Научная статья на тему 'Линия, штрих и композиционный набросок в художественном графике'

Линия, штрих и композиционный набросок в художественном графике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
графический акцент на плоскости / инструмент перья / характер линейно-графической формы / композиция / графика

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмуд Маъруфович Бадиев, Дилдора Махмудовна Бадиева

В статье расскрываются графика который показывает пишу, черчу, простыми словами вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюры), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Активность восприятия точки зависит от ее «одиночества» или от сочетания нескольких точек и других элементов. Линия характеризуется протяженностью или развитием на плоскости в одном направлении, например, в длину. Характер линейно-графической формы во многом определяется материалом и техникой ее исполнения (карандаш, перо, фломастер, соус, кисть, палочка).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Линия, штрих и композиционный набросок в художественном графике»

Линия, штрих и композиционный набросок в художественном графике

Махмуд Маъруфович Бадиев Бухарский педагогический институт при Бухарском государственном

университете Дилдора Махмудовна Бадиева Бухарский государственный университет

Аннотация: В статье расскрываются графика - который показывает пишу, черчу, простыми словами вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюры), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Активность восприятия точки зависит от ее «одиночества» или от сочетания нескольких точек и других элементов. Линия характеризуется протяженностью или развитием на плоскости в одном направлении, например, в длину. Характер линейно-графической формы во многом определяется материалом и техникой ее исполнения (карандаш, перо, фломастер, соус, кисть, палочка).

Ключевые слова: графический акцент на плоскости, инструмент перья, характер линейно-графической формы, композиция, графика

Line, stroke and compositional sketch in art graphics

Mahmud Marufovich Badiev Bukhara Pedagogical Institute at Bukhara State University

Dildora Makhmudovna Badieva Bukhara State University

Abstract: The article reveals graphics - which shows writing, drawing, in simple words, a type of fine art, including drawing and printed works of art (various types of engraving), based on the art of drawing, but having their own visual means and expressive possibilities. The activity of perception of a point depends on its "loneliness" or on the combination of several points and other elements. A line is characterized by its extension or development on a plane in one direction, for example, in length. The nature of a linear-graphic form is largely determined by the material and technique of its execution (pencil, pen, felt-tip pen, sauce, brush, stick).

www.0penscience.uz / issn 2181-0842 570

Keywords: graphic emphasis on the plane, pen tool, the nature of the linear graphic form, composition, graphics

Точка - это графический акцент на плоскости, т.е. от точечного прикосновения карандашом, кистью, пером, фломастером и другими художественными инструментами появляется точечное изображение. Активность восприятия точки зависит от ее «одиночества» или от сочетания нескольких точек и других элементов. Точечное изображение строится на основе точек одинаковой или разной величин. Изображение зависит от выявленных в композиции свойств точек: расположения их на плоскости, относительного размера, силуэта формы, плоскости заполнения, яркости. Точечные изображения, в основном, используют в орнаментально-декоративных композициях, в графике, офорте, а также в компьютерных и фотографических растровых технологиях. Точечные изображения могут быть использованы в сочетании с линейными, штриховыми, тональными и цветовыми изображениями в плоскостной композиции.

Линия - самый простой прием в графике и орнаментально-графическом искусстве. Она способна выполнить одновременно несколько функций: ограничивать форму, определять характер и движение всей формы, ее пропорций. Линия - это протяженное движение (карандаша, пера, кисти и т.д.) на бумаге. Линия характеризуется протяженностью или развитием на плоскости в одном направлении, например, в длину. Характер линейно-графической формы во многом определяется материалом и техникой ее исполнения (карандаш, перо, фломастер, соус, кисть, палочка). Линия может быть короткой, длинной и бесконечной...Линия не только выявляет границы формы предмета, но и выражает чувства и переживания художника. Линии могут иметь различные начертательные или изобразительные характеристики: прямые, кривые, ломанные, зигзагообразные, прерывистые, волнистые, толстые, тонкие, жесткие, мягкие и др.

Пятно (или тон) в организации композиции наряду с линией играет важную роль. Пятно, в отличие от точки и линии, заполняет большую часть графической плоскости композиции. Пятно может быть одинаковым на всей своей площади по светлоте, по цветовому фону, насыщенности, но может иметь на разных участках различные характеристики цветового изображения. Это двухмерная пятновая графика может быть более условной, чем линеарная. Она не имеет глубины и не создает ее. Пятна, из которых строится композиция, бывают темными на светлом фоне и наоборот светлыми на темном фоне. Пятно и фон могут отличаться и цветовым тоном. Каждая форма может обладать своими специфическими композиционно-художественными свойствами. Например,

www.openscience.uz / issn 2181-0842 571 lmiü^ei

«заливка» дает ровную, тоновую поверхность, а «отмывка» характеризуется плавным переходом от светлого тона к темному и обратно, «размывка» -мягкими затеками и т.д.

Графика - это вид изобразительного искусства, чёрно-белый рисунок, который выполняется простым карандашом, ручкой, фломастером, углём или восковыми мелками. Графический рисунок можно изобразить с помощью линии, пятна, штриха.

В основе любой композиции лежат точки, линии и пятна. Их конфигурации и композиционные сочетания образуют видимые образы. Для того, чтобы композиция состоялась, как художественная целостность изображения, нужно расположить все ее составляющие элементы определенным образом.

Использованная литература

1. Д.М. Бадиева, & М.Х,. Муродова. Чизмачиликдан укувчилар билимининг тахлили. "Pedagogik mahorat" ilmiy-nazariy va metodik jurnal. 2022, № 5, 139-146.

2. ММ Бадиев, ТР Собиров, ММ Авлиякулов, СС Азимов. Анализ обратных задач в начертательной геометрии. Наука и образование сегодня, 76-77

3. ММ Авлиякулов, ТР Собиров, ММ Бадиев, СС Азимов. Общие законы композиции в резьбе по дереву. European science, 32-34

4. ТР Собиров, ММ Бадиев, ММ Авлиякулов, СС Азимов. Об общественном положении зодчих и архитекторов среднего и ближнего востока в IX-XV веках. European science, 59-62

5. ММ Бадиев. Сталактиты в архитектуре средней азии. Academy, 53-55

6. ММ Бадиев. Features of architectural elements. E-Conference Globe, 93-95

7. ММ Бадиев. Элементы гиперсетей и их взаимопринадлежность. Polish science journal 9 (3), c.70-73

8. SU Sobirova, MM Badiev, AR Shukurov, AS Aminov. Scientific and methodical basis of organization and teaching of drawing lessons in general secondary schools. Journal of Contemporary Issues in Business and Government Vol 27 (2)

9. ММ Бадиев. Методика обучения древнеегипетского чертежа в Узбекистане. Science and Education 2 (12), 840-846.

10. ММ Бадиев. Дискретные модели разнотолщинных и составных безмоментных оболочек. 05.01.01.

11. Теория точных изображений междисциплинарная наука об общих закономерностях изобразительного искусства, преобразования информации в сложных управляющих системах

12. СКЭ Кумуш, МЫ Бадиев. Теория точных изображений междисциплинарная наука общих закономерностях изобразительного искусства,

www.openscience.uz / issn 2181-0842

572

преобразования информации в сложных управляющих системах. Science and Education 3 (3), 796-801

13. ММ Бадиев. Теория точных изображений междисциплинарная наука общих закономерностях изобразительного искусства, преобразования информации в сложных управляющих системах. Science and Education 3 (3), 796801

14. MM Badiev, MF Olimova. Stages of development of applied arts in the Republic of Uzbekistan and development.

www.openscience.uz / issn 2181-0842

573

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.