Научная статья на тему 'Простые законы рисования, скомпоновать предметы на картинной плоскости'

Простые законы рисования, скомпоновать предметы на картинной плоскости Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
картинная плоскость / закон рисования / композиция в изобразительном искусстве / картина / искусство / педагог / школа

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмуд Маъруфович Бадиев, Дилдора Махмудовна Бадиева

Картинная плоскость воображаемая плоскость, расположенная перпендикулярно лучу зрения. Находится либо в плоскости объекта, либо между наблюдателем и объектом. Картинная плоскость определяется опорной точкой, нормалью с началом в опорной точке, расстоянием до картинной плоскости. Живопись особый вид искусства. Информация, которую несут картины, отличается от той, к которой привыкло большинство людей в повседневной жизни. К пониманию духовных знаний приходят постепенно. Чтобы зритель смог понять замысел автора, художник должен соблюдать основные законы живописи создать правильную композицию, гармонию света и тени, цветопередачу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Простые законы рисования, скомпоновать предметы на картинной плоскости»

Простые законы рисования, скомпоновать предметы на

картинной плоскости

Махмуд Маъруфович Бадиев Дилдора Махмудовна Бадиева Бухарский государственный университет

Аннотация: Картинная плоскость - воображаемая плоскость, расположенная перпендикулярно лучу зрения. Находится либо в плоскости объекта, либо между наблюдателем и объектом. Картинная плоскость определяется опорной точкой, нормалью с началом в опорной точке, расстоянием до картинной плоскости. Живопись - особый вид искусства. Информация, которую несут картины, отличается от той, к которой привыкло большинство людей в повседневной жизни. К пониманию духовных знаний приходят постепенно. Чтобы зритель смог понять замысел автора, художник должен соблюдать основные законы живописи - создать правильную композицию, гармонию света и тени, цветопередачу.

Ключевые слова: картинная плоскость, закон рисования, композиция в изобразительном искусстве, картина, искусство, педагог, школа

Simple laws of drawing, arranging objects on the picture

plane

Makhmud Marufovich Badiev Dildora Makhmudovna Badieva Bukhara State University

Abstract: The picture plane is an imaginary plane located perpendicular to the line of sight. It is located either in the plane of the object or between the observer and the object. The picture plane is determined by a reference point, a normal with origin at the reference point, and a distance to the picture plane. Painting is a special kind of art. The information that paintings convey is different from what most people are used to in everyday life. One comes to understand spiritual knowledge gradually. In order for the viewer to be able to understand the author's intention, the artist must follow the basic laws of painting - create the correct composition, harmony of light and shadow, color rendition.

Keywords: picture plane, law of drawing, composition in fine arts, painting, art, teacher, school

Картинная плоскость - воображаемая плоскость, расположенная перпендикулярно лучу зрения. Находится либо в плоскости объекта, либо между наблюдателем и объектом. Картинная плоскость определяется опорной точкой, нормалью с началом в опорной точке, расстоянием до картинной плоскости. Живопись - особый вид искусства. Информация, которую несут картины, отличается от той, к которой привыкло большинство людей в повседневной жизни. К пониманию духовных знаний приходят постепенно. Чтобы зритель смог понять замысел автора, художник должен соблюдать основные законы живописи - создать правильную композицию, гармонию света и тени, цветопередачу.

В художественном творчестве принято различать два противоположных, но взаимосвязанных способа формообразования: формосложение и формовычитание. Теоретически различия этих способов впервые сформулировал в эпоху Итальянского Возрождения великий Микеланжело.

Общеизвестно высказывание Микеланжело о том, что любая глыба мрамора таит в себе скульптуру, художнику остается лишь увидеть ее и отсечь лишнее. На самом деле речь идет не о специфическом техническом приеме или индивидуальной особенности мышления мастера, а об основополагающем принципе, который называют формовычитанием -"разделением").

Композиция в изобразительном искусстве - размещение отдельных элементов картины, позволяющее художнику с максимальной достоверностью воплотить на холсте свой замысел. Этого можно достичь, уравновесив все части картины, акцентировав внимание зрителя на главном объекте. Композиция позволяет добиться выразительности, значительности, если автор смог выразить основную мысль, расположив компоненты картины определённым образом. Имеют значение все детали - размеры картины и изображения, пропорции и формы листа бумаги или холста, площадь, которую занимает рисунок на холсте, точка зрения, равновесие, контрасты, сопоставление, ритм, цвет. На этом способе действительно основывается искусство скульптуры, в отличие от лепки, когда художник, наращивая объем вокруг каркаса, налепляет, прибавляет массу, пользуясь для этого, естественно, наиболее подходящими, мягкими материалами: глиной, гипсом, пластилином, воском.

Второй способ художники называют формосложением. Названные способы относятся ко всем видам искусства. Так, в архитектуре Древней Греции использовали формосложение, поскольку здания возводили из отдельных тщательно отесанных крупных камней - квадров.

В дальнейшем подобное качество, именуемое тектоничностью, составило основу творческого метода художников Классицизма. Древние римляне

cTpou.H H3 Kupnuna h TaK Ha3MBaeMoro puMcKoro öeTOHa, oTnero ux apxHTeKTypa HMeeT xapaKTep c.aöo pacn.eHeHHofi, n.acTHHHofi Maccti.

TBopnecKufi MeTog кпaccнцнcтoв, ucTopunecKH ^opMupoBaBmufica Ha ocHoBe тpagнцнfi gpeBHerpenecKofi apxuTeKTypti, Ha3tiBaroT apxureKToHHHecKHM. npoTHBono.o^Htifi MeTog, ucTopunecKH cBa3aHHBifi co cKy.tnTypHtiM ^opMooöpa3oBaHHeM (^opMoBbiwraHHeM), co BpeMeHeM co3ga. MeTog cTepeoToMHH. TeKTOHunecKue кoмnoзнцнн "cKnagtiBaroTca" (nogoÖHo ToMy, KaK peöeHoK h3 KyÖHKoB cKnagtiBaeT 3gaHue), cTepeoTOMunecKue "BtiHHMaroTca, BBipe3aroTca" H3 oKpy^arorn,ero npocTpaHcTBa.

OrepeoTOMHHecKHfi MeTog xapaKTeproyeT TBopnecTBo xygo^HHKoB cTH.a EapoKKo - oh n^acTHneH, guHaMuneH, npocTpaHcTBeH. CooTBeTcTBeHHo, nonapHo pacnpege.aroTca Bce Kareropuu $opMoo6pa3oBaHua.

B ucTopuu HcKyccTBa ohh nonepeMeHHo goMHHupyroT. nogoÖHofi goMHHaHTofi OpaHK. oötacHaeT pas.HHHa К..accнцнзмa h EapoKKo, noBToparornue b onpege.eHHefi creneHH pa3.HHHa Me^gy poMaHHKofi h roTHKofi. Нeмeцкнe poMaHTHKH pyöe^a XVIII-XIX bb. npuMeHa.u TepMHH "oöpasoBaHHe" b 3HaneHuu: TBopeHue, "cH.a BaaHua" KaK $opMooöpa3oBaHHH b TBepgtix, HenogarauBtix Marepuanax h npoH3Bogu.H этoт TepMHH ot rpenecKoro c.oBa platto ("co3garo"). B3auMogeficTBue Ha3BaHHtix Kareropufi yKastiBaeT TaK^e Ha Ba^Hefimyro ocoöeHHocTb "npocTpaHcTBeHHtix ucKyccTB", b KoToptix npocTpaHcTBo npegcraB.aeT coöofi ^opMyeMbifi MaTepua., a BpeMa - ^opMyrornufi. ConeTaHue MeTogoB ^opMoc.o^eHua h ^opMoBtiHHTaHua ucTopunecKH MHoroo6pa3Ho.

Кoмпoзнцнa - cBa3t oTge.tHtix э..eмeнтoв, ocHoBaHHaa Ha 3puTe.tcKoM BocnpuaTHH, oöecnenHBaro^aa MaKcuMa.tHo no.Hoe pacKptiTue xygo^ecTBeHHoro oöpa3a, Bon.orn,eHHe aBTopcKofi ugeu. Xygo^HHK go.^eH yHHTBiBart ocoöeHHocra BocnpuaTua 3pHTe.tHtix oöpasoB ne.oBeKoM. Кoмnoзнцнa xygo^ecTBeHHoro npou3BegeHua - eguHcTBo ^HTparatHoro oöteKTa h $oHa, .HHHfi h $opM, цвeтa, cBeTa h TeHH. rpaMoTHo oötegHHHB этн э^eмeнтм, xygo^HHK co3gaeT megeBp.

Кoмnoзнцнa b pucyHKe no3Bo.aeT cge.art cogep^aHue goxognuBtiM. Ee 3aKoHM oTpa^aroT 3aKoHoMepHocTt pea.tHoro Mupa b xygo^ecTBeHHo npeoöpa^eHHoM Buge, yHHTMBaro^eM эcтeтнкy эnoxн, ocoöeHHocra xygo^ecTBeHHoro cTH.a.

OcHoBHte npннцнnм кoмnoзнцнн:

^.necoo6pa3HocTb, npaBH.tHo nogoöpaHHbifi 3aMbice.;

eguHcTBo h conognuHeHHocTt oTge.tHtix э.eмeнтoв, Btige.eHue r.aBHoro oöteKTa;

paBHoBecue, HeoöxogHMoe g.a rapMoHHHHoro BocnpuaTua;

Btge.eHue cMtc.oBoro цeнтpa;

nponopцнoнa.tнocтв oTge.tHtix geTa.efi.

В работе художник использует следующие приёмы - вводит вертикали и горизонтали, диагонали для передачи движения, использует метод золотого сечения, правило третей, передаёт статику или динамику и т.д. Цвет и свет на полотне - это средства передачи объёма, фактуры, степени освещённости, важный элемент композиции. С их помощью художник направляет внимание зрителя на основной объект, выделяет композиционный центр, подчёркивает важные с его точки зрения жесты и движения.

Основной закон линейной перспективы: объекты одинакового размера на рисунке выглядят разными в зависимости от положения. Расположенные дальше от глаз смотрящего - меньшего размера, значит, чем ближе они расположены, тем больший размер имеют.

К нетрадиционным техникам рисования относятся: пальцевая живопись, рисование ладошкой, рисование различными оттисками, монотипия, граттаж, ниткопись, рисование свечой, углем, рисование на воде (Эбру), точечное рисование (пуантолизм), рисование по ткани, кляксография и т. д.

Основными являются точка схода и линия горизонта, без них мы не сможем правильно построить изображение. Перспектива - это лишь оптическая иллюзия. Перед нами стоит задача отобразить на плоскости объемное изображение, то есть передать глубину. Поэтому важно знать, как мы можем создать иллюзию, чтобы сознание воспринимало ее как изображение, имеющее форму.

Закон перекрытия: объект, находящийся впереди другого, кажется визуально ближе. Закон полутени: чтобы создать объемное изображение, рисуйте более темным цветом области объекта, которые обращены в противоположную от источника света сторону.

Закон контуров: прорисовывайте границы округлых предметов, чтобы придать им объемность и глубину. закон горизонта: необходимо обозначить горизонт, чтобы создать иллюзию того, что объекты на картинке находятся на различном расстоянии от наблюдателя. Закон плотности: для создания иллюзии расстояния, дальние объекты прорисовываются менее детально, и делайте их более светлыми.

Невозможно нарисовать трехмерное изображение без применения одного или нескольких из этих фундаментальных законов. Эти девять инструментов -основа для успешного рисования трехмерных изображений. Они неизменны и применяются всегда. С каждым уроком вы все лучше будете понимать каждый закон, и применять его на практике. В дополнении к девяти базовым законам рисования, есть три принципа, которые нужно держать в уме: оптимизм, детали и практика.

Использованная литература

1. Д.М. Бадиева, & М.Х,. Муродова. Чизмачиликдан укувчилар билимининг тахлили. "Pedagogik mahorat" ilmiy-nazariy va metodik jurnal. 2022, № 5, 139-146.

2. ММ Бадиев, ТР Собиров, ММ Авлиякулов, СС Азимов. Анализ обратных задач в начертательной геометрии. Наука и образование сегодня, 7677

3. ММ Авлиякулов, ТР Собиров, ММ Бадиев, СС Азимов. Общие законы композиции в резьбе по дереву. European science, 32-34

4. ТР Собиров, ММ Бадиев, ММ Авлиякулов, СС Азимов. Об общественном положении зодчих и архитекторов среднего и ближнего востока в IX-XV веках. European science, 59-62

5. ММ Бадиев. Сталактиты в архитектуре средней азии. Academy, 53-55

6. ММ Бадиев. Features of architectural elements. E-Conference Globe, 93-95

7. ММ Бадиев. Элементы гиперсетей и их взаимопринадлежность. Polish science journal 9 (3), c.70-73

8. SU Sobirova, MM Badiev, AR Shukurov, AS Aminov. Scientific and methodical basis of organization and teaching of drawing lessons in general secondary schools. Journal of Contemporary Issues in Business and Government Vol 27 (2)

9. ММ Бадиев. Методика обучения древнеегипетского чертежа в Узбекистане. Science and Education 2 (12), 840-846.

10. ММ Бадиев. Дискретные модели разнотолщинных и составных без моментных оболочек. 05.01.01.

11. Теория точных изображений междисциплинарная наука об общих закономерностях изобразительного искусства, преобразования информации в сложных управляющих системах

12. СКЭ Кумуш, МM Бадиев. Теория точных изображений междисциплинарная наука общих закономерностях изобразительного искусства, преобразования информации в сложных управляющих системах. Science and Education 3 (3), 796-801

13. ММ Бадиев. Теория точных изображений междисциплинарная наука общих закономерностях изобразительного искусства, преобразования информации в сложных управляющих системах. Science and Education 3 (3), 796-801

14. MM Badiyev, MF Olimova. Stages of development of applied arts in the Republic of Uzbekistan and development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.