Научная статья на тему 'ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ВОСПИТАНИЕ И ОРГАНИЗОВАННЫЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ'

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ВОСПИТАНИЕ И ОРГАНИЗОВАННЫЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

820
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Анатомия / физиология / интеграция / диалектический / исторический материализм / науковедение / социология / эстетика / техническими науками – кибернетическая / математическая / компьютерная педагогики / суггестология

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камила Турсуновна Абдуллаева, Мархабо Рахматовна Маматова, Мадина Нодир Кизи Нурматова, Хусния Илхом Кизи Мустафаева

В этой статье рассматриваются подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом; целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям, труду, обществу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ВОСПИТАНИЕ И ОРГАНИЗОВАННЫЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ»

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022

ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-142-149

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ВОСПИТАНИЕ И ОРГАНИЗОВАННЫЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Камила Турсуновна Абдуллаева

Каршинский Государственний Университет, Соискатель

Мархабо Рахматовна Маматова

Студент, Каршинский Государственний Университет

Мадина Нодир кизи Нурматова

Студент, Каршинский Государственний Университет

Хусния Илхом кизи Мустафаева

Студент, Каршинский Государственний Университет

АННОТАЦИЯ

В этой статье рассматриваются подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом; целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям, труду, обществу.

Ключевые слов: Анатомия, физиология, интеграция, диалектический, исторический материализм, науковедение, социология, эстетика,техническими науками - кибернетическая, математическая, компьютерная педагогики, суггестология,

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности (И.П.Подласый); целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности, целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного поколения к другому (Л.В. Мардахаев); руководство (управление) процессом формирования и развития личности; передачи общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022

ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-142-149

общественной жизни и производительному труду (Н.В. Бордовская, А.А. Реан); функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, специально организованный и управляемый процесс формирования человека, передачи общественно исторического опыта новым поколениям (Е.С. Рапацевич); подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом; целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям, труду, обществу, миру (И.Ф. Харламов); специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы (В.С. Селиванов); целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, подростка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.[Л.7;стр 83-87].

МЕТОДЫ И ОБСУЖДЕНИЯ

Существующий английский термин education этимологически обозначает воспитание семейное (Family Education), религиозное (Religious Education),

шциальное (Social Education), воспитание в социуме (Community Education). По Э. Дюркгейму, воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениямина поколения, не созревшие для социальной жизни.

В американском «Педагогическом словаре» (Нью-Йорк, 1973) воспитание определяется следующим образом:

• как совокупность всех процессов, посредством которых человек развивает способности, отношения и другие формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором он живет;

• социальный процесс, с помощью которого люди подвергаются влиянию отобранного и контролируемого окружения (особенно такого, как школа) для того, чтобы они смогли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития.

В «Кратком педагогическом словаре» (Нью-Йорк, 1982) воспитание трактуется:

• как любой процесс, формальный или неформальный, который помогает

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022

ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-142-149

развивать возможности людей, включающие их знания, способности, образцы поведения и ценности;

• развивающий процесс, обеспеченный школой или другим учреждением, который организован главным образом для научения и учебы;

• как общее развитие, получаемое индивидом через научение и учебу.

В аспекте деятельности в основе воспитания лежит социальное действие, которое, по М. Веберу, можно определить как направленное решение проблем. Последнее сознательно ориентировано на ответное поведение партнеров и предполагает субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.[Л7;8;стр.67-69].

Поставленные задачи:

Воспитание - явление социальное, т. е. оно осуществляется в обществе,в его интересах и в соответствии с уровнем его развития. По сути своей, воспитание есть подготовка подрастающих поколений к жизни. Адаптация детей, молодежи и взрослых к условиям существования и совершенствование этих условий (В.С. Селиванов). Поскольку общество не стоит на месте, а развивается, то и воспитание - тоже явление развивающееся.

Воспитание как процесс имеет следующие характеристики: дискретность во времени и пространстве, с одной стороны, и непрерывность - с другой; системность, планомерность; для своего осуществления требует среды.При этом используются материальные, духовные, финансовые, человеческие ресурсы.

Основная (явная) функция воспитания как социального института -обеспечение внутренней сплоченности общества. Осуществляется эта функция следующим образом:

• через планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей;

• подготовку «человеческого капитала», адекватного общественной культуре, необходимого для развития общества;

• трансляцию культуры, которая обеспечивает стабильность общественной жизни;

• через учет интересов половозрастных и социально-профессиональных групп, что позволяет регулировать действия членов общества в рамках социальных отношений.

Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan

Academic Research, Uzbekistan 144 www.ares.uz

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022

ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-142-149

Латентные (скрытые) функции воспитания весьма многочисленны и варьируют в зависимости от типа культуры и общества. К ним относятся социальная и духовно-ценностная селекция членов общества; адаптация членов общества к меняющейся социальной ситуации (особенно к неосознаваемым или непринимаемым реалиям).

Социальный институт «воспитание» имеет набор социальных ролей: старшие члены семьи; священнослужители; организаторы социального воспитания на разных уровнях (государственном, региональном, муниципальном, локальном); воспитатели-профессионалы (учителя, тренеры, воспитатели, гувернеры, социальные работники и пр.); воспитатели-волонтеры; лидеры криминальных и тоталитарных сообществ; воспитуемые различного возраста, половой, социальной и культурной принадлежности.[Л.1;8;9;].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Воспитание обладает набором определенных позитивных (поощрение) и негативных (наказание) санкций. Санкции делятся на регламентированные (зафиксированные в определенных документах) и неформальные (используемые в рамках традиций, обычаев общества, системы воспитания, воспитательных организаций субъектами воспитания). Воспитание -процесс двусторонний: с одной стороны - воспитательное влияние, с другой -собственная деятельность воспитанника.

Воспитательная система состоит из взаимосвязанных объектов и субъектов воспитания; воспитательных целей; отношений, возникающих между участниками процесса воспитания; естественной среды обитания; техногенной среды обитания; управления, которое обеспечивает жизнеспособность воспитательной системы.

Критериями успешности воспитательной системы являются, во-первых, достижение поставленных целей, во-вторых, самочувствие объектов воспитания в равной степени.

Объект воспитания - тот, на кого направлено воспитательное воздействие: человек, группа, коллектив. Субъект воспитания - любой человек, группа людей, деятельность которых имеет направленный воспитательный характер. Нередко объекты воспитания в определенном смысле могут быть его субъектами. [Л.9;,10;].

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022

ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-142-149

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существует много классификаций видов воспитания. Так, по формам (институциональному признаку) различают семейное, школьное, конфессиональное (религиозное), дизсоциальное воспитание, воспитание в специальных учебных заведениях (пенитенциарное), по месту жительства, внешкольное; по содержанию: трудовое, умственное, физическое; по доминирующим принципам и стилю отношений «воспитатель-воспитуемый»: авторитарное, свободное, демократическое; по объектам воспитания: идейно-политическое, нравственное, половое, полоролевое, эстетическое, экономическое, гражданское, интернациональное, патриотическое, правовое, экологическое. Направление воспитания определяется единством целей и содержания. Рассмотрим кратко некоторые из видов воспитания.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются этическими требованиями общества.

Трудовое воспитание - это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Эстетическое воспитание - это развитие эстетического отношения к действительности, предполагающего наличие у человека способности воспринимать прекрасное.

Физическое воспитание- заключается в правильно физическомразвитии, тренировке двигательных навыков и вестибулярного аппарата, выполнении различных процедур закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера; направлено на повышение работоспособности человека.

Гражданское воспитание - это формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству.

Экономическое воспитание - это система мер, направленная на развитиеэкономического мышления современного человека в масштабах своего дома, производства, страны.

Экологическое воспитание - это воспитание, которое основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле.

Правовое воспитание предполагает знание человеком своих прав и

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022

ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-142-149

обязанностей, а также ответственности за их несоблюдение.

Свободное воспитание рассматривает воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем.

Семейное воспитание - составная часть социализации человека. В семье социализация стихийна. Результаты ее определяются объективными характеристиками (уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями);

Религиозное воспитание - целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и принципам определенной конфессии (вероисповедания).

Социальное воспитание - составная часть относительно контролируемой социализации. Социальное воспитание - это взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях. Целями социального воспитания являются:

• относительно целенаправленное позитивное развитие;

• духовно-ценностная ориентация;

• выбор стратегии и тактики адаптации и обособления в социуме.

Для этого, во-первых, организуется социальный опыт воспитуемых, во-вторых, осуществляется их образование, в-третьих, оказывается индивидуальная помощь. Все три составляющих имеют яркую этническую и социально-культурную окраску.[Л11;стр.34-49.].

Воспитательнаяэффективность взаимодействия в процессесоциального

воспитанияопределяется объективными (воспитательные организации) и субъективными(приобретение личного опыта адаптации и обособления в социуме) факторами.

Нравственное воспитание - одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе.

Нравственность-термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину «мораль», реже - «этика». Русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову«нрав» (характер). Нравы же вданном случае - это устоявшиеся в данном сообществе нормы поведения. Мораль - общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022

ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-142-149

людей в их стремлении к достойной счастливой жизни. Нормы морали зафиксированы в заповедях, принципах обще гуманистического характера: «не убий», «не лги», «не кради». Основные категории морали: добро, долг, совесть. Добро выражает нацеленность морали на идеал человечности, долг - ее императивный характер, совесть - интимно-личностную природу.[Л.9;,10;,11;].

Нравственное воспитание - понятие условное. Существует объективная сложность трансформации общей идеи воспитания в конкретные педагогические рекомендации и рационально организованные действия, результатом которых должен стать планируемый нравственный результат.

Нравственное воспитание - это не обучение нравственности. Обучить нравственности нельзя. Нравственное воспитание выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающим стихийно.

[Л.8;стр.97-105].

Представители биопсихологической парадигмы (Р. Галь, А. Медичи, Г. Миаларе, К. Роджерс, А. Фабр) признают важность взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивают независимость индивида от влияния последнего. Представители еще одного направления акцентируют внимание на диалектической взаимозависимости социальной и биологической, психологической и наследственной составляющих в процессе воспитания (3.И. Васильева, Л.И. Новикова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский).Кроме того, виды воспитания классифицируются по принципу содержательного многообразия воспитательных целей и способов их достижения.[Л.9;10;11;].

1.Многочисленные педагогические теории воспитания определяются тем, на какую идеальную модель личности воспитанника они ориентированы. Причем этот идеал чаще всего детерминируется социально-экономическими потребностями общества, в котором осуществляется сам педагогический процесс.

2.В условиях перехода страны к рыночной экономике практически нет ни одной сферы жизнедеятельности или производства, которую не надо было бы выводить из кризиса, поэтому все большее внимание общества привлекает личность творческая, конкурентоспособная, мобильная, интеллигентная, способная к непрерывному творческому саморазвитию.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022

ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-142-149

REFERENCES

1. Маклаков, А. Г. Общая психология : учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. -СПб. : Питер, 2005. - 583 с.

2. Марищук, Л. В. Психология : учеб.-метод. пособие / Л. В. Марищук, Г. В. Вержибок, С. Г. Ивашко ; под общ. ред. Л. В. Марищук. - Минск : БГУФК, 2004. - 140 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Петровский, А. В. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 3- е изд., стер. - М. : Академия, 2002. -512 с.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С. Л Рубинштейн. -М. : Педагогика, 1989. -Т. 1 - 488 с. - Т. 2. - 328 с.

5. Бордовская Н.В., Реан А.А., Педагогика. СПб: Издательство " Питер", 2000.

6. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н., Педагогика. Москва, Академия, 2006.

7. Сластенин В.А., Каширин В.А., Педагогика и психология. Москва, Юрайт, 2013.

8.Подласий В.А. Педагогика -М: «Владос»,2004г.

9.Смолкин А.М. Методы активного обучения - М;1991 г.

10.Сушков И.Р. Психология взаимоотношение - М; «Академические проект»,1999г.

11.К.Т.Абдуллаева «Педагогика и психология» учебной методической пособий I- часть;Карши изд. Насаф .2019г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.