ИННОВАЦИОННЫЕИИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕПРОЕКТЫ,ПРОГРАММЫ^ПОДХОДЫ_
И. В. Выборных
СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО ТЕМЕ: «СИЛА ТРЕНИЯ. ВИДЫ СИЛЫ ТРЕНИЯ»
Аннотация. Урок по теме: «Сила трения. Виды силы трения» проводится в 7 классе. Во время урока учитель использует различные формы работы: тестирование, физический диктант, беседа, демонстрация опытов, в ходе которых, ученики самостоятельно делают необходимые выводы, обобщают известные данные и записывают их. В процессе урока проводится мини-исследовательская работа, используется игровой момент - сценка, поставленная и написанная учениками совместно с учителем, проводится физминутка.
Ключевые слова: физический диктант, тест, демонстрационный эксперимент, исследовательская работа, творческая работа учащихся.
Цель урока:
Познакомить учащихся с силой трения, видами сил трения.
Задачи урока:
Образовательные - изучить особенности силы трения; экспериментально установить, в чем причина явления трения, от чего зависит сила трения.
Развивающие - развивать мотивацию учащихся; проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях, формировать умение делать логические заключения, выводы и обобщения.
Воспитательные- создать для каждого ученика ситуацию успеха на уроке.
Оборудование к уроку. Демонстрационное: два бруска разной массы, динамометр, тележка. Лабораторное: на каждом столе - брусок, динамометр, стеклянные пластинки. Дополнительно: 1 ряд - наждачная бумага, пленка, пластмасса; 2 ряд - набор брусков.
Ход урока
Учитель. Добрый день, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня на уроке мы познакомимся с новым явлением, с которым вы неоднократно сталкивались в повседневной жизни. Но прежде, проверим ваши знания.
Для этого проведем физический диктант по вариантам. Через 7 минут, на доске высвечиваются ответы. Обменявшись вариантами, учащиеся самостоятельно проверяют работы и сами же выставляют оценки друг другу, словесно объясняя правильные ответы.
Физический диктант Вариант № 1
1. Что называют силой?
2. Какие силы вы знаете?
3. Действует ли сила тяжести на летящего в воздухе грача? На перышко, выпавшее из его крыла?
4. На тело по одной прямой действуют силы, направленные в одну сторону, равные 1 Н и 3 Н. Чему равна равнодействующая сила?
5. Нарисуйте тело на опоре и укажите силы, действующие на тело.
Вариант № 2
1. К изменению чего приводит действие силы на тело?
2. Как называется прибор для измерения силы?
3. К какому телу приложен вес мухи, ползающей по потолку?
4. На тело по одной прямой действуют силы, направленные в разные стороны, равные 2 Н и 3 Н. Чему равна равнодействующая сила?
5. Тело висит на нити, укажите, какие силы действуют на тело.
Учитель. Молодцы, ребята! Полученный багаж знаний пригодится вам для изучения новой темы. Открываем тетрадь и записываем тему урока:
«Сила трения. Виды силы трения».
Учитель. Ребята, внимание, если толкнуть брусок по столу (демонстрирует движение бруска) то со временем, его скорость уменьшается, и он останавливается.
Как вы думаете, почему?
Что является причиной изменения скорости тела?
- (Действующая на тело сила).
- Какие силы действуют на брусок при его движении?
- (Сила тяжести и сила реакции опоры).
- Как направлены силы?
- (Сила тяжести вертикально вниз, а сила реакции опоры вертикально вверх. Следовательно, силы уравновешивают друг друга).
- А это значит, что эти силы не могут привести к остановке бруска. Видимо существует какая-то другая сила, которая действует на брусок при его движении, приводя к уменьшению его скорости.
Давайте, ребята, выясним, что это за сила, куда она направлена, в чем причина ее возникновения.
Поскольку скорость бруска уменьшается, как вы думаете, в какую сторону направлена сила?
- (Противоположно движению.)
- Верно. А в чем же причина возникновения силы? Проведите рукой по поверхности стола, бруска. Можно ли сказать, что они абсолютно гладкие?
- (Нет, у них есть небольшие неровности.)
- Именно неровности и шероховатости поверхностей цепляются друг за друга, тормозя брусок. По
50
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
той же причине, останавливаются санки, скатывающиеся с горки, шайба, скользящая по льду. Во всех данных случаях проявляется явление трения. (Сила, которая возникает при девжени и одного тела по п оеерхности другого, приложенная к д вижущемуся телу о нал рав-ленная пр отив движения, назыоается силой трения.
Обозначается■ ем рисунок)
F
■ F (записываем определение и дела-
тр
- А есл и тела будут идеаль но еладоими. Как вы думаете, это уменьшит трение? У вас на столах лежат по две гладких хорошо притертых другкдру гу стеклянных пластинок. Попробуйте переместить их относительно друг друга. Что вы1 замечаете?
- (Перемещать тяжело.)
- Это так. Попробуйте объяснить , почему? ( с помо щью уаииЕля учащиеся приходят к вы1воду о том, что молекулы пластин так близко ояезытаются друг к друга, что между ними действуют силы взаимного притяжения, кото-
такое трение возникает при движении саней по снегу. И как правильно вы1 заметили, сила трения скольжения меньше, чам сила трения п окоя. А если п омектить брусок на телвжку и сатить её, исполизуя динамометр, то оы1 увидим, что еначеное силы1 рения будет всего 0, 5 Н. Если одно тело не скользит, а катится по поверх-оостс другого, то еила трения, возникающая при мтом, назытсеося силой трения каиения. Так, при движении колем машиня1 проявляется трение качения. С равн ивая показа н ия дин ампметров, какой можно сделать вывод?
- (Кто сила трения каеения меньше сслы трения иеолеженся.)
- Запишем и нарисуем в тетрадь виды сил трения, исполЕзуя ааблицу, кото|еаа выс ветилась доске. Дома продолжите зиполнять.
Сева тренск поток Ссва тренсн стовьеенгк Ссва тренск таренск
<и v v
V Ns F 1 тр ► F Гтк р.
« О
х
Пксмеро: Пксмеро: Пксмеро:
рые и являются причиной трения)
Итак, р ебята, сделатее вышод, какова причина трения?
- неровности и шероховатоити поверхностей.
- взокмоом притяжесии молеаул ооприкакающихся тел.
Записываем в тетрадь.
- Ребята, как можно измерить силу?
- (С помощью динамометра.)
- Правильно. Прикрепите динамометр за нитку к вашему бруску, старайтень тянутк ааиномерно. Сила тяги при равно мерном движению будет ра вна акле трония . Запишите в тетрадь показания вашего динамометра.
А теперь снова внимание на демонстрационный стол! Я беру большой и тяжелый брусок, прикрепляю его за нить к динамометру и пытаюсь его тянуть. Сдвинуть с места не удается быстро, при этом динамометр растянулся и показывает значение 3, 5 Н. Но как только я сдвигаю брусок с места и он равномерно скользит с моей помощью, динамометр показывает уже 3 Н. О чем это говорит?
- (Трение покоящегося бруска больше, ием скользящего бруска.)
- Молодцы! Это разные виды трения, которые отличаются и по величине.
Сила трения, возникающая между покоящимися друг относительно друга телами, называется силой трения покоя. Именно эта сила мешает нам сдвинуть с места тяжелый шкаф, удерживает гвоздь, вбитый в доску, не дает развязаться банту на ленте, удерживает нитку, которой сшиты два куска ткани. При скольжении одного тела по поверхности другого возникает сила трения, которая называется силой трения скольжения. Например,
-к Ребяти, а теперь для ваи сюрприз , старшекл асс-ники приготовили сказку о трех сестрицах.
Разыгрывается сценка.
Действующие ли ца: сила Треения покоя, сил;:- Трения скольжения, сила Трения качения, сила Тяжести, автор. В руках у сил мячик, машинка, масло, детский шкаф, кунла. Все в соответствующих костюмах, на голове царские короны.
Автор:
В атране Механике однажды, Когда и где уже неважно,
Сидели грустнк три девицы Три силы трения-сестрицы.
Долго сидели и молчали Все, что вокруг не замечали.
И вот одн а из них привстала И громким голосом сказала:
Сила трения покоя Из вас я старшая сестрица Самая сильная девица Я - сила трения покоя Прошу послушать меня стоя!
Вот, если б я была царицей Сказала первая сестрица,
Я бы весь мир остановила И двигаться бы запретила!
Тогда бы не было падений, Аварий, всяческих ранений Весь мир в покое находился И никогда б не изменился.
Автор
Так рассуждала та девица,
Что была старшая сестрица.
Две, что помладше посмотрели Тоже в царицы захотели.
Тут встала средняя сестрица: Сила трения скольжения А если я буду царицей,
Всем окажу сопротивление Я сила трения скольжения!
Все будет в мире равномерно Пусть медленно, но точно, верно Пусть все будет теперь скользить, И смазку надо отменить!
Автор
Так говорила та девица,
Что быоа средняя сестрица Сила трения екольжения А ты чего молчишь , сестра? Скажи нам зао-ао на ура !
Авто.
И остала младшая сестрица Сила трения качения
Вот, кабы1 я быта царицей,
Что мной задумано - с вершилось Все в мире сразу покатилось: Велосипеды, поезда,
Машины катятся... куда?
Все покатилось, без сомненья..
Я сила трения-каченья!
Автор
Вот так мечтали три сестрицы, Всем так хотелось быть царицей! Но вот к ним сила подошла То сила тяжести была:
Сила тяжести
Нет, милые мои сестрицы,
В Механике тут нет царицы,
В Механике тут все равны И силы всякие нужны!
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011
51
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
- Ребята, вам понравилось?
-(Д а!)
- Предлагаю вам стоя поаплодировать нашим артистам! И проводить их, сделав по 3 шага вперед и по 3 шага назад! Молодцы! А теперь присаживайтесь и продолжим работать дальше .
- Давайте выясни м, от чего зависит сила трения? Ваши предположения, ребята?
- (От того по какой поверхности скользит тело поверхности).
- (От вела тела).
- (От площади соприкасающихся поверхностей тел).
- Мне ния р азделились. Поэтому, я пр едлаггю вам р аботу по группам, где вам предстоит выяснить:
Первая группа: зависит ли сила трения от рода яо-привасающихся полерхн остей.
Вторая группа: зависит ли сила трения от веса са-моготела.
Вр етья группа: зависимость силы трения от плаща-ди поверх ности. (на столах у учащих ся есть все необходимые приборы)
После обсуждения и обляна опытом, уче ники делают вывод, что сила трени я завилит от рода трущихся материалов и от веса тела. От площади поверхности не вависит.
Ребята, вы молодцы! Сегодня вы мн ого узнали нового. Давайте подведео итог аашему плодттворному труду. И в завершенил авсьменно ответим на вопросы теста.
Теят «Осла трения»
3. Какие тела из данных на рисунке испытывают трение скольжения"?
а) № 1; б) № 2; в) № 3.
4. При каком условии силу трения скольжения бруска можно измерить динамометром?
а) В случае быстрого перемещения бруска.
б) Есл и брусгк двигать медленно.
в) Если рывяом сдвинуть брусок с места.
г) При у слови и оавномерного движения Нруска.
5. Для того чтобы сднинуть ящяк, к нему приложили силу; {50 Н. При втом он стал дви гаться равномерно. Че му равна сила трения?
а) 0 Н; Н) 80 Н; в) 40 Н; г) 160 Н.
В кон це урока учителм блаводарит детей за отличную работу, выставляет оценки и дает задание на дом.
Домашнее задание: параграф 16-17, найти поговорки о тренжи.
1. В чем причина возникновения силы трения?
а) Потому что поверхности тел шероховатые.
б) Потому что молекулы соприкасающихся тел вза-и мнт притягивяютсв другк другу.
в) Потому итс по заоону всемирного тяготения тела п ритятиваются рруг и другу.
г) Потому что шероховатости поверхностей тел це-пляютия друг за друга, а лолекулы, находящиеся на по-в ерхнтитях, взтимно притягиваются.
2. В каком случае, п редстаоленном здесь, возникает с ил а трени я лачения?
№ 1 № 2 № 3
а) № 1; б) № 2; в) № 3.
Приготовить доклады:
«Трение в жизни человека. Полезно оно или вредно?»
«Трение в технике. Как можно уменьшить трения"?»
«Трлние в прияоде. Как можно увеличить трение?»
Литература
1. Жигарева Н. В. Формирование критического мышления школьников в процессе обтчения физике ери использовании ком пьютерных моделей // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 2.
2. Муаина Ю. Р Использовмниа метода проеетов на практических зянятиях по физикдустуаентов IT - специальностей // Инновацяонные вроекты и прогреммыв образовании -2010. - № 4.
3. Свиридова Е. М. Проектирование нестандартного урока физики // Эксперимент и инновации в школе.- 2009 -№ 5.
4. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущносни // Экапернмент и инноиации в школе . -2010.- № 3.
52
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011