Научная статья на тему 'Сценарий урока по теме: «Сила трения. Виды силы трения»'

Сценарий урока по теме: «Сила трения. Виды силы трения» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
7645
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ / ТЕСТ / ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Выборных Ирина Валентиновна

Урок по теме: «Сила трения. Виды силы трения» проводится в 7 классе. Во время урока учитель использует различные формы работы: тестирование, физический диктант, беседа, демонстрация опытов, в ходе которых, ученики самостоятельно делают необходимые выводы, обобщают известные данные и записывают их. В процессе урока проводится мини-исследовательская работа, используется игровой момент сценка, поставленная и написанная учениками совместно с учителем, проводится физминутка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценарий урока по теме: «Сила трения. Виды силы трения»»

ИННОВАЦИОННЫЕИИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕПРОЕКТЫ,ПРОГРАММЫ^ПОДХОДЫ_

И. В. Выборных

СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО ТЕМЕ: «СИЛА ТРЕНИЯ. ВИДЫ СИЛЫ ТРЕНИЯ»

Аннотация. Урок по теме: «Сила трения. Виды силы трения» проводится в 7 классе. Во время урока учитель использует различные формы работы: тестирование, физический диктант, беседа, демонстрация опытов, в ходе которых, ученики самостоятельно делают необходимые выводы, обобщают известные данные и записывают их. В процессе урока проводится мини-исследовательская работа, используется игровой момент - сценка, поставленная и написанная учениками совместно с учителем, проводится физминутка.

Ключевые слова: физический диктант, тест, демонстрационный эксперимент, исследовательская работа, творческая работа учащихся.

Цель урока:

Познакомить учащихся с силой трения, видами сил трения.

Задачи урока:

Образовательные - изучить особенности силы трения; экспериментально установить, в чем причина явления трения, от чего зависит сила трения.

Развивающие - развивать мотивацию учащихся; проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях, формировать умение делать логические заключения, выводы и обобщения.

Воспитательные- создать для каждого ученика ситуацию успеха на уроке.

Оборудование к уроку. Демонстрационное: два бруска разной массы, динамометр, тележка. Лабораторное: на каждом столе - брусок, динамометр, стеклянные пластинки. Дополнительно: 1 ряд - наждачная бумага, пленка, пластмасса; 2 ряд - набор брусков.

Ход урока

Учитель. Добрый день, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня на уроке мы познакомимся с новым явлением, с которым вы неоднократно сталкивались в повседневной жизни. Но прежде, проверим ваши знания.

Для этого проведем физический диктант по вариантам. Через 7 минут, на доске высвечиваются ответы. Обменявшись вариантами, учащиеся самостоятельно проверяют работы и сами же выставляют оценки друг другу, словесно объясняя правильные ответы.

Физический диктант Вариант № 1

1. Что называют силой?

2. Какие силы вы знаете?

3. Действует ли сила тяжести на летящего в воздухе грача? На перышко, выпавшее из его крыла?

4. На тело по одной прямой действуют силы, направленные в одну сторону, равные 1 Н и 3 Н. Чему равна равнодействующая сила?

5. Нарисуйте тело на опоре и укажите силы, действующие на тело.

Вариант № 2

1. К изменению чего приводит действие силы на тело?

2. Как называется прибор для измерения силы?

3. К какому телу приложен вес мухи, ползающей по потолку?

4. На тело по одной прямой действуют силы, направленные в разные стороны, равные 2 Н и 3 Н. Чему равна равнодействующая сила?

5. Тело висит на нити, укажите, какие силы действуют на тело.

Учитель. Молодцы, ребята! Полученный багаж знаний пригодится вам для изучения новой темы. Открываем тетрадь и записываем тему урока:

«Сила трения. Виды силы трения».

Учитель. Ребята, внимание, если толкнуть брусок по столу (демонстрирует движение бруска) то со временем, его скорость уменьшается, и он останавливается.

Как вы думаете, почему?

Что является причиной изменения скорости тела?

- (Действующая на тело сила).

- Какие силы действуют на брусок при его движении?

- (Сила тяжести и сила реакции опоры).

- Как направлены силы?

- (Сила тяжести вертикально вниз, а сила реакции опоры вертикально вверх. Следовательно, силы уравновешивают друг друга).

- А это значит, что эти силы не могут привести к остановке бруска. Видимо существует какая-то другая сила, которая действует на брусок при его движении, приводя к уменьшению его скорости.

Давайте, ребята, выясним, что это за сила, куда она направлена, в чем причина ее возникновения.

Поскольку скорость бруска уменьшается, как вы думаете, в какую сторону направлена сила?

- (Противоположно движению.)

- Верно. А в чем же причина возникновения силы? Проведите рукой по поверхности стола, бруска. Можно ли сказать, что они абсолютно гладкие?

- (Нет, у них есть небольшие неровности.)

- Именно неровности и шероховатости поверхностей цепляются друг за друга, тормозя брусок. По

50

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

той же причине, останавливаются санки, скатывающиеся с горки, шайба, скользящая по льду. Во всех данных случаях проявляется явление трения. (Сила, которая возникает при девжени и одного тела по п оеерхности другого, приложенная к д вижущемуся телу о нал рав-ленная пр отив движения, назыоается силой трения.

Обозначается■ ем рисунок)

F

■ F (записываем определение и дела-

тр

- А есл и тела будут идеаль но еладоими. Как вы думаете, это уменьшит трение? У вас на столах лежат по две гладких хорошо притертых другкдру гу стеклянных пластинок. Попробуйте переместить их относительно друг друга. Что вы1 замечаете?

- (Перемещать тяжело.)

- Это так. Попробуйте объяснить , почему? ( с помо щью уаииЕля учащиеся приходят к вы1воду о том, что молекулы пластин так близко ояезытаются друг к друга, что между ними действуют силы взаимного притяжения, кото-

такое трение возникает при движении саней по снегу. И как правильно вы1 заметили, сила трения скольжения меньше, чам сила трения п окоя. А если п омектить брусок на телвжку и сатить её, исполизуя динамометр, то оы1 увидим, что еначеное силы1 рения будет всего 0, 5 Н. Если одно тело не скользит, а катится по поверх-оостс другого, то еила трения, возникающая при мтом, назытсеося силой трения каиения. Так, при движении колем машиня1 проявляется трение качения. С равн ивая показа н ия дин ампметров, какой можно сделать вывод?

- (Кто сила трения каеения меньше сслы трения иеолеженся.)

- Запишем и нарисуем в тетрадь виды сил трения, исполЕзуя ааблицу, кото|еаа выс ветилась доске. Дома продолжите зиполнять.

Сева тренск поток Ссва тренсн стовьеенгк Ссва тренск таренск

<и v v

V Ns F 1 тр ► F Гтк р.

« О

х

Пксмеро: Пксмеро: Пксмеро:

рые и являются причиной трения)

Итак, р ебята, сделатее вышод, какова причина трения?

- неровности и шероховатоити поверхностей.

- взокмоом притяжесии молеаул ооприкакающихся тел.

Записываем в тетрадь.

- Ребята, как можно измерить силу?

- (С помощью динамометра.)

- Правильно. Прикрепите динамометр за нитку к вашему бруску, старайтень тянутк ааиномерно. Сила тяги при равно мерном движению будет ра вна акле трония . Запишите в тетрадь показания вашего динамометра.

А теперь снова внимание на демонстрационный стол! Я беру большой и тяжелый брусок, прикрепляю его за нить к динамометру и пытаюсь его тянуть. Сдвинуть с места не удается быстро, при этом динамометр растянулся и показывает значение 3, 5 Н. Но как только я сдвигаю брусок с места и он равномерно скользит с моей помощью, динамометр показывает уже 3 Н. О чем это говорит?

- (Трение покоящегося бруска больше, ием скользящего бруска.)

- Молодцы! Это разные виды трения, которые отличаются и по величине.

Сила трения, возникающая между покоящимися друг относительно друга телами, называется силой трения покоя. Именно эта сила мешает нам сдвинуть с места тяжелый шкаф, удерживает гвоздь, вбитый в доску, не дает развязаться банту на ленте, удерживает нитку, которой сшиты два куска ткани. При скольжении одного тела по поверхности другого возникает сила трения, которая называется силой трения скольжения. Например,

-к Ребяти, а теперь для ваи сюрприз , старшекл асс-ники приготовили сказку о трех сестрицах.

Разыгрывается сценка.

Действующие ли ца: сила Треения покоя, сил;:- Трения скольжения, сила Трения качения, сила Тяжести, автор. В руках у сил мячик, машинка, масло, детский шкаф, кунла. Все в соответствующих костюмах, на голове царские короны.

Автор:

В атране Механике однажды, Когда и где уже неважно,

Сидели грустнк три девицы Три силы трения-сестрицы.

Долго сидели и молчали Все, что вокруг не замечали.

И вот одн а из них привстала И громким голосом сказала:

Сила трения покоя Из вас я старшая сестрица Самая сильная девица Я - сила трения покоя Прошу послушать меня стоя!

Вот, если б я была царицей Сказала первая сестрица,

Я бы весь мир остановила И двигаться бы запретила!

Тогда бы не было падений, Аварий, всяческих ранений Весь мир в покое находился И никогда б не изменился.

Автор

Так рассуждала та девица,

Что была старшая сестрица.

Две, что помладше посмотрели Тоже в царицы захотели.

Тут встала средняя сестрица: Сила трения скольжения А если я буду царицей,

Всем окажу сопротивление Я сила трения скольжения!

Все будет в мире равномерно Пусть медленно, но точно, верно Пусть все будет теперь скользить, И смазку надо отменить!

Автор

Так говорила та девица,

Что быоа средняя сестрица Сила трения екольжения А ты чего молчишь , сестра? Скажи нам зао-ао на ура !

Авто.

И остала младшая сестрица Сила трения качения

Вот, кабы1 я быта царицей,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что мной задумано - с вершилось Все в мире сразу покатилось: Велосипеды, поезда,

Машины катятся... куда?

Все покатилось, без сомненья..

Я сила трения-каченья!

Автор

Вот так мечтали три сестрицы, Всем так хотелось быть царицей! Но вот к ним сила подошла То сила тяжести была:

Сила тяжести

Нет, милые мои сестрицы,

В Механике тут нет царицы,

В Механике тут все равны И силы всякие нужны!

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011

51

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

- Ребята, вам понравилось?

-(Д а!)

- Предлагаю вам стоя поаплодировать нашим артистам! И проводить их, сделав по 3 шага вперед и по 3 шага назад! Молодцы! А теперь присаживайтесь и продолжим работать дальше .

- Давайте выясни м, от чего зависит сила трения? Ваши предположения, ребята?

- (От того по какой поверхности скользит тело поверхности).

- (От вела тела).

- (От площади соприкасающихся поверхностей тел).

- Мне ния р азделились. Поэтому, я пр едлаггю вам р аботу по группам, где вам предстоит выяснить:

Первая группа: зависит ли сила трения от рода яо-привасающихся полерхн остей.

Вторая группа: зависит ли сила трения от веса са-моготела.

Вр етья группа: зависимость силы трения от плаща-ди поверх ности. (на столах у учащих ся есть все необходимые приборы)

После обсуждения и обляна опытом, уче ники делают вывод, что сила трени я завилит от рода трущихся материалов и от веса тела. От площади поверхности не вависит.

Ребята, вы молодцы! Сегодня вы мн ого узнали нового. Давайте подведео итог аашему плодттворному труду. И в завершенил авсьменно ответим на вопросы теста.

Теят «Осла трения»

3. Какие тела из данных на рисунке испытывают трение скольжения"?

а) № 1; б) № 2; в) № 3.

4. При каком условии силу трения скольжения бруска можно измерить динамометром?

а) В случае быстрого перемещения бруска.

б) Есл и брусгк двигать медленно.

в) Если рывяом сдвинуть брусок с места.

г) При у слови и оавномерного движения Нруска.

5. Для того чтобы сднинуть ящяк, к нему приложили силу; {50 Н. При втом он стал дви гаться равномерно. Че му равна сила трения?

а) 0 Н; Н) 80 Н; в) 40 Н; г) 160 Н.

В кон це урока учителм блаводарит детей за отличную работу, выставляет оценки и дает задание на дом.

Домашнее задание: параграф 16-17, найти поговорки о тренжи.

1. В чем причина возникновения силы трения?

а) Потому что поверхности тел шероховатые.

б) Потому что молекулы соприкасающихся тел вза-и мнт притягивяютсв другк другу.

в) Потому итс по заоону всемирного тяготения тела п ритятиваются рруг и другу.

г) Потому что шероховатости поверхностей тел це-пляютия друг за друга, а лолекулы, находящиеся на по-в ерхнтитях, взтимно притягиваются.

2. В каком случае, п редстаоленном здесь, возникает с ил а трени я лачения?

№ 1 № 2 № 3

а) № 1; б) № 2; в) № 3.

Приготовить доклады:

«Трение в жизни человека. Полезно оно или вредно?»

«Трение в технике. Как можно уменьшить трения"?»

«Трлние в прияоде. Как можно увеличить трение?»

Литература

1. Жигарева Н. В. Формирование критического мышления школьников в процессе обтчения физике ери использовании ком пьютерных моделей // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 2.

2. Муаина Ю. Р Использовмниа метода проеетов на практических зянятиях по физикдустуаентов IT - специальностей // Инновацяонные вроекты и прогреммыв образовании -2010. - № 4.

3. Свиридова Е. М. Проектирование нестандартного урока физики // Эксперимент и инновации в школе.- 2009 -№ 5.

4. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущносни // Экапернмент и инноиации в школе . -2010.- № 3.

52

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.