Научная статья на тему 'Цель ученика – главный элемент урока'

Цель ученика – главный элемент урока Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1059
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цель ученика – главный элемент урока»

К. С. Коржук

Цель ученика - главный элемент урока

Несомненно, важно, чтобы в ходе образовательного процесса достигались цели, которые ставит перед собой учитель, но как же достичь этого эффекта?

Ни один род занятий не сможет нас увлечь, если он будет нам неинтересен. Занимаясь с усердием тем или иным делом, каждый преследует свою собственную цель, в том числе и у каждого ученика на уроке она есть. Но давайте вспомним, что взрослые преследуют разные цели в своей деятельности, так и у ребёнка они могут быть разными: один с усердием выводит каждую буковку, стараясь выполнить все задания, чтобы получить хорошую отметку, другой -только создаёт видимость деятельности, чтобы не получить замечание от учителя или плохую оценку, считает минуты до конца урока, а третий так увлёкся решением задачи, что забыл обо всём и стремится во что бы то ни стало добраться до верного ответа. Понятно, что не все из вышеперечисленных примеров приведут в конечном итоге к достижению цели учителя, поэтому на каждом уроке встаёт вопрос не только о целях педагога, но и обучающегося.

Чтобы у ребёнка сформировалась правильная цель, она должна быть подкреплена личными мотивами, а не только стимулами педагога, такими, например, как выставление хороших отметок за выполнение предложенных заданий.

Поэтому важно увлечь ученика самим процессом выполнения того или иного задания. Для этого часто рекомендуется использовать проблемный метод в обучении, а он всегда очень тесно связан с деятельностным подходом. Ведь при постановке любого проблемного вопроса предполагается активная деятельность учащихся, которые в результате сами находят ответ на поставленные перед ними вопросы.

Таким образом, на передний план выходит деятельностный подход в обучении. Ещё Гегель говорил: «Та цель, для осуществления которой я должен быть деятельным, должна каким-либо образом являться и моей целью: я должен в то же время осуществлять при этом и свою цель, хотя та цель, для осуществления которой я действую, имеет и многие другие стороны, до некоторых мне нет никакого дела» [1, с. 22].

Пропедевтический курс «Естествознание» для учащихся 56 классов, который включает в себя начальные сведения о физических и химических явлениях природы, как раз учитывает возрастные особенности детей 11-12 лет. Это именно тот возраст, когда самые различные природные явления, происходящие в окружающем мире,

вызывают огромный интерес у подростков, тем более что они уже готовы к тому, чтобы понять физический и химический смысл многих процессов на качественном уровне. Искренний интерес к познанию окружающего мира является прекрасной личностной мотивацией, причём не для выполнения одного задания или усвоения материала одного урока, а для усвоения предметных умений всего курса «Естествознание» в 5 и 6 классах.

В ходе курса ребята учатся правильно использовать лабораторное оборудование, проводить точные измерения и оценивать полученные результаты, применять полученные знания в повседневной жизни, также у них формируются основы научного мировоззрения и физического мышления, развиваются творческие и интеллектуальные способности. Все эти навыки и знания помогут им при изучении этих явлений в старших классах, когда интересы уже поменяются.

Для дополнительной мотивации учащихся в качестве основной методики используется проблемное обучение. В программу курса заложено более 30 лабораторных работ, большое количество фронтальных экспериментов, проведение самостоятельных наблюдений как на уроке, так и во время выполнения домашнего задания.

Большое внимание целеполаганию отводится практически на каждом уроке. Так, например, на уроке «Сила трения» ученикам предлагается самостоятельно ответить на вопрос: «От чего зависит сила трения?». Далее обучающиеся выполняют лабораторную работу «Измерение силы трения», в ходе которой самостоятельно проводят ряд опытов. Они измеряют силу трения, которая возникает при скольжении бруска по различным поверхностям, увеличивая массу бруска. В результате проделанной работы, проанализировав полученные данные, ученики самостоятельно делают вывод о том, что сила трения будет зависеть от материала, из которого сделана поверхность и от массы скользящего бруска. Здесь учитель поставил для себя цель изучить факторы, от которых зависит сила трения, но можно с уверенностью сказать о том, что ученики забыли о поставленном перед ними вопросом в первые же минуты выполнения лабораторной работы. Их сразу увлекает процесс, им интересно работать с динамометром, который они вряд ли могут встретить в повседневной жизни, в этом возрасте их легко подключить к выполнению различных видов работы своими руками. И только в конце лабораторной работы, когда встаёт необходимость сформулировать вывод, ребята обращаются к вопросу, который был задан им в начале урока и с лёгкостью отвечают на него. Таким образом, на уроке достигаются две цели: цель учителя и цель ученика. Ребята удовлетворили свой интерес, а вместе с тем изучили новый материал.

Причём такой способ подачи нового материала полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляет новый стандарт образования к школе и учителю. Ведь в вышеописанном примере учитель только направляет работу учащихся в нужное русло, большую часть урока ребята работают самостоятельно, их деятельности отводится основная часть урока. В результате дети учатся самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос, а тем самым учитель справляется с ещё одной поставленной перед ним задачей -научить детей учиться.

Примером домашнего эксперимента может послужить следующее задание: взять две пластиковые бутылки одинакового размера, налить в них воду и поставить в холодильник, затем достать бутылки из холодильника и одну поставить на стол, а другую укутать в тёплую одежду, через некоторое время потрогать бутылки и выяснить, какая из них больше согрелась [2, с. 20].

Результат эксперимента обычно вызывает большое удивление у ребят. Они с нетерпением ждут урока, чтобы получить ответ на вопрос: «Почему бутылка с водой, которая была укутана в тёплую одежду, согрелась меньше?» В классе речь пойдёт о способах теплопередачи и в конце урока ученики сами смогут ответить на свой вопрос, так как в течение всего урока были предельно внимательны, желая получить ответ.

В качестве примера демонстрационного эксперимента можно взять опыт, демонстрирующий различную теплопроводность металлов. Для опыта берётся прибор, в котором три стержня равной длины с одинаковой площадью сечения из меди, железа и стали закреплены в деревянной ручке. Вдоль всех стержней прикрепляются по 3 спички с помощью воска, после чего вся эта конструкция подносится к свече, так чтобы пламя равномерно нагревало концы всех трёх стержней. Через некоторое время спички начинают падать, причём сначала с одного стержня, затем с другого и только потом с третьего. Далее предлагается ответить на вопрос: «С чем связано такое протекание эксперимента?» Ученики высказывают свои догадки, а учитель не даёт верного ответа и предлагает вернуться к этому вопросу в конце урока, на котором речь пойдёт о явлении теплопроводности. В конце урока ребята самостоятельно делают вывод, что теплопроводность того стержня больше, с которого спички упали быстрее, и значит, различные металлы обладают разной теплопроводностью.

В итоге учащиеся узнали, что у разных металлов различная теплопроводность и ответили на возникший у них вопрос: «Почему спички падали именно в таком порядке?»

Таким образом, чтобы достижение целей учащихся на уроке могло привести к достижению цели учителя, ребятам должно быть

интересно на уроке, поэтому следует больше внимания уделять деятельности ученика. Необходимо каждого вовлечь в процесс учебной деятельности. Самым удобным методом для того, чтобы заинтересовать учеников предметом и чтобы у них появилась личная мотивация, является проблемное обучение, а в рамки пропедевтического курса «Естествознание» для 5-6 классов этот метод очень хорошо вписывается, тем более, что изучение курса подкрепляется естественным интересом подростков этого возраста к явлениям природы, что на практике приводит к усвоению на достаточно высоком уровне основ физических и химических явлений и приобретению межпредметных навыков, которые в будущем помогают при изучении естественнонаучных дисциплин в старших классах.

В соответствии с федеральным государственным стандартом нового поколения перед учителем стоит еще одна задача - научить ребят самостоятельно ставить цель предстоящей деятельности. А ведь именно когда в начале урока возникает вопрос, на который нужно найти ответ, цель урока становится абсолютно очевидной для учеников.

Таким образом, проблемный метод обучения от урока к уроку помогает научить ребят самостоятельно ставить цель и задачи предстоящей деятельности.

Список литературы

1. Гегель В. Сочинения. Т. 8. М., 1935.

2. Генденштейн Л. Э., Кайдалов А. Б. Физика. 8 класс: в 2 ч. Ч. 1: учеб. / под ред. В. А. Орлова, И. И. Ройзена. - 8-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2014. 272 с.: ил.

А. П. Кузива

Управление педагогическими кадрами в современной школе

В настоящее время в современном мире происходят значительные перемены в политической, экономической и общественной жизни нашей страны. В XXI в. интенсивно развивается информатизация общества. В связи с этим поменялся образ жизни людей, образ мышления и все более популярным становится искусственный интеллект, т. е. скоростной «всезнающий» гаджет. В таком ритме жизни обновляется, модернизируется и деятельность образовательных учреждений. Главными целями в управлении образованием и педагогическими кадрами становятся: анализ потребностей современного общества и потребности государства в квалифицированных специалистах; оценка сложившегося формата жизни общества и обновление методов работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.