Научная статья на тему 'Принцип формообразования в изобразительном искусстве'

Принцип формообразования в изобразительном искусстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
формообразования / изобразительное искусство / классификация / принцип формы в искусстве / живопись / графика

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмуд Маъруфович Бадиев, Дилдора Махмудовна Бадиева

В статье раскрывается изобразительное искусство, которое любая искусная деятельность необязательно эстетическая или художественная по созданию зримых образов в любых формах и разнообразными средствами: графическими, живописными, скульптурными, архитектоническими, фотографическими, цифровыми. Класс пространственных искусств, объединяющий живопись, скульптуру, графику, монументальное искусство. Стабильные, людские общности приходят в движение. Довольствие людей скульптурными украшениями городских соборов, люди новой эпохи стремятся иметь изображение местных и личных святых, которые не только висят на стенах в их жилищах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип формообразования в изобразительном искусстве»

Принцип формообразования в изобразительном искусстве

Махмуд Маъруфович Бадиев

БухПИ

Дилдора Махмудовна Бадиева Бухарский государственный университет

Аннотация: В статье раскрывается изобразительное искусство, которое любая искусная деятельность необязательно эстетическая или художественная по созданию зримых образов в любых формах и разнообразными средствами: графическими, живописными, скульптурными, архитектоническими, фотографическими, цифровыми. Класс пространственных искусств, объединяющий живопись, скульптуру, графику, монументальное искусство. Стабильные, людские общности приходят в движение. Довольствие людей скульптурными украшениями городских соборов, люди новой эпохи стремятся иметь изображение местных и личных святых, которые не только висят на стенах в их жилищах.

Ключевые слова: формообразования, изобразительное искусство, классификация, принцип формы в искусстве, живопись, графика

The principle of shaping in fine arts

Makhmud Marufovich Badiev

BukhPI

Dildora Makhmudovna Badieva Bukhara State University

Abstract: The article reveals fine art, which is any skillful activity, not necessarily aesthetic or artistic, to create visible images in any form and through a variety of means: graphic, pictorial, sculptural, architectural, photographic, digital. A class of spatial arts that combines painting, sculpture, graphics, and monumental art. Stable, human communities are moving. People's satisfaction with the sculptural decorations of city cathedrals, people of the new era strive to have images of local and personal saints that not only hang on the walls of their homes.

Keywords: form-building, fine arts, classification, principle of form in art, painting, graphics

Изобразительное искусство - класс пространственных искусств, объединяющий живопись, скульптуру, графику, монументальное искусство и фотоискусство. В наиболее широком понимании изобразительное искусство -это любая искусная деятельность (необязательно эстетическая или художественная) по созданию зримых образов в любых формах и разнообразными средствами: графическими, живописными, скульптурными, архитектоническими, фотографическими, цифровыми.

C эпохой Возрождения стабильные, часто даже статичные, людские общности приходят в движение. Довольствовавшиеся ранее алтарными образами в местных церквях, скульптурными украшениями городских соборов, люди новой эпохи стремятся иметь изображение местных и личных святых, которые не только висят на стенах в их жилищах, но и могут сопровождать их в путешествиях, в деловых поездках. И этой цели как нельзя лучше соответствовала дешевая и портативная гравюра.

Появление тиражируемого вида искусства имело огромное общекультурное значение. До того, как родилась гравюра, у людей не было иного способа сообщить о явлении, о каком-либо предмете или устройстве, о необычной внешности или характере местности, кроме как описать все это словами, при всей неконкретности словесного описания. Гравюра дала возможность пользоваться наглядным изображением, присущее ей свойство тиражности позволяло широко распространять подобное изображение. Во второй половине XV века появляются книги с иллюстрациями, показывающими различные орудия или устройство Солнечной системы, специфику тех или иных растений, виды городов. Конкретные знания, представления о мире давала человеку гравюра. И это продолжалось до середины XIX века, когда появились фотография и фотомеханика, заменившие в этом смысле собою гравюру.

Напомним об одном, может быть, частном, но очень существенном оттенке этого явления. Уже в начале XX века, когда в искусстве начали особенно цениться индивидуальность выражения, личный почерк художника, неповторимость стилевых черт, стало принято с некоторым презрением относится к репродукционной гравюре, воспроизводящей оригинал другого художника, тогда как до этого, в течение нескольких столетий, такая гравюра ценилась знатоками нисколько не меньше, чем оригинальная, сделанная мастером по собственному рисунку. Но ведь всё знание о произведениях мирового искусства до конца XIX века и художникам, и обычным любителям давала именно гравюра. Мало кто мог объехать все музеи Европы и познакомиться с оригиналами: гравюра оказывалась способом общения художников между собой. Когда молодому Рембрандту посоветовали поехать в

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 3.848 361 [М^^^И

Италию, oн oтвeтил, что c итальянским иcкyccтвoм мсжнс пoзнaкoмитьcя и в Гoллaндии: сн имел в виду именно гравюру. Рубенс был при жизни известен вс всех европейских странах в первую очередь по той причине, что при нем работала мастерская граверов, воспроизводящих его картины.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения школьников к изучению народных традиций, так как они пробуждают умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствуют воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Сформировать у ребят умения пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Стимулирует участки мозга, ответственные за мышление, речь, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно формируются межполушарные связи. Ребёнок, занимающийся в творческой студии, развивается быстрее по сравнению со своими сверстниками.

Искусство - это разновидность духовной деятельности людей и вид духовного освоения действительности человеком в обществознании. Цель искусства - сформировать и развить способности людей преобразовывать окружающий мир и самих себя по канонам гармонии и красоты. Виды искусства различают по следующим типам: звуковые, словесные, зрелищные, прикладные и изобразительные. Звуковое искусство - это музыка, словесное -литература. К зрелищным относятся кино, театр, эстрада, цирк, хореография и телевидение. К прикладным искусством относятся архитектура и декоративно-прикладное искусство. Живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.

Формообразование - способ и процесс создания формы; в художественном творчестве - художественной формы, процесс создания формы в деятельности художника, архитектора, дизайнера, в соответствии с общими ценностными установками культуры и теми или иными требованиями, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов.

Формообразование - решающая стадия дизайнерского творчества; в его процессе закрепляются как функциональные характеристики объекта формообразования в художественном проектировании включает пространственную организацию элементов изделия (комплекса, среды), определяемую его проектирования, так и его образное решение.

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 3.848 362 [М^^^И

В соответствии со своим назначением конкретная предметно-пространственная среда обладает специфическими функциональными и информационными качествами, которые определяются эмоциональным содержанием отдельных процессов деятельности. Ощущая различия в эмоциональном воздействии формы вещей, оборудования или сооружений, человек обычно не осознает и не дифференцирует его источников. Специалист же обязан профессионально разбираться в этом механизме. Обусловлено это воздействие спецификой объекта (его типологией и конкретными особенностями) или особенностями его организации (формообразования) и восприятия. И здесь важно не отождествлять такие термины, как проектирование, формообразование и композиция, что ведет к теоретической неточности изложения вопросов формообразования. Так, если под проектированием следует понимать процесс создания чего - либо нового, в том числе, новых формальных решении, которые, в свою очередь, могут быть индивидуальными или типовыми, то под формообразованием - смысл этого процесса, который заключается в создании новой содержательной формы, тогда как композиция есть процесс (часть процесса) проектирования и итог, в котором фиксируется результат организации формы как бы изнутри, путем специфического структурирования материала объекта проектной деятельности.

Композиция - художественно-образный тип структуры, она включает в себя и конструктивную основу. Конструктивное и композиционное формообразование обычно сливаются в общем творческом процессе художника (он протекает специфично в зависимости от вида искусства). В таком творческом процессе выделяют стадии, или этапы: эскизный (подготовительный), проектный и непосредственное выполнение работы в материале.

Если форму понимать в широком смысле, как определенное строение проектируемых объектов, то понятие формообразования может распространяться на различные уровни проектной деятельности. Естественно, что формообразование комплекса (ансамбля) существенно отличается от формообразования отдельного изделия. Точно так же существуют различия в формообразовании объектов, выступающих преимущественно как материальные блага, и тех, которые имеют статус вида искусства. Однако для теоретического анализа формообразования как явления существенно не только различие, но и сходство объектов. Несмотря на очевидные различия целей, и методов проектирования в разных областях деятельности, на различия творческих концепций, можно говорить о существовании, некоторых общих принципов создания формы.

Одни теоретики рассматривают формообразование, в основном, как проектирование художественной формы. По отношению к проектированию большинства объектов следует говорить о создании искусственной среды, где форма объекта - результирующее звено, которое аккумулирует в себе свойства, обусловленные характеристиками процессов деятельности и поведения людей, рациональными принципами организации конструктивных систем и другими объективными факторами. Эстетическая и художественная организация объекта при таком подходе составляет только определенный аспект формообразования, который выражается в поиске свойств формы, наиболее существенных для восприятия соответствующей информации.

Формообразование как создание только художественной или эстетически значимой формы вне объективной ее обусловленности другими факторами и требованиями, которые предстают как способы организации жизнедеятельности людей посредством реальной предметно-пространственной структуры.

Помимо общих категорий формообразования существуют "внутренние", профессиональные понятия. Творческий метод, образ, жанр, которыми пользуются искусствоведы, для художников, творцов произведений искусства, большее значение имеют специальные понятия: конструкция, композиция, а также различия способов формообразования, обусловливаемые особенностями мышления формой в том или ином виде искусства. Художник от смутных ощущений, предчувствий, рождения художественной формы, от представлений о конструкции, композиции будущего произведения переходит к осязательному мышлению, техническому воплощению и причем на всех этапах его профессиональное мышление, не расчленяется на отдельные компоненты, оно синкретично; художник мыслит "сразу в форме". Особенности образного мышления художника зависят от конкретного исторического типа искусства. Закономерности формообразования носят имманентный, т.е. внутренне присущий данному явлению, характер.

Использованная литература

1. Д.М. Бадиева, & М.Х,. Муродова. Чизмачиликдан укувчилар билимининг тахлили. "Pedagogik таЪога1;" Пт1у-па2апу уа ше1оё1к jurrnl. 2022, № 5, 139-146.

2. ММ Бадиев, ТР Собиров, ММ Авлиякулов, СС Азимов. Анализ обратных задач в начертательной геометрии. Наука и образование сегодня, 7677

3. ММ Авлиякулов, ТР Собиров, ММ Бадиев, СС Азимов. Общие законы композиции в резьбе по дереву. Еигореап БЫепсе, 32-34

4. ТР Собиров, ММ Бадиев, ММ Авлиякулов, СС Азимов. Об общественном положении зодчих и архитекторов среднего и ближнего востока в IX-XV веках. European science, 59-62

5. ММ Бадиев. Сталактиты в архитектуре средней азии. Academy, 53-55

6. ММ Бадиев. Features of architectural elements. E-Conference Globe, 93-95

7. ММ Бадиев. Элементы гиперсетей и их взаимопринадлежность. Polish science journal 9 (3), c.70-73

8. SU Sobirova, MM Badiev, AR Shukurov, AS Aminov. Scientific and methodical basis of organization and teaching of drawing lessons in general secondary schools. Journal of Contemporary Issues in Business and Government Vol 27 (2)

9. ММ Бадиев. Методика обучения древнеегипетского чертежа в Узбекистане. Science and Education 2 (12), 840-846.

10. ММ Бадиев. Дискретные модели разнотолщинных и составных без моментных оболочек. 05.01.01.

11. Теория точных изображений междисциплинарная наука об общих закономерностях изобразительного искусства, преобразования информации в сложных управляющих системах

12. СКЭ Кумуш, МM Бадиев. Теория точных изображений междисциплинарная наука общих закономерностях изобразительного искусства, преобразования информации в сложных управляющих системах. Science and Education 3 (3), 796-801

13. ММ Бадиев. Теория точных изображений междисциплинарная наука общих закономерностях изобразительного искусства, преобразования информации в сложных управляющих системах. Science and Education 3 (3), 796-801

14. MM Badiyev, MF Olimova. Stages of development of applied arts in the Republic of Uzbekistan and development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.