Научная статья на тему 'Художественная графика предмет наблюдение, описание, моделирование, создание гипотез и теорий'

Художественная графика предмет наблюдение, описание, моделирование, создание гипотез и теорий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
графика / штрихи / художественная графика / форма графических средств / тон / виды портретов / линия / фактура / гипотеза

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмуд Маъруфович Бадиев, Дилдора Махмудовна Бадиева

В статье раскрывается изобары изолинии величин атмосферного давления. На карте изображаются как линии, соединяющие места с одинаковым давлением. Чаще всего изобарические линии изображаются на метеорологических картах. Используются для изучения распределения атмосферного давления у земной поверхности. Штрих в теории искусства определяется как тонкая черта, линия. Грамотное использование учеником этих средств играет решающую роль в обучении рисованию графического портрета. Линия является одним из ключевых выразительных средств в графике. Для рисунков цветовая палитра не имеет такого значения, как для других видов художественного творчества, а служит лишь дополнительным выразительным средством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественная графика предмет наблюдение, описание, моделирование, создание гипотез и теорий»

Художественная графика предмет наблюдение, описание, моделирование, создание гипотез и теорий

Махмуд Маъруфович Бадиев Дилдора Махмудовна Бадиева Бухарский государственный университет

Аннотация: В статье раскрывается изобары - изолинии величин атмосферного давления. На карте изображаются как линии, соединяющие места с одинаковым давлением. Чаще всего изобарические линии изображаются на метеорологических картах. Используются для изучения распределения атмосферного давления у земной поверхности. Штрих в теории искусства определяется как тонкая черта, линия. Грамотное использование учеником этих средств играет решающую роль в обучении рисованию графического портрета. Линия является одним из ключевых выразительных средств в графике. Для рисунков цветовая палитра не имеет такого значения, как для других видов художественного творчества, а служит лишь дополнительным выразительным средством.

Ключевые слова: графика, штрихи, художественная графика, форма графических средств, тон, виды портретов, линия, фактура, гипотеза

Artistic graphics subject observation, description, modeling, creation of hypotheses and theories

Makhmud Marufovich Badiev Dildora Makhmudovna Badieva Bukhara State University

Abstract: The article reveals isobars - isolines of atmospheric pressure values. They are depicted on the map as lines connecting places with the same pressure. Most often, isobaric lines are depicted on meteorological maps. Used to study the distribution of atmospheric pressure near the earth's surface. A stroke in art theory is defined as a thin line, a line. The student's competent use of these tools plays a decisive role in learning to draw a graphic portrait. Line is one of the key expressive means in graphics. For drawings, the color palette is not as important as for other types of artistic creativity, but serves only as an additional means of expression.

Keywords: graphics, strokes, artistic graphics, form of graphic means, tone, types of portraits, line, texture, hypothesis

Графика - это вид изобразительного искусства, в котором автор создает картину с помощью штрихов, линий, различных пятен или точек. Для этих рисунков цветовая палитра не имеет такого значения, как для других видов художественного творчества, а служит лишь дополнительным выразительным средством. Художественная графика направлена на приобретение знаний и практических умений преобразования реальных форм в формы декоративные с помощью графических средств. Основными выразительными средствами графики являются линия, штрих, пятно, фактура. К этим средствам относится и фон, то есть тон и цвет бумаги.

Изобары - изолинии величин атмосферного давления. На карте изображаются как линии, соединяющие места с одинаковым давлением. Чаще всего изобарические линии изображаются на метеорологических картах. Используются для изучения распределения атмосферного давления у земной поверхности. Штрих в теории искусства определяется как тонкая черта, линия.

Грамотное использование учеником этих средств играет решающую роль в обучении рисованию графического портрета. Линия является одним из ключевых выразительных средств в графике.

Графический портретный рисунок - портрет, созданный графическими средствами (карандашом, углем, мелом, тушью). Карикатура - сатирическое или юмористическое изображение, в котором из-за преувеличения и заострения характерных черт, неожиданных сопоставлений и уподоблений создаётся комический эффект.

На данный момент времени живопись и фотография в портретном жанре имеют огромное количество разновидностей. Главными пунктами для классификации являются эмоциональность героя, количество изображаемых людей. Особенно важно было правильно подбирать цветовую гамму.

Интересно, что портреты были изобретены с функцией замещения человека. Если важная персона изображена на картине, то значит, она присутствует в этой комнате, наравне с живыми людьми. Этим приемом пользовались императоры, которые не могли успеть сразу в несколько мест. Так, их портреты всегда висели в парламенте и в залах заседания суда.

Наиболее известными видами портретов считаются:

• Парадный;

• Камерный;

• Костюмированный;

• Коллективный;

• Миниатюрный;

• Исторический;

• Портрет-прогулка;

• CeMefiHbifi;

• PenHrHo3Hbifi nopTpeT;

• ABTonopTpeT.

^Toöbi noHaTt b HeM ux pa3nuHua paccMoTpuM Ka^gbifi Bug nopTpeTOB no oTgentHocTH, ygenaa BHHMaHue xapaKTepHMM HepTaM, geTanaM rooöpa^eHua HenoBeKa.

H3HananbHo nopTpeT noaBunca b H3oSpa3HTentHoM ucKyccTBe b эnoxy Bo3po:®geHHa. CyTt TexHHKH 3aKnroHanoct b nepegaHe xygo^HHKoM HHgHBHgyantHocTH rooöpa^aeMoro HenoBeKa unu rpynnbi nrogefi. nocTeneHHo c pa3BHTueM TexHonorufi h цн$poвbIx MeTogoB nopTpeT nnaBHo nepeMecTunca b ucKyccTBo ^oTorpa^HH.

OguH H3 caMbix BenuHecTBeHHbix TunoB nopTpeTa. Oh Sbin gocTyneH TontKo gna bmcoko nocTaBneHHbix hhhob, cTarycHbix nrogefi, HMneparopoB, нмnepaтpнц, MoHapxoB unu rpa^oB. rnaBHaa ^yH^ua rooöpa^eHua 3aKnroHanact b BuguMoM Bo3BMmeHuu HenoBeKa, HaMepeHHoM na^oce.

OöcTaHoBKa gon^Ha SbiTt nbimHofi, Sorarofi h pocKomHofi, ho He oTBneKart ot 3HaHHMofi ^urypbi. ^enoBeK pa3Mern,aeTca cTporo no цeнтpy b nonHbifi pocT. npu этoм pacnono^eHue Mo^eT SbiTt cuga unu cToa. Oge^ga nognepKUBaeT cTuneBoe HanpaBneHue эnoxн, oSa3arentHo npucyTcTByeT arpuSyTHKa BnacTH. Ba^Ho Bbigep^HBart ^eTOByro raMMy. Эмoцнoнa.пtнoe cocToaHue cnoKofiHoe, ypaBHoBemeHHoe.

B oTnuHue ot napagHoro, KaMepHbifi nopTpeT gon^eH Sbin nepegaBart He cTaTyc HenoBeKa, a ero gyxoBHoe, эмoцнoнa.пtнoe cocToaHue. B hhx caMoe rnaBHoe - этo nuHHocTt, a He peranuu.

HcTopunecKu c^opMupoBanuct KaHoHbi HanucaHua. TeMHbifi $oh co3gaBan amoc^epy TauHcTBeHHocTH h noMoran Bbigenurt HenoBeKa, npu этoм mm He HafigeM KapTHH, rooSpa^arornux ^urypy b nonHbifi pocT, TaK KaK Bbiöupanca KpynHbifi Kagp, rge mo^ho paccMoTpeTt rna3a. Oge^ga cKpoMHaa, ho эneгaнтнaa. B этofi npocToTe ecTt h nocK, h coBepmeHcTBo.

KocTroMupoBaHHMfi nopTpeT no3BonaeT npegcTaBHTt nuHHocTt b pa3nuHHbix oSnuHuax ot pyccKoro HapogHoro ogeaHua go Top^ecTBeHHoro napagHoro. rnaBHbifi aкцeнт co3gaeTca Ha cтнnнзaцнro oöpa3a, Ha xapaKTepHbie arpuSyTbi.

npu H3o6pa^eHHH Sonee HeM gByx nepcoH mo^ho cHHTart, hto этo KonneKTHBHbfi Tun. 3gect Ba^Ho npaBuntHo cocTaBHTt кoмnoзнцнro, htoSm Bce H3o6pa^aeMbie nrogu ucnonHanu onpegeneHHyro pont. K ogHofi H3 rnaBHbix pa3HoBugHocTefi KonneKTHBHoro nopTpeTa aBnaeTca ceMefiHbifi. rnaBHbiMH repoaMH aBnaeTca ceMta. Xygo^HHK unu $oTorpa$ gon^eH nogMeTHTt ocoSeHHocTH ceMefiHoro unu SbrroBoro yKnaga h co3gaTt MaKcuMantHo ugeantHyro oScTaHoBKy gna peaпнзaцнн 3agyMaHHoro.

Миниaтюpный это нeбoльшaя KapraHKa c изoбpaжeниeм лшд чeлoвeкa. PasMepbi cocтaвляют ot 10 дo 20 caнтимeтpoв, имeннo шэтому нaзывaeтcя миниaтюpным. Ero лeгкo 6paTb c coбoй в дopoгy. npeKpacHo пoдxoдит в Ka4ecTBe пoдapкa.

Иcтopичecкий пpeдcтaвляeт нaибoлee oбшиpный вapиaнт для TBop4ecTBa. Рaзнooбpaзныe эпoxи c иx cтилиcтичecкими чepтaми. Для мужчин - это изoбpaжeниe Ha вздыблeннoм KoHe. Для жeнщин - этo pocкoшныe кpeнaлинoвыe плaтья. 4acTo изoбpaжaeтcя Ha фoнe иcтopичecкиx coбытий, 4to coздaeт пoдлиннyю oбcтaнoвкy.

Пopтpeт-пpoгyлкa глaвнoй ocoбeннocтью являeтcя зaпeчaтлeниe чeлoвeкa Ha лoнe пpиpoды, гдe oкpyжaюш,aя oбcтaнoвкa on^biBaeT cocтoяниe души чeлoвeкa. Пoдoбнaя живoпиcь былa xapaKTepHa для эпoxи pokoko. Оттeнки oбычнo cвeтлыe, пacтeльныe и тежныге.

ABTonopTpeT тexникa изoбpaжeния чeлoвeкa caмим coбoй нaзывaeтcя aBTonopTpeToM. Чeлoвeк cмoтpeлcя в зepкaлo и пыт^тся зapиcoвaть coбcтвeнныe oчepтaния. Обычнo люди cTapamcb зaпeчaтлeть cBoe лицo, peжe coздaвaлиcь pиcyнки в пoлный pocT. He cyщecтвoвaлo oпpeдeлeнныx KaHoHoB p^yHKa, пoэтoмy твopeц Mor пpoявлять coбcтвeннyю фaнтaзию. 4acTo xyдoжники npocTo дeлaли зapиcoвки кapaндaшoм. В coвpeмeннoм M^e фoтoгpaфии, aвтoпopтpeтaми мoжнo нaзвaть Knac^4ecKoe ceлфи.

Рeлигиoзный nopTpeT пишeтcя no KaHoHaM, oбычнo иcпoльзoвaлcя для изoбpaжeния мoнaxoв, cвятыx. Был пoпyляpeн в эпoxy Вoзpoждeния. Цвeтoвaя raMMa cпoкoйнaя или нeйтpaльнaя. Выpaжeниe лицa yмиpoтвopeннoe, вoo дyшeвлeннoe.

Мeтoды иccлeдoвaния пoдpaздeляютcя Ha нecкoлькo rpynn: нaблюдeниe, cpaвнeниe, экcпepимeнт, измepeниe, aбcтpaгиpoвaниe.

Использованная литература

1. Д.М. Бадиева, & М.Х,. Муродова. Чизмачиликдан укувчилар билимининг тахлили. "Pedagogik mahorat" ilmiy-nazariy va metodik jurnal. 2022, № 5, 139-146.

2. ММ Бадиев, ТР Собиров, ММ Авлиякулов, СС Азимов. Анализ обратных задач в начертательной геометрии. Наука и образование сегодня, 76-77

3. ММ Авлиякулов, ТР Собиров, ММ Бадиев, СС Азимов. Общие законы композиции в резьбе по дереву. European science, 32-34

4. ТР Собиров, ММ Бадиев, ММ Авлиякулов, СС Азимов. Об общественном положении зодчих и архитекторов среднего и ближнего востока в IX-XV веках. European science, 59-62

5. ММ Бадиев. Сталактиты в архитектуре средней азии. Academy, 53-55

6. ММ Бадиев. Features of architectural elements. E-Conference Globe, 93-95

7. ММ Бадиев. Элементы гиперсетей и их взаимопринадлежность. Polish science journal 9 (3), c.70-73

8. SU Sobirova, MM Badiev, AR Shukurov, AS Aminov. Scientific and methodical basis of organization and teaching of drawing lessons in general secondary schools. Journal of Contemporary Issues in Business and Government Vol 27 (2)

9. ММ Бадиев. Методика обучения древнеегипетского чертежа в Узбекистане. Science and Education 2 (12), 840-846.

10. ММ Бадиев. Дискретные модели разнотолщинных и составных без моментных оболочек. 05.01.01.

11. Теория точных изображений междисциплинарная наука об общих закономерностях изобразительного искусства, преобразования информации в сложных управляющих системах

12. СКЭ Кумуш, МЫ Бадиев. Теория точных изображений междисциплинарная наука общих закономерностях изобразительного искусства, преобразования информации в сложных управляющих системах. Science and Education 3 (3), 796-801

13. ММ Бадиев. Теория точных изображений междисциплинарная наука общих закономерностях изобразительного искусства, преобразования информации в сложных управляющих системах. Science and Education 3 (3), 796801

14. MM Badiyev, MF Olimova. Stages of development of applied arts in the Republic of Uzbekistan and development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.