2000: 43-45].

Создание образовательных электронных ресурсов обязательно должно учитывать психологические аспекты общения таких ОЭР с обучаемыми. Корректные подходы, лежащие в основе организации диалога ОЭР с пользователем, являются залогом создания эффективных средств обучения.

В реализации технологии создания ОЭР существенную роль играет учет рекомендаций по формированию цветовых характеристик зрительной информации, визуализируемой на экране компьютера во время функционирования средства обучения. Визуальная среда на экране монитора является искусственной, по многим параметрам отличающейся от естественной. Естественным для человека является восприятие в отраженном свете, а на экране монитора информация передается с помощью излучающего света. Поэтому цветовые характеристики зрительной

информации наряду с характеристиками яркости и контраста изображения оказывают существенное влияние на характер визуальной среды на экране монитора.

При создании образовательных электронных ресурсов необходимо учитывать, что объекты, изображенные разными цветами и на разном фоне, по-разному воспринимаются человеком. Если яркость цвета объектов и яркость фона значительно отличаются от кривой относительной видности, то при поверхностном рассмотрении изображения может возникнуть эффект «психологического пятна», когда некоторые объекты будто бы выпадают из поля зрения. При более внимательном рассмотрении изображения восприятие этих объектов требует дополнительных зрительных усилий.

Важную роль в организации зрительной информации играет контраст предметов по отношению к фону. Существует две разновидности контраста: прямой и обратный. При прямом контрасте предметы и их изображения темнее, а при обратном - светлее фона. В компонентах ОЭР целесообразно использовать оба вида, как порознь в разных кадрах, так и вместе в рамках одной картинки. В большинстве существующих ОЭР доминирует обратный контраст.

Педагогам следует помнить, что правильное графическое оформление производит благоприятное впечатление на ученика, а комфортность восприятия информации с экрана монитора достигается при равномерном распределении яркости в поле зрения.

Соотношение цветов в цветовой палитре электронного ресурса может формировать определенный психологический настрой. Преобладание темных цветов может привести к развитию угнетенного психологического состояния, пассивности, преобладание ярких цветов, наоборот, - к перевозбуждению, причем общее перевозбуждение организма часто граничит с быстрым развитием утомления зрительного анализатора, что, безусловно, следует учитывать при стремлении к соблюдению требований эргономики и здоровьесбережения.

Значения цветов рекомендуется устанавливать постоянными и соответствующими устойчивым зрительным ассоциациям, реальным предметам и объектам и выбирать в соответствии с психологической реакцией человека (например, красный цвет - прерывание, экстренная информация, опасность; желтый - внимание и слежение; зеленый - разрешающий и т.д.). Для смыслового противопоставления объектов (данных) рекомендуется использование в ОЭР контрастных цветов (красный -зеленый, синий - желтый, белый - черный).

При создании компонентов ОЭР не рекомендуется злоупотребление контрастными цветами, поскольку это часто приводит к появлению психологических послеобразов и цветовых гомогенных полей. Цветовой контраст изображения и фона должен находиться на оптимальном уровне, яркостный контраст изображения по отношению к фону должен быть выше не менее чем на 60%. Необходимо учитывать, что красный цвет обеспечивает благоприятные условия восприятия только при высокой яркости изображения, зеленый - в среднем диапазоне яркости, желтый - в широком диапазоне уровней яркости изображения, синий - при малой яркости.

Для оптимизации изучения информационных материалов педагогам -создателям электронных образовательных ресурсов рекомендуется использовать логические ударения. Логическими ударениями принято называть психологоаппаратные приемы, направленные на привлечение внимания пользователя к определенному объекту. Психологическое действие логических ударений связано с уменьшением времени зрительного поиска и фиксации оси зрения по центру главного объекта.

Наиболее часто используемыми приемами для создания логических ударений являются:

• изображение главного объекта более ярким цветом;

• изменение размера, яркости, расположения;

• выделение проблесковым свечением.

Количественной оценкой логического ударения является его интенсивность. Она зависит от соотношения цвета и яркости объекта по отношению к фону, от изменения относительных размеров объекта по отношению к размерам предметов фона изображения. Наиболее предпочтительным является выделение либо более ярким, либо более контрастным цветом, менее предпочтительно выделение миганием, изменением размера или яркости. В случае использования режима мигания объекта в компонентах ОЭР рекомендуется фиксировать частоту мигания в пределах 3-8 Г ц.

Для привлечения внимания к объекту в ЭСО возможно использование нескольких логических ударений одновременно. Тогда интенсивность логического ударения объекта будет равна сумме этих логических ударений. Например, объект может быть выделен одновременно уменьшением яркости фона, включением режима его мигания или проблескового свечения и звуковыми сигналами.

Одновременное выделение в ОЭР нескольких объектов логическими ударениями с близкой интенсивностью приводит к рассеиванию внимания и как следствие к быстрому развитию утомления обучаемых и педагогов.

Формы объектов и элементов фона изображения должны соответствовать устойчивым зрительным ассоциациям, должны быть похожи на формы реальных предметов, объектов. Несоответствие этому требованию может привести к ненужным вопросам, а значит, к потере учебного времени и времени использования ОЭР.

Для организации и ведения уроков с помощью ОЭР представление рабочих информационных материалов и программ должно удовлетворять ряду требований. Среди них:

• полнота покрытия предметной области;

• единство применяемой терминологии;

• дидактическая системность в подборе примеров и заданий;

• методическая последовательность предъявления примеров и заданий;

• интерактивность в работе с учебными заданиями;

• свобода выбора учебной траектории.

Использование компьютеров и электронных ресурсов перестает быть прерогативой только лишь учителей информатики. Все больше учителей-предметников не только хотят использовать такие средства и технологии в учебном процессе, но и разрабатывать их самостоятельно. Но это невозможно без специальной подготовки. Методика создания и использования образовательных электронных ресурсов, описанная в настоящей статье, нацелена на повышение профессионализма педагогов, занимающихся собственными разработками. Использование механизма

проектирования электронных образовательных ресурсов является эффективным средством подготовки учителей, владеющих способностями обобщать, анализировать, систематизировать, проектировать, структурировать, ставить цели, проводить рефлексию собственной деятельности и другими способностями, необходимыми в различных видах деятельности человека.

Также хотелось бы заметить, что для дополнительной подготовки педагогов целесообразно усовершенствовать методическую систему обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов. Для этого следует разработать образовательный портал в помощь педагогам-предметникам, на котором будет представлена вся необходимая информация по разработке и внедрению электронных образовательных ресурсов в учебный процесс школы.

Библиографический список

Агапова Р. C. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе // Информатика и образование. 1994. № 2. 52 с.

Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2000. 272 с.

Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. 205 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.