B.C. БАЛАКИН, аспирант кафедры декоративно-прикладного
искусства и технической графики Орловского государственного университета Тел. 89066653971;Balakin86@mail.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ
Статья посвящена межпредметным связям в детской художественной школе, взаимосвязи дисциплин, их влиянию на жизнь учащихся, развитию способностей и навыков художественно-эстетических ценностей. Межпредметные связи составляют необходимое условие организации учебно-воспитательного процесса, отражают естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих в жизни общества.
Ключевые слова: межпредметные связи, детская художественная школа, учащиеся, воспитательный процесс, педагогика.
Современное общество понемногу переориентирует цели воспитания человека с настоящего научно-технического прогресса на осуществление возможностей и ценностей человека в нем. В последние годы наблюдается тенденция гуманизации социальных взаимоотношений. Более всего в этом нуждается сфера образования и воспитания. Исследования последних лет в области человекознания подтверждают, что главное назначение образования состоит в том, чтобы создать условия для свободного развития личности.
В исследованиях ряда ученых разработаны отдельные аспекты проблемы и теории становления интегрированного подхода в образовании.
Традиционно межпредметные связи в содержании обучения проходят на уровне учебного предмета и учебной информации. Однако научно обоснованное построение содержания требует отбора и структурирования учебной информации, что приводит к поэтапным технологическим вложениям в другое содержание образования.
Современная школа призвана научить ребенка познавательной мобильности, рациональному отбору, эффективному усвоению насыщенной информации.
Ведутся поиски в области интегрированных форм учебных занятий в детских ху -дожественных школах. Традиционная образовательная практика обучения проходит в рамках изолированных учебных предметов.
Анализ теории и практики художественного образования с позиции интегрированного воздействия на развитие учащихся позволяет выделить следующие противоречивые тенденции в современной педагогике и методике:
- провозглашенные цели развивающего обучения еще не связываются с развивающим потенциалом целостного изучения явлений природы и общества в содержании художественного образования;
- педагогические поиски в области организации интегрированных форм учебных занятий не всегда сочетаются с развивающим потенциалом межпредметных связей в художественном образовании.
© В.С. Балакин
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
1>сш
Каждый учебный предмет, образовательная область вносит свой вклад в развитие личности и индивидуальности ученика, в формирование его мировоззрения, взглядов, убеждений. Если взять живопись и историю искусства, то они призваны раскрыть перед учащимися современную картину мира развития реалистического рисования.
В природе и обществе нет изолированных процессов. Нельзя понимать мир по отдельным независимым законам связей, явлений. В реальном мире все взаимосвязано, а в учебных предметах изучается с разных сторон. Закономерно возникает проблема интеграции, взаимных межпредметных связей в художественной школе.
Эти связи рассматривают взаимную согласованность учебных программ, обусловленную системой наук и дидактическими целями. Такое содержание отражает три признака взаимной обусловленности:
- выделение знаний или их элементов в учебных предметах, по-разному характеризующих реальные явления, объекты и процессы;
- указание способов связей, имеющих методический инструментарий, посредством ко -торого выявляются возможные логические конструкции и методические приемы их реализации;
- направленность связи на развивающие функции обучения.
Таким образом, существование межпредметных связей обусловлено наличием трех признаков: смысловым соотношением, наличием способа реализации и указанием направления этих связей.
Педагогический аспект межпредметных связей как целостного явления впервые был исследован В.Н. Максимовой и получил свое развитие в исследованиях И.Д. Зверева, Г. И. Суравегина, Т.К. Александровой, А.В. Усовой и др. Педагогическая идея межпредметных связей возникла и развивалась под влиянием процессов интеграции и дифференциации научных знаний. Межпредметные связи обозначают начальный уровень интеграции.
Дидактическая теория межпредметных связей нашла широкое отражение в публикациях, где определены функции, виды межпредметных связей, их место в современной школе, средства их реализации, разработана методика планирования и проведения комплексных форм организации обучения и т.д. Общедидактические положения конк-
ретизируются в методиках обучения отдельным предметам. На страницах методических журналов все чаще появляются статьи, освещающие опыт учителей-предметников по реализации межпредметных связей. Усилению внимания к проблеме межпредметных связей педагогов, ученых и практиков способствовало включение в новые учебные программы школы по основным предметам специального раздела «Межпредметные связи», рекомендации которого активизировали творческие поиски учителей, стимулировали совершенствование их педагогического мастерства в плане овладения умениями по осуществлению связей с другими предметами на уроках и во внеклассной работе.
Развитие идей межпредметных связей отражено в работах Г.И. Батуриной, Ш.И. Ганелина, П.М. Иванова, П.Г. Кулагина, которые показали, что решение данной проблемы в школьном обучении происходило в зависимости от конкретно-исторических условий его развития.
Выделение в педагогической теории идеи межпредметных связей и ее трансформация в самостоятельную дидактическую проблему связаны с практическими и теоретическими поисками прогрессивных педагогов различных эпох - Я.А. Ко -менского, И. Г. Песталоцци, А. Дистерверга, К. Д. Ушинского. Они выделяли проблему межпредметных связей как обеспечение системы знаний учащихся о мире. Я.А. Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».
К.Д. Ушинский дал психолого-педагогическое обоснование мировоззренческой роли межпредметных связей. Актуальной и перспективной явилась его идея о связи между предметами на основе ведущих идей и общих понятий. Рассматривая структуру науки, он отмечал, что «кроме специальных понятий, принадлежащих каждой науке в особенности, есть понятия, общие многим, а иные и всем наукам».
Идею интеграции в обучении К.Д. Ушинский считал одной из важнейших в формировании целостных и системных знаний. Его оценка значимости межпредметных связей в обучении оказала большое влияние на педагогов второй половины XIX - начала XX века.
Межпредметные связи были направлены на выработку трудовых и деловых умений и навы-
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Ейсш
ков. Первые практические попытки создания системы образования на проблемно-комплексной, интегрированной основе были предприняты в 20-х гг. в Советской России С.Т. Шацким, С.Я. Рубинштейном и др.
Это направление получило в нашей стране возможность практической реализации и вошло в историю педагогики под именем «трудовой школы». Основным принципом организации процесса обучения в трудовой школе являлся «метод жизненных комплексов».
Идея синтеза образовательного материала вокруг общих объектов и явлений жизни и деятельности людей развивалась по принципу концентрации учебного материала вокруг педагогически и жизненно целесообразных центров.
Межпредметные связи повышают научный уровень обучения, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, раскрывая его материальное единство. При этом развиваются диалектическое и системное мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предметов и наук. Без этих интеллектуальных способностей невозможно и творческое отношение человека к труду, решение на практике современных сложных задач, требующих синтеза знаний из разных предметных областей.
Таким образом, межпредметные связи составляют необходимое условие организации учебновоспитательного процесса как комплексного подхода к обучению и усиления его единства с воспитанием. В учебной деятельности учащихся реализация межпредметных связей служит дидактическим условием ее активизации, систематизации знаний, формированию самостоятельности мышления и познавательного интереса.
Каждый урок в детской художественной школе дети называют уроком творческого вдохновения и радости, уроком хорошего настроения, уроком, на котором открываются секреты мастерства.
Неподдельный интерес к этим урокам стимулирует у детей развитие волевых качеств, мыслительных операций анализа и синтеза, побуждает детей к творческому самовыражению.
Важнейшей особенностью уроков в детских художественных школах является взаимосвязь предметов, таких как история искусства, рисунок, декоративно-прикладное искусство, живопись. Практически на каждом уроке детям приходится
работать с трафаретами, наглядным материалом, геометрическими фигурами. Дети применяют на практике знания, полученные на уроках в общеобразовательной школе. Так, в 1-2 классах ребята узнают о геометрических фигурах, их свойствах. А на уроке основ композиции применяют эти знания, выполняя геометрическую мозаику.
На занятиях по композиции учащиеся узнают, что такое ось симметрии, что может быть несколько осей симметрии в одной фигуре, учатся правильно работать с бумагой. Далее эти знания применяются при составлении орнамента.
Кроме того, необходимы знания история искусства, навыки рисунка, чтобы правильно выполнить расчеты, сравнить, прослеживается тесная взаимосвязь со всеми предметами детской художе -ственной школы.
При анализе образца на занятиях по живописи и рисунку, декоративно-прикладному искусству большое внимание уделяется используемым материалам, их происхождению (например, истории возникновения бумаги, красок), происхождению необходимых для работы предметов (кистей, палитры). Обращаясь к истории возникновения матрешки, глиняной игрушки, мозаики, технология тесно переплетается с историей.
Знания ребенка о растительном и животном мире помогают при изготовлении цветков, фигурок животных на занятиях по скульптуре и декоративно-прикладному искусству и т.д. С большим интересом дети слушают легенды, посвященные разным цветкам, сами приносят на уроки интересные материалы из растений.
Уроки в детской художественной школе способствуют обогащению словарного запаса ребенка, т. к. ему приходится запоминать новые слова (коллаж, мозаика, барельеф, горельеф, орнамент и т. д.).
Часто дети стремятся помочь друг другу, показывают, как легче выполнить задание, ищут разные способы выполнения. Следовательно, под влиянием мотивации достижения успехов у детей в процессе работы формируются и совершенствуются такие личностные качества, как самостоятельность и трудолюбие, которые оказывают своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, самоконтроля, адекватной самооценки, влияющих на статусное положение ребенка в группе сверстников.
Таким образом, уроки в детской художественной школе занимают важное место в системе раз-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
вивающего обучения, художественно-эстетического и нравственного развития детей, решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка.
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании учащихся.
Реализация идеи межпредметных связей в пе-
дагогике и методике преподавания тесно связана с методологическими воззрениями педагогов на проблему синтеза и анализа научного знания как конкретного выражения дифференциации наук. Теоретическое и практическое решение этой проблемы изменялось в соответствии с развитием общества, его социальным заказом педагогической науке и школе. Утверждение и упрочение предметной системы преподавания в современной школе неразрывно связаны с развитием идеи межпредметных связей.
При разработке системы межпредметных связей важно определить понятия, которые должны быть усвоены школьниками на каждом этапе обучения. Эти понятия нужно год от года усложнять, одновременно расширять их круг. Однако со многими из них школьники должны знакомиться ежегодно, что позволит им уяснить всю глубину, сложность, многозначность понятий.
Таким образом, обучение в детской художе -ственной школе должно быть построено таким образом, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разделами учебных предметов - одно из необходимых условий развития комплекса умений и художественных способностей у учащихся.
Библиографический список
1. Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - Вологда, 1988. - 223 с.
2. Гурьев А.И. Межпредметные связи - теория и практика // Наука и образование. - Горно-Алтайск, 1998. - № 2. -204 с.
3. Колпакова Г.И. Межпредметные связи - одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса // Начальная школа. - 1989. - № 10-11. - С. 29-31.
4. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории. - М., 2002. - С. 37-40.
5. Петров А.В. Развивающее обучение: Монография. - Челябинск: Издательство ЧГПУ «Факел», 1997. - 261 с.
У.8. БЛЬЛКШ
USE OF INTERSUBJECT COMMUNICATIONS IN THE COURSE OF TRAINING OF SCHOOLBOYS AT CHILDREN’S ART SCHOOL
Article is devoted intersubject communications at children’s art school, interrelation of disciplines, their influence on life of pupils, development of abilities and skills of artly esthetic values. Intersubject communications make a necessary condition of the organization of teaching and educational process, reflect natural interrelations ofprocesses and the world around phenomena. Intersubject communications in school training are concrete expression of the integration processes occurring in life of a society.
Key words: intersubject communications, children’s art school, pupils, educational process, pedagogics.