Научная статья на тему 'Сложный принцип формообразования в изобразительном искусстве'

Сложный принцип формообразования в изобразительном искусстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
компактность украшения / логичное ограничение в размерах / изобразительное искусство / формообразование / рациональность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмуд Маъруфович Бадиев

Композиция искусство составления, компоновки, сочетание форм. Законы компоновки основаны на законах восприятия, работающих на подсознательном уровне. Элементы, составляющие композицию ограниченная плоскость и пятно. Они обладают тоном (цветом), размером и формой. Гармоничная целостность. Целостность формы отражает логику и органичность связи конструктивного решения изделия с его композиционным воплощением. Конструктивные элементы изделий необходимо объединить не только технически, с помощью болтов, сварки и т. д., но и композиционно, представив любую структуру как гармоничную целостность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сложный принцип формообразования в изобразительном искусстве»

Сложный принцип формообразования в изобразительном

искусстве

Махмуд Маъруфович Бадиев Бухарский педагогический институт при Бухарском государственном

университете

Аннотация: Композиция - искусство составления, компоновки, сочетание форм. Законы компоновки основаны на законах восприятия, работающих на подсознательном уровне. Элементы, составляющие композицию - ограниченная плоскость и пятно. Они обладают тоном (цветом), размером и формой. Гармоничная целостность. Целостность формы отражает логику и органичность связи конструктивного решения изделия с его композиционным воплощением. Конструктивные элементы изделий необходимо объединить не только технически, с помощью болтов, сварки и т. д., но и композиционно, представив любую структуру как гармоничную целостность.

Ключевые слова: компактность украшения, логичное ограничение в размерах, изобразительное искусство, формообразование, рациональность

The complex principle of shaping in fine arts

Mahmud Marufovich Badiev Bukhara Pedagogical Institute at Bukhara State University

Abstract: Composition is the art of composing, arranging, combining forms. The laws of layout are based on the laws of perception that operate on a subconscious level. The elements that make up the composition are a limited plane and a spot. They have tone (color), size and shape. harmonious integrity. The integrity of the form reflects the logic and organic connection of the constructive solution of the product with its compositional embodiment. The structural elements of products must be combined not only technically, with the help of bolts, welding, etc., but also compositionally, presenting any structure as a harmonious whole.

Keywords: compactness of decoration, logical limitation in size, fine arts, shaping, rationality

Формообразование - категория художественной деятельности, дизайна и технического творчества, обозначающая процесс созидания формы в соответствии с общими ценностными установками.

Основные принципы композиционного формообразования:

Рациональность - разумность, характеристика знания с точки зрения его соответствия наиболее общим принципам мышления, разума, то есть связь формы с функцией. Тектоничность - реальная структура изделия и его конструктивные решения, отраженные в форме, соответствие формы конструкции. Структурность - соподчинение элементов композиции.

Пластичность - гармоническое соотношение выразительности моделировки и ощущения весомости, внутренней наполненности формы; органичная модификация формы. Органичность - учет закономерностей формообразования в природе. Образность - живость, метафоричность, раскрытие художественной идеи. Целостность - объединяющий принцип формообразования, «единство в многообразии».

Композиция - искусство составления, компоновки, сочетание форм. Законы компоновки основаны на законах восприятия, работающих на подсознательном уровне. Элементы, составляющие композицию - ограниченная плоскость и пятно. Они обладают тоном (цветом), размером и формой.

Одним из традиционных принципов конструирования являются сбалансированность, равновесие и симметричность по одной или двум осям или по отношению к основному элементу, например, к вставке.

Другой принцип - компактность украшения или логичное ограничение в размерах. Ювелирные украшения для мужчин и для женщин должны соответствовать размерам носителей.

Третий - это принцип удобства в ношении ювелирного украшения. Очевидно, что любое украшение наряду с красотой должно обладать определенными качествами, которые обеспечивают носителю ощущение комфорта при их ношении.

К особенностям ювелирных украшений относятся их физические характеристики и элементы удержания на руке, платье, в ушах и т.д.

К основным характеристикам, определяющим особенность украшения, относятся вес, объем, устойчивость при ношении, линейные размеры, жесткость, сохранность.

По техническому признаку или технике исполнения украшения делятся на три группы: ручного, машинного и комбинированного изготовления.

К украшениям ручного изготовления относятся те, в которых все детали и их сборка проводятся вручную. Это очень сложный и трудоемкий процесс. Обычно это эксклюзивные, единичные украшения или комплекты.

К украшениям машинного изготовления относятся те, при изготовлении которых основные технологические операции выполняет машина. Однако и

здесь используется ручной труд - для правок и выполнения одной - двух конечных операций.

Как видно из данной классификации, ювелирных украшений исключительно машинной сборки не существует. Всегда присутствует ручной труд. И это еще раз подчеркивает ценность настоящего мастера, его незаменимость. Именно ручной труд ценится настоящими знатоками ювелирных украшений как наилучшая гарантия высокого качества изделия.

При создании изделия необходимо стремиться к композиционному равновесию, такому состоянию формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Композиционное равновесие зависит от распределения основных масс композиции относительно центра и связанно с характером организации пространства, пропорциями, расположением главной и второстепенной осей, с пластикой формы, с цветовыми и тональными отношениями отдельных частей.

Динамичность формы выражается в контрастах отношений её частей, что создаёт односторонне активно направленную форму. При тождественных отношениях, которые мы оцениваем только по горизонтальной оси, форма статична, а контраст создаёт впечатление динамичности, причём зрительное движение происходит в направлении большей величины.

Динамичностью обладают и неподвижные и быстродвижущиеся предметы. Динамичность быстродвижущихся предметов обусловлена функционально и вытекает из условий аэродинамики. Для неподвижных предметов динамичность не является качеством, определяющим форму.

Статичность - это подчёркнутое выражение состояния покоя, устойчивости формы, незыблемости. Статичными являются предметы, имеющие явный центр и у которых ось симметрии является главной организующей осью. В средствах транспорта статичность исключается, в станках имеются статичные и движущиеся элементы.

Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы - несколько геометрических фигур.

Более сложные объекты обычно называют комбинированными, имея в виду, что данный объект в своей основе представляет сумму геометрических тел. К таким объектам можно отнести, например, машину любого вида, животных и множество других объектов действительности.

Не случайно художники, подчеркивая геометрическую форму объектов, так и говорят: «Этот предмет имеет кубическую форму, этот - цилиндрическую, а тот - шарообразную и т.п.».

Геометрическая основа строения объектов окружающего мира вовсе не означает, что при рисовании надо изображать геометрические формы. Проблема

WWW.OPENSCIENCE.UZ / ISSN 2181-0842 585 LMIü^ei

заключается в следующем: за внешними очертаниями предмета необходимо увидеть его конструкцию, а затем в рисунке построить форму предмета в виде упрощенных геометрических тел, фигур или плоскостей, усложняя ее до полного реалистического изображения.

Прежде чем приступить к изображению кувшина с натуры, полезно проанализировать, из каких геометрических форм он состоит. Если мысленно расчленить форму кувшина, отбросив носик и ручку, то можно представить, что горло - это цилиндр, а основная часть сосуда состоит из шара и двух усеченных конусов.

Интересно отметить, что можно образовать новую форму не только за счет прибавления объема, как в лепке, но и отнимая объем, как в скульптуре. При этом внешние очертания предмета могут измениться до неузнаваемости.

Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас даже в тех случаях, когда он находится внутри и его можно себе только представить.

Использованная литература

1. Д.М. Бадиева, & М.Х,. Муродова. Чизмачиликдан укувчилар билимининг тахлили. "Pedagogik mahorat" ilmiy-nazariy va metodik jurnal. 2022, № 5, 139-146.

2. ММ Бадиев, ТР Собиров, ММ Авлиякулов, СС Азимов. Анализ обратных задач в начертательной геометрии. Наука и образование сегодня, 76-77

3. ММ Авлиякулов, ТР Собиров, ММ Бадиев, СС Азимов. Общие законы композиции в резьбе по дереву. European science, 32-34

4. ТР Собиров, ММ Бадиев, ММ Авлиякулов, СС Азимов. Об общественном положении зодчих и архитекторов среднего и ближнего востока в IX-XV веках. European science, 59-62

5. ММ Бадиев. Сталактиты в архитектуре средней азии. Academy, 53-55

6. ММ Бадиев. Features of architectural elements. E-Conference Globe, 93-95

7. ММ Бадиев. Элементы гиперсетей и их взаимопринадлежность. Polish science journal 9 (3), c.70-73

8. SU Sobirova, MM Badiev, AR Shukurov, AS Aminov. Scientific and methodical basis of organization and teaching of drawing lessons in general secondary schools. Journal of Contemporary Issues in Business and Government Vol 27 (2)

9. ММ Бадиев. Методика обучения древнеегипетского чертежа в Узбекистане. Science and Education 2 (12), 840-846.

10. ММ Бадиев. Дискретные модели разнотолщинных и составных безмоментных оболочек. 05.01.01.

11. Теория точных изображений междисциплинарная наука об общих закономерностях изобразительного искусства, преобразования информации в сложных управляющих системах

12. СКЭ Кумуш, МЫ Бадиев. Теория точных изображений междисциплинарная наука общих закономерностях изобразительного искусства, преобразования информации в сложных управляющих системах. Science and Education 3 (3), 796-801

13. ММ Бадиев. Теория точных изображений междисциплинарная наука общих закономерностях изобразительного искусства, преобразования информации в сложных управляющих системах. Science and Education 3 (3), 796801

14. MM Badiev, MF Olimova. Stages of development of applied arts in the Republic of Uzbekistan and development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.