Научная статья на тему 'Целесообразность и высокая эффективности художественной графики'

Целесообразность и высокая эффективности художественной графики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
художественный образ / графика / картина человеческой жизни / линия / штрихи / изобразительная искусства / эффективность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмуд Маъруфович Бадиев, Дилдора Махмудовна Бадиева

В статье фокусируется обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение. Художественная графика это вид изобразительного искусства, в котором основными изобразительными средствами (графическими) являются свойства изобразительной поверхности (чаще белого листа бумаги) и тональные отношения линий, штрихов и пятен. Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль. Определение специфики и границ искусства графики в отличие от живописи, также связанной с изображением на плоскости, всегда интересовало художников и теоретиков искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Целесообразность и высокая эффективности художественной графики»

Целесообразность и высокая эффективности художественной графики

Махмуд Маъруфович Бадиев Дилдора Махмудовна Бадиева Бухарский государственный университет

Аннотация: В статье фокусируется обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение. Художественная графика это - вид изобразительного искусства, в котором основными изобразительными средствами (графическими) являются свойства изобразительной поверхности (чаще белого листа бумаги) и тональные отношения линий, штрихов и пятен. Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль. Определение специфики и границ искусства графики в отличие от живописи, также связанной с изображением на плоскости, всегда интересовало художников и теоретиков искусства.

Ключевые слова: художественный образ, графика, картина человеческой жизни, линия, штрихи, изобразительная искусства, эффективность

The expediency and high efficiency of artistic graphics

Makhmud Marufovich Badiev Dildora Makhmudovna Badieva Bukhara State University

Abstract: The article focuses on a generalized picture of human life, created with the help of fiction and having aesthetic significance. Artistic graphics is a type of fine art in which the main visual means (graphic) are the properties of the pictorial surface (usually a white sheet of paper) and the tonal relationships of lines, strokes and spots. Color can also be used, but, unlike painting, here it plays a supporting role. Determining the specifics and boundaries of the art of graphics, in contrast to painting, which is also associated with images on a plane, has always been of interest to artists and art theorists.

Keywords: artistic image, graphics, picture of human life, line, strokes, fine arts, efficiency

Xyдoжecтвeнный oбрaз - это кoнкрeтнaя ив то же врeмя oбoбщeннaя кяртиня чeлoвeчecкoй жизни, coздaннaя при пoмoщи вымысля и имeющaя эcтeтичecкoe знaчeниe. Xyдoжecтвeннaя гряфикя это - вид изoбрaзитeльнoгo искусствя, в котором основными изобрязительными cрeдcтвaми (грaфичecкими) являются свойствя изoбрaзитeльнoй поверхности (чaщe белого листа бумяги) и тональные отношения линий, штрихов и пятен.

Нaибoлee общий отличительный призняк гряфики - особое отношение изобряжяемого предмета к прострянству, роль которого в знячительной мере выполняет фон бумяги (по выряжению советского мястеря гряфики В.А.Фяворского, - «воздух белого листа»). К гряфическим техникям относятся: гряфитный, цветной или «итальянский» кяряндяш, пястель, восковые мелки, фломястеры и др. рисующие мятериэлы; также тушь, перо, пялочкя; реже -яквярель, гуяшь, техники, которые многда «музейщики» и рестявряторы относят к гряфическим. Гряфикя - вид изобрязительного искусствя, использующий в кячестве основных изобрязительных средств линии и штрихи. Иногдя в гряфике допускяется применение цветных пятен. Возможно также и применение цвета, одняко, в отличие от живописи, здесь он игряет вспомогательную роль.

В нястоящее время существуют:

• Рястровяя гряфикя.

• Векторняя гряфикя.

• Трехмерняя гряфикя.

• Фрaктaльнaя гряфикя.

• Символьняя гряфикя.

Рястровое изобряжение- изобрвжение, представляющее собой сетку (мозяику) пикселей - цветных точек (обычно прямоугольных) ня мониторе, и других отобряжяющих устройствях.

Векторняя гряфикя - способ представления гряфических объектов и изобряжений в компьютерной гряфике, основянный ня мятемятическом описянии элементарных геометрических объектов, обычно нязывяемых примитивями, таких кяк: точки, линии, спляйны, кривые Безье, круги, окружности, эллипсы, многоугольники.

Трёхмерняя гряфикя - ряздел компьютерной гряфики, посвящённый методям создяния изобряжений или видео путём моделировяния объектов в трёх измерениях. 3D-грaфикa - одно из няпрявлений CGI (Сошр^ег Generated 1шя§егу), сгенерировянных компьютером изобрвжений. К CGI относят любые изобряжения, создянные компьютером: 2D- и 3D-мoдeли, и моушн-дизяйн, и статичные изобряжения. 3D-мoдeли - то, что создяли в трех измерениях.

OpaKTanbHaa rpa^HKa, TaK KaK BeKTopHaa h TpexMepHaa, aBnaeTca BbiHucnaeMofi. Ee rnaBHoe oTnuHue b tom, hto H3o6pa«:eHHe cTpouTca no ypaBHeHuw unu cucTeMe ypaBHeHHfi. Пoэтoмy gna BbinonHeHHa Bcex BbiHucneHHfi b naMaTH KoMnbWTepa HHHero, KpoMe ^opMynbi, xpaHHTb He TpeöyeTca. OpaKTanbi mupoKo npHMeHawTca b KoMnbWTepHofi rpa^HKe gna nocTpoeHHa H3o6pa«:eHHH npupogHbix oöbeKToB, TaKHx, KaK gepeBba, KycTbi, ropHbie naHgma^Tbi, noBepxHocTu Mopefi h T.g.

rpa^HKa - этo ogHH H3 BHgoB H3o6pa3HTenbHoro ucKyccTBa. TepMHH npoH3omen ot rpeHecKoro cnoBa grapho, KoTopoe mo^ho nepeBecTH KaK «numy» unu «pucyw». K rpa^HKe oTHocaT pucyHKH, KHH^Hbie нnnwcтpaцнн, nnaKarbi, nepTe^u. Xygo^HHKu ucnonb3ywT gna paöoTbi pa3Hbie Marepuanbi: KapaHgamu, yronb, Men, Tymb h MHorue gpyrue. rpa^HKa - Bug H3o6pa3HTenbHoro ucKyccTBa, Hcnonb3ywrn,HH b KanecTBe ochobhmx H3o6pa3HTenbHbix cpegcTB nuHHH, mTpuxu, naTHa h tohkh. ^eT TaK^e Mo^eT npHMeHaTbca, ho, b oTnHHHe ot ^HBonucu, 3gecb oh urpaeT BcnoMorarenbHyw ponb.

OnpegeneHue cneцн$нкн h гpaннц ucKyccTBa rpa^HKH b oTnHHHe ot ^HBonucu, TaK^e cBa3aHHofi c H3o6pa«:eHHeM Ha nnocKocTH, Bcerga HHTepecoBano xygo^HHKoB h TeopeTHKoB ucKyccTBa. ^o кoнцa XIX BeKa noHaTHa rpa^HKH, ^HBonucu h pucyHKa öbinu ®£ctko pa3geneHbi. nog rpa^HKofi noHHManu TonbKo neHarnbie TexHHKH: rpaBwpy no gepeBy h MeTanny, nuTorpa^uw, MoHoTHnuw. nog pucyHKoM - «paöoTy ot pyKH», npHHeM numb b KaHecTBe nogroToBHTenbHoro Marepuana ^cKH3bi, HaöpocKu), ho He b KaHecTBe caMocToaTenbHofi pa3HoBugHocTH H3o6pa3HTenbHoro ucKyccTBa. Xygo^HHK aHrnuficKoro MogepHa Y.Kpэнн b KHHre «^HHua h $opMa» (1900) nonbiTanca pa3rpaHHHHTb noHaTHa rpa^HHecKoro h ^HBonucHoro Hanana b ucKyccTBe, ocHoBbreaacb Ha pa3nHHHofi cTeneHH aöcTparupoBaHua H3o6pa3HTenbHoö ^opMbi. HeMe^ufi xygo^HHK M. KnHHrep Bbgenun b KaHecTBe ocHoBononarawrn,ero npннцнna rpa^HHecKoro ucKyccTBa oTBneneHue, aöcTparupoBaHue ToHanbHbix oTHomeHHfi ot cBeToTeHH h oKpameHHocTH H3o6pa^aeMbx oöbeKToB, ho b KaHecTBe o6o6rn,aeMoro Ha3BaHua KnHHrep npegno^un TexHHHecKHfi TepMHH «ucKyccTBo rpu^ena», KoTopbifi no noHaTHbM npuHHHaM He npu^unca.

Цвeт b rpa^HKe Mo^eT npHMeHaTbca, ho, b oTnHHHe ot ^HBonucu, oh urpaeT BcnoMorarenbHyw ponb, h, KaK npaBuno, noKaneH h aöcTparupoBaH ot oöbeMHocra, cBeToTeHH, ^aKTypbi H3o6pa^aeMoro oöbeKTa. npu paöoTe b rpa^HKe oömhho ucnonb3ywT ogHH unu gBa цвeтa; KpoMe ocHoBHoro HepHoro unu KpacHo-KopuHHeBoro цвeтa caHrHHbi, mo^ho ucnonb3oBaTb öenrnfi (HanpHMep, öenbifi Men unu öenuna), b ocoöeHHocTH Ha ToHupoBaHHofi öyMare. B.A.OaBopcKHfi b Kcunorpa^uax 1920-1930-x rogoB h b TeopeTHHecKHx cTaTbax b KaHecTBe onpegenaw^ero npu3HaKa rpa^HHecKoro ucKyccTBa (BKnwHaw^ero Bce

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 195 LM^^^Hl

разновидности рисовальной и печатной графики) выдвинул понятие специфики «изобразительного прocтрaнcтвa», которую создаёт белый лист бумаги. Поэтому наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, которое условно обозначает белый или иной условный фон (по выражению художника, - «воздух белого лиcтa»).

В графике, в частности, в гравюрах, может использоваться большое число цветов (например, при цветной печати с нескольких досок), широкая цветовая палитра, как в живописи, но определяющим признаком остаётся условность пространства. Отсюда особое значение силуэта, контурной линии, направленности штриха. Поэтому, согласно современной музейной классификации, к графике относят акварель, гуашь, пастель и другие техники, использующие бумагу, прозрачные краски на водной основе, цветные рисовальные материалы. Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже - фактурной) поверхностью бумаги или картона. Сочетанием этих изобразительных средств и материалов могут создаваться тональные нюансы. Живопись и графика различаются разной мерой пространственности, проистекающей от различного отношения художника к изобразительной поверхности, хотя эти отношения изменчивы и подвижны[6]. Определяющим признаком, таким образом, становится либо графичность и графическое начало (или принцип) либо противоположное качество - живописность. Поэтому правомочны определения: «графичная живопись» или «живописный рисунок». Первое слово обозначает качество изобразительной формы, второе - принадлежность конкретного произведения к определённому виду искусства[7][8].

Наследие графического искусства многообразно. Оно отмечено работами таких всемирно известных мастеров, как Альбрехт Дюрер (1471-1528), Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669), Хиросиге Андо (1797-1858), гравёра и рисовальщика Хокусай Кацусика (1760-1849), чьё творчество оказало значительное влияние на европейское искусство конца XIX - начала XX века. Многие художники-живописцы внесли немалый вклад в развитие графики. В современном мире графика и графические средства изображения широко используется в массовой культуре и графическом дизайне: оформление книг, реклама, веб-дизайн, дизайн визуальных коммуникаций, средовой дизайн, кинематография, анимация.

Искусство книги славилось на востоке и их центрами являлись Самарканд, Бухара, Xивa до XVIII века. А потом на смену рукописной книги в XK веке пришло искусство книгопечатания. К 70 годам XK века появляются первые наборно-печатные литографии - учебники, художественная и научная

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 196 LME^^Sl

литература. Иллюстрированные книги появились в Узбекистана в 20 годы, когда в Ташкент приехали такие художники, как: В. Рождественский, Усто-Мумин, В. Кайдалов и другие, а первым национальным художником книги был И. Икрамов, который в 1929 году окончил Ленинградский Государственный художественно-педагогический техникум (ГХПТ) получил поощрительный диплом по специальности технический художник искусства и учитель изобразительного искусства. Возвратился в Узбекистан и начал трудовую деятельность в Уз.Гос. Издатате руководителем графического отдела. В это время широкое распространение получили сюжетно-тематические, предметно-тематические и шрифтовые книги. Во многих изданиях шрифт тесно связан с орнаментальными иллюстрациями. И. Икрамов уделял особое внимание элементам орнаментики это растительные геометрические узоры. Особенно это заметно в оформлении произведений Алишера Навои. Но со временем возрастает роль сюжетно-тематических иллюстраций, где литературные образы и события из жизни героев литературных произведений передаются в эмоциональном ключе с идейной нагрузкой. Книжная графика становится самостоятельным видом искусства, обладающим своим художественным языком.

Использованная литература

1. Д.М. Бадиева, & М.Х,. Муродова. Чизмачиликдан укувчилар билимининг тахлили. '^dagogik mahorat'' йт1у-пагапу уа те1:оё1к jurmL 2022, № 5, 139-146.

2. ММ Бадиев, ТР Собиров, ММ Авлиякулов, СС Азимов. Анализ обратных задач в начертательной геометрии. Наука и образование сегодня, 7677

3. ММ Авлиякулов, ТР Собиров, ММ Бадиев, СС Азимов. Общие законы композиции в резьбе по дереву. Еигореап Бшепсе, 32-34

4. ТР Собиров, ММ Бадиев, ММ Авлиякулов, СС Азимов. Об общественном положении зодчих и архитекторов среднего и ближнего востока в IX-XV веках. Еигореап Бшепсе, 59-62

5. ММ Бадиев. Сталактиты в архитектуре средней азии. Асаёешу, 53-55

6. ММ Бадиев. Features of architectural elements. Е-Со^егепсе G1ote, 93-95

7. ММ Бадиев. Элементы гиперсетей и их взаимопринадлежность. Po1ish Бшепсе journa1 9 (3), с.70-73

8. SU Sobirava, MM Баё1еу, AR Shukurav, AS Aminov. БшепШс and теШоёюа1 basis of о^а^айоп and 1еасЫ^ of drawing tessons in §епега1 Бесопёагу бсИоо1б. Journa1 of Со^ешрогагу Iss^s in Бusiness and Ооуегпшей Vo1 27 (2)

9. ММ Бадиев. Методика обучения древнеегипетского чертежа в Узбекистане. Science and Education 2 (12), 840-846.

10. ММ Бадиев. Дискретные модели разнотолщинных и составных без моментных оболочек. 05.01.01.

11. Теория точных изображений междисциплинарная наука об общих закономерностях изобразительного искусства, преобразования информации в сложных управляющих системах

12. СКЭ Кумуш, МИ^ Бадиев. Теория точных изображений междисциплинарная наука общих закономерностях изобразительного искусства, преобразования информации в сложных управляющих системах. Science and Education 3 (3), 796-801

13. ММ Бадиев. Теория точных изображений междисциплинарная наука общих закономерностях изобразительного искусства, преобразования информации в сложных управляющих системах. Science and Education 3 (3), 796-801

14. MM Badiyev, MF Olimova. Stages of development of applied arts in the Republic of Uzbekistan and development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.