Научная статья на тему 'Организация исследовательской деятельности и развитие учебно-исследовательских умений учащихся на уроке физики'

Организация исследовательской деятельности и развитие учебно-исследовательских умений учащихся на уроке физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
926
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ / МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харитонова Ольга Александровна

В статье представлены некоторые аспекты теоретикометодического состояния проблемы организации исследовательской деятельности школьников, рассматривается понятие «исследовательская деятельность школьников», ее особенности, содержание, формы существования в учебной деятельности учащихся, роль исследований учащихся в процессе становления личности. На основе данных материалов представлен фрагмент урока, на котором формируются учебно-исследовательские умения учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация исследовательской деятельности и развитие учебно-исследовательских умений учащихся на уроке физики»

В статье рассматривается проблема подготовки учащих» ся к деятельности в современных социально-экономических

Ампплова Татьяна Александровна,

учитель истории и обществознания средней общеобразовательной школы №174 г. Казань

Мини-проекты на уроках обществознания в среднем звене школы, или как открыть свое дело?

Как научить детей принимать нестандартные, креативные решения, наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей?

Ключевые слова: проектная деятельность, проекты, минипроекты, производство, экономика, рынок

Г) любой сфере деятельности социальной жизни

О везде используются проекты, проекты - актуальная потребность общества. Чтобы быть успешным в личности, профессии, надо учить детей:

а) не стандартно мыслить;

б) самостоятельно добывать источники информации, обращаясь к взрослым.

в) умению выступать, защищать свой проект и занимать свой досуг

А это позволяет ребенку раскрываться и создает среду для самоутверждения и успешности.

На уроках обществознания в 6-ых классах был обозначен проблемный вопрос: «Как открыть свое дело?»

Цель ставится на первом этапе: использовать понятия, термины, знания ученика и опыт родителей для создания малых предприятий.

Учащиеся устно проговаривают, что они будут делать в мини-проекте, что хотят получить в итоге работы.

Далее переходят к подготовительному этапу

- идея учителя (схемы, теория, организация, реклама, юмор и тд.)

- знания ученика (сбор информации из книг)

- опыт родителей;

- информационная технология;

- математические навыки и тд.

В связи с этим возникает задача: так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы он был ориентирован на развитие эмоционально-волевой, мыс-

лительной, деятельностной сфер личности ученика, на формирование способности самостоятельно приобретать знания о мире и поэтому выросла необходимость в новых педагогических разработках, в потребности правильно оформлять, с тем, чтобы их можно было внедрить в практику работы образовательного учреждения.

Мини-проект ученицы 6-В класса Пыженковой Саши

Цель проекта— создать кафе быстрого питания «В гостях у Сашули»

Предполагается создание кафе быстрого обслуживания в Центральной части города Казани. Деятельность создаваемого предприятия направлена на оказание услуг в сфере общественного питания для лкэдей со средним уровнем дохода.

Описание предприятия

Данный проект планируется реализовать без образования юридического лица для уменьшения налогообложения и упрощения финансовой отчетности.

Для организации производства требуется:

Приобрести технологическое оборудование: (кофе-автомат, микроволновые печи, холодильные камеры, разделочный инструмент, посуду, мебель.

Произвести: небольшой ремонт помещения направленный на улучшение интерьера. Помещение планируется взять на правах долгосрочной аренды.

Набрать персонал: основные требования к персоналу - наличие необходимой профессиональной квалификации. Общее количество создаваемых рабочих мест, включая руководителя - владельца свидетельства на частную предпринимательскую деятельность -16 человек.

Продумать план сбыта

Описать рынок

На сегодняшний день проблема общественного питания в центральных районах города достаточно актуальна. Особенно остро это ощущается у Ленинского садика, который является административным деловым и культурным центром города. В нем рас полажено большинство государственных учрежде ний, банков, офисов крупных и средних фирм, круп ных предприятий торговли, высшие учебные заведе ния, гостиницы.

Исходя из этого можно сделать вывод, что дей ствующие в центре города предприятия обществен но го питания не могут в полной мере удовлетворить существующий на данном рынке спрос и существует реальная потребность в кафе быстрого обслуживания с широким ассортиментом предлагаемой продукции, высоким сер вис см и качеством обслуживания и сравнительно не высокими ценами.

Данный проект предусматривает создание предприятия, которое должно занять пустующую на сегодняшний день нишу на рынке общественного питания в данном районе

Значительных сезонных колебаний спроса не предполагается, так как в рабочие дни основными потребителями будут лкзди работающие в близлежащих зданиях и студенты, а в вечернее время и выходные дни - люди приезжающие из других районов для культурного отдыха и гости города.

Список продуктов Сок в ассортименте 200 гр.-25 рублей Чай черный-10 рублей Кофе чашка -12 рублей Мороженое порция 30-рублей.

Коктейли 250 г- 35 рублей Пирожное шт-. 15 рублей.

Бутерброды шт-12 рублей.

Горячие блюда порция 80 рублей Десертные блюда порция 25 рублей Спиртные напитки бутылка 110 рублей Пиво бутылка 50 рублей Шампанское импортное -170 рублей Окорочка гриль порция 90 рублей Салаты порция 70 рублей

Реклама С 8 до 12 часов дня Всем, кто заказал горячее блюдо -Чай или кофе в подарок Пенсионерам - скидки 10%

В выходные проводятся дискотеки Организуем банкеты, свадьбы, торжества

У нас не цены высокие -У нас высокое качество

Охрана 15,000 ежемесячно.

Прочие расходы 7,000 ежемесячно.

Итого: 130,5 ежемесячно

Для обеспечения производственного процесса предусмотрено следующее штатное расписание. Зарплата

Должность человек Зарплата Итого

Бухгалтер 25000 25000

Зав. производством 15000 15000

Официанты 4 10000 40000

Продавец 12000 24000

Повар 7500 15000

Помощник повара 4500 9000

Уборщица 4500 9000

Посудомойка 4500 9000

Итого в месяц: 146 000 т.р.

Общая сумма издержек: 276 500 руб.

Доходы

Кол-вомест Средний Посещаемость %

покупки С 8

30 300 руб. 50% 70% 100%

Итого выручка 4500 т.р 6300 т.р 9000 т.р

Общие издержки (расходы)

В процессе производства запланированы следующие ежемесячные

постоянные издержки.

Обязательные платежи Налоговые платежи по упрощенной системе 30,000 ежемесячно.

Аренда помещения 75,000 (ежемесячно) Транспортные расходы 3500 ежемесячно.

Дневная выручка в среднем:19,800т р.

Среднемесячная выручка:

19,800 т.руб*31раб. день = 613000,0

Вывод

Среднемесячная выручка минус общая сумма издержек - прибыль:

613тыс. руб. -276тыс.500руб.=336 тыс. 500 руб.

Проведенный финансово-экономический анализ проекта позволяет говорить о том, что представленный проект может быть реализован с высокой эффективностью.

Так рентабельность продаж составляет 75% в первый месяц и 82% во второй месяц производства. Высокий уровень прироста собственного капитала говорит о высокой оборачиваемости средств.

В результате расчетов получены следующие интегральные показатели эффективности проекта:

Срок окупаемости предприятия-4 месяца

іизации

В статье представлены некоторые тико-методического состояния проблел

ности. На основе данных материалов представлен фра г»

Харитонова Ольга Александровна,

МОУ «Гимназия №50» г. Нижний Новгород

Организация исследовательской деятельности и развитие учебно-исследовательских умений учащихся на уроке физики

Как организовать учебно-исследовательскую деятельность на уроке на основе метода научного познания?

Ключевые слова: исследовательские методы обучения, исследова* тельские действия, исследовательские задачи, метод научного позна* н ия, учебно-исследовательские умения

1 'имназия №50 - учреждение гуманитарного про-

1 филя. Учащиеся старших классов смотивированы на изучение предметов гуманитарного цикла. А учащиеся 7-8 классов охотно изучают физику, проявляют к ней интерес.

Чтобы развить устойчивый интерес к физике и сформировать научное мировоззрение учащихся я часть своих уроков стала провсщить в виде научного исследования на основе исследовательских методов обучения.

С 2005 года я являюсь членом твор ческой группы учителей физики, работающих над проблемой организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в рамках ре ализации программы «Школа деятель ной личности».

В современной школе учебно-воспитательные возможности обучения физике реализуются далеко не полностью. Физика, как и другие предметы, часто преподается репродуктивными методами: путем заучи-

вания теории и решения тренировочных задач по формулам. Демонстрационным опытам и лабораторным работам не уделяется должного внимания. Это ведет к снижению интереса школьников к предмету и к ухудшению качества обучения. На уроках традиционного обучения способы исследовательской деятельности не становятся предметом специального изучения. Все практические занятия иллюстрируют то, что написано в учебнике.

Но сущность современного образования определяется как процесс целенаправленного педагогически организованного духовного, интеллектуального и физического развития человека.

В настоящее время в требования стандарта, кроме перечня знаний, умений, и навыков учащихся включены требования исследовательского характера: в частности. .. .

Стандарт это основное требование к учителю, он обязан его выполнить.

Таким образом, конструируя учебный процесс, мы должны перед собой ставить и эти цели.

Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимают процесс решения ими научных проблем, имеющих своей целью построение субъективно нового знания.

В методической литературе достаточно много внимания уделяется учебным исследованиям, но в основном оно развивается во внеурочной деятельности кружиI. факультативы, индивидуальные исследования учащихся под руководством учителя или ученых в НОУ, так как в этих формах работы не ограничено время и участвуют отдельные ранее смотивирован-ные учащиеся.

СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТА (исследовательский компонент)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Включить исследования в классно-урочную систему гораздо сложнее и менее разработано. Исследовательскую деятельность на своих уроках я разделяю на несколько видов

Исследовательская деятельность школьников на уроке физики

Применение исследовательского метода обучения (метод научного познания)

Проведение

учебного

эксперимента

Домашнее

задание

исследовательского

характера

Для развития познавательных способностей учащихся я должна на уроке решать 2 типа учебных задач (согласно теории академика Лазарева B.C.)

Учебная

1 типа і

Обеспечение

усвоения

содержания учебных программ

Ч

2 типа

Освоение

способов

познания

При решении 2 типа учебных задач идет освоение учащимися способов исследовательских действий.

На уроках я решаю исследовательские задачи разных типов. В результате у учащихся формируются различные виды умений.

Типы исследовательских задач Формируемые умения

Т1Ш

- Выявить и оценить свойства каких-либо объектов

Ф ОрЫйр ую-г Ы.

- понятие действия (арі

ЬтОрОЙ 'ШЛ індну-

- Выявить строение вещей, их состав и структуру.

Ф ОрїіШр ую-г Ы.

- паджмаахе зависимости свойств целого от свойств его частей и связей между

вямж;

- умение модулировать;

- умеаве обосновывать гипотезы;

Трьтии тип задг^і-

' Установить, если связь между явлениями, характеристиками каких-то процессов и какова

0Ш1.

О с ^d ру-с '-и:

- различие основных што сяязеж захоиомерные, вероятностные;

- умение собирать первичную информацию посредством наблюдения; -умение обрабатывать первичную информацию ж выдвигать гипотезы;

'-\'-ТИ'-рТЫИ ТИП

- Разработать классификацию каких-то явлений

м оу і'сіі!

- понимание роли я бстрягиравяния и обобщения в мышлении человек я;

- умение выделять существенные признаки жалений и строить обобщения

разных уровней;

-умеиие оценивать классификацииявлеииж,

Пятый ТИП

- Объяснить механизм развития чего-либо

О с ^d ру-С т '-и:

- умение оценивать моделщ

- умения вычленять закономерности и устанавливать логические связи;

Решается 5 типов задач. (1)

Полноценное учебное исследование практически невозможно вместить в рамки традиционного урока. Просто не хватает времени, чтобы неторопливо и вдумчиво пройти этот сложный процесс этап за этапом. Однако отдельные элементы исследовательского метода на уроке отрабатываются хорошо. Мы вместе с участниками творческой группы выделили темы уроков в 7 и 8 классах на которых можно отрабатывать отдельные элементы исследовательского метода.

Например на данных уроках отрабатываются следующие элементы:

Изліерение выталкивающей силы ■

Умение планировать процедуру измерения, проектировать измерительную установку

Количество

теплоты,

удельная

теплоелтостъ

Умение планировать решение задач по установлению зависимости между величинами, характеристиками явления

Темпер атпур а

Принцип построения верительной шкалы равных интервалов

Испарение и Кон денсац ия

Моделирование

процесса

теории

основе

Уравнение

теплового

баланса

Умение устанавливать границы применимости модели

Люди могут освоить какие-либо действия, только выполняя их. Чтобы улучшить результаты образования и развивать способности и умения учащихся, обучение должно стать проблемным и обязательно должна быть введена рефлексия. Учащийся в любой момент должен быть готов ответить на вопрос «Что ты делаешь?», «Зачем ты это делаешь?», «Каким образом ты это делаешь?» Активность учащихся, проблем-ность и рефлексивность учебного процесса - основные принципы, посредством которых предполагается развивать способность учащихся быть субъектом исследовательской деятельности. (1)

Планирование своих уроков я провожу на основе структуры научного исследования.

Структура научного исследования

Объяснения Результаты Эксперимент

Рабочая гипотеза

Количест

Качественные

Урок выстраивается по следующей схеме (согласно теории академика B.C. Лазарева и А.Ю. Пенти-на). (2)

Фрагментурокаиз курса 7 класса по теме Давление»

На уроке решаются два типа учебных задач (на основе подхода академика B.C. Лазарева)

1). Обеспечение усвоения содержания учебной программы по физике.

2) Освоение способов познания соответствующей области действительности.

Цель задач второго типа - освоение новых для учащихся способов исследовательских действий при решении исследовательских задач.

Решение исследовательской задачи предполагает выполнение исследовательских действий:

- постановка исследовательской задачи (проблемы)

- сбор исходной информации (наблюдение)

- выдвижение гипотез

- планирование эксперимента

- проведение эксперимента

- обработка данных и их обобщение (выводы). (1)

1. Постановка проблемы. Наблюдение.

Чтобы подвести учащихся к проблеме были обобщены предыдущие знания о силах, и главный акцент сделан на то, чтобы перейти к формулировке проблемы.

В результате повторения было сформулировано утверждение, что тела одинаковой массы действуют на опору одинаковой силой.

Ребятам демонстрируется рисунок, на котором изображены два мал тика, стоящие на снегу. Один мальчик стоит на снегу на лыжах, а другой без лыж.

Используя рисунок, Формулируется проблема.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если мальчики имеют одинаковую массу, то они действуют на снег одинаковой силой. Почему же результат действия сил разный? В чем причина?.

2. Выдвижение гипотез.

Ответ на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельно-

сти протекающей в форме выдвижения гипотез.

Учащиеся выдвигают гипотезу.

Результат действия силы зависит от площади опоры.

3. Планирование эксперимента. Проведение эксперимента.

Учащимся задается вопрос: «Как оценить гипотезу? Как проверить, справедлива она или нет?»

Ответы учащихся: «Гипотезу необходимо проверить экспериментально.»

Ребята на уроке распределились по группам для планирования и проведения эксперимента. После обсуждения в группах, каждая из них рассказала о эксперименте, который они смогут провести с лабораторным оборудованием (которое есть у них на столах) для того, чтобы проверить справедливость гипотезы.

На столах (в каждой группе) установлены емкости с влажным песком, бруски, кнопки.

Учащиеся предложили модели экспериментов.

а). Вдавливание бруска разными гранями в песок одинаковой силой, но с разной площадью поверхности. Нужно посмотреть на глубину следа бруска.

б). Надавливание кнопкой на брусок.

В классе проводится обсуждение моделей экспериментов. Обсуждается правильность выполнения и оценивается будущий возможный результат.

Затем проводится эксперимент. Учитель обязательно контролирует проведение опытов в каждой группе, а там где необходима помощь, направляет и консультирует детей.

В результате эксперимента были получены достаточно четкие отпечатки брусков, и было очень хорошо видно, что чем меньше площадь поверхности грани бруска, тем глубже отпеча-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.