Научная статья на тему 'ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗЕ'

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

260
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гармоничного формирования личности / студент / физическое развитие / уровень агрессивности / саморегуляция психических состояний

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамиль Хамидович Кожбахтеев, Елена Борисовна Васильева

Изучение гармоничного формирования личности студента является одним из важнейших факторов учебного процесса. Физическая культура преподается в школах, средних и высших учебных заведениях и играет большую роль в формировании личности учащейся молодежи. Зачастую роль физической культуры недооценивается, хотя она важна не менее других предметов, поскольку влияет, прежде всего, на триаду здоровья (физическое, психическое, социальное) и состояние человека, повышая интеллект и играя важную роль в его жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗЕ»

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-144-149

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗЕ

Шамиль Хамидович Кожбахтеев

Старший преподаватель кафедры физического воспитания Ташкентского университета информационных технологий имени Мухаммада аль-Хорезми

Елена Борисовна Васильева

Старший преподаватель кафедры физического воспитания Ташкентского университета информационных технологий имени Мухаммада аль-Хорезми

АННОТАЦИЯ

Изучение гармоничного формирования личности студента является одним из важнейших факторов учебного процесса. Физическая культура преподается в школах, средних и высших учебных заведениях и играет большую роль в формировании личности учащейся молодежи. Зачастую роль физической культуры недооценивается, хотя она важна не менее других предметов, поскольку влияет, прежде всего, на триаду здоровья (физическое, психическое, социальное) и состояние человека, повышая интеллект и играя важную роль в его жизни.

Ключевые слова: гармоничного формирования личности, студент, физическое развитие, уровень агрессивности, саморегуляция психических состояний.

ВВЕДЕНИЕ

В современных социально-экономических условиях для выражения себя и воплощения своих стремлений в жизнь в настоящее время студенту, а в будущем и специалисту способствует психофизическое развитие личности, соответственно физическая культура - возможность раскрытия и реализации потенциала.

Сегодня суть физической культуры в вузах заключается в формировании навыков самостоятельных физических занятий, сознательного укрепления своего здоровья с помощью различных средств.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-144-149

Физическая культура, бесспорно, считается самым эффективным средством физического развития человека, способствуя укреплению и охране здоровья, проявлению социальной активности, разумной формой организации и проведения его досуга, оказывая влияние на такие стороны человеческой жизни как, положение в обществе и авторитет, трудовую деятельность, ценностные ориентации. Все вместе это способствует гармоничному формированию личности студента не только студентам, но и всем членам общества, для развития, утверждения и выражения собственного «я».

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Автор [6] считает, что специфика студенческого спорта состоит в том, что различная спортивная подготовленность студентов, их желание совершенствовать её, выдвигает новые условия организации спортивной деятельности, требующей сочетания подходов, характерных как для массового спорта, так и для спорта высших достижений. Существующая система организации физического воспитания, на основе спортивно-организованного подхода внеучебной спортивной и физкультурно-массовой работы в вузе способствует оздоровлению студентов и активно формирует их положительное отношение к занятиям физической культурой и спортом, как средству самосохранения, саморазвития, самореализации личности, а также служит важным условием развития у них духовно-нравственных качеств и навыков здорового образа жизни. Формируется здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.

Физическая активность оказывает положительное влияние на течение нормальных психических процессов, стимулируется интеллектуальная деятельность человека, повышается продуктивность умственного труда.

Говоря о влиянии физической нагрузки на психическую сферу, следует отметить, что эти понятия являются неотделимыми, поскольку физические нагрузки оказывают целостное воздействие на организм занимающегося.

Единство физического и духовного развития человека является основой взаимосвязи этих сфер. Когда студент занимается физической культурой, он учится регулировать свои действия на основе осязательных, зрительных, вестибулярных, мышечно-двигательных ощущений и восприятий. У него

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-144-149

наблюдается развитие двигательной памяти, мышления, воли и способности к саморегуляции психических состояний.

Ступиной Г.Е. было проведено исследование эмоциональных сфер людей физически подготовленных и неподготовленных. В результате сравнительного анализа, было выяснено, что высокий уровень агрессивности, ригидности и фрустрации зависит от уровня физической подготовленности. Следовательно, повышая уровень двигательных качеств с помощью занятий физической культуры можно способствовать снижению данных показателей.

Это в свою очередь будет способствовать формированию гармонично развитой личности студентов.

Абитуриенты, которые только поступают, уже имеют за плечами пройденный курс физической подготовки и обладают определенными знаниями, однако, в силу неоднородности контингента поступающих, их опыту физкультурно-спортивной деятельности, физическая культура в средних и высших учебных заведениях имеет особо важное значение. Здесь она преподается на более высоком уровне и воспринимается осознанно с пониманием значения результатов физического воспитания и физкультурного образования в дальнейшей жизни человека.

Человек, который имеет достаточно высокий уровень физической культуры - это свободный человек, он способен к самоопределению в любой сфере, саморазвитию и развитию интуитивного и аналитического мышления, стремлению к жизнетворчеству.

Физическая культура, как уже было сказано выше, представляет собой очень важный компонент гармоничного формирования личности студента. Данная сфера объединяет два начала в человеке - социальное и биологическое, помогает личности стать сильнее. А сильная личность объединяет в себе ум, физическое здоровье и волю.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Исходя из педагогической практики, можно заметить, что студенты, которые не пропускают занятия по физической культуре и спорту, и проявляют достаточно большую активность на занятиях, имеют больше социально -ориентированных установок и высокий жизненный тонус, они более коммуникабельны, ценят общественное признание, готовы к сотрудничеству, адекватно реагируют на критику в свой адрес.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-144-149

Такие студенты более ответственные, добросовестные, более собранные. Они чаще других достигают успехов на работе, которая требует систематического напряжения организма, обладают самоконтролем. Исходя их этого, можно говорить однозначно о положительном влиянии физических нагрузок на характерологические особенности личности студентов.

Физическая культура является органической частью общечеловеческой культуры, ее самостоятельной областью. Она является средством и способом физического и интеллектуального совершенствования личности.

В развитых формах физическая культура вырабатывает эстетические ценности, выражающиеся в физкультурных парадах, спортивно -показательных выступлениях. В качестве результата деятельности в физической культуре выступает физическая подготовленность, высокая степень совершенства двигательных навыков и умений, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, интеллектуальное и эстетическое развитие.

По мнению автора [7] в настоящее время сложившийся комплекс проблем не позволяет на должном уровне решать поставленные перед высшим образованием задачи, связанные с повышением качества физического воспитания студентов и развития студенческого спорта. К ним относятся: обладание материально-технической базой; состояние качественного кадрового, в первую очередь, тренерско-преподавательского состава; отсутствие нормативных требований, устанавливающих объем учебной нагрузки для организации тренировочных занятий по видам спорта в группах спортивного совершенствования; оптимизация совмещения серьезных занятий спортом с полноценным получением образования за счет улучшенной логистики, гибкого графика занятий, надлежащих условий для самостоятельной подготовки, качественных условий для проживания и питания. Кроме этого большое значение имеет правильно организованный календарь спортивных соревнований, учитывающий учебную нагрузку, но имеющий при этом самостоятельную ценность в качестве значимого события, как на местном, так и на региональном или республиканском уровнях.

Таким образом, физическая культура выступает в качестве особого рода культурной деятельности, чьи результаты несут пользу личности и обществу в целом.

Физическая культура способствует гармоничному формированию личности студентов, она несет воспитательное, образовательное,

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-144-149

оздоровительное, экономическое и общекультурное значение. Физическая культура находится в тесной взаимосвязи со здоровьем человека, а здоровье в свою очередь влияет на гармоничное развитие молодых людей, что сказывается на учёбе, освоении профессии, плодотворности его будущей профессиональной деятельности, что и определяет общее благополучие.

Физическая культура является дисциплиной человековедческой, она направлена на развитие целостной личности, гармонизацию ее духовных и физических сил, активизацию готовности полноценно реализовывать свои возможности в самопознании необходимой социокультурной комфортной среды, профессиональной деятельности.

В педагогическом процессе личность студента выдвигается на первое место в качестве главной ценности.

Физическая культура в той или иной степени охватывает такие ориентации и свойства личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии в знаниях и действиях, физического и духовного, разрешать противоречия между трудом и отдыхом, природой и производством.

Когда личность достигает такой гармонии, она обретает вместе с этим социальную устойчивость и психический комфорт, повышение физической работоспособности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, физическая культура в высших и средних учебных заведениях играют особо важную роль, поскольку создают условия для свободного и всестороннего развития двигательной деятельности студентов для гармоничного физического и умственного развития, укрепления здоровья и конечно для создания основы для эффективной деятельности во всех жизненных сферах.

Можно сказать, что физическая культура является одним из самых важных факторов в гармоничном формировании личности студентов.

REFERENCES

1. Барчуков И.С. «Физическая культура и спорт: методология, теория, практика»: учеб. пособие для студ. ВУЗ. - М.: Издательский центр «Академия», 2009 г. - 528 с.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-144-149

2. Давиденко Д.Н. «Здоровый образ жизни и здоровье студентов»: Учебное пособие. - Самара: СГПУ, 2010 г. - 112 с.

3. Ступина Г.Е. Влияние средств ритмической гимнастики на показатели физической подготовленности и психоэмоционального состояния автореф. дис... канд. пед. наук. 13.00.04. - М., 2003. - 25 с.

4. Тимушкин А.В. «Физическая культура и здоровье»: учеб.пос. - М.: Спорт Академ Пресс, 2009 г. - 139 с.

5. Холодов Ж.К. «Теория и методика физического воспитания и спорта»: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009 г. - 480 с.

6. Эрдонов О.Л. Воспитание студенческой молодёжи средствами физической культуры во внеучебное время // «Женский спорт на современном этапе: проблемы и перспективы»: Материалы международной научно-практической онлайн конференции. - Бухара, 2020 г. - С. 520-524.

7. Эрдонов О.Л. Особенности организации учебного процесса студентов спортивно-ориентированной направленности // «Современная наука в олимпийском спорте»: Сборник международной научно-практической онлайн конференции. - Ташкент, 2020 г. - С. 414-416.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.