педагогические науки
Журавлева Надежда Степановна, Кашлач Ирина Федоровна МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ...
УДК 372.853
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
© 2018
Журавлева Надежда Степановна, кандидат педагогических наук, доцент Кашлач Ирина Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент
Тюменский государственный университет, филиал в г. Ишим (627750, Россия, Ишим, ул. Ленина, 1, e-mail: ira.kashlach.63@mail.ru)
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме межпредметных связей как условию развития универсальных учебных действий в средней школе. Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего, чему и как необходимо обучать. Все отрасли современной науки тесно взаимосвязаны, поэтому академические предметы не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи - это дидактическое условие и средство глубокого и всестороннего овладения науками. Реализация междисциплинарных связей создает благоприятные условия для формирования общеобразовательных навыков учащихся, повышает эффективность практической ориентации образования. Способность учащегося успешно освоить новые знания, навыки и компетенции, в том числе самостоятельную организацию учебного процесса, то есть способность учиться обеспечивается тем, что универсальная учебная деятельность, как обобщенные действия, открывает возможность широкой ориентации учащихся, как в разных предметных областях, так и в структуре самообразования, включая осознание учащихся ее целевой ориентации, ценностно-семантических и общенациональных характеристик. Процесс обучения определяет содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития этих универсальных учебных действий и их свойства.
Ключевые слова: межпредметные связи, учебный процесс, регулятивное действие, универсальные учебные действия, обучение, начальная школа, метапредметный результат, познавательная деятельность, инициативность, источник мотивации, речевая деятельность, мышление.
INTERSUBJECT COMMUNICATIONS AS THE CONDITION OF DEVELOPMENT OF UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES IN SECONDARY SCHOOL
© 2018
Zhuravleva Nadezhda Stepanovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Kashlach Irina Fedorovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Tyumen State University, branch of Ishim (627750, Russia, Ishim, Lenina street, 1, e-mail: ira.kashlach.63@mail.ru.)
Abstract. This article is devoted to the problem of intersubject communications as a condition for the development of universal learning activities in secondary school. Modern education requires clear answers to key questions: why, what and how to teach. All branches of modern science are closely interrelated, therefore, academic subjects cannot be isolated from each other. Intersubject communications are a didactic condition and a means of profound and comprehensive mastering of the sciences. The implementation of interdisciplinary ties creates favorable conditions for the formation of general educational skills of students, increases the effectiveness of the practical orientation of education. The student's ability to successfully absorb new knowledge, skills and competencies, including the independent organization of the learning process, that is, the ability to learn is ensured by the fact that universal learning activities, as generalized actions, open the possibility of broad orientation of students, both in different subject areas and in the structure of the self-educational activities, including students' awareness of its target orientation, value-semantic and national characteristics. The learning process specifies the content and characteristics of the child's learning activity and thereby determines the zone of the nearest development of these universal learning activities and their properties.
Keywords: intersubject communications, educational process, regulatory action, universal learning activities, training, primary school, meta-subject result, cognitive activity, initiativity, source of motivation, speech activity, thinking.
Перед современной школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире. Поэтому обществу нужны образованные, моральные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, предсказывая их возможные последствия; самостоятельно принимать решения; быть в состоянии сотрудничать [1].
В этой связи необходимо изменить характер учебного процесса и работу учащихся. Узкоспециальные знания перестали быть основой для успеха ребенка в жизни, поэтому стало необходимо интегрировать эти знания, сделать их метапредметными, то есть сформировать общую картину мира у детей, а также умение ориентироваться в разных ситуациях [2].
Межпредметные понятия встречаются в различных учебных дисциплинах и в реальных жизненных ситуациях. Возникают вопросы о связи между УУД и межпредметными понятиями и о том, как изучение межпредметных понятий влияет на формирование УУД у школьников.
Для жизнедеятельности человека важно не наличие запаса какого-то внутреннего багажа всего изученного и усвоенного на уроках в школе, а проявление и возможность использовать то, что есть. Другими словами, важны не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Важным является общекультурное, личност-
ное и познавательное развитие учащихся, учителю необходимо «научить учиться».
Сегодня, в условиях модернизации образования, работы по новым стандартам, мало дать ребенку знания, надо научить ребенка складывать все в единое целое, находить новые знания и производить новый продукт. На помощь приходит межпредметные связи.
Одним из способов формирования метапредметных результатов обучения являются межпредметные связи. Нет, пожалуй, ни одного предмета в школьном курсе, который так или иначе не мог бы быть привлечен на уроке физики, будь то математика или химия, биология или география, природоведение или астрономия, история или обществознание, литература или иностранные языки, рисование, технология и другие [3].
Посредством установления межпредметных связей с направлением физики у учащихся формируется: обширность круга знаний; осознание физического взаимодействия в окружающем мире в ходе освоения ключевых концепций и законов физики; оптимальность организации учебно-воспитательного процесса; комплексность сформированного научного мировоззрения, единства восприятия материального мира. Такая структура полученных знаний и навыков могут быть использованы в ходе освоения разнообразных предметных областей учащимися, а в связи с этим приобретает большое значение в целостном образовательном процессе. Помимо этого,
Zhuravleva Nadezhda Stepanovna, Kashlach Irina Fedorovna pedagogical
INTERSUBJECT COMMUNICATIONS AS THE CONDITION ... sciences
такие межпредметные связи повышают уровень логического мышления и способствуют формированию и развитию творческих способностей школьников [4].
Чаще всего учитель физики осуществляет межпредметные связи между курсами естественнонаучных дисциплин.
Цикл познания в естествознании содержит четыре звена и происходит по следующей схеме, представлено на рисунке 1.
Модель-гипотеза 2 Следствие 3
Опытные факты 1 Эксперимент 4
Рисунок 1 - Цикл познания в естествознании
Обычно он начинается с выбора группы аналогичных экспериментальных фактов. Затем, выдвигается гипотеза. Эта гипотеза позволяет вам спланировать предположительно иные факты, не известные в процессе обобщения. Экспериментальным путем проверяется действительность предположения. В случае, когда теоретические следствия из первоначальной модели подтверждены экспериментом, то абстрактная модель, основанная на теории, правильно отражает свойства изучаемых явлений. Если, с другой стороны, эксперимент дает неожиданные результаты, для их объяснения требуется пояснение или замена этой модели [5].
Осуществлению обучения в соответствии с циклом познания во многом способствуют межпредметные связи физики с другими предметами естественнонаучного направления. Литература, изобразительное искусство, музыка помогут учителю физики привлекать прекрасные физические предметы в описаниях природы, юмора и шутки, морально-эстетических проблем науки в художественно-исторической форме.
Осуществление межпредметной связи на уроках математики с предметом физика происходит при работе с текстовыми задачами. Решение таких задач оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи [6; 7].
Решение текстовых задач способствуют развитию такого регулятивного навыка, как постановка цели предстоящей деятельности. Школьники задумываются о значении, о цели, что они делают, стараются понять, зачем это необходимо [8].
При решении задачи ученики осмысливают ситуацию, выделяют условие и требование. Ученики принимают и осознают задачу. Это они отражают в моделировании задачи [9].
Говоря о формировании универсальной учебной деятельности для учащихся, речь идет о тех навыках и способностях, которые развивают умение самостоятельно изучать новые знания. Таким образом, главная цель, стоящая перед учителем, - научить детей самостоятельно приобретать знания [10].
Например, 9 класс. Тема: «Законы Ньютона». Эта тема требует глубокого понимания физической сути явлений, поэтому учителю необходимо подвести обучающихся к тому, чтобы они сами поставили цели и наметили пути их решения. Например, тема, которую изучают в школе «Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение». При повторении пройденного материала, проводится анализ этих движений. Учитель акцентирует внимание ребят на то, что при равномерном движении скорость постоянна, а при неравномерном движении скорость меняется и тело приобретает ускорение, и ставит перед ребятами проблему: «Выяснить, при каких условиях тела двигаются равномерно и неравномерно?» Сообщает им, что эту же проблему поставил перед собой английский учёный И. Ньютон. Предлагает ребятам внести предложения для решения данной проблемы [11].
При совместной работе с ребятами, учитель выясняет причины движений, обсуждает какие опыты можно про-
98
вести и какие ситуации рассмотреть (движение на дороге), которые помогут решить эту проблему. Проведя опыты и анализируя дорожные ситуации, учитель с учащимися формулирует первый и второй законы Ньютона и сравнивает с формулировкой законов Ньютона в учебнике.
Как показала практика, в результате такой деятельности, возрастает интерес к занятиям, мотивация и познавательная активность обучающихся. Ребята показывают своё умение планировать и проводить опыты, анализировать физические явления, которые они наблюдают.
С целью реализации познавательных УУД преподаватель использует опорные конспекты. При изучении нового материала, совместно с ребятами, преподаватель на доске, а ребята в тетради, работают над составлением опорного конспекта, тем самым преподаватель учит их видеть явления и процессы во взаимосвязи друг с другом, учит анализировать основные понятия и формулы. Всё это позволяет учить обучающихся выделять основное, а задача учителя направлять их мысли и действия, а опорный конспект воспринимается ребятами как результат собственного труда и в дальнейшем они пользуются им как справочником, особенно при подготовке к ЕГЭ [10].
Формирование УУД при самостоятельной работе обучающихся связанных с решением количественных и экспериментальных задач достигается через использование опорных конспектов с пошаговой программой действий.
Например, задача. Тело трогается с места и через 10с приобретает скорость 36 км/ч. Определить путь, пройденный телом.
Анализ: в опорном конспекте прописано: тело трогается с места - начальная скорость = 0; тело приобрело скорость - скорость увеличивается- движение равноускоренное, ускорение положительное.
Регулятивная образовательная деятельность, а также коммуникативная, в основном составляют «Лабораторные работы» на уроках. Здесь ребята, изучив необходимые материалы дома, должны понять и сформулировать цель работы, составить план, выполнить необходимые измерения, рассчитать, проанализировать результат и сделать вывод. Поскольку лабораторные работы выполняются парами, то в процессе ее реализации развиваются коммуникативные навыки [8].
В контексте проектной деятельности проводятся обобщающие уроки по крупным темам, где ребята выполняют краткосрочные проекты, проводят лабораторные работы, которые не описаны в учебнике (ученики сами должны составить ход работы, таблицу для записи результатов, список оборудования).
Например, выполнение заданий исследовательского характера при изучении силы Архимеда. (На тело, погружённое в жидкость действует выталкивающая сила ....) [12].
Проблемный вопрос: какие факторы будут влиять на значение выталкивающей силы? Ребята, как вы думаете? Ребята высказывают свои предположения. Проверим ваши предположения.
Исследовательская работа в группах. Возможные предположения:
Выталкивающая сила зависит от: объёма тела, формы тела, глубины погружения тела, плотности тела, плотности жидкости.
Групповая работа.
Необходимое оборудование: динамометр, нить, сосуд с водой, алюминиевый и стальной бруски одинакового объема, раствором соли, тела разного объема, тела одинакового объёма и разной формы.
Задание 1. Определите выталкивающую силу, действующую на тела разного объема. Сравните эти силы. Сделайте вывод о зависимости (независимости) выталкивающей силы от объема тела. (Формула: Расчеты:
_вывод)._
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Журавлева Надежда Степановна, Кашлач Ирина Федоровна
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ...
Задание 2. Определите выталкивающие силы, действующие на тело в воде, растворе соли. Чем отличаются эти жидкости? Что можно сказать об выталкивающих силах, действующих на тело в различных жидкостях? Установите зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости. (Формула: Расчеты: Вывод).
Задание 3. Меняя форму пластилинового бруска и опуская его каждый раз в воду, с помощью динамометра определите выталкивающую силу, действующую на него. Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) выталкивающей силы от формы тела. (Формула: Расчеты: Вывод).
При проведении урока или внеклассного мероприятия с привлечением межпредметных связей учителю важно изучить материал из учебников смежных дисциплин и согласовать его с материалом урока (вечера).
В настоящее время межпредметные сообщения рассматриваются как один с путей развития обучения, что приводит к формированию качественно новые образования в образовательной деятельности школьников -междисциплинарные концепции и междисциплинарные навыки.
Основным условием успешной передачи предметного знания является сходство и аналогичность структуры содержательных и процессуальных элементов в серии междисциплинарных когнитивных задач определенного типа. На уроках необходимо побуждать учащихся самостоятельно решать проблемы с выполнением ими действий по модели и усвоением обобщенных ориентиров в синтезе знаний [13].
В то же время успех возможен для всех. Успешность деятельности, как известно, является самым важным мотиватором деятельности и интереса к ней. В коллективных формах учебной работы активно действуют стимулы когнитивного интереса, связанные с отношениями между участниками процесса обучения: эмоциональный тон, уверенность в познавательных способностях учащихся, взаимная поддержка в деятельности, элементы конкуренции, поощрения и другие [10].
Таким образом, межпредметные связи в школьном образовании способствуют комплексному формированию научно-теоретической и практико-ориентирован-ной подготовки учащихся посредством активизации познавательной деятельности всеобъемлющего характера. Они помогают учащимся использовать знания и навыки, которые были приобретены в ходе изучения всех образовательных направлений, позволяют использовать их при решении конкретных задач как в обучении, так и во внеурочной деятельности. Эффективность качественно налаженных межпредметных связей сказывается на повышении уровня преподавания, развития и обучения учащихся, является базисом в формировании комплексного восприятия, анализа и решения сложных проблем реальной действительности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании [Электронный ресурс] uchinf.ucoz.ru/2013-2014/2013_FGOS_2.pptx .
2. Физика в школе: Научно-методический журнал Автор/создатель: Издательство «Школьная пресса», г. Москва. № 5, 1998 г., стр. 43.
3. Физика в школе: Научно-методический журнал Автор/создатель: Издательство «Школьная пресса», г. Москва, № 6. 1996 г.. стр. 39.
4. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообра-зование в учебном процессе / И.В. Абакумова. - Ростов Н/Д., 2003.
5. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. - М.: Академия, 2001. - С. 272.
6. Деятельность учителя в условиях введения ФГОС. [Электронный ресурс] https://proshkolu.ru/. Дата обращения: 01.04.2018._
7. Бобоева «О фразеологизмах русского языка». [Электронный ресурс] http://yandex.ru/dck/jsredir?fro О.О. Дата обращения: 02.04.2018.
8. Виноградова Л.В. Методика преподавания математики в средней школе: учеб. пособие/ Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 252с.: - (Здравствуй, школа!).
9. Запесоцкий А.С. Образование, философия, культурология, политика. - М.: Наука, 2006. - с. 43.
10. Рудницкая В.Н. Математика. 3 кл. Методика обучения. (ФГОС), М.: Вентана-Граф, 2013 г.
11. Физика в школе: Научно-методический журнал Автор/создатель: Издательство «Школьная пресса», г. Москва, № 3, 1997 г., стр. 63.
12. Манаенкова О.А. Моделирование и проведение учебных занятий на основе интегративного подхода // Наука и школа. - 2002. - № 5. - С. 49-54.
13. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения, М., «Просвещение», 1984.
Статья поступила в редакцию 03.05.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018