Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ'

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

1682
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / воспитательный процесс / воспитательные технологии / рефлексия / культура / формирование личности / логика воспитательного процесса. / education / educational process / educational technologies / reflection / culture / personality formation / the logic of the educational process.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гульшода Джураева

Проблема воспитания является одной из самых дискуссионных в современной педагогике. Несмотря на то, что главу о воспитании мы найдем в любом учебнике или пособии по педагогике, воспитание продолжает оставаться одной из самых неразработанных в теоретическом плане педагогических проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of education is one of the most controversial in modern pedagogy. Despite the fact that we will find the chapter on upbringing in any textbook or manual on pedagogy, upbringing continues to be one of the most theoretically undeveloped pedagogical problems.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ»

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-654-659

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Гульшода Джураева

Преподавательница Андижанского государственного университета

АННОТАЦИЯ

Проблема воспитания является одной из самых дискуссионных в современной педагогике. Несмотря на то, что главу о воспитании мы найдем в любом учебнике или пособии по педагогике, воспитание продолжает оставаться одной из самых неразработанных в теоретическом плане педагогических проблем.

Ключевые слова: воспитание; воспитательный процесс; воспитательные технологии; рефлексия; культура; формирование личности; логика воспитательного процесса.

ABSTRACT

The problem of education is one of the most controversial in modern pedagogy. Despite the fact that we will find the chapter on upbringing in any textbook or manual on pedagogy, upbringing continues to be one of the most theoretically undeveloped pedagogical problems.

Keywords: education; educational process; educational technologies; reflection; culture; personality formation; the logic of the educational process.

ВВЕДЕНИЕ

По определению П.И. Пидкасистого, воспитание представляет собой целенаправленную подготовку молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемую через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемую и корректируемую обществом. Кроме того, воспитание рассматривается как целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека [1]. Важнейшим, на наш взгляд, является в данном определении прямая связь воспитания с культурой,

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-654-659

культурным опытом, передача которого рассматривается как основная цель воспитания.

В основе современной теории воспитания, которая должна привести к новому качеству личности, лежат следующие идеи: реализм целей воспитания; совместная деятельность детей и взрослых; самоопределение; личностная направленность; коллективизм.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Воспитание как процесс передачи культурного опыта имеет три аспекта, которые традиционно рассматривает педагогическая теория: социальнонормативный, индивидуально-смысловой и ценностно-деятельностный [2].

Социально-нормативный аспект реализуется в идентификации с социокультурным и профессиональным окружением, принятием его норм, традиций, ритуалов, общественного мнения, осуществляет продолжение общества в отдельной личности, усвоение человеком социальной культуры. Все эти «средовые влияния» могут стать эффективными средствами воспитания — ведь культура программирует не только деятельность, но и способ восприятия людьми отдельных фактов и событий, предопределяет их оценку и выбор поведения. Результатом является выбор соответствующего принятой норме способа поведения как формы взаимодействия с окружающим миром [2].

Воспитание как вид педагогической деятельности подчиняется определенным законам, представляющим теоретическую основу разработки и реализации воспитательных систем и технологий.

Законы воспитания в педагогической теории традиционно формулируются следующим образом:

1. Закон целостного развития человека. Целостность человека ведет к тому, что любое случайное или целенаправленное воздействие или влияние вызывает изменения не только его личностных структур, но также индивидуальных и субъектных свойств. Эти изменения могут быть как позитивными, так и негативными, как количественными, так и качественными.

2. Закон развития личности, индивидуальности, субъектности человека через социально, субъективно и культурно значимую деятельность. Если воспитанник не включен в такую деятельность, то даже при самых благоприятных внешних условиях позитивных изменений в нем не происходит.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-654-659

Закон развития человека через деятельность требует от педагога направления деятельности детей на достижение социально значимых целей и решение конкретных воспитательных задач, наполнения ее культурным содержанием, учета интересов, потребностей, способностей и возможностей самого ребенка.

3. Закон развития через преодоление тесно связан с такой характеристикой воспитательного процесса, как его кризисность. В кризисных ситуациях человек оказывается одновременно перед необходимостью выбора и перед необходимостью совершения поступка. При этом ему приходится преодолевать не только внешние препятствия, которые мешают следовать по избранному пути, но и внутренние барьеры: желание уклониться от выбора и от необходимости совершать поступок, недостаток или отсутствие необходимых знаний и жизненного опыта, страх перед неизвестностью, боязнь быть осужденным другими людьми или выглядеть «не таким, как все» и многое другое.

4. Закон со-трансформации (взаимного изменения) педагога и воспитанника утверждает, что изменения, происходящие с педагогом и воспитанником в рамках воспитательного взаимодействия, всегда обоюдны. Этот закон свидетельствует о существовании зависимости между профессиональной компетентностью педагога и успешностью саморазвития воспитанников, когда одинаково важны как интеллектуальный уровень развития педагога, так и его эмоциональная и нравственная культура, умение создать условия (организационные, материальные, психологические) для воспитывающего взаимодействия. Данный закон указывает на важность постоянного профессионального, личностного, духовного самосовершенствования педагога, от которого зависит результативности его профессиональной деятельности.

5. Закон сопротивления человеческого материала. Этот закон устанавливает связь между результативностью деятельности педагога-воспитателя и способами педагогического воздействия. Основой данного закона является признание того, что воспитанник является равноправным, активным участником воспитательного процесса. Чем более открыто, явно, а иногда и агрессивно воздействие на воспитуемого, тем активнее он ему противится. Сопротивление не обязательно бывает открытым, оно может быть неявным, незаметным внешне.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-654-659

6. Закон возрастания потребности в значимом Другом по мере становления человека как личности, индивидуальности и субъекта собственной жизни. От направленности, характера и организации совместной деятельности, совместного творчества, сопонимания, соосмысления, сооценки, сопереживания зависит формирование смысловой сферы человека, его индивидуальной системы ценностей, его функционирование в культурном пространстве, характер преобразования человеком внешнего мира и самого себя.

Законы фактически являются теоретической основой воспитания, однако для их успешной реализации на практике необходимы принципы, соблюдение которых обеспечит успешность воспитательного процесса. В соответствии с указанными законами сформулированы следующие принципы воспитания.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Принцип рефлексивности означает осмысление воспитанником собственного жизненного опыта. Исходной точкой в становлении позиции личности является опора на собственный опыт как чувственно-эмпирическую, смысловую основу. Переживание опыта понимается не только эмоционально -в нем содержится момент, названный «осознанностью». Это осознание, конечно, не лишено эмоциональности, интереса, страсти, которые играют огромную роль в достижении понимания. «Переживание» дает материал для рефлексии. На основе опыта «переживаний», приобретенного в прошлой жизни, человек формирует свое пристрастное отношение к социальным нормам и правилам, формирует собственное поле индивидуальных смыслов. Таким образом, рефлексивность понимается в контексте индивидуального осмысления собственного опыта.

Принцип интерактивности подразумевает, что к осознанию ценностей педагог и воспитуемый приходят через взаимодействие. Интерактивный характер воспитания вытекает из представлений о ценности процесса самостановления личности во взаимодействии с ней, о формировании ее собственного отношения к жизни. Позиция как система отношений формируется именно в системе отношений в процессе взаимодействий с окружением. При этом важно не только единство целей - активизируют позицию не сами по себе цели, а отношение к ним взаимодействующих субъектов.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-654-659

Принцип самореализации заключается в утверждении своей позиции в сообществе. Этот принцип представляет собой перенос в сферу социального поведения приоритета инициативы воспитанника в выборе способов жизнедеятельности как способов самореализации. Выполнение этого принципа в воспитании обязывает использовать только те формы и методы, которые создают условия для творческой самореализации воспитанника, его саморазвития.

Принцип учета возрастных особенностей. На нем построены все известные педагогические системы. Возрастная периодизация в современной педагогической теории несколько отличается от периодизации в психологии, поскольку связана с различными типами педагогических систем. Эффективность воспитательных воздействий находится в непосредственной зависимости от восприимчивости человека к воспитанию.

Содержание воспитания составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке, то есть знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, а также способности, навыки, умения, привычки поведения. Иначе говоря, предметом формирования являются чувства, сознание, отношения, оценки, поведение воспитуемого. В настоящее время смена концепции воспитания влечет за собой изменения в содержании воспитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитательный процесс является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в образовательных учреждениях, так и воспитание в семье, и воздействие микросреды, социального окружения.

Процесс воспитания является наименее изученным из педагогических явлений, хотя он имеет свои особенности и представляется в известном смысле более сложным, чем обучение. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе воспитанника из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение. Благодаря воспитанию и складывается собственно психологическая структура личности.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-654-659

REFERENCES

1. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 608 с.

2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. - 4-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 512 с.

3. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.М. Борытко. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 496 с.

4. Курейчик В.М., Кравченко Ю.А. Перспективы применения современных технологий для построения систем обучения // Открытое образование. - 2005. -№ 4. - С. 12-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.