Научная статья на тему 'Художественная печатная графика эстамп по графическим техникам'

Художественная печатная графика эстамп по графическим техникам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
изображение / графическое искусство / эстамп / тиражная графика / печатная графика / гравюра / разновидности графики

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмуд Маъруфович Бадиев, Дилдора Махмудовна Бадиева

Произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы. Эстамп как произведение тиражной графики обладает спецификой в отношении авторства: оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны. гравюра, у людей не было иного способа сообщить о явлении, о каком-либо предмете или устройстве, о необычной внешности или характере местности, кроме как описать все это словами, при всей неконкретности словесного описания. Гравюра дала возможность пользоваться наглядным изображением, присущее ей свойство тиражности позволяло широко распространять подобное изображение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественная печатная графика эстамп по графическим техникам»

Художественная печатная графика - эстамп по графическим техникам

Махмуд Маъруфович Бадиев Бухарский педагогический институт при Бухарском государственном

университете Дилдора Махмудовна Бадиева Бухарский государственный университет

Аннотация: Произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы. Эстамп как произведение тиражной графики обладает спецификой в отношении авторства: оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны. гравюра, у людей не было иного способа сообщить о явлении, о каком-либо предмете или устройстве, о необычной внешности или характере местности, кроме как описать все это словами, при всей неконкретности словесного описания. Гравюра дала возможность пользоваться наглядным изображением, присущее ей свойство тиражности позволяло широко распространять подобное изображение.

Ключевые слова: изображение, графическое искусство, эстамп, тиражная графика, печатная графика, гравюра, разновидности графики

Art print graphics - printmaking by graphic techniques

Mahmud Marufovich Badiev Bukhara Pedagogical Institute at Bukhara State University

Dildora Makhmudovna Badieva Bukhara State University

Abstract: A work of graphic art, which is an engraving or other print on paper from a printing plate. A print as a work of circulation graphics has a specificity in relation to authorship: those prints that are made are considered original. engraving, people had no other way to report a phenomenon, about any object or device, about an unusual appearance or character of the area, except to describe all this in words, with all the vagueness of the verbal description. Engraving made it possible to use a visual image, its inherent property of circulation made it possible to widely disseminate such an image.

Keywords: image, graphic art, print, circulation graphics, printed graphics, engraving, varieties of graphics

www.0penscience.uz / issn 2181-0842 588

Одной из разновидностей графики является эстамп. Эстампом (от фр. estamper - штамповать, оттискивать) называется художественное произведение графики, отпечатанное с авторской печатной формы.

Искусство эстампа достаточно молодое. Если зарождение живописи, скульптуры, рисунка, архитектуры теряется в доисторических эпохах, то время появления эстампа нам более или менее точно известно - это рубеж XIV-XV веков (на востоке, в Китае, гравюра возникла значительно раньше, но там она осталась локальным явлением, не вышедшим за пределы этой страны). И хотя основные разновидности эстампа имеют свои технологические прототипы, существовавшие в более ранние времена (для ксилографии это штампы, печати и набойка, для резцовой гравюры это ремесло золотых дел мастеров, для офорта - мастерские оружейников), эстамп в истинном смысле слова, как отпечаток на бумаге изображения, вырезанного на специальной доске, появляется только в это время.

С эпохой Возрождения стабильные, часто даже статичные, людские общности приходят в движение. Довольствовавшиеся ранее алтарными образами в местных церквях, скульптурными украшениями городских соборов, люди новой эпохи стремятся иметь изображение местных и личных святых, которые не только висят на стенах в их жилищах, но и могут сопровождать их в путешествиях, в деловых поездках. И этой цели как нельзя лучше соответствовала дешевая и портативная гравюра.

Появление тиражируемого вида искусства имело огромное общекультурное значение. До того, как родилась гравюра, у людей не было иного способа сообщить о явлении, о каком-либо предмете или устройстве, о необычной внешности или характере местности, кроме как описать все это словами, при всей неконкретности словесного описания. Гравюра дала возможность пользоваться наглядным изображением, присущее ей свойство тиражности позволяло широко распространять подобное изображение. Во второй половине XV века появляются книги с иллюстрациями, показывающими различные орудия или устройство Солнечной системы, специфику тех или иных растений, виды городов. Конкретные знания, представления о мире давала человеку гравюра. И это продолжалось до середины XIX века, когда появились фотография и фотомеханика, заменившие в этом смысле собою гравюру.

Напомним об одном, может быть, частном, но очень существенном оттенке этого явления. Уже в начале XX века, когда в искусстве начали особенно цениться индивидуальность выражения, личный почерк художника, неповторимость стилевых черт, стало принято с некоторым презрением относится к репродукционной гравюре, воспроизводящей оригинал другого художника, тогда как до этого, в течение нескольких столетий, такая гравюра

www.openscience.uz / issn 2181-0842 589 [ш^^^и

ценилась знатоками нисколько не меньше, чем оригинальная, сделанная мастером по собственному рисунку. Но ведь всё знание о произведениях мирового искусства до конца XIX века и художникам, и обычным любителям давала именно гравюра. Мало кто мог объехать все музеи Европы и познакомиться с оригиналами: гравюра оказывалась способом общения художников между собой. Когда молодому Рембрандту посоветовали поехать в Италию, он ответил, что с итальянским искусством можно познакомиться и в Голландии: он имел в виду именно гравюру. Рубенс был при жизни известен во всех европейских странах в первую очередь по той причине, что при нем работала мастерская граверов, воспроизводящих его картины. Античное искусство, известное в подлинниках до XIX века только в Италии, по гравированным изображениям знали все мастера Европы.

Надо отметить и социальный аспект тиражной гравюры. В моменты общественного подъема классовых волнений, религиозных восстаний и политических революций именно гравюра принимала на себя агитационную роль.

Эстамп (фр. estampe, от итал. stampa) - произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Эстамп, как произведение тиражной графики, обладает спецификой в отношении авторства: оригинальными считаются те отпечатки, которыесделаны самим художником или печатником при участии автора. В Европе техники эстампа стали известны с XV века. Вначале не как самостоятельный раздел изобразительного искусства, а лишь как технический прием размножения изображений. Первые оттиски делались с гравированных деревянных досок.

Использованная литература

1. Д.М. Бадиева, & М.Х,. Муродова. Чизмачиликдан укувчилар билимининг тахлили. "Pedagogik mahorat" ilmiy-nazariy va metodik jurnal. 2022, № 5, 139-146.

2. ММ Бадиев, ТР Собиров, ММ Авлиякулов, СС Азимов. Анализ обратных задач в начертательной геометрии. Наука и образование сегодня, 76-77

3. ММ Авлиякулов, ТР Собиров, ММ Бадиев, СС Азимов. Общие законы композиции в резьбе по дереву. European science, 32-34

4. ТР Собиров, ММ Бадиев, ММ Авлиякулов, СС Азимов. Об общественном положении зодчих и архитекторов среднего и ближнего востока в IX-XV веках. European science, 59-62

5. ММ Бадиев. Сталактиты в архитектуре средней азии. Academy, 53-55

6. ММ Бадиев. Features of architectural elements. E-Conference Globe, 93-95

www.openscience.uz / issn 2181-0842

590

7. ММ Бадиев. Элементы гиперсетей и их взаимопринадлежность. Polish science journal 9 (3), c.70-73

8. SU Sobirova, MM Badiev, AR Shukurov, AS Aminov. Scientific and methodical basis of organization and teaching of drawing lessons in general secondary schools. Journal of Contemporary Issues in Business and Government Vol 27 (2)

9. ММ Бадиев. Методика обучения древнеегипетского чертежа в Узбекистане. Science and Education 2 (12), 840-846.

10. ММ Бадиев. Дискретные модели разнотолщинных и составных безмоментных оболочек. 05.01.01.

11. Теория точных изображений междисциплинарная наука об общих закономерностях изобразительного искусства, преобразования информации в сложных управляющих системах

12. СКЭ Кумуш, ММ Бадиев. Теория точных изображений междисциплинарная наука общих закономерностях изобразительного искусства, преобразования информации в сложных управляющих системах. Science and Education 3 (3), 796-801

13. ММ Бадиев. Теория точных изображений междисциплинарная наука общих закономерностях изобразительного искусства, преобразования информации в сложных управляющих системах. Science and Education 3 (3), 796801

14. MM Badiev, MF Olimova. Stages of development of applied arts in the Republic of Uzbekistan and development.

www.openscience.uz / issn 2181-0842

591

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.